для студентов всех форм обучения 19 глава




- персонализация политики. На этой фазе ребенок устанавливает первые прямые отношения, контакты с политической сферой через самоидентификацию с некоторыми наиболее известными политическими деятелями и, в первую очередь, с президентом;

- идеализация власти, приписывающая политическим лидерам исключительно положительные качества, и на этой основе образование устойчивых эмоциональных отношений к политике;

- институциализация обретенных свойств, означающая поворот в сознании детей к деперсонифицированному-представлению власти и переход к самостоятельному, надличностному видению политики.

Такая модель политической социализации обнажает механизм постоянной интеграции во внутренний мир ребенка политической системы общества во всей ее комплексности. Графически эта модель может быть представлена расходящимися концентрическими кругами, в центре которых находится выдающаяся личность, т. е. личность, с которой у ребенка связаны первые сильные ощущения политического характера. Именно так в американской политической культуре представляется процесс политизации ребенка. Это вытекает из самой концепции власти и ее отношений с индивидом.

Швейцарский психолог Пиаже в исследовании «Избранные психологические труды» также утверждает, что к пятнадцати годам появляется важнейшее изменение в политическом мышлении — постижение абстрактных этико-политических принципов.

Своеобразная модель политической социализации предложена французскими исследователями. Так, А. Першерон на основе специального исследования, проведенного среди детей и подростков от 10 до 15 лет двух парижских коммун, показала специфику французской модели политической социализации. Как показали результаты опросов, политическая власть, выраженная в терминах «Президент Республики», «законы» и «полиция», воспринималась как «сильная, но отдаленная и абстрактная реальность, по отношению к которой отмечается некоторое дистанцирование и равнодушие». По отношению к президенту страны (в то время генерал де Голль) отмечены не персонализированные отношения. Это были просто отношения к власти (35 процентов опрошенных утверждали, что президент «правит», «командует», управляет»). Довольно широко было распространено утверждение: «он командует страной». В отличие от такого отношения французских детей и подростков большинство их американских сверстников полагали, что президент «заботится о них», обнажая тем самым вполне определенного толка эмоциональное восприятие личности президента: благоприятное («герой», «большой человек», «большая ответственность») — около 14 процентов опрошенных, и неблагоприятное («надменный», «старый») — 7 процентов.

Исследования, проведенные во Франции, показали, что ключевыми понятиями политической культуры в детском возрасте являются такие слова, как флаг, республика, родина, свобода, равенство, братство, нация, государство. За ними следует то, что называется понятиями, выражающими политические институты: голосование, избранник, законы, гражданин, демократия и др. Все эти понятия носят позитивный характер, сравнимый с восприятием поста президента в американской политической культуре. Интерес представляют выводы французских ученых, основанные на результатах анализа социального словаря французских детей и подростков. Понятия социальный класс, капитализм, буржуазия, профсоюз, политическая партия, экстремист, левый, правый, умеренный и т. д. вызывают чаще всего негативные эмоции по отношению к политике вообще и политическим конфликтам в частности. Это расценивается как характерная черта национальной политической культуры. При этом понятия война, незаконный, насилие, власть, налоги не приемлет большинство опрошенных детей и подростков.

В то же время дети рабочих предрасположены к позитивному восприятию словаря, связанного с классовой борьбой, партиями, идеологиями. Интересно и то, что общие знания о политике детей рабочих мало чем отличались от уровня подобных знаний детей высших кадров, лиц свободных процессий и превышали уровень политических знаний детей из семей средних руководящих кадров, служащих и коммерсантов. Показательны различия между детьми в зависимости от ориентации на левых или на правых. Дети, симпатизирующие левым, широко использовали слова парламентарий, демократия, забастовка, профсоюз, коммунизм, иностранец. Приверженцы правых отдавали предпочтение словам богатство, буржуазия, крайне правый, министр, силы порядка, американец. Третья группа детей и подростков, которая, судя по всему, не признавала политику и не желала интегрироваться в систему, проявила сильную враждебность к словам голосование, забастовка, партия, профсоюз, депутат, администрация.

Французские социологи не случайно сделали вывод, что во Франции дети рано и достаточно массовидно осознают национальное сообщество и республиканские ценности. При этом сильное влияние оказывает идеология и социальная принадлежность детей и подростков. Среди французских детей и подростков, как правило, отсутствуют две первые фазы политической социализации, свойственные американской политической культуре, — персонализации и идеализации власти. Восприятие политики французскими детьми характеризуется массовым отказом от однозначно конфликтного понимания политики. Изменения в политической жизни Франции после 1969 г. внесли некоторые коррективы в общую картину восприятия детьми и подростками этой страны политики и власти. Социологи отмечают возрастающее влияние патриотических чувств. Заметно выросло число сторонников как левых, так и правых. В то же время почти четверть детей не относила себя ни к левым, ни к правым, т. е. слабо воспринимали политическую систему.

В целом особенности первичного этапа политической социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения.


12.3. Политическая социализация в школе

Школе принадлежит важное место в жизни общества. Она играет весьма существенную роль в политико-идеологическом разделении общества. Школа, особенно высшая школа, может приводить в движение все общество. Достаточно вспомнить события конца 60-х—начала 70-х гг. прошлого века во многих странах Европы и в США, чтобы убедиться в том, что студенческие волнения могут вести к потрясению всей системы власти.

Во многих странах школа развивается как бы на двух скоростях и направлениях. Как отмечают французские социологи, будущие пролетарии в школе испытывают удары буржуазных идей, а будущие буржуа обучаются тому, чтобы стать в большей или меньшей степени интерпретаторами, актерами и импровизаторами буржуазной идеологии. Между этими двумя формами образования, отмечают К. Бодело и Р. Естабле, «такая же разница как между катехизисом и теологией».

Капиталистическое социетальное воспроизводство уже в школе включает в себя политическое, как такое выражение социализации, которое осуществляется не в одной и той же языковой системе. Дети из высших социальных слоев общаются на ином языке, часто недоступном для детей-выходцев из народных слоев. Чисто языковое изначально неравенство в школе усиливается и получает политический оттенок. Исследования во многих странах показали, что выходцы из низов общества нередко оказываются неспособными освоить в полной мере языковые требования школы. А это еще более усиливает изначальное социальное неравенство. И оно сохраняется и на всю последующую жизнь.

Различия в обучении в школе можно проиллюстрировать на сопоставлении двух текстов о Людовике XIV одного из инициаторов изучения истории во Франции Е. Лависса.

«Характер короля: Людовик XIV был убежден, что его власть является абсолютной и что он должен отчитываться только перед Богом. Гордый своими правами, государь знал и свои обязанности, которые он исполнял на прекрасном языке. Он обладал крупными достоинствами: он не был гением, но был прекрасно образован; он обладал способностями к работе, хорошо разбирался в людях и в первой части своего правления умело отбирал своих служащих. Он обладал личными достоинствами, внушающими уважение, а своей учтивостью завоевывал сердца. Однако это личное обаяние, под которое подпадали все, кто его окружал, еще более усиливало опасения, которое его всемогущество несло для его окружения. Гордыня охватила душу Людовика XIV как результат почти обожания, исходившего со стороны знати, двора, бывшего одним из самых блестящих в мире. Он приписывал себе все заслуги своих министров, не ведал всего, чем он им был обязан. Он устранил все прежние свободы во Франции и стремился утвердить свое господство в Европе подобно тому, каковым оно было в отношении своих подданных. Франция истощила свои силы в войнах, которые Людовик XIV вел в первые годы своего господства, и государь, которого называли «великим королем», окончил свое правление оборотной стороной удачи...».

Такую характеристику Е. Лависс дал королю в учебнике для начальной школы. А теперь вчитаемся в его же, Лависса, характеристику Людовика XIV в учебнике для высшей школы.

«Личность короля.

Моральные качества: он вовсе не был злым, ему были присущи душевные движения доброты, даже чувственности. Он любил свою мать, о которой плакал горючими слезами. Он испытывал дружеские чувства к своему брату, который их не очень-то заслуживал, всегда разнаряженный, странный и отвратительных нравов мальчишка, которого мадам Лафайетт охарактеризовала ужасными словами: «возбудить чувства этого принца не смогла бы ни одна женщина мира»... Он проявлял нежные чувства к королеве, инфанте, глаза которой его восхищали. Он был чувственен, любил вкусно поесть, был скор к любовным утехам, не упускал ни одного удобного случая... Сен-Симон говорил, что Людовик XIV был «урожден с добрыми задатками», и этим многое сказано, и он добавлял, что король был «урожден справедливым», и что он сохранял до кончины «приверженность к честности, правоте и справедливости». И справедливость этого он демонстрировал с ранних лет... Он написал такую максиму: «опасение надежды — плохой проводник». В этом качестве правителя заложены и королевские достоинства: радость быть королем... главная заслуга Людовика XIV состоит в понимании того, что условием этого «величия», этой «чести», этой «радости» была работа... работой Людовика XIV было внимание к советам, аудиенциям, которые были весьма многочисленными, частым встречам с министрами и людьми, с чьим мнением он считался».

Сравнение этих текстов, как отмечают Ж.-П. Кот и Ж.-П. Мунье, показывает, что в них исповедуется одна и та же концепция истории: она творится великими людьми. Кот и Мунье справедливо полагают, что разные ветви французской школы руководствуются одной и той же идеологией. Но видны и различия между этими школами. Лексика текста, написанного для получающих высшее образование, более психологична (злой, движение доброты, чувствительность и дружба и т. д.) и значительно отличается от простого морализирования в тексте для начального образования. В последнем случае используются бесспорные истины. В тексте учебника для высшей школы аргументация черпается из разных источников, используется своеобразная риторика, и это готовит учеников для эмоционального восприятия и изложения событий истории на основе господствующей идеологии2.

Политические предпочтения учеников во многом определяются политическими позициями родителей. Так, в США влияние родителей в формировании политических позиций испытывают на себе более 40 процентов ребят в возрасте от 13 до 18 лет. Во Франции более 50 процентов детей и подростков оказываются под влиянием родителей. Эффект политического влияния становится еще больше, если политические позиции родителей и учителей совпадают. Значит, результативность политической социализации увеличивается.

Говоря о политической социализации школе, нельзя не отметить роль образования в укреплении социального порядка в обществе. Было бы большим упрощением говорить, что школа навязывает ученикам мнения по тем или иным политическим вопросам. Куда важнее другое. В процессе обучения школьники вырабатывают позиции и умения действовать на основе подсознательных схем организации мысли и действия в любой ситуации. Именно на основе таких схем, по мнению многих социологов, выстраиваются, в конечном счете, будущие политические позиции взрослых граждан. Отметим при этом, что на основе одной и той же совокупности подсознательных схем могут утверждаться различные и даже противоположные политические позиции и мнения.

На основе анализа процессов политической социализации в школе французские социологи П. Бурдье и Пассерон предложили и ввели в научный оборот понятие «габитуса» (habitus), под которым они понимают «систему интериоризированных диспозиций», «структурированную матрицу восприятий и позиций», которыми каждый индивид обладает в силу своего социального статуса. Габитус понимается как устойчивая и передаваемая совокупность общих схем мысли, восприятий, оценок и действий. В нем воспроизводятся социально-культурные правила, «стили жизни» разных социальных групп. Есть все основания говорить, что педагогическая работа являет собой разновидность «символического насилия», а политическая социализация заменяет собой физическое насилие в процессе «кристаллизации» отношений господства и подчинения. Габитус вырабатывается под влиянием школы и, помимо воли социального субъекта, определяет его выбор и вкус. Наличие габитуса во многом предопределяет систему функционирования социального порядка вне зависимости от разделения его на поля деятельности. В итоге характерные черты политического господства «естественно» воспроизводятся без какого бы то ни было физического принуждения. В этом смысле П. Бурдье «опрокидывает» марксистскую концепцию господства, т.к. этатический, а тем более идеологический аппараты не являются инструментами только прямого действия в обеспечении политического господства правящего класса. Они являются местом ретрансляции воспроизводства господства, в основе которого находится габитус, коренящийся в коллективном сознании.

Многочисленными исследованиями подтверждается и влияние школьной демократии на процесс политической социализации. Значительная часть школьников (по некоторым исследованиям в странах Западной Европы — до 50 и более процентов учащихся) считает для себя полезным избрание в органы школьного самоуправления. Но что особенно примечательно, уже в школьном возрасте дети чувствуют, что на выборах в школе проявляются те же самые иерархические и культурные различия, которые характерны для данного общества.

Как полагают политологи, школа представляет собой некий социальный микрокосм форм и кодов отношений, отношений равенства и иерархии одновременно, что оказывает решающее влияние на процесс интеграции детей в общество. Выявляется, что благополучные (из высших привилегированных слоев общества) дети в школе получают больше знаний и навыков и имеют о ней, о школе в целом положительное мнение. Иная картина среди детей из «низов» общества. Среди них преобладают негативные оценки в отношении школы, которая мало способствует преодолению маргинализации, на которую обречены многие дети из этой части общества.

Таким образом, политическая социализация в школе активно способствует воспроизводству, а подчас, и усилению социального неравенства, социальной дискриминации, столь присущие капиталистическому обществу.

12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью
телевидения

В современных условиях СМИ, прежде всего, телевидение, оказывают значительное влияние на политическую культуру и «политическое поведение индивидов. Научно-техническая революция, новые технологии в сфере коммуникации привели к формированию системы каналов связи, охватывающих не только целые государства, но и огромные регионы планеты. Радио и телевидение способны оказывать огромное влияние на массы населения. По мнению одного из американских социологов, телевидение представляет собой «квинтэссенцию краткосрочной информации. Подобно фокуснику, оно действует в доли секунды».

Но дело не только в этом. Кабельное телевидение, Интернет открыли новую эру в области коммуникаций. Телевещание, Интернет-общение стали составной частью повседневной жизни людей. Телевидение, как, впрочем, и другие СМИ, оказывает прямое воздействие на формирование политических позиций многих людей. Это происходит потому, что, во-первых, существенное переустройство претерпели политическое и домашнее поля жизни, их границы и отношения. Буквально в каждый дом вошли самые различные проявления коллективной жизни (спортивные соревнования, религиозные и политические церемонии, выступления политических лидеров, встречи государственных руководителей и т. д.). Словом, общественная, политическая жизнь стали частью личной жизни граждан. Во-вторых, стало реальностью присутствие каждого гражданина в тех или иных проявлениях политической жизни. Произошла, если можно так сказать, демократизация политической деятельности. Избранники получили возможность напрямую работать с избирателями, а избиратели могут осуществлять личный контроль за работой политических деятелей. В-третьих, изменился и процесс легитимизации политических элит. Расширяются возможности для «проникновения» в них представителей различных социальных групп. Первостепенное значение приобрела личная популярность. Сформировалась новая модель политической карьеры.

А это значит, что СМИ оказывают прямое воздействие на процесс политической социализации самых разных социальных групп общества, определяя в значительной мере их политические ориентиры.

12.5. Функции политической социализации

Политической социализации, как и другим политическим явлениям, присущи определенные функции. В качестве таковых выделяют следующие: информационную, ценностно-ориентировочную, установочную и поведенческо-деятельную.

1. Информационная функция нацелена на решение познавательных задач в области политических отношений. Человеку передаются необходимые знания о государственном устройстве, политических отношениях, правах и обязанностях и т.п.

2. Ценностно-ориентировочная функция направлена на приобщение человека к системе сложившихся политических отношений, ценностей и ориентации. Благодаря этому у него вырабатывается своя система ценностных ориентации с тремя уровнями — когнитивным, эмоциональным, оценочным.

3. Установочно-нормативная функция нацелена на выработку определенных установок по отношению к политическим ситуациям, на выбор своего поведения и т. д.

4. Поведенческо-деятельная функция проявляется в конкретном политическом поведении человека.

Опираясь на разнообразные каналы и институциональные структуры, политический режим видит свою главную задачу в том, чтобы формировать позитивное отношение граждан к тем или иным аспектам политической деятельности, получить поддержку со стороны масс, сохранить политический режим. Именно политическая социализация призвана выполнить эту функцию, формируя необходимое для властей массовое политическое сознание и обеспечивая соответствующее политическое поведение граждан.

12.6. Политические ориентации

Каждый гражданин самостоятельно, хотя и не без внешнего воздействия, формирует собственную социальную и политическую индивидуальность. Механизм формирования политических позиций достаточно сложен и многомерен. Но, можно выделить два существенных фактора в процессе формирования политических позиций. Первый включает в себя психологию и психоанализ. Второй фактор акцентирует внимание на социальных и культурных детерминантах политических ориентации, которые выступают в качестве «символических систем, т. е. совокупности представлений сферы сознания и социально определенных действий».

Каков же механизм становления политических позиций гражданина? Как мы уже отмечали, политические позиции индивида испытывают влияние внешних воздействий, а также политической социализации. Это можно представить следующим образом:

 

На этой, может быть, несколько упрощенной схеме показано, что в одних и тех же условиях индивиды могут приобретать разные политические позиции. Сказывается личное отношение индивида к внешним воздействиям. Это отношение определяется убеждениями и тем, что называется политическим сознанием. Кроме того, политические позиции являются также результатом политической социализации индивида. А это тоже во многом представляет собой процесс, индивидуализированный с точки зрения результатов.

Можно выделить следующие составные части политической позиции индивида.

1. Чувственная составляющая (позитивная или негативная) по отношению к объекту. Она может быть разной степени интенсивности.

2. Познавательная составляющая связана с тем, что знает (или полагает, что знает) субъект об объекте. Она определяется внутренними ценностями и убеждениями, опытом, обучением, разными стереотипами, сформированными социокультурным окружением.

3. Поведенческая составляющая, связанная с личностными особенностями индивида, определяющими действие (или намерение действовать) субъекта в отношении конкретного политического объекта.

 

 

На политическую позицию индивида оказывают влияние и иные факторы. В частности, сказывается предрасположенность личности к общественной деятельности. Позиция индивида испытывает влияние и получаемой информации о политических событиях.

12.7. Политические ориентации и система личности

Одной из первых попыток выяснения отношения политических ориентации с системой личности было исследование Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсуик, Д. Левинсона и Н. Стэнфорда, опубликованные под названием «Авторитарная личность». Т. Адорно, руководитель указанного исследования, был свидетелем подъема нацизма и антисемитизма в 30-е гг. в Германии. И он пришел к выводу о том, что экономический кризис и безработица, вопреки утверждениям марксистов того времени, не ведут к распространению революционных идей, а втягивают значительную часть мелкой буржуазии и пролетариата в авторитарные и расистские течения мысли.

Опираясь на учение З. Фрейда, ученые Франкфуртской школы, куда входил и Т. Адорно, выдвинули идею, согласно которой глубинные мотивы человеческих действий коренятся в скрытых, бессознательных побуждениях. И они выдвинули концепцию «авторитарной личности». Согласно этой концепции, утверждение и распространение фашизма и нацизма не может быть объяснено только экономическим, социальным и политическом кризисом. И тем более антидемократической пропагандой экстремистских движений. Главным здесь является психологический фактор: в каждом обществе имеются «потенциально фашистские индивиды», структура личности которых делает их особо восприимчивыми к антидемократической пропаганде. Исходя из этого, Т. Адорно выдвинул следующую гипотезу о природе этой личности:

- мнения и убеждения индивида во всех областях социальной жизни не являются независимыми друг от друга. Они представляют собой, зачастую, «широкую и взаимосвязанную схему»;

- организация этих мнений и убеждений индивида в рамках «менталитета» или «разума», присущего субъекту, «является выражением глубинных тенденций личности».

Для верификации этой гипотезы при активном участии группы психологов Калифорнийского университета были опрошены более 2000 человек, представлявшими в своем большинстве средний класс Запада США. Поскольку исследование было посвящено анализу антисемитских и расистских предубеждений, в нем принимали участие только белые (за исключением евреев) респонденты.

Изучение позиций в отношении евреев было центральным пунктом исследования. И оказалось, что все респонденты разделились на две большие группы, одна из которых высказывала доброжелательные позиции в отношении евреев, другая, наоборот,— недоброжелательные. И это подтвердило верность гипотезы о том, что среди изучаемого населения существуют организованные антисемитские убеждения и предубеждения, образующих своеобразную идеологию, разделяемую респондентами в большей или меньшей степени. Исследователями данный результат был квалифицирован как «этноцентризм», который был определен как тенденция индивида быть «этнически центрированным», что выражается в принятии тех, кто «похож» на него своей культурой, и неприятии тех, кто «непохож». Чтобы выявить существует ли такой «менталитет», было оценено отношение респондентов к другим группам населения — неграм, меньшинствам или девиантам, а также привязанность к некоторым национальным ценностям. Оказалось, что предубеждения в обществе коренятся в одной и той же идеологии. Она характеризуется сильно иерархизированным видением мира: группа, к которой индивид принадлежит, в значительной мере идеализируется, и, по мнению индивидов, разделяющих эти предубеждения, должна быть сохранена с точки зрения ее силы и чистоты. В то же время внешние группы, рассматриваемые как нижестоящие и несущие в себе угрозу, решительно отвергаются.

В итоге был сделан вывод: ни политические различия между либералами и консерваторами, ни различия в социально-экономических статусах не дают ясного ответа в вопросе этноцентризма. И потому приверженность к антидемократической идеологии может рассматриваться как некая «грань», характеризующая личность, и как «выражение самых глубоких предрасположений психологического характера».

В свете психологических факторов антидемократических тенденций была проанализирована система личности субъектов. Для этого респондентам были поставлены вопросы, прямо не связанные с той или иной идеологией: выявлялось отношение опрашиваемых к семье, межличностным взаимодействиям, сексуальности и т. п. Однако и эти вопросы имели целью выявление того, что было уже названо «этноцентрическим менталитетом». С их помощью исследователи стремились вскрыть скрытые «предфашистские» диспозиции. И вновь были получены данные, вписывающиеся в общую схему. Большая группа опрошенных в своих ответах выявила тенденцию к агрессивности, некоему фатализму, подкрепленному повышенным вниманием к вопросам нравов, в частности, осуждавшая сексуальную свободу и т. д. По своему составу эта группа по сути дела совпадала с той, что в описанных выше исследованиях была охарактеризована как группа, склонная к этноцентризму. А это значит, что индивиды, являющиеся носителями предубеждений, характеризуются еще и только что описанными психологическими характеристиками. В итоге удалось выявить «авторитарный синдром» личности, потенциально предрасположенный в пользу нацизма и фашизма.

Т. Адорно и его сотрудники провели также психоаналитический клинический анализ 150 человек в целях выявления влияния детского опыта в формировании авторитарного синдрома. Было выявлено, что в случаях воспитания детей в обстановке строгой требовательности, например, в вопросах чрезмерного уважения к родителям, формировались предпосылки для «вывода», или «выхода» за пределы сознания чувств негативного характера. Согласно утверждениям З. Фрейда, эти негативные проявления не исчезают со временем. Они проявляются другим образом. Враждебность находит другого адресата. И этот адресат, чаще всего, предстает в виде некоего этнического меньшинства, выступающего в роли своеобразного «козла отпущения». И наоборот, уважение к родителям или восхищение ими тоже имеет способность переноситься на другие фигуры, например, на учителей или политических деятелей, которые идеализируются. Это позволило исследователям сделать вывод о том, что «ранний опыт авторитарных детей формирует психологическое клише добра и психологическое клише зла», что в более позднем возрасте предрасполагает к восприимчивости предубеждений и антидемократических идей. Авторитарная личность является патологическим продуктом Эдипова конфликта между ребенком, его отцом и его матерью.

Работы, осуществленные под руководством Адорно, оказали существенное влияние на разработку вопросов структуры личности и механизмов ее политической ориентации. Причем это влияние проявилось не только в политической науке. Его испытывала вся западная культура, включая литературу, театр и кинематограф.

12.8. Политические ориентации и символические системы

Политическая социализация связана с усвоением индивидом определенных культурных норм и социальных правил (кодов) поведения. На основе этого индивид формирует свою собственную систему представлений и линий действия в общественной жизни. Индивид, значит, является выразителем некой общей «культурной модели». А действия граждан в публичном пространстве зависят от систем восприятия и изменения социального окружения. И это справедливо как в отношении политической жизни, так и в отношении социальной жизни вообще.

Политическая ориентация граждан, как показали исследования французских ученых, в последние десятилетия испытывает влияние двух символических систем: религиозной и нерелигиозной.

Первая из них структурируется вокруг религии. Для нее характерны высокая оценка роли личности и семьи как основополагающих элементов гармоничного социального порядка. А этот социальный порядок, рассматриваемый как божественное творение, основан на иерархии статусов и ролей в социальных функциях. Так, разделение задач на мужские и женские рассматривается как неотъемлемый элемент социальной организации. Такая концепция социального порядка вырабатывает глубокое отвращение к политике, которая рассматривается как стерильная и опасная деятельность в силу порождаемого ею искусственного разделения между людьми и особенно в силу опасности расстройства социальной организации, исходящего от утопических программ политических партий. И потому, согласно религиозным представлениям, верующие, голосуя на выборах, участвуют не в политике, а в избрании управляющих, а тем самым и в управлении государством. А через это — в поддержании социального порядка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: