Закономерности воспитания




Когда речь идет о специально организованной воспита­тельной деятельности, то обычно эта деятельность ассоци­ируется с определенным воздействием, влиянием на фор­мируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как спе­циально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее оп­ределяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Под воспитанием следует понимать целенаправлен­ный и сознательно осуществляемый педагогический про­цесс организации и стимулирования разнообразной дея­тельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, соци­альными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности по­лучил название деятельностно-отношенческой концеп­ции воспитания. Сущность этой концепции, как показа­но выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладе­нию общественным опытом и умело стимулируя его ак­тивность (отношение) в этой деятельности, можно осуще­ствлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отно­шения к ней воспитание невозможно. Именно в этом со­стоит глубинная сущность сложнейшего процесса.

Что следует понимать под закономерностями воспита­ния? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реали­зация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

1. Характер воспитания на всех исторических эта­пах определяется объективными потребностями про­изводства и интересами правящих классов общества, что, безусловно, является его существенной закономернос­тью.

2. Следует указать другую важную закономерность: единство целей, содержания и методов воспитания.

3. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, что также следует считать одно й из закономерностей вос­питания.

4. Воспитание личности происходит только в про­цессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овла­девал знаниями, ему необходимо осуществлять познаватель­ную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбия, коллекти­визма, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Вот почему еще раз подчеркнем, что воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспита­тельных разговорах, назидательных беседах и наставле­ниях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отнбшения. Исходя из этого, С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организа­цию жизни и деятельности воспитанников.

5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Указанная закономерность (и это также показано выше) обусловливается тем, что эффективное развитие и форми­рование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой дея­тельности. Если же человек участвует в организуемой де­ятельности без желания или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически не развивает его. И челове­ка, как отмечал Л. В. Занков, нельзя силой заставить впи­тывать знания, овладевать культурой.

Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необ­ходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые по­буждают его к деятельности и к работе над собой.

Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические си­туации для возбуждения у учащихся подобных внут­ренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и установ­ки как стимулы ее активной деятельности.

Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формиро­вания у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежаще­го воспитательного эффекта.

6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с вы­сокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) пе­реживания и непосредственно сказывается на ее деятель­ности и развитии. Если эти отношения проникнуты вза­имным уважением, доверием, доброжелательностью и де­мократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащих­ся положительную реакцию и стимулировать их деятель­ность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, ав­торитарности, воспитательное влияние педагога вызывает у последнего отрицательные переживания и не дает положи­тельного воспитательного эффекта. В воспитательной рабо­те уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении.

7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетво­рение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторе­ние подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой, теряет всякую актив­ность. Например, школьник, отставший в учебе, совсем пе­рестает учиться.

8. В процессе воспитания необходимо выявлять по­ложительные качества учащихся и опираться на них. П. П. Блонский писал: «Нужно бороться не с учеником, у которого есть недостатки в учебе, а совместно с учени­ком бороться против этих недостатков». Но тогда чаще всего нужны не критика и осуждение, а проявление душев­ной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении встречающихся трудностей.

Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимисти­ческой гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, по­могать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков.

9. В воспитании необходимо учитывать возраст­ные и индивидуальные особенности учащихся.

10. Воспитание должно осуществляться в коллек­тиве и через коллектив.

Важной целью школьного воспитания является форми­рование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспи­тываться в хорошо организованном и здоровом в социаль­ном и духовном отношениях коллективе.

11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учите­лей, семьи и общественных организаций.

12. В процессе воспитания необходимо побудить ре­бенка к осуществлению самовоспитания.

♦ Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его воз­можностей.

Любая воспитательная задача решается через актив­ные действия: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориента­цию на самочувствие другого человека, интеллектуаль­ное — через мыслительную активность, решение интел­лектуальных задач.

Содержание деятельности детей в процессе их вос­питания определяется на каждый данный момент разви­тия актуальными потребностями ребенка. Опережая ак­туальные потребности, педагог рискует встретить сопротив­ление и пассивность детей. Если не учитывать возрастных изменений потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

Соблюдение пропорционального соотношения уси­лий ребенка и усилий педагога в совместной деятельно­сти: на начальном этапе доля активности педагога превы­шает активность ребенка, затем активность ребенка возра­стает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместноразделенная деятель­ность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятель­ности, а это чрезвычайно важно для свободного творческо­го развития личности. Хороший педагог чувствует грани­цы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор.

♦ Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, полноценно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содер­жание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить.

♦ Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пере­жить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъектив­ное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельости, собственными действиями и полученным результатом. Положительное под­крепление — самое общее условие создания ситуации успеха.

♦ Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагоги­ческих нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной де­ятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ре­бенка, предоставлением ему личностной свободы, уважи­тельным и демократичным стилем общения.

♦ Целостность личности предписывает педагогам це­лостность воспитательных влияний.

Рассмотренные выше закономерности воспитания вы­ступают как основополагающие требования, на основе ко­торых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: