Глава 1. Комплектование как составляющая процесса формирования библиотечного фонда: теоретические аспекты




Введение

Актуальность исследования. Вопросы комплектования библиотечных фондов в условиях динамичного развития информационной среды и усложнения информационных запросов пользователей представляются весьма актуальными. В данной работе рассматривается такой данной проблемы как комплектование фонда музыкальной библиотеки школы искусств. Библиотека школы искусств – это специальная библиотека образовательного учреждения (можно отнести к двум типам библиотек [66, С.30,31]) с ограниченным контингентом пользователей. Библиотеки этого вида являются востребованными в обществе. Среди множества музыкальных библиотек России, библиотеки ДМШ и ДШИ составляют подавляющее большинство. Их функция – это обеспечение начального музыкального образования, помощь при формировании образовательных программ дополнительного образования по музыкальному искусству. Сейчас меняется отношение к музыкальному образованию в обществе, музыкальное образование детей занимает своё заслуженное место в системе профессионального образования. Дополнительному образованию предаётся новый статус – предпрофессиональное образование. Музыкальная культура России считается одной из ведущих музыкальных культур мира Обеспечение информационных потребностей профессиональных преподавателей музыкантов и учащихся, тех, кто готовится ими стать, определяют будущее музыкальной культуры России. Фонд библиотек ДШИ и ДМШ и процессы его комплектования имеет свою специфику.

Актуальность этой работы обусловлена несколькими факторами:

1. Низкой степенью разработанности данной темы в рамках фондоведения, недостатком исследований, посвящённых комплектованию фонда музыкальных учебных библиотек.

2. Отсутствием нормативных, регламентирующих процесс комплектования такого вида библиотек.

3. Востребованностью разработки этой темы в библиотечном сообществе и востребованностью этого вида библиотек в обществе в целом.

4. Тем фактором, что при нынешнем низком финансирование библиотек, проблема комплектования БФ выходит на первое место, определяющие конкурентоспособность библиотек среди разных информационных ресурсов, используемых в обществе.

Степень изученности проблемы. Все научные исследования по этой теме проводились в 70-80 годах прошлого столетия, но даже их не хватает, чтобы выявить какие-то закономерности или специфику комплектования БФ детских школ искусств или детских музыкальных школ.

При написании ВКР использовались труды таких учёных в области библиотековедения, музыкознания, специального фондоведения, документоведения. Теоретические основы фондоведения изложены в трудах: Н.А. Рубакина, Ю.В Григорьева, О.Н. Моревой, Ю.Н. Столярова, И.Р. Сукиасяна, В.И. Терёшина, В.В. Шилова. Особенности комплектования фондов музыкальных библиотек изложены в трудах: И.Ф. Безугловой, А.Р. Гершаник, С.Л. Лохвицкой, Н.С. Михиной, С.Л. Поленковой, Э.Б. Рассиной, М.Ф Урусовой. Типология и особенности нотно-музыкального документа изложена в трудах: Г.Ф. Гордукаловой, Т.В. Захарчук. Источники в области музыкознания, история нотно-музыкального документа изложены в трудах Б.П. Юргенсон, Ю.В. Келдыша (редактор музыкальной энциклопедии).

Особое место в этих исследованиях принадлежит С. Л. Лохвицкой и Э.Б. Рассиной. Светлана Леонидовна Лохвицкая явилась первопроходцем в исследовании феномена такого типа библиотек, как библиотеки музыкальных школ. Её работы многие годы помогали практической деятельности библиотекарей ДМШ и ДШИ. Эмма Борисовна Рассина являясь директором Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева, своими многочисленными публикациями и научными трудами формирует достоверное представление о деятельности музыкальных библиотек, их социальную значимость в обществе, разрабатывает тему специального музыкального фондоведения.

В целом следует констатировать недостаточную разработанность темы ВКР. При выполнение этого исследования, автором проведена самостоятельная работа по разработке этой темы и выявление ключевых факторов, влияющих на комплектование специального БФ по музыкальному искусству. Достаточно разработана тема специальных библиотек и комплектование библиотечного фонда. В работе сделана попытка объединить эти разработки, чтобы выявить особенности состава и процесса комплектования фонда библиотеки детской школы искусств.

Объектом исследования является фонд библиотеки детской школы искусств.

Предметом исследования является состав и процесс комплектования фонда библиотеки детской школы искусств.

Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию комплектования фонда библиотеки ДШИ №11 на основе всестороннего изучения состава и использования фонда данной библиотеки, а также фондов других библиотек ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

¾ рассмотреть теоретические основы процесса комплектования БФ;

¾ рассмотреть нотный документ как основу фонда музыкальной библиотеки (показать краткую историю, эволюцию нотно-музыкального документа, выявить его особенности)

¾ охарактеризовать библиотеки ДМШ и ДШИ;

¾ проанализировать состав и специфику комплектования фондов ДМШ и ДШИ;

¾ рассмотреть библиотеку ДШИ № 11 в качестве базы исследования;

¾ охарактеризовать пользователей библиотеки ДШИ №11;

¾ всесторонне проанализировать состав и особенности комплектования фонда библиотеки ДШИ № 11;

¾ провести сравнительный анализ документов, используемых в образовательных программах школы с документами, входящими в состав фонда библиотеки

¾ охарактеризовать взгляды пользователей библиотеки (преподавателей и учащихся) по вопросам комплектования фонда библиотеки

¾ проанализировать мнения сотрудников библиотек ДШИ и ДМШ по вопросам комплектования БФ, выявить ключевые проблемы комплектования фондов;

В работе использованы следующие методы исследования:

¾ теоретический анализ литературы;

¾ анализ библиотечной документации;

¾ анализ сайтов ДШИ и ДМШ;

¾ сравнительный анализ образовательных программ и состава фонда библиотеки;

¾ анкетирование (учащихся и преподавателей ДШИ № 11 как пользователей библиотеки);

¾ интервьюирование (преподавателей ДШИ № 11 и сотрудников библиотек ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга);

Практическая значимость работы состоит в исследовании специфики комплектования фондов библиотек муз школ - проблемы, ранее практически не исследованной в отечественном фондоведении. Разработанные автором рекомендации будут использованы для совершенствования комплектования фонда библиотеки ДШИ № 11, что подтверждается Актом о внедрении. (Могут Вам выдать акт о внедрении? Узнайте!)

Полученные автором результаты могут быть использованы в комплектовании фондов других музыкальных учебных библиотек, в разработке специальных документов для планирования и регламентации комплектования этого типа библиотек.

Структура работы. Данная квалификационная работа состоит из: введения, трёх основных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе определены основные принципы комплектования фонда библиотек, процесс комплектования рассматривается как система, имеющая свои закономерности. Характеризуется понятие БФ, свойства, функции, законы, влияющие на его формирование. Рассматривается документ как фондообразующий элемента. Характеризуется понятие «комплектование БФ», его виды и технологии, источники.

Вторая глава посвящена специфике комплектования фонда музыкальной библиотеки. Рассматривается эволюция нотно-музыкального документа, его полиграфические и содержательные особенности, которые определяют особенность комплектования музыкальных библиотек. Показана типология нотно-музыкального документа, его видовые особенности. Анализируются особенности музыкальных библиотек, определяющие профиль комплектования их фондов, контингент читателей, совокупность форм работы. Рассмотрены и охарактеризованы различные виды музыкальных библиотек. Охарактеризованы специальные музыкальные издательства, которые являются основными источниками комплектования БФ музыкальной библиотеки. Рассмотрен отдельно такой вид музыкальных библиотек как библиотеки ДШИ и ДМШ их функциональное назначение. Рассмотрена связь музыкального образования и музыкальных библиотек.

В третьей главе охарактеризована деятельность библиотек ДШИ №11. Многоаспектное исследование комплектования БФ и современного их состояния дает возможность определить перспективы дальнейшего развития библиотеки. Третья глава этой работы — это детальный анализ статистических отчётов, фонда библиотеки, пользователей библиотеки, анкетирование и интервьюирование разных категорий пользователей. Также мы попытались выявить общие проблемы комплектования БФ характерные для этого вида библиотек путём анализа сайтов ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга и интервьюирования библиотекарей данного типа библиотек.

На основе эмпирического исследования даются рекомендации по совершенствованию комплектования фонда ДШИ № 11.

 

Глава 1. Комплектование как составляющая процесса формирования библиотечного фонда: теоретические аспекты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: