Что представляют собой ресурсы власти? Рассмотрим их на примере государственной власти.




Основные ресурсы государственной власти (средства, с помощью которых государство управляет страной, обеспечивая ее стабильность и развитие) следующие:

1. Экономические: финансы, золото-валютный запас страны, природные ресурсы, объекты экономического хозяйствования страны, находящиеся в государственной собственности. Экономические ресурсы, находящиеся в собственности отдельных граждан и частных организаций, не относятся к ресурсам государственной власти.

2. Юридические: совокупность законов, норм, на которые опираются органы государственной власти в управлении страной и подчинении ее граждан своему воздействию.

3. Административные: совокупность конкретных законодательных, исполнительных и судебных органов, через которые реализуется государственная власть;

4. Силовые: а рмия, милиция (полиция), тюрьмы – органы власти, с помощью которых обеспечивается в случае необходимости принуждение граждан к выполнению законов страны;

5. Культурно-информационные: СМИ, идеология, традиции, уровень культуры конкретной страны, на которые опирается государство при определении конкретных мер, способов воздействия на граждан для мобилизации и вовлечения их в конкретные виды деятельности по реализации программ и проектов развития общества.

Важнейшими характеристиками политической власти являются ее легальность и легитимность.

Легальность политической власти – это соответствие власти законам страны, определяющим порядок ее формирования, прихода к власти конкретных политических сил. В современных условиях это, прежде всего, избирательное законодательство страны.

Легитимность политической власти – общественное признание законности власти, степень доверия и поддержки власти народом, которая определяет желание или нежелание народа подчиняться власти. Легитимность всегда связана с моральной оценкой власти, когда население поддерживает ее, исходя из критериев порядочности, справедливости.

Доверие населения к органам власти, главе государства, может иметь различный характер. В этой связи немецкий социолог М.Вебер определял следующие типы легитимности государственной власти (легитимного господства):

Традиционная легитимность – имеет место доверие к власти у народа в силу установившегося традиционного порядка, освященного, как правило, божественной силой. Данное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными обладают правами и положением господ над слугами. Подданные не подвергают рациональной оценке качество, результативность действий правителей, они им доверяют безоговорочно. Традиционная легитимность преобладает в условиях доиндустриальных обществ.

Харизматическая легитимность – доверие к власти, к главе государства в силу наличия у него неких особых, исключительных качеств – харизмы. Харизматический правитель призван выполнять какую-то необыкновенную миссию и во имя этого имеет право на послушание подданных (революционный вождь, религиозный пророк, правитель, спасающий страну от кризиса и т.д.). Между правителем и массами устанавливаются интенсивные эмоциональные связи. Слова и дела такого лидера окружены ореолом непогрешимости Главной проблемой харизматического господства, как утверждал М.Вебер, является проблема наследования власти, так как харизма – качество личное, и не может передаваться так же легко, как традиционный титул власти.

Рационально-правовая легитимность основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Доверие народа к власти формируется на основе соблюдения и выполнения ею законов страны. В основе данного отношения лежит идея «народ и государство – партнеры». Управляемые в данном случае есть свободные граждане, а не подданные, обязанные всегда подчиняться правителю. Каждая из сторон выполняет необходимые обязанности и имеет соответствующие права.

Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство, в котором четко регламентируется порядок формирования, функционирования и смены правящих групп. В то же время эти нормы открыты изменениям, но тоже по установленным законом процедурам.

 

Рассмотренные типы легитимности власти не существуют в чистом виде в конкретных странах, как правило, они переплетаются при преобладании одного из них. Сравнительный анализ различных обществ показывает, что легитимность власти независимо от ее типа простирается от чрезвычайно широкого одобрения до полного отрицания. В каждой стране различные категории населения в неодинаковой мере признают авторитет существующей власти.

Существуют определенные показатели, которые могут в той или иной степени свидетельствовать о легитимности государственной власти в конкретной стране – это:

· уровень принуждения, необходимый для привлечения населения в процесс реализации конкретных государственных программ;

· сила проявления гражданского неповиновения (протестные акции);

· характер и результаты избирательных кампаний и др.

В каждой стране государство стремится различными способами повысить степень доверия населения к себе, т.е. осуществлять легитимацию власти. Способы могут быть различные: идеологические, правовые, этические, эмоционально-психологические.

Главный способ легитимации государственной власти – это проведение государством такой социально-экономической политики, которая направлена на повышение благосостояния максимального большинства населения страны, основными ориентирами которой являются:

· доступное жилье,

· справедливое распределение доходов,

· стабильность цен,

· борьба с коррупцией,

· политика в сфере занятости, обеспечивающая возможно более низкий уровень безработицы и др.

Функции политической власти:

· принудительная - власть предназначена для принуждения отдельных личностей и социальных групп к определенным социально значимым действиям;

· координационная – с помощью власти осуществляется согласование действий различных социальных групп в обществе для реализации социально значимых целей;

· наличие власти в обществе необходимо для выявления и разрешения конфликтов в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: