Для этого в своем дипломном проекте студент должен проявить свое умение применять для решения организационно-хозяйственных задач и проблем




· законы и научные принципы управления социально-экономическими системами (организациями) (Организационные законы – 1) синергии, 2) информированности и упорядоченности, 3) самосохранения, 4) единства анализа и синтеза, 5) композиции и пропорциональности, 6) развития систем, 7) закон наименьших).

· законы и закономерности функционирования рыночной экономики и её общественно-хозяйственных структур. (Экономические законы – 1) возвышения потребностей,2) ограниченности ресурсов, 3) спроса, 4) предложения, 5) денежного обращения, 6) зависимости структуры личного потребления от дохода, 7) убывающей предельной полезности, 8) убывающей предельной производительности, 9) убывающей доходности, 10) возрастания вмененных издержек).

· законы и закономерности функционирования социальных общностей и поведения в них отдельных личностей в процессе совместной производственно-трудовой деятельность. (Социальные законы делятся на две основные группы: законы функционирования, или организации, и законы развития. К числу основных понятий, категорий социологии относятся такие, как социальные отношения, социальные институты, социальные группы, социальные процессы, социальная структура).

 

Прикладное применение этих законов в практике управления социальными системами реализуется через реализацию специальных методологических подходов, к которым относятся, прежде всего, диалектический подход, вытекающие из него базовые - системный, ситуационный и процессный методологические подходы, а также производные – структурно-функциональный и программно-целевой методические подходы.

В результате разработки, написания и защиты дипломного проекта студент обязан показать, что способен для выявления и анализа управленческих проблем применять

· основные организационные, экономические и социально-психологические законы и закономерности для анализа объективной социально-экономической реальности и формулирования управленческих проблем,

· основные современныеметодологические подходы в управлении социально-экономическими организациями реализовать –системный, ситуационный, процессный, программно-целевой,

· методы экономико-управленческой структуризации, матричного анализа и экономического моделирования проблемных ситуаций и управляемых систем,

· научные принципы и методы разработки и принятия управленческих решений.

· научные принципы и методы разработки проектов реализации управленческих решений.

Исходной точкой анализа положения и перспектив организации в рыночной экономке выступает выявление и определение экономико-управленческой проблемы как базы разработки и реализации управленческого решения, ключевого продукта профессиональной деятельности менеджера.

В основе выявления проблемы лежит определение объективной общественной потребности, воплощенной в условиях рыночной экономике в соответствующем сегменте рыночного спроса, количественно фиксируемом в соответствующих показателях совокупного платежеспособного рыночного спроса. Менеджмент управляемой организации призван определить расхождение (противоречие) между возникшим рыночным спросом и существующим предложением удовлетворять этот спрос, то есть между желаемым (необходимым) и действительным (возможным) в удовлетворении возникшей общественной потребности. Учитывая данное противоречие, менеджмент организации призван проявить готовность взять на себя миссию удовлетворять эту потребность в условиях рынка с необходимой социально-экономической (экономической) эффективностью, обеспечиваемой конкурентоспособностью.

Исходя из миссии и видения рыночного положения организации, определяются ее цели и задачи (внутренние показатели) и ресурсы, средства и условия достижения целей и решения задач (внешние показатели) с необходимыми ограничениями и допущениями, которые интегрируются в соответствующие целевые функции экономических моделей анализа и решения экономико-управленческих проблем.

Задача студента при разработке дипломного проекта:

1) выявить и сформулировать управленческую проблему организации,

2) разработать и проанализировать альтернативные варианты ее решения, исходя из проблемной ситуации,

3) выбрать наиболее рациональный и эффективный альтернативный вариант, т.е. принять управленческое решение.

4) разработать проект (план) организации реализации решения,

5) просчитать (спрогнозировать) ожидаемые экономические результаты (эффекты, эффективность), возможные организационные результаты – снижение рисков и введение необходимых механизмов мотивации реализации проекта.

Управленческая проблемарасхождение между действительным (сложившимся) и желаемым (целевым) состоянием управляемой организации при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Проблема определяет выбор методов исследования, предвидения результатов. Основные параметры проблемы: реальность, актуальность, ресурсообеспеченность, ценность предполагаемого результата.

Проблемная ситуация – характеристика реального несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. Проблемная ситуация выступает, с одной стороны, как совокупность целей субъекта управления, а с другой стороны, как состояние субъекта и объекта системы управления, а также как состояние внутренней и внешней среды организации.

Для анализа проблемной ситуации и разработки управленческого решения в менеджменте реализуется диалектический методологический подход и вытекающие из него – системный, ситуационный и процессный методологические подходы.

Диалектический подход – исходит из того, что окружающий нас мир материален, общество является составной частью этого мира, в процессе своего функционирования и развития оно взаимодействует с окружающей природой, все составные части общества находятся во взаимосвязи и в постоянном развитии. Материальную основу функционирования и развития общества и его компонентов образует производственно-трудовые процессы.

Развитие общества и его компонентов определяется законами диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также парными категориями диалектики: явление и сущность, форма и содержание, причина и следствие, возможность и действительность, свобода и необходимость, случайность и необходимость, возможность и необходимость.

Системный подход - методология исследования объектов управления как систем. Соответственно – общество и составные его элемента рассматриваются как социальные системы и подсистемы, т.е. организации.

Система - это целостностная упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Социально-хозяйственные системы – это особый класс социальных систем, организующих производственно-трудовые процессы, в результате которых производятся материальные блага и услуги, необходимые для обеспечения жизнедеятельности и развития общества и отдельных его членов. Любая фирма является сложной самоорганизующейся социально-хозяйственной системой и в то же время – агентом (подсистемой) рыночной экономической системы.

Организационно социально-хозяйственные системы включают в себя

· имущественно-производственные комплексы (совокупность средств и предметов труда),

· социальную общность (коллектив, корпорацию людей, занятых совместной производственной деятельностью),

· систему социально-экономических отношений, обеспечивающих взаимодействие людей, важнейшим компонентом которой выступает система организационно-экономических отношений).

Ядро социально-экономической системы образует система управления организации, представляющая собой упорядоченную совокупность организационно-экономических отношений, регулирующих процессы взаимодействия образующих систему элементов и подразделений.

Структурно система управления организации включают в себя - объект управления, субъект управления, предмет управления (связи и отношения взаимодействия субъекта и объекта управления). Они характеризуются внутренней и внешней средой, а также внутренними (целевыми) и внешними (факторными) показателями своего функционирования.

Условно системы управления делятся на два основных типа: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия, независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Управление – это процесс целенаправленного упорядочивания системы, изменяющейся под влиянием факторов и условий внутренней и внешней среды.

По своей форме управление является информационным процессом – то есть процессом получения, хранения, обработки и передачи информации. По своему содержанию управление является организационным процессом – то есть процессом упорядочивания, структурирования и выстраивания связей и отношений взаимодействующих в составе системы элементов.

Ситуационный подход - методология исследования объектов управления, согласно которому определяющим фактором для принятия управленческого решения выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Согласно ситуационному подходук управлению, организационная структура предприятия, её элементы есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Для использования подхода на практике следует определить, каковы значимые переменные ситуации и степень их влияния на эффективность организации.

Ситуационный подход призван комплексно проанализировать сильные и слабые стороны внутренней среды во взаимосвязи с возможностями и угрозами внешней среды организации, а затем выявить ключевые конкурентные моменты функционирования и развития организации, отделив их от вторичных и несущественных. Для этого применяются экономические матрицы и экономические модели. Таким образом, выявляются приоритеты конкурентного развития организации и оптимальные направления альтернативного использования ее ограниченных ресурсов.

Процессный подход - методология исследования объектов управления, согласно которому,

· Во-первых, сама организация рассматривается как система, претерпевающая развитие в виде очередного жизненного цикла. В процессе этого развития претерпевают последовательно фазы возникновения, становления, зрелости и деградации своих жизненных циклов товары и конкурентные преимущества организации.

· Во-вторых, осуществляются короткие, средние и длинные экономические циклы, а также жизненные циклы отраслей внешней рыночной среды.

· В-третьих, само управление организацией объективно реализуется как процесс – т. е. серия непрерывных взаимосвязанных действий, посредством которых менеджером достигаются цели и решаются задачи с помощью других людей. Эти действия, каждое из которых также является самостоятельным процессом, выступают как реализация определенных функций. В процессе управления организациями (предприятиями) комплексно реализуются основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, координация (регулирование).

 

Для анализа рыночной позиции, решения проблем конкурентного поведения и организационного развития управляемых социально-хозяйственных систем (организаций) в современном менеджменте активно применяются: экономические декомпозиции (структуризации), экономические матрицы и экономические модели.

Экономическая декомпозиция (структуризация) предполагают использование метода построения «деревьев целей », «деревьев ресурсов » и как следствие «деревьев решений », на основе которых осуществляют структуризацию 1) целей (задач) управления системой, 2) ресурсов и факторов их достижения, 3) – выбора альтернатив использования ограниченных ресурсов организации.

Экономическая композиционная матрицаинструмент композиционного (системного) стратегического анализа конкурентной позиции управляемой организации на соответствующем рынке (рыночной нише). Реализуется посредством системно-композиционного исследования сильных и слабых сторон внутренней среды организации в ее взаимодействии с внешней рыночной конкурентной средой с ее возможностями и угрозами. Посредством матрицы структурируются и ранжируются конкурентные возможности и преимущества управляемой социальной системы в конкурентной среде конкретной ниши рыночной экономики.

Экономическая модель представляет собой упрощенное отражение функционирования управляемой экономической системы с помощью вербального описания, графиков и уравнений (символов), концентрированно выделяющее наиболее существенные взаимосвязи её внутренних и внешних переменных. Внешние (экзогенные) переменные вводятся «извне». Они характеризуют условия, в которых управляемая организация достигает поставленных целей. К ним относятся ресурсы внутренней среда организации (организационно-информационные, кадровые, производственные, финансовые, маркетинговые) и факторы внешней среды (деловое окружение, возможности и угрозы). Внутренние (эндогенные) переменные вводятся «изнутри». Это цели, которые менеджмент организации ставит перед ней. Достижение этих целей выступает результатом решения стоящих перед организацией проблем.

Задача модели – выяснение того, как внешние (экзогенные) переменные функционально влияют на внутренние (эндогенные) переменные управляемой социально-экономической системы. При этом экономическая модель должна содержать целевую функцию и ограничители ее использования.

В результате диалектического, системного, ситуационного и процессного анализа с использованием экономических матриц и моделей выявляют: 1) сильные и слабые стороны внутренней среды, 2) возможности и угрозы внешней среды, 3) сочетания сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, 4) потенциальные конкурентные преимущества, 5) базовые потенциальные конкурентные преимущества и стержневые конкурентные компетенции, которые можно превратить в ключевые факторы корпоративного конкурентного успеха.

На базе данного анализа формируется пакет (набор) альтернативных вариантов стратегических приоритетов конкурентного развития организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы отобрать из этого пакета наиболее эффективный стратегический вариант конкурентного развития компании и принять (обеспе6чить принятие) управленческое решения о концентрации усилий на данном варианте.

Управленческое решение – главный результат, продукт деятельности менеджера. Разработка и реализация управленческого решения осуществляется в процессе получения, накопления, обработки и передачи управленческой информации.

Результатом решения выступает выбор приоритета альтернативного использования ограниченных ресурсов организации и ключевого направления ее конкурентного развития. Задача менеджера состоит в том, чтобы собрать, обобщить и систематизировать (структурировать) экономико-управленческую информацию, используя основные и специальные методы её экономического анализа, разработать и обосновать рациональные варианты управленческих решений, а затем выбрать из них наиболее эффективный, позволяющий рационально и целенаправленно нарастить конкурентоспособность управляемой организации.

Конкурентоспособность - это совокупность качеств субъекта (объекта), обеспечивающих его превосходство над аналогичными субъектами (объектами). Различают конкурентоспособность продукта, фирмы (предприятия), национальной (региональной) экономики, которые взаимосвязаны между собой. Менеджмент организаций концентрирует свое внимание на конкурентоспособности фирм (предприятий).

Конкурентоспособность фирмы как производственной системы – это характеристика ее жизнестойкости, показывающая, что та может создавать продукт, превосходящий другие, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем у соперников, уровне, противостоять их действиям, а следовательно, обеспечить себе лучшее положение относительно них. В основе конкурентоспособности лежит конкурентный потенциал, позволяющий сохранять или увеличивать ее в долгосрочной перспективе.

Конкурентоспособность фирмы представляет собой синтез ее п озиционной конкурентоспособности, обусловленной господством на рынках ресурсов и готовой продукции, обладанием уникальным управленческим опытом, а также динамической конкурентоспособности, определяемой набором так называемых метанавыков (способностей к самообучению, инновациям, изменениям).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: