Становление, формирование, социализация




Понятие «воспитание» связано и в то же время отли­чается от понятий «становление», «формирование», «соци­ализация». Социализация — процесс формирования лич­ности в определенных социальных условиях, в ходе ко­торого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила по­ведения, которые приняты в данном обществе или социаль­ной группе. Становление — термин, отражающий достиже­ние ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятель­но выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценност­ный выбор. Сказать о том, что личность окончательно состо­ялась, так же невозможно, как невозможно представить за­стывший процесс. Вся динамика жизни и ход событий будет влиять на человека до самой смерти. И, значит, существует надобность в другом понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности человека под воздействием всей суммы жизненных и со­циальных факторов. Таким понятием является «форми­рование». Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действитель­ностью, появления физических и социально-психологичес­ких новообразований в структуре личности.

Хорошо организованное воспитание приводит к форми­рованию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобождается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазви­тия. В процессе воспитания необходимо побудить ре­бенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутрен­них душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспи­тание, если оно не насилие, без самовоспитания невозмож­но. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорга­низации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непо­средственного получения человеком опыта поколений бла­годаря собственным устремлениям и выбранным средствам.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «са­мообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в дей­ствие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверж­дают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направ­ленная на изменение своей личности в соответствии с со­знательно поставленными целями, сложившимися идеа­лами и убеждениями. Самовоспитание предполагает опре­деленный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правиль­ность самооценки, умение видеть свои недостатки характе­ризуют зрелость человека и являются предпосылками орга­низации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких при­емов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, реше­ние сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и пове­дения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуп­равления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выпол­нением программы, оценки полученных результатов, само­коррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный вы­бор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1 — самопозна­ние, 2 — самообладание, 3 — самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самокон­троль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, само­исповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограни­чение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспи­тания.

Скрытый, невидимый характер протекающих в лично­сти процессов и длительность их завершающего формиро­вания ставят как педагога, так и самого воспитанника, перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некото­рых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать ка­кие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обраща­ются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведе­нии, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предполагалось, что отрицательные качества нужно «уда­лять, уничтожать, вытравливать», а положительные — вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок — это не магнитофон, в который педагог может вставить нуж­ную кассету, а плохую кассету, с непристойными запися­ми, — удалить.

Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недо­статков уходит в прошлое. Еще К. Д. Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются форми­рованием добрых привычек, которые станут заменой дур­ным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспи­тать, если поместить его в нормальные человеческие усло­вия. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положитель­ные качества ребенка.

 

Принципы воспитания

Принципы — общие руководящие положения, требу­ющие последовательности действий при различных усло­виях и обстоятельствах.

Принципы воспитания — это исходные начала, руко­водящие положения, основные требования, на основе кото­рых строится процесс воспитания, его содержание и органи­зация. Чтобы отследить динамику принципов воспитания в отечественной педагогике за последние 10 лет, предлага­ем ознакомиться с материалом, данным в табл. 2.

Даже если не обращать внимания на принцип комму­нистической идейности, партийности и целеустремленно­сти, занимающий в табл. 2 первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет), нетрудно заметить, что инте­рес к личности и индивидуальности воспитуемого про­является лишь на 5-6 позиции. Так было вплоть до ре­шительных перемен в жизни СССР — до 1991 года.

 

Коллективистский же принцип был в числе ведущих до 1991 года.

Важно выявить такую систему принципов, которая бы не зависела от частных теорий воспитания и социальных условий, в которых проходит процесс воспитания. История свидетельствует, что в критические моменты развития про­свещения педагогическая мысль всегда обращалась к иде­ям гуманизма, усиления нравственности основ образования и воспитания, к культуре.

На первое место можно поставить принцип гуманиз­ма в воспитании. Этот прин­цип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возмож­ностями и особенностями. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия вклю­чает такие ценности, как достоинство, доброта, обходитель­ность, образованность, духовная культура, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Еще В.Г. Белинский писал:

«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. Воспитание должно ви­деть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека».

Вторым принципом воспитания является культуросообразность. Говоря о принципе культуросообразности вос­питания, невозможно обойти вопрос о духовном воспита­нии. Духовность различают светскую и религиозную. В 4-томном «Словаре русского языка», изданном в 1985 году, дается следующее определение духовности:

«Духовность — интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. Духовный:

а) связанный с внутренним, нравственным миром че­ловека;

б) связанный с религией, церковью».

Религиозность создает особый педагогический фон:

нравственную стабильность, доброту, природосооб­раз­ность. Поэтому в начале XX века С.И. Булгаков сожалел:

«Его (атеизм) мы приняли как последнее слово запад­ной цивилизации... На многоветвистом дереве западной цивилизации, своими корнями идущем глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвь, не зная, не желая всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию...»

Третий принцип воспитания — принцип личностного функционирования. Воспитание как процесс, в который человек погружен с момента своего рождения до самой смерти, имеет множество видов. Каждый из них окрашен собственным смыслом. Обобщенно воспитание можно представить как стихийное (воспитание средой — соци­альным, экономическим, географическим, культурным и другим окружением) и организованное (семейное, школь­ное, политическое, клановое, мафиозное). По определению академика Г.М.Ахмедова школьное воспи­тание зависит во многом от личности учителя и условий его деятельности. Однако наибольшую научную разрабо­танность, отраженную в учебниках педагогики, получило воспитание как целенаправленное формирующее воздей­ствие посредством передачи заготовок-образцов: сознания, поведения, организации деятельности.

Современный заказ школе предполагает, что воспита­ние не может ограничиваться формированием сугубо ис­полнительских функций сознания. Воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких лично­стных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека.

Принцип субъективного контроля. Понятие «субъек­тивный контроль» используется в разработках психологии личности для определения способности личности созна­вать и объяснять меру своего участия в том, что происхо­дит. Различают экстернальный и интернальный уровни субъективного контроля. При экстернальном уровне все происходящее люди объясняют внешними обстоятельствами и случайностями.При интернальном все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека. Для успешного действия механизма личностных функций наибольшее значение имеет развитость интернального уровня как показатели обращенности личности к себе — главному действующему лицу, субъекту соб­ственной жизни. Существует 4 основных уровня субъек­тивного контроля:

♦ отсутствие видимой осознанной мотивации действия, т. е. немотивированное поведениер

♦ действие произведено под влиянием случайных, вне­шних факторов и не является обоснованным с позиций личностных функций;

♦ ситуация выбора поступка обусловлена переживани­ем кризиса, связанного с перебором вариантов выбора; кризис может благополучно разрешиться при ненасиль­ственном педагогическом вмешательстве;

♦ завершение кризиса; личность делает осознанный выбор и приступает к практической деятельности по его реализации.

Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказании помощи ребенку в его самоут­верждении в жизни, самовыражении. Ведь все неудачи учащихся, по мнению американского педагога У. Глассера, объясняются двумя причинами: недостатком любви и заниженной самооценкой.

Принцип сотрудничества педагога с детьми не прием­лет привычные модели воспитания, определяемые старой педагогической верой и страстью к воспитанию (типа «кнут и пряник», «правила движения» и др.). Необходи­мо вовлекать детей в общий труд учения и самосовершен­ствования, вызывающий у них радостное чувство успеха, развития, движения вперед. Главное в этом принципе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям.

Принцип включения личности в значимую деятель­ность. Ключ к воспитанию творческой личности лежит в организации и изменении таких видов деятельности, в ко­торых осуществляется ее саморазвитие в противовес сло­весному морализаторству и уговорам. Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чув­ствует, что он нужен людям как неповторимая индивиду­альность.

Общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учениками, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с учениками. Лично­стный подход обеспечивает свободу выбора любого вида деятельности, признание и оценку любых видов творчества, отсутствие подозрений в неспособности. Исходя из этого, принципы, определяющие тактику воспитательной дея­тельности, строятся с ориентацией на модель личности ученика, а не на модель деятельности учителя, как это было принято в традиционной педагогике,

I группа частных принципов учитывает направ­ленность личности, ее моральные качества, интере­сы, потребности, мотивы деятельности:

• принцип самосовершенствования;

• принцип самореализации в творчестве;

• принцип готовности к ответственным действиям;

• принцип самоуважения.

II группа — это принцип социально-профессио­нального опыта:

• принцип учета поведения;

• принцип учета привычек;

• принцип развитости общения;

• принцип учета профессиональных умений;

• принцип учета развития аудио-визуальной культуры.

III группа — это принцип учета индивидуальных психических процессов.

Каждый ребенок — носитель разной степени реши­тельности, упрямства, стеснительности, заносчивости, упор­ства и других качеств. Вряд ли сегодня можно принять всерьез традиционную точку зрения на то, что хотя бы одно из этих качеств можно сформировать, если оно не дано ребенку природой, и не сломать его как личность. Поэтому задачей учителя становится не формирование, а учет и развитие этих качеств. Такой подход противоречит традиционной педагогике, но, хотя и усложняет работу учителя, делает ее зато осмыслен­ной, направленной на ненасильственное включение лично­сти в деятельность, исходящую из реальных возможностей ребенка.

IV группа частных принципов — учет типологи­ческих свойств личности:

♦ принцип учета половых и возрастных различий;

♦ принцип учета особенностей характера и свойств не­рвной системы.

Такая сложная по числу компонентов и в то же время весьма логичная классификация принципов воспитания, лишенная даже намека на идеологию и социальный кон­формизм, дана отечественными педагогами, хотя у других авторов систе­матика принципов воспитания значительно проще. На­пример, профессор Вильнюсского педагогического инсти­тута Б. Битинас называет следующие:

♦ гуманистическая направленность воспитания;

♦ воспитание деятельности на пользу других;

♦ групповая сплоченность воспитанников;

♦ систематичность воспитания;

♦ сотрудничество воспитателей и воспитанников;

♦ результативность воспитания.

Трудолюбие — основа жизни. Принцип трудолюбия в воспитании был сформулирован еще в прошлом веке К.Д. Ушинским в работе «Труд в его психическом и вос­питательном значении». «Воспитание не только должно внушить воспитаннику любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьез­ный труд всегда тяжел. Воспитание должно внушить вос­питаннику жажду труда».

Принцип народности. Воспитание должно исходить из действительных потребностей народа и закономерно­стей его развития. Этот принцип, сформулированный

К.Д. Ушинским, является категорией нравственной, ибо он представляет собой слияние личных стремлений с волей народа, личного блага с благом страны.

Талантливый советский педагог профессор Алигей­дар Гашимов помимо народности, выделял особый принцип воспи­тания на традициях устного народного творчества. По его мнению, этот принцип обогащает ребенка эмоционально и эстетически, способствует развитию творческого начала в человеке.

Демократизм как принцип воспитания был назван педагогами – народниками, ибо школа не может стоять в стороне от движения за обновление общества.

Формулировка принципов воспитания — важнейшая теоретическая проблема. Важно выявить такую систему принципов, которая не зависела бы от частных теорий вос­питания, от социальной ситуации, в которой осуществля­ется воспитательный процесс. Сложной является пробле­ма полноты системы принципов, т. е. определение доста­точных условий воспитания. Все это делает предлагаемый различными авторами перечень принципов отнюдь не ко­нечным теоретическим обобщением.

Проф. Б. Битинас в работе «Процесс воспитания» под­черкивает, что принципы воспитания — это основные тре­бования к процессу воспитания, к его содержанию и орга­низации. Принципы воспитания — наиболее трудная в практической реализации категория. Принципы воспита­ния указывают на необходимые условия формирования и развития позиции личности воспитанника. Это означает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успе­ха, так как он зависит и от других условий, однако нару­шение требований принципа наверняка ведет к неудачам в воспитании. Этим принципы отличаются от закономер­ностей, которые существуют независимо от воли воспита­теля и не могут быть нарушены.

♦ Принцип воспитания, вытекающий из цели воспита­ния и учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания педагога на формирующих­ся отношениях воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Ус­ловием реализации принципа ориентации на ценностные от­ношения выступают философская и психологическая подго­товка педагога.

Принцип воспитания — принцип субъектности: пе­дагог максимально содействует развитию способности ре­бенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их послед­ствия для других людей и своей судьбы, производить ос­мысленный выбор жизненных решений. Принцип субъект­ности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предпо­лагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим….. Ты этого хочешь? Это будет правильно?»

♦ Следующий принцип воспитания вытекает из по­пытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его та­ким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, ка­ков он есть, признание ценности его личности, сохране­ние по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, ува­жения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз принципов воспитания придает ему гармоничес­ки сочетающиеся характеристики: философическую, диа­логическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Методы воспитания

Методы воспитательного воздействия — это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспи­тателем.

Выбор и осуществление методов осуществляется в со­ответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с уче­том специфики общественно-воспитательной среды, воз­раста, индивидуально-типологических особенностей уча­щихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспита­ния, с которыми они связаны. Средствами воспитания яв­ляются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагоги­ческих задач. Метод воспитания реализуется через дея­тельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кино­фильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: