Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы




 

Воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение образовательного и культурного уровня.

Указанные задачи выполняются в ходе организации и непосредственного проведения воспитательной работы с осужденными.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях является обязательным для них и учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Воспитательная работа ведется в основном в отрядах.

Формами воспитательной работы являются:

1) нравственное воспитание;

2) правовое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) физическое воспитание;

5) иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению[5].

Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование жизненной позиции осужденных. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. Поэтому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств, как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость, сострадание.

В недалеком прошлом воспитательная работа была идеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма.

В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание.

В 1996 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской православной церкви и МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении осужденных.

Совместная деятельность по исправлению осужденных основывается на добровольной основе и с учетом специфики режима исправительного учреждения и призвана:

способствовать реализации прав верующих, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах;

обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями духовно-нравственных и просветительских бесед, совершения богослужений;

содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, помещений для совершения молитв и обрядов[6].

Указанным соглашением предусмотрена организация обучения основам православного вероучения представителей администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений организуются лекционный курс и факультативные занятия по изучению роли религии в истории Российского государства.

Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России конфессий, таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и др.

Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания. Духовность, нравственность, мораль — это категории не только религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средствам массового воспитания.

В исправительных учреждениях (кроме тюрем) могут организовываться кружки художественной самодеятельности, проводятся концерты самодеятельности шефствующих и других организаций.

Правовое воспитание осуществляется в следующих формах:

1) разъяснение законодательства;

2) вечера вопросов и ответов по правовым проблемам;

3) лекции и беседы юристов, адвокатов, работников суда и прокуратуры;

4) наглядная агитация по правовой проблематике;

5) просмотр телепередач по правовой тематике;

6) изучение положений УК РФ и УИК РФ.

Трудовое воспитание. Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и положение человека в обществе.

Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание у осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества.

Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других.

В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом производственных связей предприятий, в первую очередь государственного сектора, в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений.

Поэтому такие формы воспитательной работы, как трудовое соревнование, списывать рано. Оно должно стать важной формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска конкурентноспособной продукции высокого качества.

Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и индивидуально.

Физическое воспитание осуществляется в целях поддержания и укрепления здоровья осужденных, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств.

В исправительных учреждениях оборудуются спортивные площадки, ежедневно проводится физическая зарядка, организуются игры в футбол, в волейбол, в теннис, шахматные и шашечные турниры, проводятся занятия по легкой и тяжелой атлетике.

Создаваемые физкультурно-спортивные секции при советах коллективов колоний и отрядов организуют соревнования по различным видам спорта.

Индивидуальная работа — одна из основных форм воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого из осужденных с учетом характера, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности.

Руководство воспитательной работой осуществляет заместитель начальника исправительного учреждения по воспитательной работе, непосредственно ее организуют в исправительных колониях начальники отрядов, в воспитательных колониях — воспитатели, в тюрьмах — инструкторы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: