Я н тактика восстановления речи 10 глава




Задание № 7. Помогите больному повторить за вами, а затем прочитать следующие предложения, обращенные к жене или мужу:

Доброе утро! Давай умоемся. Я хочу почистить зубы. Что у нас на завтрак? Дай мне, пожалуйста, носовой платок или сал­фетку, я пролил чай. Спасибо. Ты ела? Иди поешь. Я отдохну. Когда придет врач? Я немного посплю.

Задание № 8. Помогите больному повторить за вами и про­читать следующие предложения:

Здравствуй. Я себя чувствую лучше. Вчера у меня была врач. Она сказала, что я стал лучше говорить, и похвалила меня. Я начал читать и скоро начну писать. Мне еще не разре-


Стратегия и тактика восстановления речи

щают садиться за стол, а в постели писать неудобно Я склады­ваю слова из азбуки и пишу отдельные буквы, а списывать слова пока что очень неудобно.

Задание № 9. То же.

Помоги мне сесть за стол. Спасибо. Дай мне тетрадь, я буду писать. Покажи, как мне писать левой рукой. Я хочу писать правой. Левой неудобно. (В тех случаях, когда у больного «па­рализована» правая рука, он должен писать левой. Научите больного писать левой рукой, удобно положите левую руку на стол от локтя до кисти, край ладони левой кисти и мизинец должны плотно прилегать к тетради. Вначале больной пишет по строке отдельные буквы, затем слова.) Ну, я постараюсь. Кто там звонит в дверь? Открой дверь. Скажи, кто пришел? Доктор? Я очень рад, что пришел доктор.

8. ПРЕОДОЛЕНИЕ АПРАКСИН АРТИКУЛЯЦИОННОГО

АППАРАТА МЕТОДОМ ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЙ

ИМИТАЦИИ

При афферентной моторной афазии метод растормажива-ния и стимулирования устной речи можно использовать лишь на раннем этапе после инсульта, и то далеко не во всех случаях. Возникновение «речевого эмбола» — какого-либо слога или слова, произносимого больным при попытках к повторению или речевому общению, препятствует растормаживанию речи у этих больных. Выявляется очень грубая апраксия артикуля­ционного аппарата: больной по просьбе не может повторить ни одного звука или слова (см. рис. 20). В этих случаях прихо­дится прибегать к оптико-акустическому или к зрительно-слу­ховому методу вызова отдельных звуков и комплектования из них простейших слов.

В «Пособии» приведена несложная система надстрочных Знаков, помогающая больному постепенно перейти от слеже­ния за губами и языком логопеда к ориентации на акустичес-


кое восприятие звука и оптическое восприятие надстрочных знаков (таблица № 3)).

Преодоление апраксии артикуляционного аппарата этим методом довольно длительное. Спешить от звука к звуку нель­зя. На первичное освоение артикуляционных укладов может потребоваться 3—6 месяцев, но достаточно свободное нахож­дение нужных позиций языка приходит некоторое время спус­тя при втором и третьем повторении упражнений этого же раз­дела «Пособия».

В некоторых случаях у больных левшей наблюдается тен­денция читать слова и фразы не слева направо, а, наоборот,



 


Стратегия и тактика восстановления речи


справа налево. Для фиксации взгляда больного на левой сторо­не страницы рекомендуем на полях тетради или книги прово­дить цветным карандашом прямую вертикальную линию, от­мечать цветным карандашом первую букву слова и использо­вать при чтении указку или палец, «ведя» им слева направо.

Надстрочные знаки к артикуляционным укладам (Таблица №3)

Надстрочные знаки к артикуляционным укладам содейст­вуют восстановлению чтения вслух отдельных букв, слогов, слов, а также постепенному переходу к чтению небольших текстов. Их роль заключается в том, чтобы постепенно пере­вести больного от копирования артикуляционных движений логопеда или другого лица, занимающегося с больным, к само­стоятельному нахождению артикуляционных укладов, сопро­вождаемых восприятием этих звуков на слух. Так у больного формируется слуховой контроль за своим произношением, что позволит ему постепенно освободиться от звуковых замен.

Среди звуковых замен есть группы звуков, сходных по спо­собу артикуляции. Это прежде всего группа звонких и глухих согласных, отличающихся только включением и выключением работы голосовых связок (б-п, г-к, з-с, ж-ш). Очень большие трудности возникают у больных в нахождении звучания фонем, образуемых тем или иным органом артикуляции в одном и том же месте. В связи с этим больные смешивают: губ­ные — М, Б, П; переднеязычные — Н, Д, Т; а также смешива­ют переднеязычные — Д, Т с заднеязычными — Г, К. Реже больные смешивают губные и переднеязычные б-д, п-т, глас­ный И с согласным С, а также заднеязычные К и X.

С большим трудом преодолевают больные (особенно лев­ши) смешение а-о, о-у, и-е-ё.

Некоторые трудности возникают у больных при овладении артикуляционными укладами сложных звуков, состоящих из Двух элементов: ц (тс), ч (тш), я — йа, ё — йо, ю — йу, е — йэ.



 



 


М. К. Шохор-Троцкая

Надстрочные знаки и служат задаче более быстрого освое­ния звуковой речи больными с артикуляторной, кинестетичес­кой моторной афазией.

В пособии «Коррекция сложных речевых расстройств» по­дробно описан этот вид занятий. Он, во-первых, организован по букварному принципу, то есть последовательно осваивается звук за звуком, вводимым в слова, с обязательным учетом уже освоенных звуков. Во-вторых, он опирается на обязательное привлечение системы надстрочных знаков, на зрительное под­ражание артикуляционных укладов — типа «чтения с губ» глу­хими детьми, обязательно многократно услышанного больным осваиваемого звука и постепенного соотнесения артикуляции, надстрочного знака с буквой, то есть с опорой на чтение.

Таким образом, при использовании этого метода преодоле­ния апраксии артикуляционного аппарата возникает пере­стройка нарушенной функции, которая опирается на зритель­ное восприятие артикуляционных поз, подкрепленных акусти­ческим восприятием звука и опять-таки чтением. Приведем несколько типичных видов заданий для этих больных.

Преодоление апраксии артикуляционного аппарата начи­нается со зрительно-слуховой имитации губных и переднея­зычных глухих звуков и наиболее контрастных по артикуляции гласных звуков А, У, О, Ы. Озвончение согласных начинается со звуков М, В и Н. Заниматься с больным следует, сидя на­против него. Лицо «обучающего» человека должно быть осве­щено, чтобы больной хорошо видел губы и язык своего «педа­гога». Широко используется сохранность орального праксиса.

Нумерация заданий этого раздела продолжает нумерацию «раннего этапа» восстановления.

Задание № 48. Помогите больному повторить сопряженно с вами отдельные звуки и звукосочетания. Попросите больного спокойно широко раскрыть рот и произнести А. Прочитайте с больным букву А несколько раз. Используйте различные инто-


Стратегия и тактика восстановления речи

нации (вопросы, восклицания и т.п.). Задание рассчитано на три занятия.

А. А? А! У. У? У! А-У! У-А! А-У! У-А! УА, У-А и т.д.

(В самом начале своей творческой работы в очередности вызова звуков мы пользовались Букварями для слабослыша­щих детей под ред. Зыкина, Н.В. Полуэктовой, З.И. Яхиной, соответственно меняя лексику).

На «У» задание больному — «погудите».

Перейдите к освоению звука У. Перепишите в общую тет­радь все упражнения на А и У и расставьте над ними надстроч­ные знаки. Они помогут больному «оторваться» от копирова­ния этих звуков при зрительном восприятии вашей артикуля­ции и начать читать буквы и простейшие слова, используя надстрочные знаки. Но в случае затруднения больному надо будет предложить следить за артикуляцией логопеда.

Задание № 49. Для произнесения М больному предлагается сжать губы и «помычать». Просите больного следить за ваши­ми губами. Перепишите в тетрадь все упражнения крупным почерком с большим расстоянием между слогами и словами. Задание рассчитано на три-четыре занятия.

М, М-А, М-У, М-А-М-А, А-У, У-А, М-А-М-А, А-М, У-М, М-А, У-М, А-М, У-М, М-А-М-А, АУ, УА, УА, АУ, AM, УМ, МУ, УМ, AM, MA-MA, АМ-АМ, УМ, МУ, МУ, АУ, УА, AM, УМ, МА-МА, АУ, УА, УМ, МУ, МУ, МУ, УМ, AM, MA-MA.

Расставьте над всеми буквами их надстрочные знаки:

М — сомкнутые губы, А — широко раскрытый рот, У — узко стянутые губы. Здесь и до конца всего раздела больной Должен слышать звуки, которые он должен воспроизвести, ви-Деть ваши губы и надстрочный знак. По мере того как больной научится повторять звук, начните прикрывать свои губы рукой Или листом бумаги, чтобы он ориентировался только на слухо­вое внимание и постепенно перешел к пользованию надстроч-знаками.


М К Шохор-Троцкая

Задание № 50. Звук Ы, входящий в активные личные мес­тоимения ТЫи МЫ, можно освоить, имитируя стон и выдви­гая нижнюю челюсть вперед. Надстрочный знак на Ы— вы­двинутая вперед челюсть. Задание рассчитано на два-три заня­тия.

Ы, МЫ, МА, МУ, МА, МУ, AM, МЫ, AM, МЫ, МУ, Уд АУ, УМ, AM.

Задание № 51. Для произнесения согласного звука Т боль­ной должен высунуть кончик языка между зубами и как бы от­толкнуться от них. При этом на тыльной стороне ладони боль­ной ощутит воздушный толчок. Надстрочный знак на Т — за­жатый между зубами язык или стрелка, направленная вперед, вправо. Перепишите слоги и слова в тетрадь больного. Задание рассчитано на три-четыре занятия.

ТА, ТУ, ТЫ, МА, МУ, МЫ, АУ, УА, МА, Т-А, У-Т, Т-У, А-Т, ТАМ, М-А-Т, Т-А-М, У-М, М-У, Т-А-М, УМ, МУ, ТА-М, МАМА, ТА, ТА-М, ТУ, ТА-ТА, ТА-М, ТУ-Т.

ТЫТА-М. МА-МА ТУТ, а МЫТА-М. ТА-ТА ТАМ, а МЫТУ-Т. МЫТУ-Т, а ТА-ТА ТАМ. ТЫТУТ, а МЫТАМ.

Если до этого больной произносил лишь отдельные звуки и учился в основном сливать их в открытый слог (СГ — соглас-ный+гласный), то с вызовом звука Т начинается усвоение сложного закрытого слога СГС (согласный+гласный+соглас-ный), весьма частого в нашем языке (дом, суп, соль и т.п.).

Задание № 52. Помогите больному освоить слова ТУТ и ТАМ. Перепишите слова ТУТ, ТАМ в тетрадь больного.

1. Отец и дети ТУТ, а мать ТАМ. 2. Журнал и письма ТУТ, а газета ТАМ. 3. Иван Петрович ТУТ, а Ольга Ивановна ТАМ. 4. Отец и дочь ТУТ, а сын ТАМ. 5. Дедушка и внучка ТУТ, а папа с мамой ТАМ.

Задание № 53. Помогите больному освоить звук И.

МА-МА и ТА-ТА ТУ-Т, а МЫТА-М. ТА-ТА и МА-МА ТУ-Т, а ТЫТА-М. МЫТУ-Т, а МА-МА и ТА-ТА ТА-М. АУ, ТАТА! АУ, МАМА! МЫТУТ.


Стратегия и тактика восстановления речи

Звуки И и А уже выступают в роли союзов в первых про­стейших предложениях.

Артикуляция звука И нередко смешивается больными со артикуляцией звука С. Артикуляционный уклад звука И пока­зан на рисунке. Для того чтобы больной, растягивая для звука Л губы в утрированную улыбку, не смешивал его с С, надо по­казать ему способы контроля за вибрацией голосовых связок при И, а также контроль при помощи тактильного восприятия ладонью руки вибрационного «эха» в темени (наложить руки на темя). Надстрочный знак показывает направление растяги­вания губ. Постоянно повторяйте все предыдущие задания.

Задание № 54. Помогите больному освоить звук О. Это по­лучается без особого труда, звук О может быть смешан только с У. Овальный надстрочный знак взят из артикуляционной позы этого звука. Перепишите с надстрочными знаками задания в тетрадь больного.

О, МО, МА, МЫ, МУ, МО-MA, МО-МЫ.

ТО-МА и ТА-ТА ТУ-Т, МА-МА ТАМ.

При смешении артикуляций О и У надо уточнять больному то, что на У губы максимально сжаты в кружочек, а на О губы вытянуты вверх и вниз. Больной должен слышать все звуки, которые вы помогаете ему произнести.

Задание № 55. Все задания с надстрочными знаками пере­писывайте в тетрадь больного. Помогите больному освоить звук В. При произнесении звука В нижняя губа оказывается как бы прикушенной. Это сильное тактильное ощущение при­водит к быстрому закреплению звука В.

В, ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВО-ВА.

МЫТУТ, а ВЫТА-М. ВО-ВА ТА-М, а МА-МА ТУТ. ВЫТУТ, А ВО-ВА ТАМ. У МА-МЫВО-ВА, а у ТА-ТЫТО-МА и

во-ва. вот тома, вот вова. тут мы, а вы там. тома

У ТАТЫ.

На В нередко больной либо очень сближает губы, вследст­вие чего возникает подобие звука М, либо пытается закусить верхнюю губу. Надо показать ему (без зеркала!), что при В хо-


Шохор-Троцкая

«^ / а'Ътиита***' •___________________________________________________________________________________

рошо видны верхние зубы. Звук В — первый звонкий соглас­ный звук больных с афферентной моторной афазией. Вибра­ция голосовых связок на В сочетается с вибрацией губ. Это со­четание вибраций закладывается для будущего освоения звон­ких согласных.

Наши подробные протокольные записи логопедических за­нятий, подготовленные нами для написания кандидатской диссертации при преодолении акустико-гностической сенсор­ной афазии, афферентной и эфферентной моторных афазий, а также преодоления зеркального письма справа налево у боль­ной с нарушением мозгового кровообращения в затылочной доле, вы можете найти в монографии Э.С. Бейн «Афазия и пу­ти ее преодоления» (1964).

В этой монографии Э.С. Бейн впервые обобщен и при­веден наш подход в 1956—1962 гг. к преодолению при ЭМА аг-рамматизма типа «телеграфного стиля» и способ и порядок восстановления артикуляционных укладов при АМА. Над­строчные знаки для больных с АМА и особенно для больных с «проводниковой» афазией были нами разработаны в 1970— 1974 гг. Помните, что в работе с нашими больными категори­чески исключается пользование зеркалом, зондами, чем иногда грешат логопеды, работу которых затем приходится «переде­лывать».

По мере преодоления апраксии артикуляционного аппара­та при освоении гласных а, о, у, и, ы, йотированных звуков и согласных звуков слова «тут», «там» вводятся в обиход как от­веты больного на вопрос логопеда: «Где ваша палата?» — «Тут», и так постепенно все осваиваемые больным звуки вво­дятся в «обиходную», разговорную «речь». Тексты записывают­ся в тетради больного. По возможности, больной начинает произносить имена близких ему людей, место их нахождения и т.п.

Задание № 56. Помогите больному освоить звук С. Кон­троль за звуком С осуществляется при помощи осязания хо­лодной струи воздуха поверхностью кисти руки, горизонтально приложенной к нижней губе. Губы на звук С напряженно рас-


Стратегия и тактика восстановления речи

тянуты в улыбку. Переписывайте все упражнения в тетрадь больного (с надстрочными знаками).

Задание № 67. Перед освоением звука Я повторите упраж­нения на И, И и Е. Это поможет больному освоить звук Я. Не­редко звук Я возникает у больных спонтанно, но, несмотря на это, необходимо восстановить произвольное произнесение Я как самостоятельно йотированного звука, так и произнесения его после мягких согласных типа: мясо, сидят, и т.п.

Я=И-А, Й-А.

Беседа около палаты: И-а (я) пойду в па-ла-ту, а no-том в сад. Ко м-не при-дет Ми-тя. (Или другое, близкое больному имя.) Я давно не видел сына. — А к-то э-тот Ми-тя? — Э-то мой сын. — Я пой-ду с вами в сад. — И-дем-те. Но мы хо-дим мед-ленно, а вы мо-ло-дой. — Вы не вол-нуй-тесь, и я пой-ду мед-лен-но, со м-ной пал-ка.

Как видите, больной (без заучивания слоговых упражнений по обычным пособиям для дислаликов) перешел к произнесе­нию пока что по слогам самых разных сочетаний звуков в двух-и трехбуквенных слогах. Хорошо усвоенные звуки, особенно гласные, М, Н, С уже не нуждаются в надстрочных знаках, и лишь при употреблении новых, сложных для артикуляции слов логопед проставляет надстрочные знаки над уже «пройденны­ми» звуками и обязательно над новыми, используя «восклица­тельный знак» над звонкими согласными. Безусловно, логопед не обязан следовать всем заданиям «Пособия» и должен рабо­тать творчески, учитывая интересы больного.

Введите эти слова в нужные для общения фразы, например: «Положи в суп мясо». «Дай мне мяса». «Найди шляпу». «У сы­на пять за поведение» и т.п. Надстрочный знак у Я совмещает надстрочные знаки звуков И и А, должен быть с утрированно Растянутыми губами. Проставляйте в тетради больного над­строчные знаки.

Задание № 68. Звук Ю состоит из двух звуков И и У. Снача­ла нужно просить больного произнести долгое утрированное И, а за ним, резко сужая в узкий «кружок» губы, произнести У.


М. К. Шохор-Троцкая

Как на. Я, так и на Ю, следует различать Ю как самостоятель­ный звук, так и звук, следующий за мягкими согласными. Самостоятельный йотированный звук Ю очень часто употреб­ляется в русском языке в окончаниях глаголов (например, пью, делаю, читаю).

Ю (и-у). Ю-ля, мо-ю, по-ю, мо-ют, no-ют, мы-ли, пе-ли, бу-ду пи-ть, бу-ду пе-ть.

Мама и Юля мо-ют по-су-ду. — Ю-ля, я по-мо-ю по-су-ду. Дай мне с-вою вил-ку, о-на не-мы-та-я. О-ста-вь в-сё и и-ди в ш-ко-лу. Те-бе на-до в ш-ко-лу, а то не ус-пе-ешь. — Нет, мама, я со-в-сем боль-ша-я и в-сё са-ма вы-мо-ю: и по-су-ду, и по-лы в ком-на-те. И-ди от-ды-хай, ты ус-та-ла, а я ус-пе-ю в ш-ко-лу, не вол-нуйся. — Ты по-е-дешь или пой-дешь пеш­ком? — Пое-ду, а то не успею.

Задание № 69. Звук Б артикуляционно очень близок к П, при нем также плотно смыкаются губы и надуваются щеки, од­нако его звонкость получается не сразу, вибрация голосовых связок очень короткая, поэтому ощутить ее можно лишь при вызове вибрации губ. Приложите руку больного к своим губам и произнесите долгое Б. Вибрацию губ можно вызвать бы­стрым движением пальца по нижней губе.

Ба, бо, би, бы, би, бе, бя, бе, ба-буш-ка, бу-ду, был, бу-ди-ла, быт, суб-бо-та.

Многие слова больной уже может произносить слитно. Везде проставьте надстрочный восклицательный знак.

—Я был в па-ла-те, бу-дил со-се-да по па-ла-те. А он с-пит
и спит. Бь-ет бак-лу-ши, не и-дет на мас-саж, а е-му на-до у-с-
петь в-се с-де-лать до о-бе-да. Пос-ле о-бе-да он по-е-дет до­
мой.

—Он не бо-лен?

—Нет! Ва-ля-ет-ся! А вот и он.

—Вы с-па-ли?

—Нет, я ду-мал о ба-буш-ке. Я в-с-пом-нил: у ба-буш-ки в
суб-боту о-со-бый день. Я ее люб-лю. У ме-ня да-в-но нет ни
папы, ни мамы. Она ме-ня вос-пи-та-ла, ба-ло-ва-ла, лю-би-


Стратегия и тактика восстановления речи

да, как мать. У ме-ня она од-на ба-буш-ка. Надо ей купить то­мик сти-хов Ах-мато-вой и букет.

Итак упражнение (задание) за заданием, с довольно быст­рым переходом от произнесения отдельных звуков к чтению монологов и диалогов.

Прошло 1,5—2 месяца занятий. В тетради больного уже накопилось достаточно много слов ц коротких фраз, необходимых для общения. Помогайте ему активно пользоваться ими и переходите к повторному чтению этого раздела, выбирая трудные для больного звуки.

Учтите, что у больного звуки еще не прочны, может неожи­данно обнаружиться, что те или иные звуки, которые он уже свободно произносил, вдруг «исчезли». Это обычное явление, которое будет время от времени случаться. Покажите больному надстрочный знак «потерянного» звука, утрированно четко произнесите несколько раз этот звук, и он вновь будет «най­ден». Постоянно ободряйте и поощряйте больного, сравнивая его полную беспомощность в начале и нынешние успехи.

Весь этот раздел можно прочитать с больным 2—3 раза в те­чение 5—6 месяцев, а затем перейти к текстам первого вариан­та преодоления афферентной моторной афазии (на раннем этапе восстановления). В дальнейшем переходите к составле­нию больным фраз по сюжетным картинкам, к чтению и пере­сказу текстов.

Рекомендуемая нами последовательность вызова звуков при втором варианте АМА у больных со стойким речевым эм-болом, состоящим, как правило, из одного открытого слова (ни-ни-ни, та-та-та и т.п.), включает в себя задачу предупреж­дения у этих больных литеральных парафазии типа м-б-п, н-д-т, и-с, а также смешения звонких и глухих согласных, труднос­тей произнесения аффрикат.

Вызов звуков а, у, м, ы, т, о, в, с, э, н, к, и, стечений соглас­ных ст, пл и др. — первый этап преодоления апраксии артику­ляционного аппарата, вводимых первоначально в самые эле­ментарные слова, состоящие из двух-трех звуков, сменяется


/282^


M. К. Шохор-Троцкая


вызовом звонких согласных, вводимых в слова, состоящие уже из 5—6 звуков. Слова следует произносить по слогам, чтобы дать время для «настройки» и переключения органов артикуля­ции с одного звука на другой. На этом этапе работы нельзя за­бывать проставлять над буквами надстрочные знаки.

Очередная последовательность звуков такова: ш, л, я, ю, б, д, з, ш, ж, х, ч, ф, ц, ч, щ. При освоении этой группы звуков следует постоянно возвращаться к упражнениям (заданиям) по произношению первой группы звуков, опирающейся прежде всего не столько на слуховой контроль, сколько на оральный праксис, реализуемый теменной долей правого полушария: по­дуть, плюнуть, раскрыть рот и т.п. Однако на этом этапе боль­ной осваивает чтение одно-двусложных слов, опираясь на чте­ние с губ и по тетради «текстов» повествовательного типа, вто­рой же этап характеризуется введением в чтение диалогов и небольших рассказов на темы дня. Занятия проводятся 2—3 раза в течение рабочего дня логопеда по 15—20 минут. Предла­гаемая последовательность вызова звуков необязательна у большинства больных с АМА. После освоения первой группы звуков возникает период бурного спонтанного произнесения звуков, входящих в имена близких больному лиц. Однако эти звуки очень непрочны, случайны и требуют специального, произвольного их закрепления.

Всего в этом разделе «Пособия» 78 заданий, перенесенных логопедом в тетрадь больного (крупным шрифтом с надстроч­ными знаками), как правило, они заполняют толстую общую тетрадь.

Закрепление произвольного произнесения всех звуков и их стечений в пройденном материале потребует не менее четы­рех-пяти месяцев занятий, в связи с чем больной должен быть переведен на амбулаторные занятия от трех до двух раз в неде­лю по 40—60 минут. Логопед не должен жалеть свое нерабочее время в целях спасения речи больного. Задания логопеда должны закреплять родственники больного, а затем и сам

 


Стратегия и тактика восстановления речи

__ г 1---------------------- ""*-

V

больной в процессе постепенно расширяющихся у него воз­можностей произвольного чтения вслух. Постепенно необхо­димость опоры на надстрочные знаки отпадает.

Подчеркнем, что на занятиях с больным не следует делать акцент на точном произнесении звуков. Главная задача лого­педа подвести больного к восстановлению, пусть не очень чет­кой, ситуативной, разговорной речи, необходимой для самооб­служивания и общения в быту, к восстановлению ядра лекси­кона.

Несколько слов о вариантах АМА. Прежде всего: 1) При преимущественной апраксии «задних» преднастраивающих от­делов артикуляционного аппарата — глотки и гортани — у больных нередко непреодолимыми остаются трудности произне­сения звонких согласных и довольно быстрое восстановление письменной речи. «Глуховатая» речь больных не мешает им общаться с окружающими. 2) Об особенностях АМА у левшей. У левшей АМА бывает двух типов: а) «проводниковая» парци­альная афферентная моторная афазия, при которой остается сохранной непроизвольная ситуативная, клишеобразная речь и нарушены все виды произвольной речи: повторение, называ­ние, в связи с чем возникает псевдоамнестический синдром, чтение вслух и письмо, даже самых элементарных букв и слов. В основе всего этого своеобразного, «парадоксального» рече­вого расстройства лежит та же апраксия артикуляционного ап­парата как следствия переучивания ребенка с левой руки на правую в преддошкольном возрасте. Больной как бы непроиз­вольно говорит правым, сохранным, главным для него полу­шарием и не может справляться с речевыми произвольными Движениями, приобретенными при обучении навыкам письма и чтения, которые опираются на сугубо произвольные артику­ляционные, пространственно организованные «механизмы».

Второй вариант АМА у левшей можно назвать «перекрест-|Ньщ». Термин «перекрестная» моторная афазия введен невро­патологами в начале XX в. Перекрестная моторная афазия


M. К. Шохор-Троцкая

крайне редко наблюдается у правшей при поражении правой теменной доли и сопровождается грубейшей апраксией арти­куляционного аппарата (см. рис. 18), мы наблюдали лишь одного такого больного, и чаще (пять наблюдений) у левшей же при поражении левой теменной доли.

Больной Ф., левша, 49 лет, доктор математических и физико-тех­нологических наук, кибернетик, поступил в НИИ неврологии АМН СССР в 1966г., спустя 4 месяца после инсульта, с тяжелейшим геми-парезом и афферентной моторной афазией редчайшей степени тяжес­ти. Общался больной при помощи серии речевых слоговых эмболов. Понимание и чтение про себя, выполнение письменных инструкций были относительно сохранны, наблюдалась тяжелейшая апраксия ар­тикуляционного аппарата, были полностью утрачены представления не только о буквах, но и об элементарных числах от 1 до 5 (амнезия на все символы, обозначающие числа).

Преодоление его речевых дефектов, по существу, было безуспеш­ным, так как больной не мог произнести изолированный звук при по­казе, степень апраксии артикуляционного аппарата была редчайшей. Однако в односложных речевых эмболах больной произносил доволь­но много звуков путем имитации или через автоматизированные ре­чевые ряды (наблюдалась тяжелейшая авокалия — вместо пения по­лучался стон), логопед попытался «извлечь» звук из речевого эмбола.

Приведем описание этой уникально тяжелой перекрестной АМА у левши при поражении левого полушария. Особеннос­тью больного, профессора физико-математических наук, было то, что он научился свободно читать, решать арифметические задачи в 3-летнем возрасте, и все это произошло как в наслое­нии произвольных ВПФ на непроизвольную речь младенца. Только этим можно было объяснить утрату больным после ин­сульта представления о числе в пределах даже первого десятка и сохранности чтения всего «кода» формул высшей математи-


1 При чтении лекций студентам я для облегчения запоминания и дифФ6' ренциации АМА и ЭМА просто, «по-суворовски», говорила им. «АМА — это А в кубе, в третьей степени, т е «апраксия артикуляционного аппарата: ААА». По­могало, как «сено—солома».

 



Стратегия и тактика восстановления речи


ки, что позволило ему (да восславим сохранную у него лобную долю) при помощи формул составить план огромной моногра­фии на 725 страниц.

А дело было так. Мне пришлось заниматься с этим гени­альным человеком у него на дому. Очень медленно, дробя воз­никающие у него слоговые речевые эмболы, мы дошли до воз­можности с опорой на надстрочные знаки до чтения простей­ших фраз на темы дня, которые все же не переходили в активную речь больного. Активными словами больного оста­вались (спонтанно возникшие, интонационно окрашенные) слова «Киса» (имя жены) и «паф» — с указательным пальцем, приставленным к виску, символизирующим: «Не хочу жить!» Депрессия больного была безграничная, письмо и письменная речь не восстанавливались. Только звук «А», произносимый с огромным вариантом интонаций, и жесты в виде раскрытой ладони, кулака и угрожающего пальца — «гримасы» — весь комплект «устного» общения больного с окружающими его людьми.

На время перерыва в занятиях, когда я уходила в отпуск, с больным занималась логопед В.М. Лукьянова, которой «дава­лось задание» удержать больного на достигнутом уровне «вос­становления».

Перед уходом в отпуск и во время занятий я просила боль­ного разобраться в ящиках письменного стола и, возможно, найти не опубликованные еще его статьи. Надо сказать, что на видном месте в книжном шкафу больного стояла монография А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека» (1962). Эту книгу позже больной подарил логопеду М. Лукьяновой.

И вот, во время моего очередного отпуска ко мне домой звонит взволнованная жена больного: «Срочно придите к нам. У нас скандал. А.А. стучит кулаком по столу, размахивает пал­кой, требует, чтобы вы пришли». Бегу к больному, благо он близко. И что вижу?

На огромном, примерно на 24—26 персон, обеденном столе


М. К. Шохор-Троцкая

в четыре или пять рядов разложены оттиски работ А.А. и его монографии, на полях которых расставлены «галочки» (а надо сказать, что, несмотря на полное отсутствие речи, больной продолжал следить за диссертациями аспирантов, отмечая что-то, только ему понятное, в их работах). Итак, стол завален на­учными работами больного. Больной с радостным возгласом «А» и его указательным пальцем в мою сторону приветствует меня. Спрашиваю: «Ну, что, поработали, А.А.?» — «О!» — вос­торженно восклицает больной и угрожающе смотрит на сидя­щего в глубине комнаты своего ученика, молодого доктора наук. «О!» «У!» — и грозит ему кулаком.

Я (недоуменно и радостно): «А.А., это прекрасно, что вы поработали, но ведь я ничего не понимаю в формулах высшей математики». И обращаюсь к ученику своего больного: «Иди­те, помогите, разберитесь. А.А. не напрасно вызвал вас». Боль­ной радостно приветствует эти мои слова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: