Анализ объема реализации готовой продукции в динамике и ассортименте.




Анализу объему реализации уделяется особое внимание, поскольку для каждого предприятия главной целью является не только производство продукции, но и ее реализация Анализобъема реализации продукции является связующим звеном между производством и потребителем, от того как продается продукция, какой спрос на нее зависит и объем ее производства. В ходе анализа необходимо изучить динамику продаж, рассчитать темпы роста (базисные и цепные) и прироста (изменения), а также изучить степень выполнения планов. При расчете объем реализации выразим не в натуральных (штуки, экземпляры) и не условно-натуральных (вид, сорт), а в стоимостных измерителях (тыс.руб.). Ниже в табл. № 4.1 отражена динамика объема продаж.

Табл. 4.1

Анализ объема реализации ООО «Полиграф Сервис» в динамике

Год Реализованная продукция, тыс. руб. Темпы роста, % Темп изменения, %
базисные цепные базисные цепные
1 2 3 4 5 6
    - - - -
    97,29 97,29 -2,71 -2,71
    92,57 95,14 -7,43 -4,86
    86,05 92,95 -13,95 -7,05

 

Из данных таблицы видно, что с каждым годом объем продаж уменьшается. Причина такому результату является снижение спроса на газету. Такой спад вызвал прогресс Интернета (большая часть населения города Читы предпочитает узнать новости или подать объявление через Интернет, так как это быстро, легко, удобно и бесплатно) Данному предприятию следует провести ряд мероприятий по разработке новой стратегии, например, часть рекламы размещать на местных порталах Интернета.

Темп роста при базисном методе рассчитывается следующим образом:

Тр = Y отч: Y базис x 100, гдеТр – темп роста, %Y отч – отчетный годY базис – базисный годВ данном примере рассчитывается так: Тр = (2010: 2009) x 100 = 18200: 17800 x 100 = 102,2%Тр = (2011: 2009) x 100 = 82%Тр = (2012: 2009) x 100 = 74.4%Цепным способом темп роста исчисляется:Тр = Yотч: Yпред., гдеY отч – отчетный годY пред – предыдущий годПрименение цепного метода в данном примере:Тр = (2010: 2009) x 100 = (18200: 17800) x 100 = 102,2 %Тр = (2011: 2010) x 100 = (14600: 18200) x 100 = 80,2 %Тр = (2012:2011) x 100 = (13250: 14600) x 100 = 90, 7 %

 

При исследовании объема продаж за ряд отчетных периодов целесообразно определить среднегодовой темп роста и изменения.

 

Т измен = Тр -100, где

Т измен – темп прироста (изменения)

 

Каждое предприятие самостоятельно планирует производственную деятельность, то есть объемы и стоимость выпускаемой продукции, ее номенклатуру, ее качество, а также сроки отгрузки на основе договоров с покупателями. Договоры обуславливают обязательства поставщиков перед покупателями по объемам, номенклатуре, качеству и срокам поставки. Исполнение обязательств требует от поставщика системного мониторинга, оценки и анализа выполнения планов поставок по номенклатуре (ассортименту). Поэтому определяется важность анализа по номенклатуре и соблюдения договорных обязательств поставщиками.

Номенклатура – это перечень видов изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе продукции (ОКП). Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.

Оценка выполнения плана основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. В таблице № 4.3 представлены данные по выполнению плана продаж в ассортимент. Так как газета выпускается каждую неделю один раз, то нельзя объективно оценить выполнения плана, поэтому ниже в таблице № 4.3 приведены данные за весь 2012 год.

 

Табл.4.3

Оценка выполнения плана продаж ООО «Полиграф Сервис» в ассортименте

за 2012 год

Название газеты Реализованная продукция, тыс. руб. +/-Отклонение Выполнение плана продаж, % Продукция, зачтенная в ВП продаж по ассортименту, тыс. руб.
План. Факт.
1 2 3 4 5 6
«Ваша Реклама»   13279,5 19,5 100,15  
«Экстра»   178,36 -3,64   178,36
«Вечорка» 236,6 223,08 -13,52 94,28 223,08
«Заб.рабочий» 304,2 304,2 -18,59   304,2
«Российская газета»   1299,22 -0,78 99,94 1299,22
  Итого 15282,8 15284,36 1,56 - -

 

Оценка выполнения плана по ассортименту может производится:

- по способу наименьшего процента (для нашего примера – 96%);

- по удельному весу в общем перечня наименований газет, по которым выполнен план выпуска продукции;

- по способу среднего процента по формуле:

ВПа = ВПn: ВПо x 100%, где

ВПа – выполнение плана по ассортименту, %

ВПn – сумма фактических выпускаемых газет, но не более их планового выпуска

ВПо – плановый выпускаемой продукции

Для нашего примера: ВПа = 326,67: 326,9 x 100 = 99,93%

 

- с помощью коэффициента ассортимента по формуле:

Касс = Vфакт, зачтен в ВП: Vпл, где

Касс – коэффициент ассортимента,

Vфакт, зачт. в ВП – фактический выпуск продукции, зачтенный в ВП по ассортименту

Vпл – плановый объем выпуска продукции

Виды продукции, выпускаемые сверх плана или непредусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается в том случае, если выполнено задание по всем видам продукции. В рассматриваемом примере план по ассортименту не выполнен. Недовыполнение плана может быть связано с изменением конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод мощностей предприятия по независимым от него причинам, а также с плохим техническим состоянием оборудования, возможно, присутствуют недостатки в системе организации и управления производством и др. Поэтому из выше перечисленных причин недовыполнения плана можно выделить следующие две группы: внешние и внутренние.

К внешним относится:

- конъюнктура рынка;

- изменения спроса на отдельные виды продукции;

- состояние материально - технического обеспечения;

- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам и др.

К внутренним относится:

- плохое состояние оборудования и его простои;

- аварии;

- низкая культура производства и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: