Их воспитательная роль скрыта, незаметна. Это опосредованное влияние на учащихся, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
Выделяют следующую классификацию методов воспитания, учитывающую специфику развития нашего общества (табл. 3).
Таблица 3
Методы воспитания
Классификация групп методов по целевой направленности | Классификация по отношению к развитию ребенка | ||
Методы организации жизнедеятельности и общения | Методы просвещения, убеждения и формирования сознания | Методы стимулирования общения и деятельности | |
Побуждающие методы | Положит, перспектива Пример Педагогическое требование Подражание Создание учебной ситуации | Разъяснение Беседа Информирование Пример | Похвала Положительная перспектива Позитивные стимулы Просьба Побуждение |
Методы ориентировки и формирования качеств личности | Исходное требование Игра Приучение Упражнение ктд Требование-норма | Приучение Беседа Убеждение Лекция Диспут | Поощрение Награждение Система перспективных линий Ситуация морального успеха Пример |
Методы индивидуальной корректировки | Требование-норма Коррекция Проектирование успеха | Информация Внушение Переубеждение Разъяснение | Соревнование Индивид.контроль Авторитетное мнение Личная перспектива Воспитывающая ситуация |
Методы саморегуляции, самореализации | Групповая Коллективная игра Самоконтроль Самоанализ | Самовоспитание Самонаблюдение Самоубеждение Самообразование | Самоконтроль Самоанализ Самокритика Самообязательство |
Таким образом, в демократическом обществе, где школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны; они больше рассчитаны на развитие личности ребенок, ее самореализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение.
Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие.
Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.
Ситуация непринужденной принудительности — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.
Ситуация свободного выбора. В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок.
Ситуация соотнесения предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).
Таблица 4
Классификация методов воспитания в зависимости от степени гуманизации и демократизации общества
Методы авторитарной педагогики | Методы гуманистической педагогики |
Информирование Педагогическое требование Упражнение Внушение Беседа Индивидуальный контроль Наказание Подражание Осуждение Принуждение | Исходное требование Пример Создание учебной ситуации Игра Приучение Убеждение Личный пример Лекция Поощрение Одобрение Упражнения ктд Коррекция Награждение Диспут Разъяснение Беседа Похвала Соревнование Система перспективных линий Ситуация морального успеха Воспитывающая ситуация Самоконтроль Самоанализ Самонаблюдение Самовоспитание Самообразование Самокритика Самообязательство Самоубеждение Самореализация Педагогическое сотрудничество |
Ситуация соревнования предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т.п.
Ситуация успеха наиболее широко используется в практике воспитания. Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, но в противном случае это вызовет негативные последствия в отношениях. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия.
Ситуация творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.
Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее характерные. К тому же ситуации могут возникать и стихийно, независимо от педагога. А методом будут только те ситуации, которые моделируются и управляются педагогом. Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностика отношений, формирование отношений и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается.
Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них: цель, возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», — писал В.А. Сухомлинский.
Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма — это способ организации и способ существо- вания предмета, процесса явления. Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процесса отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников. В педагогической литературе (З.И.Каралов, А.Гашимов, А.А.Агаев, Г.Г.Ахмедов, П.Б.Алиев и др.) обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:
• массовая (фронтальная), групповая (кружковая),
• индивидуальная.
Встречается и другая классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия:
• словесная (лекции, конференции),
• практическая (экскурсии, конкурсы),
• наглядная (музеи, панно).
Формы воспитательной работы различают и по времени воздействия:
• урочные,
• внеурочные (в том числе внешкольные).
Эффективность различных форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.
К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: учеба, обш;ественнополезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога.
Прием воспитания — это составная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, одноактное действие. Например, метод поощрения включает такие приемы: одобрение, похвала, благодарность, награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод наказания может включать такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.
Прием педагогического воздействия — это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждаю- щие их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков. Эти приемы воспитания можно разделить на две группы.
1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся, — радость, благодарность. Это созидающая группа приемов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке. Зарождаются новые мысли и чувства, новые мотивы поведения одерживают победу над недостатками и становятся ведущими в поведении учащихся. Это — убеждение, поощрение, внимание, забота, просьба, показ умений, побуждение гуманных чувств, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребенка, доверие, организация успеха вучебе, вовлечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, авансирование личности и т. п.
2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка, — стыд, раскаяние и др. Даже народная мудрость подсказывает жизненность этих приемов: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называется тормозящими, так как они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков.
Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога- воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.
Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.