Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. Становление — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Сказать о том, что личность окончательно состоялась, так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс. Вся динамика жизни и ход событий будет влиять на человека до самой смерти. И, значит, существует надобность в другом понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности человека под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. Таким понятием является «формирование». Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобождается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
К методам самовоспитания относятся: 1 — самопознание, 2 — самообладание, 3 — самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.
Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Скрытый, невидимый характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника, перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять, уничтожать, вытравливать», а положительные — вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок — это не магнитофон, в который педагог может вставить нужную кассету, а плохую кассету, с непристойными записями, — удалить.
Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недостатков уходит в прошлое. Еще К. Д. Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.
Принципы воспитания
Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Принципы воспитания — это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация. Чтобы отследить динамику принципов воспитания в отечественной педагогике за последние 10 лет, предлагаем ознакомиться с материалом, данным в табл. 2.
Даже если не обращать внимания на принцип коммунистической идейности, партийности и целеустремленности, занимающий в табл. 2 первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет), нетрудно заметить, что интерес к личности и индивидуальности воспитуемого проявляется лишь на 5-6 позиции. Так было вплоть до решительных перемен в жизни СССР — до 1991 года.
Коллективистский же принцип был в числе ведущих до 1991 года.
Важно выявить такую систему принципов, которая бы не зависела от частных теорий воспитания и социальных условий, в которых проходит процесс воспитания. История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизма, усиления нравственности основ образования и воспитания, к культуре.
На первое место можно поставить принцип гуманизма в воспитании. Этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия включает такие ценности, как достоинство, доброта, обходительность, образованность, духовная культура, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Еще В.Г. Белинский писал:
«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека».
Вторым принципом воспитания является культуросообразность. Говоря о принципе культуросообразности воспитания, невозможно обойти вопрос о духовном воспитании. Духовность различают светскую и религиозную. В 4-томном «Словаре русского языка», изданном в 1985 году, дается следующее определение духовности:
«Духовность — интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. Духовный:
а) связанный с внутренним, нравственным миром человека;
б) связанный с религией, церковью».
Религиозность создает особый педагогический фон:
нравственную стабильность, доброту, природосообразность. Поэтому в начале XX века С.И. Булгаков сожалел:
«Его (атеизм) мы приняли как последнее слово западной цивилизации... На многоветвистом дереве западной цивилизации, своими корнями идущем глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвь, не зная, не желая всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию...»
Третий принцип воспитания — принцип личностного функционирования. Воспитание как процесс, в который человек погружен с момента своего рождения до самой смерти, имеет множество видов. Каждый из них окрашен собственным смыслом. Обобщенно воспитание можно представить как стихийное (воспитание средой — социальным, экономическим, географическим, культурным и другим окружением) и организованное (семейное, школьное, политическое, клановое, мафиозное). По определению академика Г.М.Ахмедова школьное воспитание зависит во многом от личности учителя и условий его деятельности. Однако наибольшую научную разработанность, отраженную в учебниках педагогики, получило воспитание как целенаправленное формирующее воздействие посредством передачи заготовок-образцов: сознания, поведения, организации деятельности.
Современный заказ школе предполагает, что воспитание не может ограничиваться формированием сугубо исполнительских функций сознания. Воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека.
Принцип субъективного контроля. Понятие «субъективный контроль» используется в разработках психологии личности для определения способности личности сознавать и объяснять меру своего участия в том, что происходит. Различают экстернальный и интернальный уровни субъективного контроля. При экстернальном уровне все происходящее люди объясняют внешними обстоятельствами и случайностями.При интернальном все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека. Для успешного действия механизма личностных функций наибольшее значение имеет развитость интернального уровня как показатели обращенности личности к себе — главному действующему лицу, субъекту собственной жизни. Существует 4 основных уровня субъективного контроля:
♦ отсутствие видимой осознанной мотивации действия, т. е. немотивированное поведениер
♦ действие произведено под влиянием случайных, внешних факторов и не является обоснованным с позиций личностных функций;
♦ ситуация выбора поступка обусловлена переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов выбора; кризис может благополучно разрешиться при ненасильственном педагогическом вмешательстве;
♦ завершение кризиса; личность делает осознанный выбор и приступает к практической деятельности по его реализации.
Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказании помощи ребенку в его самоутверждении в жизни, самовыражении. Ведь все неудачи учащихся, по мнению американского педагога У. Глассера, объясняются двумя причинами: недостатком любви и заниженной самооценкой.
Принцип сотрудничества педагога с детьми не приемлет привычные модели воспитания, определяемые старой педагогической верой и страстью к воспитанию (типа «кнут и пряник», «правила движения» и др.). Необходимо вовлекать детей в общий труд учения и самосовершенствования, вызывающий у них радостное чувство успеха, развития, движения вперед. Главное в этом принципе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям.
Принцип включения личности в значимую деятельность. Ключ к воспитанию творческой личности лежит в организации и изменении таких видов деятельности, в которых осуществляется ее саморазвитие в противовес словесному морализаторству и уговорам. Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.
Общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учениками, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с учениками. Личностный подход обеспечивает свободу выбора любого вида деятельности, признание и оценку любых видов творчества, отсутствие подозрений в неспособности. Исходя из этого, принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, строятся с ориентацией на модель личности ученика, а не на модель деятельности учителя, как это было принято в традиционной педагогике,
I группа частных принципов учитывает направленность личности, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности:
• принцип самосовершенствования;
• принцип самореализации в творчестве;
• принцип готовности к ответственным действиям;
• принцип самоуважения.
II группа — это принцип социально-профессионального опыта:
• принцип учета поведения;
• принцип учета привычек;
• принцип развитости общения;
• принцип учета профессиональных умений;
• принцип учета развития аудио-визуальной культуры.
III группа — это принцип учета индивидуальных психических процессов.
Каждый ребенок — носитель разной степени решительности, упрямства, стеснительности, заносчивости, упорства и других качеств. Вряд ли сегодня можно принять всерьез традиционную точку зрения на то, что хотя бы одно из этих качеств можно сформировать, если оно не дано ребенку природой, и не сломать его как личность. Поэтому задачей учителя становится не формирование, а учет и развитие этих качеств. Такой подход противоречит традиционной педагогике, но, хотя и усложняет работу учителя, делает ее зато осмысленной, направленной на ненасильственное включение личности в деятельность, исходящую из реальных возможностей ребенка.
IV группа частных принципов — учет типологических свойств личности:
♦ принцип учета половых и возрастных различий;
♦ принцип учета особенностей характера и свойств нервной системы.
Такая сложная по числу компонентов и в то же время весьма логичная классификация принципов воспитания, лишенная даже намека на идеологию и социальный конформизм, дана отечественными педагогами, хотя у других авторов систематика принципов воспитания значительно проще. Например, профессор Вильнюсского педагогического института Б. Битинас называет следующие:
♦ гуманистическая направленность воспитания;
♦ воспитание деятельности на пользу других;
♦ групповая сплоченность воспитанников;
♦ систематичность воспитания;
♦ сотрудничество воспитателей и воспитанников;
♦ результативность воспитания.
Трудолюбие — основа жизни. Принцип трудолюбия в воспитании был сформулирован еще в прошлом веке К.Д. Ушинским в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении». «Воспитание не только должно внушить воспитаннику любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Воспитание должно внушить воспитаннику жажду труда».
Принцип народности. Воспитание должно исходить из действительных потребностей народа и закономерностей его развития. Этот принцип, сформулированный
К.Д. Ушинским, является категорией нравственной, ибо он представляет собой слияние личных стремлений с волей народа, личного блага с благом страны.
Талантливый советский педагог профессор Алигейдар Гашимов помимо народности, выделял особый принцип воспитания на традициях устного народного творчества. По его мнению, этот принцип обогащает ребенка эмоционально и эстетически, способствует развитию творческого начала в человеке.
Демократизм как принцип воспитания был назван педагогами – народниками, ибо школа не может стоять в стороне от движения за обновление общества.
Формулировка принципов воспитания — важнейшая теоретическая проблема. Важно выявить такую систему принципов, которая не зависела бы от частных теорий воспитания, от социальной ситуации, в которой осуществляется воспитательный процесс. Сложной является проблема полноты системы принципов, т. е. определение достаточных условий воспитания. Все это делает предлагаемый различными авторами перечень принципов отнюдь не конечным теоретическим обобщением.
Проф. Б. Битинас в работе «Процесс воспитания» подчеркивает, что принципы воспитания — это основные требования к процессу воспитания, к его содержанию и организации. Принципы воспитания — наиболее трудная в практической реализации категория. Принципы воспитания указывают на необходимые условия формирования и развития позиции личности воспитанника. Это означает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, так как он зависит и от других условий, однако нарушение требований принципа наверняка ведет к неудачам в воспитании. Этим принципы отличаются от закономерностей, которые существуют независимо от воли воспитателя и не могут быть нарушены.
♦ Принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания педагога на формирующихся отношениях воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.
♦ Принцип воспитания — принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим….. Ты этого хочешь? Это будет правильно?»
♦ Следующий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Союз принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Методы воспитания
Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.