Сравнительная характеристика политических режимов (ПР)




(Характеристику каждого из режимов необходимо осуществлять по одним и тем же критериям (показателям), которые размещены в столбце 1)

 

 

       
Критерии оценки ПР Тоталитарный ПР Авторитарный ПР Демократичес-кий ПР
1.Какова мера вмешательства государственной власти в жизнь общества? · Всеобщий контроль власти над обществом. У данного режима имеется мощный аппарат социального контроля и принуждения (армия, полиция, служба безопасности). · ТПР стремится к полному уничтожению гражданского общества. · Происходит этатизация (огосударствле-ние) хозяйственной жизни   · Контроль власти над обществом перестает быть тотальным. · Экономика, культура, частная жизнь не регулируется государством. · Государство контролирует лишь политическую жизнь общества. · Мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере изменения объективных социокультурных условий. · В обществе свободно действуют институты и организации гражданского общества.
2. Каков основной способ формирования органов государственной власти? · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. · Законода-тельные органы формируются исключительно через выборы. · Выборы носят демократический характер. · Народ признается источником власти.
3. Каковы взаимоотношения между законодательной, судебной и исполнительной властью? · Принцип разделения властей не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. · Принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализован. · Государст-венная власть строится на основе принципа разделения властей – распределения функций между главными субъектами (органами власти) в принятии решений и их реализации
4. Каков характер отношения членов общества к власти (легитимность власти)? · В обществе существует культ власти как абсолютной ценности, поэтому народ верит власти, сливается с ней. Как правило, этому сопутствует формирование в обществе культа политического вождя. · Легитим-ность власти высокая и носит, как правило, традиционный характер. · Народные массы отчуждены от власти, народ не доверяет власти и лишь вынужденно подчиняется ей. · Легитим-ность власти низкая · Власть и народ не слиты, но и не отделены глухой стеной, а выступают как партнеры. Отсутствует слепое поклонение власти, которая в обществе действует преимуществен- но на основе убеждения, а не принуждения. Легитимность власти носит рационально-правовой характер.
5. Имеются или отсутствуют в обществе альтернативные политические институты? · Принцип политического плюрализма не действует, т.к. альтернативные политические институты отсутствуют. · В обществе имеется лишь одна политическая партия, которая либо срастается с государством, либо возвышается над ним. · Политичес-кие оппоненты устраняются, вплоть до физического уничтожения. · Формально существование альтернативных политических институтов разрешено, но фактически их появление затруднено. · Возможно существование ограниченного числа партий, но при условии их подконтрольнос-ти властям. · В обществе действует принцип политического плюрализма, поскольку существуют альтернативные политические институты. · Функцио-нирует многопартийная система, при которой одна политическая партия может сменить другую у власти на законных основаниях посредством победы на выборах.
  · Основной принцип в сфере прав человека: «Запрещено все, кроме того, что приказано». · Права и свободы членов общества максимально ограничены. · Основной принцип в сфере прав человека: «Разрешено все, кроме политики». · Права и свободы граждан в значительной мере ограничены, особенно в сфере политики. · Основной принцип в сфере прав человека: разрешено все, что не запрещено законом». · Члены общества обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашают-ся, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · Признается приоритет прав и свобод личности над правами государства.
7. Роль идеологии в обществе · Принцип идеологического плюрализма не действует. · Государст-венная идеология носит монопольный характер и объявляется воплощением абсолютной истины, приобретая характер религии. · Государст-венная идеология признается практически всем обществом как единственно правильная. · В обществе присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жесткий контроль над СМИ.   · Государст-венная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества ее разделяют. · Допуска-ются только те идейные течения, которые лояльно относятся к правящей элите. · Действует принцип идеологического плюрализма, который признает право на свободу мнений и убеждений. · Отсутст-вует принуждение к выражению своих убеждений и к отказу от них. · В обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной (терпимость к инакомыслию), которые действуют в рамках закона.

 

Большую часть своей истории человечество развивалось в рамках авторитарных режимов, который является формой организации власти наиболее адекватной доиндустриальному обществу. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать общественный порядок, осуществлять быструю реорганизацию общественных структур. Однако в современных условиях авторитарные политические режимы носят, как правило, переходный характер, эволюционируя либо к демократизму, либо к тоталитаризму.

Тоталитарные взгляды, и прежде всего идея необходимости полного подчинения индивида государству, восходят к глубокой древности. Однако тоталитаризм как режим становится политической реальностью лишь на индустриальной стадии развития общества. Он явился результатом попыток перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества, что стало возможным благодаря созданию системы массовых коммуникаций, позволивших технически обеспечить всеобъемлющий контроль государства над жизнью практически всех членов общества.

Демократические режимы основаны на признании народа в качестве источника и носителя верховной власти. При этом считается, что ни один класс или социальная группа не обладают монополией на политическую власть, а ее механизм рассматривается как бесклассовый. Пока нигде в мире нет демократии в указанном смысле слова. Современные демократии характеризуются лишь относительно большей или меньшей их приближенностью к идеалу народовластия. Значительную часть функций по регулированию общественной жизни в таких обществах по-прежнему осуществляют представительные и другие органы власти, т.е. государство.

 

Модуль-2

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

1. Государство как основной институт политической системы общества: признаки, структура, функции. Правовое государство и его признаки.

2. Динамика форм правления и типов государственного устройства в современном мире.

3. Законодательная власть. Понятие парламента: порядок формирования, структура, полномочия.

4. Исполнительная власть. Понятие правительства: порядок формирования, структура, полномочия.

5. Институты государственной власти в Республике Беларусь.

1. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫОБЩЕСТВА: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

В рамках политологии необходимо запомнить и пользоваться следующим определением понятия «государство»:

Государство есть такой аппарат управления, который устанавливает порядок, стабильность в обществе с помощью правовых норм (законов), обеспечиваемых принудительной силой (полицией, судами, тюрьмами и др.).

 

Государство существует не всегда, в первобытном (родоплеменном) обществе управление осуществляется с помощью общественного мнения, традиций, обычаев.

Существует несколько концепций, объясняющих происхождение, природу и социальное назначение государства.

1. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый богомдля организации жизни людей. Данная концепция отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от бога. Это обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

2. Патриархальная концепция считает, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха, интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности.

3. Договорная теория происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо и др). объясняет возникновение государства как результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Теория «насилия» (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими. Для порабощения создается особый аппарат принуждения – государство, принимаются законы.

5. Социально-экономическая (марксистская) концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. В результат возникает государство и право, призванное сдерживать борьбу противоположных классов, обеспечивать порядок и безопасность в обществе.

Марксистская концепция не отрицает значение других факторов (религиозных, завоевание одних народов другими), оказавших свое влияние на процесс возникновения государства в истории общества. Но она исходит из того, что без достижения обществом определенного уровня социально-экономического развития возникновение государства невозможно.

Необходимо усвоить основные отличительные признаки государства:

1. Наличие системы публичной власти, которая реализуется через систему органов, осуществляющих функции государственной власти (парламент, правительство, судебные органы, местные органы власти). Государственная власть отделена от общества и стоит над ним.

2. Разделение населения по административно-территориальному принципу. Это означает, что государство имеет свою территорию, защищает ее от нападения извне, определяет и охраняет свои границы. Население данной территории (страны) имеет устойчивую связь с государством в виде подданства и гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, та и за ее пределами. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципу кровного родства.

3. Суверенитет: на своей территории государство выступает как высшая власть, охватывающая своим влиянием всех людей, а в международном сообществе оно выступает как самостоятельная и независимая единица, не обязанная выполнять приказы других государств.

4. Монопольное право на легальное применение силы в отношении подданных страны. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы в той или иной форме до возможного физического уничтожения человека в случае нарушения им определенных законов страны. Государство – это легитимный аппарат насилия, принуждающий субъектов к упорядоченному, бесконфликтному поведению.

5. Право принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей. Они обусловлены тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности.

 

При выявлении структуры государства необходимо воспользоваться нижеприведенной таблицей, выясняя при этом из каких частей, элементов состоит государство как аппарат управления обществом.

 

В состав государства входят следующие органы власти:

 

  1. Глава государства (монарх, президент)
Органы законодательной власти Органы исполнительной власти Органы судебной Власти
2.Парламент - разрабатывает, обсуждает и принимает законы. 3. Правительство, органы исполнительной власти на местах (в областях, городах, селах) – реализует принятые законы на территории страны. 4. Система судов – осуществляет правосудие, наказывает нарушителей законов
5. Кроме представительных органов в состав государства входят: - прокуратура - милиция (полиция) - органы государственной безопасности - вооруженные силы (армия) - тюрьмы

 

Государство как аппарат управления страной выполняет следующие функции:

 

Внутренние функции:

· экономическую - регулирование и управление экономикой. При этом применяются следующие способы воздействия на экономику:

- законодательное регулирование (трудовое, налоговое, антимонопольное законодательство и др.):

- деятельность государства по бюджетному финансированию экономических программ;

- протекционистская политика – деятельность государства по защите отечественных производителей;

- руководство государственным сектором экономики (если такой имеется в стране) и т.д.

· социальную – управление процессом распределения доходов в обществе, регулирование национальных, социально-классовых, конфессиональных отношений, деятельность по развитию здравоохранения, образования и т.д.

· культурную – управление развитием науки, искусства - духовной культуры страны.

· правовую - охрана общественного порядка, контроль за соблюдением законности.

 

Внешние функции:

· оборонительную - защита интересов данной страны в ее взаимоотношениях с другими странами, обеспечение обороны страны.

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

 

Каждая из вышеназванных функций реализуется специальными органами власти в составе госаппарата.

Данные функции нельзя рассматривать как стандартный набор полномочий, присущий для любой страны и реализуемый везде одинаково. Эти функции эволюционируют, играя в различные исторические периоды неодинаково важную роль. Отдельные из них (к примеру, социальная, культурная) появляются в отдельных странах лишь к сер. ХХ века. Экономическая функция по-разному реализуется в странах в зависимости от преобладания в ней рыночной, или административно-командной экономики. Функция оборонительная актуализируется тогда, когда страна подвергается серьезной военной угрозе. Из всех перечисленных функций постоянной и присущей любому государству на любом историческом этапе является правоохранительная, реализация которой предполагает обеспечение порядка и безопасности в обществе.

 

Одна из важнейших характеристик демократического политического устройства общества - наличие правового государства. Что представляет собой правовое государство?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: