Я н тактика восстановления речи 12 глава




При поступлении в стационар выраженная оральная апраксия (не может высунуть язык, вытянуть губы трубочкой, пощелкать, облизать губы). В быту неловкость, «скованность» произвольных движений, мелкие предметы берет размашисто, всей кистью. Отмечаются ско­ванность движения при одевании, накрывании на стол, наливании воды из графина и т.д. Однако полностью сохранены профессиональ­ные навыки балерины, которые больная воспроизводит как бы при внутреннем пропевании мелодии движений. Сложные же ритмы вос­производит неточно, без акцентирования. Персевераций от предыду­щих ритмов нет.

Легкая пальцевая апраксия. Выполнение проб Хада затруднено.

При исследовании экспрессивной речи обращают на себя внима­ние те же особенности нарушения произвольной и сохранности не­произвольной речи. Больная легко, шепотом, почти беззвучно, повто­ряет слова. Произнося их с каждым разом лучше, как бы озвучивая внутреннее проговаривание, почти ясно произносит «про себя» авто-


Стратегия и тактика восстановления речи

матизированные слова. При этом четко вырисовывается картина рас­пада анализа звукового состава слова в устной речи, так как наруша­ются выбор и расстановка звуков, соединение всех его элементов в единое целое. Активная речь предикативна, почти без существитель­ных, состоит из отдельных фраз разговорно-бытового лексикона. Раз­вернутого, многозвеньевого высказывания нет. Наблюдаются пропус­ки целых слогов в длинных словах, например «прано, правиль... пра­виль» (правильно), случаи неоттормаживания уже произнесенного слова, как бы персеверация его.

При работе с разрезной азбукой для слова «гриб» больная отбира­ет буквы в следующем порядке: «гбри, гибр, гбир», для слова «дере­во» — «дреево», для слова «бабочка» — «бакбочо», чтобы составить слово «комната», выбирает буквы в следующей последовательности: м, к, о; т, к, е; т, н, а, е, а; к, о, м, н, м, а, т, то есть используя все буквы, но в случайном порядке. Конструирование слова нарушено. Лучше всего больная отбирает буквы для первого слога. (Эту особен­ность «проводниковой «афазии» отмечал и К. Werniche).

Таким образом, затруднены конструирование слова из элементов, выстраивание букв в определенный ряд. Короткие слова из трех букв (дом, кот и т.п.) больная нередко начинает писать со второй буквы. Очень затруднено списывание, часто отмечаются ошибки.

Нарушений фонематического слуха и слухоречевой памяти нет. Выражены семантические расстройства, в основном предложный импрессивный аграмматизм.

9. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭФФЕРЕНТНОЙ КИНЕТИЧЕСКОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ (ЭМА)

При обеих формах афазии, возникающих при поражении вторичных полей височной и теменной долей, задачей восста­новительного обучения является не только преодоление их ос­новной первично нарушенной предпосылки, восстановления фонематического слуха и преодоления апраксии артикуляци­онного аппарата, но и восстановление ситуативной, разговор­ной речи, чему содействовали возможности вторичных и тре­тичных полей лобной доли, а также преодоление экспрессив­ного аграмматизма, нарушений письма, счета, ориентации в



М. К. Шохор-Троцкая


географической карте и т.п., то есть преодоления характерной для АМА конструктивно-пространственной апраксии, в пре­одолении которой определенную роль играла сохранность не только обеих затылочных долей, но и обеих лобных долей моз­га. Преодоление конструктивно-пространственной апраксии при АМА мы осуществляли, используя методику КООСА, со­ставления орнаментов из четырех, девяти и двенадцати куби­ков, окрашенных с четырех сторон в белый, красный, синий и желтый цвет и двух сторон в треугольники тех же цветов: белый—красный, синий—желтый. Цветовая гамма — функция затылочной доли правого полушария — стимулировала конт­роль за выполняемой деятельностью, рисование различных схем из небольших треугольников с добавлениями коротких прямых линий в трех-четырех плоскостях с предъявлением «поз» треугольника. Последняя группа занятий помогала пре­одолевать у некоторых больных зеркальное написание букв. Работа с географической картой и циферблатом различных ча­сов также содействовала оживлению в детстве приобретенных навыков.

Этим видом занятий с больными с АМА мы уделяли особое внимание и в работе с больными с ЭМА, у которых премотор-ная апраксия выражается в нарушении планирования линей­но-пространственной деятельности. И если при конструктив­но-пространственной апраксии у больных с АМА было затруд­нено нахождение «позы» пальцев (подобных дактилологичес­кому алфавиту глухих), то больные с ЭМА легко имитируют позы пальцев, а в противоположность больным с АМА не мо­гут «усвоить» программу движений кисти руки в разных вариа­циях на уровне стола или в воздухе (тест «кулак—ладонь-ребро» или «кулак—ладонь—кольцо» в разных вариациях), ста­новится ясно, насколько для этой группы больных затруднен выбор вариаций программы действий не только на двигатель­ном, но и на речевом уровне.

Наша синтагматически организованная речь вариативна, а в основе ее лежит, как это ни удивительно, кинетика, движе-


Стратегия и тактика восстановления речи

кие. Поэтому А. Р. Лурия метко назвал АМА «кинестетичес­кой», а ЭМА — «кинетической», а уже весь третий функцио­нальный блок — блоком планирования, программирования и контроля за выполняемой деятельностью.

Итак, основной задачей в преодолении эфферентной мо­торной афазии является восстановление кинетической, син­тагматически организованной функции речи, нарушающейся при поражении задненижних отделов, вторичных полей лоб­ной доли (поля 44, 45).

«В движении мельник должен жить, в движении!» — поется в известной песне Шуберта. Движение! Что это такое? Это са­ма жизнь. А жизнь не стоит на месте. И неспроста.

А. С. Пушкин завещает нам: «Восстань, пророк, и виждь и внемли. И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей!» Глаголом. То есть речью. Мы много разглагольствуем. Наш старинный алфавит: аз, буки, веди, глагол и т.д. Глагол! Глагол не есть предикат. Понятие предиката значительно шире. Пре­дикат это суть того, что следует высказать, что нередко рожда­ется на уровне бессознательного, импульсивного, то, что вхо­дит в замысел (вникните в суть этого слова, то, что было, до мысли или за мыслью. Воистину, могуч и всесилен великий русский язык!). Предикат может быть выражен междометием, предлогом, вопросительным словом (догадкой где? когда? зачем?), но он всегда предполагает наличие действия и движе­ния. И если в древнерусском языке глаголить понималось как говорить, то при ЭМА следует восстанавливать всю много­сложную и многословную группу сказуемого, того, о чем следу­ет говорить, сказать, рассказать и т.п. И всем известно то, чем отличается недействующий предмет (подлежащее) от действу­ющего предмета, действие которого и определяется сказуемым или глаголом, категорией состояния (я устал, мне плохо, я хочу спать и т.п.) с обязательным употреблением всей гаммы изме­нения глагола или категории состояния как частей речи в виде

 


огромного числа местоимений, замещающих такую сущест­венную часть речи, как существительное.

При ЭМА нарушается прежде всего предикативная функ­ция внутренней речи. Предикатом, как мы уже сказали, двига­телем внутренней речи может быть любое слово, окрашенное той или иной интонацией. Вспомним замечательный пример


Стратегия и тактика восстановления речи

Л. С. Выготского о «беседе» нескольких мужчин, возвращаю­щихся с работы и эмоционально с разными интонация произ­носящих несколько повторяющихся слов и междометий.

Итак, интонация, глагол и чтение. Вот что положено нами в основу тактики преодоления эфферентной моторной афазии, а точнее, в основу преодоления этой формы афазии на раннем этапе восстановления положена побудительная и интонационно окрашенная речь, требующая со стороны больного выполнения того или иного действия, движения, задания. И если подобные задания при акустико-гностической афазии интонационно-мелодически направлены на выбор предметной картинки, то при ЭМА — на выполнение действия и насыщение внутренней речи глагольной лексикой: покажи, возьми, поправь, пей, от­пусти и т.п., то есть той лексикой, которая входит в ядро внут­реннего лексикона еще не говорящего ребенка. Переключение с одного движения-действия преодолевает инертность больно­го и «приучает» его понимать флексии не только глаголов, но и существительных в косвенных падежах, то есть не только сти­мулирует у него употребление тех же инструкций, но и законов синтагматически организованной речи без намеков на возник­новение аграмматизма типа «телеграфного стиля», который возникал в начале века (и был описан А. Пиком в 1914 г.) как следствие неправильной методики восстановления речи у наи­более часто встречающейся группы афазий — эфферентной моторной афазии. При этой форме афазии произносительная кинестетическая сторона речи, как правило, сохранна. Это вы­является при заданиях повторить слово и словосочетание, про­изнести тот или иной автоматизированный речевой ряд (функ­ция правого полушария), не входящий в ситуативную речь в момент повторения, в некоторых случаях возможно и называ­ние предметных рисунков и даже общение с окружающими при помощи так называемого «телеграфного стиля. Например: «суп!», «вода пол» («дай мне суп» или «на полу вода»), «ах, дверь, дверь, ну... звонок... звонок». Иными словами речь не

 


М. К. Шохор-Троцкая

только лексически бедная, но и мало информативная, при этой форме афазии, как правило, грубо нарушено письмо, по­скольку даже написание отдельного слова построено по жест­ким синтагматическим законам. В древнерусском языке в письме очень часто опускали буквы, обозначающие гласные звуки, поскольку во внутренней речи слово звучит фрагмен­тарно и основную смысловую нагрузку выполняют согласные звуки и ударный слог слова. Кроме того, предикат, как прави­ло, в устной речи восполняется интонационными средствами, в том числе логическим ударением.

В связи со всем вышесказанным на раннем этапе восста­новления мы особое место в тактике восстановительного обу­чения уделяем роли логического ударения на том или ином слове, так как логическое ударение предикативно, при состав­лении фразы по картинке на поздних этапах восстановления, когда больной в процессе высказывания переносит свой «пре­дикат» с одного слова на другое: «Дай мне яблоко! Дай мне яб­локо! Возьми себе яблоко. Я не хочу есть яблоко. Дай, мне, по­жалуйста, платок, так как у меня течет нос! Неужели ты этого не понимаешь?»

Логическое ударение в этих фразах может переноситься с одного слова на другое, вызывая у больного смех или другую положительную реакцию. Безусловно, в этой игре интонаций ведущую роль в начале занятий играет логопед, который ис­пользует главного помощника в процессе восстановления: чте­ние написанных в тетради больного шутливых текстов. Боль­ному должна быть интересна такая работа.

Итак: 1) скользящее логическое ударение, 2) третичные поля лобной доли — планирование, 3) интонации и эмоции — височная доля правого полушария, 4) глубинные отделы мозга, и 5) опять-таки чтение — изумительная затылочная доля, 6) и еще один элемент: удовольствие, получаемое больным в про­цессе такого занятия.

А далее, чтение, как и письмо (в том числе зрительные дик-


Стратегия и тактика восстановления речи


танты, которые играют особую роль в контроле за выполняе­мым заданием). Чтение и письмо (зрительные диктанты) как синтагматически организованные операции оказывают исклю­чительное воздействие на восстановление нарушенной синтаг­матически организованной устной речи. Однако добавим, чта при этой форме афазии нельзя стимулировать у больного воз­можность повторения ради повторения, называния ради назы­вания, пения ради пения — все эти неречевые репродуктивные операции приводят к блокированию восстановления ситуатив­ной разговорной речи. Именно к этой форме афазии можно привести поговорку «что посеешь, то и пожнешь». В данном случае уместно вспомнить монографию Г.И. Полякова «Про­блема происхождения рефлекторных механизмов мозга» (1964). «Посеешь» глагол в активной форме, у больного восста­новится ситуативная, активная побудительная речь. И начнет­ся восстановление речи у этих больных со слов: возьми, поло­жи, поправь, дай, вытри рот найди платок, где лежит вилка и т.п.

На резидуальном этапе работы, спустя 3—4 месяца после острого периода инсульта, предлагаются другие приемы рабо­ты, а именно: мы уделяем очень большое значение восстанов­лению уверенности больного в улучшении своих речевых воз­можностей при помощи аутогенной тренировки с опорой на чтение фраз, планирующих и подчеркивающих этапы восста-t новления речи.

Напомним, что малыми синтагматически организованны­ми формами являются краткие фразеологические стереотипы, которые можно использовать на резидуальном этапе восста­новления. Приведем несколько заданий этого типа.

Задание № 9. (Больному можно подсказывать первый слог искомого глагола.) Задание рассчитано на 3 занятия. Попроси­те больного закончить пословицы:

Мал золотник, да....... (дорог); не имей сто рублей, а имей

сто......... (друзей); что посеешь, то и.......... (пожнешь); тише



М. К. Шохор-Троцкая


едешь — дальше (будешь); на воре шапка (горит);

не все то золото, что (блестит); сытый голодного не

(разумеет); у сильного всегда бессильный (виноват); не

плюй в колодец, пригодится водицы (напиться); не в

свои сани не (садись); за двумя зайцами погонишься, ни

одного не........ (поймаешь).

На следующем этапе преодоления речевых трудностей ве­дется усиленная стимуляция ситуативной речи с опорой на во­просы и соответствующие ответы. Приведем примеры. При от­ветах на вопросы больной может пользоваться схемами пред­ложения. Используются элементарные схемы предложений по методике преподавания русского языка в начальных классах средней школы.

Задание № 14. Задание рассчитано на длительное время. Попросите больного ответить на вопросы (при затруднении найти нужное слово подскажите ему его первый слог), запи­шите его ответы в тетради больного для их чтения.

Как ты спал? Что у тебя болит? Что тебе надо? Ты хочешь есть? Что ты будешь пить? Где лежат твои лекарства? Ты их пил? Какое лекарство тебе сейчас дать? Ты хочешь спать? Хо­чешь ли ты послушать радио или посмотреть телевизор? Кото­рый час? Во сколько тебя разбудить? Что приготовить на обед? Что надо спросить у врача? Какие слова ты скажешь врачу? (Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Мне уже лучше. Можно ли мне ходить? Я хочу смотреть телевизор. Что мне можно де­лать и что нельзя? Спасибо. До свидания.)

Задание № 15. Помогите больному ответить на вопросы:

Любите ли вы читать? Кто ваш любимый писатель? Еще каких писателей вы любите? Какая ваша любимая книга? Что вы сейчас читаете? (Ответы следует дать больному для чтения.)

Задание № 16. Помогите больному ответить на вопросы: Что нужно для письма? Что пишут на конверте? Какие бы-

 


Стратегия и тактика восстановления речи

вают письма? Как отправляют заказное письмо? Что выдают на почте, когда принимают заказное письмо?

Слова для справок: квитанция, конверт, марки, адрес.

Для преодоления флективно-предложного аграмматизма у больных с ЭМА им предлагается заполнять пропущенные предлоги и флексии в упражнениях со словами «для справок» и без них. Но желательно, чтобы задания были для больного не только доступны, но и интересны. Больному предлагается пользоваться схемой предлогов, которую логопед может нари­совать в тетради больного, и вопросы, с которыми можно ис­пользовать эти предлоги. Например: когда? — после, до, с, в, через; куда? — на, в, к, до; откуда? — от, с; из; где? — на, под, над, у, около, перед, мимо, по, за (с рисунками, соответствую­щими этим предлогам).

Задание № 37. Вставьте пропущенные предлоги.

Здесь...... больнице я познакомилась..... очень интересны­
ми людьми. Как правило, это влюбленные..... свою работу

люди. Например, Вера Николаевна была балериной. Она рас­
сказывает... большим увлечением..... своей работе, и в то же

время она умеет отлично......... кофты, шапочки. Сейчас......

нее болит рука, и все же она........ унывает и пробует брать

спицы..... руки. Она хочет связать.... мужа шарф.

Приведем примеры текстов для чтения и пересказа по во­просам. Цель ваших занятий с больным — научить его не спеша отвечать на вопросы.

Задание. Сначала прочтите больному текст. Уточните, все
ли слова ему понятны, затем прочтите текст вместе с больным,
шепотом сопровождая его чтение. После этого прочтите текст
с больным еще 1—2 раза, а затем перейдите к ответам на во­
просы, которые вы зададите больному. Помогайте больному
ответить на ваши вопросы. Запишите в тетради его ответы и
попросите его прочитать их. Поощряйте больного репликами:
«Хорошо!»



М. К. Шохор-ТроцКая


Задание. Прочтите с больным текст. Помогите ему переска­зать его.

Что я умею делать

Я уже пишу. Я уже читаю книгу. Я уже говорю по телефо­ну. Я могу побриться. Я подогреваю себе обед. Я вымыл посу­ду. Я ходил в магазин. Я съел бутерброд. Я долго и хорошо го­ворил.

Особое значение в преодолении ЭМА мы придаем зритель­ным диктантам, совмещающим в себе чтение вслух (или про себя), письмо и контроль за выполнением задания, безуслов­но, и опору на проговаривания списываемого текста. Первона­чально желательно давать больным небольшие темы, знакомые с детства и насыщенные глагольной лексикой. Приведем при­меры. Тексты предварительно логопед пишет крупным шриф­том на отдельных карточках.

Тексты для зрительных и слуховых диктантов для больных с речевым расстройством средней и легкой степени тяжести ЭМА.

Задание № 1. Прочитайте вместе с больным текст, дайте ему его списать. Попросите написать его по памяти, подгляды­вая в текст и исправляя его. Продиктуйте больному текст.

В лесу родилась елочка. В лесу она росла. Зимой и летом стройная, зеленая была.

Задание № 2. То же.

Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягуш­ка, ускакала от меня.

Задание № 3. Диктант.

Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Говорят, что в это время мая цветет черемуха и сирень. Сегодня я не ходил гулять.

Однако в клинике сосудистых заболеваний головного мозга нередко встречаются очень тяжелые варианты комплексной



Стратегия и тактика восстановления речи


роторной афазии (КМА), при преодолении которых так или иначе следует работать по улучшению функций «нижнего» уровня речевых функций, а именно преодолевать апраксию ар­тикуляционного аппарата или следов ЭМА с постоянным ак­центом на восстановление нарушенного синтагматического, более высокого уровня речи, предикативности речи как цент­рального звена речевого общения при преимущественной ап-раксии артикуляционного аппарата. Для этого варианта мо­торной афазии в разработанном нами пособии (1997, 2000) приведено большое число заданий, одно из которых мы разре­шаем себе привести, причем подчеркнем, что при этом вари­анте моторной афазии грубейшим образом страдают чтение и особенно письмо. Для больных составляются азбуки из назва­ний городов, имен близких им людей (Алеша, Боря, Витя и т.п.), необходимо работать с разрезной азбукой при составле­нии слов, отличающихся одним звуком (дом-дым, бок-бак и т.п., полка, палка, пилка). Особое внимание уделяется восста­новлению «чувства» различия и наличия в слове гласных зву­ков. Поскольку внутренняя речь редуцирована, «слово» звучит неполно именно вследствие редукции гласных звуков и одного из согласных в слогах с их стечением и т.д. Для составления фразы при этой форме афазии рационально подбирать серии слов различных грамматических категорий, включающих в се­бя закрепляемый звук, например: на звук «с» для чтения, зри­тельного диктанта и составления фразы предлагаются слоги: са-ас, со-ос и т.д., затем слова со-ва, сом, сыр и т.д.; глаголы: светит, свистит, сгорел, сдам, слышит и т.д.; прилагательные: свободный, свободное время, серьезный человек, сильный ха­рактер и т.д. Особое внимание уделяется слоговой структуре слова типа заданий на отбивание числа слогов в слове, месту нахождения в нем отрабатываемого звука: сад, сосна, доска, соус и т.п., преодолению трудностей произношения слогов и слов со стечением согласных: слон, спички и т.п. И так со всеми звуками от А до Я.


М. К. Шохор-Троцкая

На преодоление речевых расстройств (вторично нарушен­ного фонематического слуха у этих больных, нарушений звуко-буквенного анализа состава слова, восстановления диа­логической и монологической речи по различным темам, сю­жетным рисункам с обязательной опорой на чтение и зритель­ные диктанты) при усердной помощи родственников больного уходит минимум два года систематических занятий.

Завершая раздел о тактике преодоления афазий, возникаю­щих при поражении вторичных полей (зон) второго и третьего функциональных блоков, необходимо еще напомнить, что: 1) родственники больных нуждаются в объяснении им первично нарушенной предпосылки речевого нарушения именно у их больного, объяснении роли сохранных отделов мозга в процес­се восстановления. Это обстоятельство существенно в том от­ношении, что без активной помощи близких больному лиц преодоление эфферентной моторной афазии обречено на не­удачу (за редким случаем, если очень высок преморбидный уровень больного, обладающего сильной волей и жаждой пол­ного преодоления речевого дефекта, что наблюдается преиму­щественно у левшей); 2) левшество содействует восстановле­нию ВПФ, оно связано лишь с вторичными полями второго и третьего функциональных блоков левого полушария и значи­тельно отличается по степени тяжести нарушения ВПФ у прав­шей за счет прежде всего более сохранного у них непроиз­вольного понимания речи и непроизвольной спонтанной си­туативной речи. Именно в связи с этим следует тщательно выяснить признаки левшества у больного, объясняя родствен­никам больного роль левшества в процессе восстановления, логопеду рекомендуем тестировать больного на наличие веду­щих глаза, уха и рук больного. Тестирование у больного веду­щего уха затруднено вследствие отсутствия, как правило, спе­циальной аппаратуры на «дихотическое прослушивание». Оп­ределить наличие ведущего уха, по данным зарубежных авторов, возможно при помощи КТ головного мозга, которое может вы­явить величину (длину височной площадки) правой или левой


Стратегия и тактика восстановления речи


височных долей. В связи с этим, по нашим наблюдениям, реже всего наблюдается как у больных, так и у здоровых лиц веду­щий левый глаз, явный признак скрытого или явного левшест-ва у больного. При тестировании ведущей руки больного (даже при наличии гемипареза) может выявиться несовпадение тес­тов на переплетение пальцев рук и «позы Наполеона» (скрещи­вание рук на груди). Это наблюдение может подсказать, какая доля мозга больного является ведущей. Переплетение пальцев рук указывает на наличие ведущей теменной доли, а «поза На­полеона» — на ведущую левую или правую лобную доли. Нали­чие легшества у больного подсказывает логопеду возможность значительного восстановления нарушенных у пациента ВПФ. Так, при наличии левшества у больного относительно быстро восстанавливается или вообще не нарушается ситуативная, клишеобразная речь (в виде отсутствия жаргонофазии как при сенсорной акустико-гностической афазии, так и при АМА и ЭМА). При комплексной моторной афазии (КМА) наличие левшества у больного может менее грубо сказываться в прояв­лении у одних больных апраксии артикуляционного аппарата, а у других степени персевераторности отдельных слов и пауз в процессе составления фразы как при работе по сюжетной кар­тинке, так и ответах на вопросы. Именно эти особенности речи больного подсказывают логопеду план тактики восстано­вительного обучения при КМА.

Наличие левшества у больных с акустико-амнестической и амнестико-семантической афазией не играет в процессе их преодоления решающей роли, так как третичные поля этих до­лей «связаны» не столько с анализаторными системами, сколь­ко с активностью и «бодрствованием» глубинных отделов моз­га, то есть с первым функциональным блоком. Однако нали­чие левшества явно сказывается на функциях третичных полей третьего функционального блока, при поражении которого, по нашим наблюдениям, не возникает динамическая афазия, ве­роятно, в силу взаимозаменяемости при нарушении левой лоб-

 


М. К. Шохор-Троцкая

ной доли на «помощь» «спешит» правая лобная доля (М.К. Бурлакова, 1997а). И еще раз подчеркнем то, что спонтанное восстановление ВПФ наблюдается лишь у абсолютных левшей в течение одной-двух недель после инсульта, а при абсолют­ном правшестве никогда ни при одной из форм афазии не на­блюдается спонтанное восстановление нарушенных ВПФ, ко­торые возможно преодолеть лишь при активной, длительной помощи логопеда, высокого преморбидного уровня больного, его эмоционально-волевых качеств и активности близких больному лиц.

Отметим, что в последние годы выявлению левшества у здоровых лиц содействует наблюдение за стороной волосяного пробора на голове, «вихря» волос слева.

Больной П., 52 года, правша, высококвалифицированный гречес­кий рабочий, полиглот, эмигрировавший в 1932 г. с родителями из Советского Союза в Грецию, владеющий русским языком как род­ным. Поступил в НИИ неврологии АМН СССР для восстановления речи спустя 6 месяцев после инсульта в ноябре 1966 г. Клинический диагноз: общий и церебральный атеросклероз. Кардиосклероз. Оста­точные явления после нарушения мозгового кровообращения в бас­сейне левой средней мозговой артерии. Легкий правосторонний геми-парез. Моторная афазия.

Речевой статус: больной полностью ориентирован в месте и вре­мени. Активен. Специально приехал из Греции для восстановления речевых функций. Контактен. По его словам, счастлив, что приехал «на родина». Понимание русской речи полное. Наблюдается выра­женный импрессивный аграмматизм предложно-флективного харак­тера, характерный для эфферентной моторной афазии. При выполне­нии инструкции больной как бы игнорирует предлоги и окончания существительных. Выполняет многозвеньевые инструкции. Фонема­тический слух сохранен. При проверке слухоречевой памяти выявля­ются перестановки предъявляемых для запоминания 3—4 слов. По­вторение слов свободное, без артикулярных трудностей и дизартрии. Возможно называние практически всех бытовых предметов и пред­метных картинок разных категорий (транспорт, овощи, посуда, оде»-да, обувь и т.п.).

Речевой дефект сосредоточен в одном звене — в нарушении ситу-


Стратегия и тактика восстановления речи

ативной речи, а также повествовательной при рассказе по сюжетной картинке, пересказе прочитанного. Наблюдается четко выраженный аграмматизм типа «телеграфного стиля», то есть употребление только существительных в именительном падеже, богато интонируемых и со­провождаемых восклицательными клишеобразными междометиями: «Ах!», «Ну вот!», «И ах!», «Ну и все!», «Вот так». Например: «Ну, вот... мальчик... и вот лужа и вот дождь. Осень. Листья нет... И вот мужчина плащ и женщина зонтик. И вот... Ах! Лужа! Мальчик лужа и палка. Хорошо мальчик... И вот холод. И мальчик дома. Пол лужа... Бабушка метла и вот руки голова... Ах! Ах! Бабушка мальчик постель и вот врач и вот... это тумбочка? Тумбочка и микстура. Горло ангина. И вот опять мальчик двор. Осень. Дождь нет... Мальчик, пальто, кепка, ка­лоши. Вот хорошо! Гулять. Я хочу гулять». Последняя фраза была вы­учена больным на логопедических занятиях.

Запись отдельных букв сохранна. Письменная речь состоит из от­дельных существительных, при помощи которых он составляет спис­ки-заказы, по которым медицинский персонал покупает ему конфе­ты, печенье и т.п. Больной не испытывает необходимости общаться при помощи письма, поскольку свободно называет предметы, о кото­рых хочет что-то сообщить. При диктовке слов, не входящих в ситуа­тивную речь, больной испытывает трудности в написании даже таких слов, как «перо», «песок», «берег», «окно», «комната», «сестра» и т.п., допуская в них пропуски гласных, перестановки согласных, пропуски согласных в слогах со стечением согласных. При записи простейших фраз под диктовку он «перешифровывает» в «телеграфный стиль» (Вася удит рыбу — «Вася... рыбка», на заборе сидит ворона — «забор ворона», дети были в саду — «дети сад» и т.п.). Очень редко в устной речи и при записи фраз под диктовку больной употребляет глаголы, например: «Я гулять двор», «Я пить вода». При хорошем повторении изолированных глаголов (с переводом в инфинитив) больной испы­тывал чрезвычайные трудности в написании их (идут — «ит», гуля­ют — «глть», спит — «стип», смотрит — «смрть»), абсолютно игнори­руя гласные буквы, независимо от того, стоят ли они под ударением. Хорошо пишет под диктовку лишь те слова, которые он научился пи­сать в Греции перед поездкой в Москву. Дома заучивал названия предметов обихода, причем у него имелся словарик заученных слов, а На всех предметах в доме были прикреплены ярлычки с их названия­ми. Таким образом, в формировании у больного «телеграфного стиля»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: