Спрос. Функции спроса. Закон спроса.




Раздел II. ОСНОВЫТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Глава 5. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рынок соединяет производителей и потребителей товаров и услуг, которые общаются на языке цен. Системарынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна к саморегулированию, благодаря действию механизма функционирования рынка.

Модель спроса и предложения, на основе которой формируются цены, уже более столетия составляет ядро экономической теории. Несмотря на то, что в условиях современных методов регулирования рыночной экономики, равновесие достигается не только вследствие взаимодействия рыночных сил, но и при активной экономической политике государства, указанная модель просто и убедительно приводит к явным и однозначным выводам, которые могут применяться для анализа различных экономических проблем. Она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни1.

Спрос. Функции спроса. Закон спроса.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема и структуры производства, предложения и спроса.

Основными элементами механизма функционирования рынка являются:

цена, англ. price (P) – количество денег, уплачиваемое за единицу товара;

спрос, англ. demand (D) – представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах;

предложение, англ. supply (S) – количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене или может быть поставлено на рынок;

конкуренция, лат. concurrentia – соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, за получение заказа или достижение других целей и выгоды или между потребителями за покупку товара, получение услуги при выгодных ценах.

Потребности в рыночной экономике выступают в форме спроса. Рыночный спрос является косвенным отражением потребности людей в данном товаре или услуге.

Человеческие потребности, как известно, не ограничены. Можно ли говорить о неограниченности спроса? В чем отличие этих понятий? Дело в том, что спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами, т. е. спрос – платежеспособная потребность. Недостаточно желать приобрести товар, необходимо, чтобы потребитель обладал определенной суммой денег для реализации своего желания. Рынок не реагирует на неплатежеспособные потребности. Более точно категорию спроса можно выразить термином «величина (объем) спроса».

Величина (объем) спроса – это то количество товара, которое потребители желают и в состоянии приобрести по определенной цене из ряда возможных в течение некоторого периода времени.

На желания и возможности того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара воздействуют различные факторы. К ним относятся: цена товара P (price); доход потребителя I (income); вкусы, мода T (tastes); цены на сопряженные товары: взаимозаменяемые (субституты) PS или взаимодополняющие (комплементы) PC; число покупателей N; ожидание будущих цен и доходов W; другие факторы X.

Величина спроса на товар прежде всего зависит от цены. Если все факторы, кроме цены, принять за неизменные для данного периода, то функция спроса от цены будет выглядеть следующим образом:

 

Qd = f (P). (5.1)

 

Обратная зависимость цены от величины спроса называется обратной функцией спроса и имеет вид

 

P = f (Qd). (5.2)

 

При прочих равных условиях снижение цены ведет к росту количества товара, приобретаемого покупателями; увеличение цены вызывает обратную реакцию: приобретение товара сокращается. Указанное свойство спроса отражает обратную зависимость между изменением цены и величины спроса. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса (прочие параметры неизменны) носит универсальный характер и отражает действие одного из основополагающих экономических законов – закона спроса.

Почему спрос ведет себя именно так? Это происходит по целому ряду причин, которые аргументируют закон спроса и учитывают следующие обстоятельства:

Здравый смысл и жизненный опыт непосредственно влияют на объем покупок в зависимости от цены. Чем ниже цена, тем больше покупок – это психологический момент.

Конечно, при низких ценах объем покупок возрастает, но рано или поздно потребитель достигает предела, когда каждая следующая единица товара будет доставлять все меньше удовольствия, сколько бы ни снижалась цена. После определенного уровня насыщения потребности удовлетворение, получаемое от товара или услуги, начинает уменьшаться. Экономисты называют данный эффект законом убывающей предельной полезности. Убывание предельной полезности позволяет объяснить, почему низкие цены стимулируют спрос. Товары, продаваемые по высокой цене, обычно не покупаются впрок или «на авось». Но если цена низка и доступна, то, скорее всего, покупатель приобретает данного товара даже немного больше, чем ему необходимо.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Очевидно, что при более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от приобретения других товаров. Он чувствует себя богаче, поскольку снижение цены увеличивает его реальную покупательную способность, или реальный доход при неизменной величине его денежного дохода. Это эффект дохода.

Эффект дохода (в результате изменения цены) – изменение величины спроса на товар, из-за того, что изменение его цены приводит к изменению реального дохода потребителя.

Степень действия эффекта дохода зависит главным образом от того, какая часть дохода тратится на покупку данного товара. Чем большая часть дохода тратится на товар, тем больше будет влиять эффект роста цены на реальный доход потребителя и тем больше сокращается потребление.

С другой стороны, потребитель склонен заменять более дорогие товары более дешевыми аналогами, что ведет к росту величины спроса на эти товары. Это эффект замещения.

Эффект замещения – стремление потребителей приобретать товар в большем количестве, когда его относительная цена понижается (замещая этим товаром другие) и в меньшем, – когда она повышается (замещать этот товар другими). Именно этот эффект определяет отрицательный наклон кривой спроса.

Величина эффекта замещения зависит в основном от количества и доступности товаров-заменителей.

Эффект дохода в сочетании с эффектом замещения образует общий эффект изменения цены.

Функциональную зависимость между величиной спроса и ценой можно выразить различными способами:

1. Табличный – в виде таблицы или шкалы спроса (табл. 5.1):

Таблица 5.1-Соотношение цены товара Х и количества Х, на которое предъявлен спрос.

Цена товара Х Px Величина спроса на товар Х за день Qd
   
   
   
   
   

 

Рассмотрим гипотетические данные таблицы 5.1. Обратим внимание, что речь идет о величине спроса в определенный период времени (а не в какой-то его момент). Это значит, что величина спроса определяется за день, неделю, месяц, год или в любой другой период.

Шкала спроса отражает связь между величиной спроса на товар X и ценой на него. Она показывает, какое количество товара покупатели хотели бы приобрести по каждой из множества цен. По мере снижения цены спрос на товар X растет. При возросшей цене ряд покупателей откажутся от покупки данного товара.

2. Графический способ. Таблица 5.1 может быть представлена графически как кривая спроса. Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос от цены товара Х при прочих равных условиях, построим график на основании данных таблицы 5.1.

Рис. 5.1. Кривая спроса на товар Х

Полученная кривая D (D-demand) называется кривой спроса. Каждая точка на ней кривой показывает значение величины спроса (Qd) товара Х при различных уровнях цен (Px) при прочих равных условиях, т. е. кривая является графическим отображением функции спроса.

Как видно из рисунка 5.1, снижение цены товара Х увеличивает его количество, на которое предъявляется спрос. В связи с этим кривая спроса носит «падающий» характер, т. е. имеет отрицательный наклон.

Практическое значение кривой спроса состоит в том, что она выражает цену спроса.

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.

Цена спроса не тождественна рыночной цене (цене покупки) или цене рыночного равновесия.

Цена спроса определяется размером дохода покупателя. Она фиксирована, т. к. потребитель, ограниченный своим доходом, не может заплатить больше. Чем выше цена спроса, тем меньший объем товара будет продан.

Например, потребитель намеревается приобрести часы. Интересующая его модель стоит 1500 д. е. (это их рыночная цена). Однако покупатель, исходя из своего дохода и предпочтений, выделил на покупку часов лишь 1000 д. е. и заплатить больше этой суммы не может. Значит, покупка часов не состоится, и потребитель не удовлетворит свою потребность.

Таким образом, кривая спроса выражает максимальную цену, которую готов уплатить конкретный потребитель (или группа) за определенное количество товара в течение определенного периода. Очевидно, что чем выше цена спроса, тем больше число покупателей, чьи доходы не позволяют им приобрести данный товар, поэтому они уйдут с рассматриваемого рынка.

3. Еще одним способом выражения закона спроса является аналитический.

Линейная функция спроса выглядит следующим образом: QD = a – b × Р. Отсюда Pd = a/b - (1/b) × Q = a/b – Qd/b; b × Pd = a – Qd, где a и b – некоторые заданные параметры, отражающие изменение неценовых (экзогенных) факторов спроса.

Параметр «a» определяет точку пересечения линии спроса с осью абсцисс (Х). Экономический смысл параметра «а» состоит в том, что он определяет максимальный объем, при котором цена становится равной нулю.

Параметр «b» «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси ординат (Y): чем он выше, тем наклон кривой спроса круче.

Если изменится параметр «а», то происходит сдвиг кривой спроса. Если изменится параметр «b», то изменится наклон кривой.

Уравнение нелинейной функции спроса (например гиперболической) может быть выражено уравнением: Qd = k/p; Pd × Q = k; Pd = k/Q. Параметр «k» «отвечает» за крутизну кривой. Чем он больше, тем кривая более пологая.

Q
Линия спроса (рис. 5.3) выпукла к началу координат, т. е. ее наклон уменьшается по мере снижения цен и роста объемов продаж.

Итак, количество товара, которое покупатели хотят и могут купить при существующей цене, характеризует величину спроса. Ее изменение отражает реакцию покупателей на изменение цены при прочих равных условиях и предполагает движение вдоль постоянной кривой спроса (рис. 5.3).

Спрос, предъявляемый конкретным потребителем на конкретный товар, есть индивидуальный спрос, он является основой рыночного спроса.

Рыночный спрос – это сумма индивидуального спроса всех покупателей на товар, предлагаемый на данном товарном (отраслевом) рынке, при каждом уровне цен.

Рыночный спрос можно определить суммированием величин спроса, предъявляемым каждым потребителем по различным возможным

Совокупный, или агрегированный, спрос формируется на национальном уровне и представляет собой реальный объем товаров и услуг, которые готовы (купить при определенном уровне) цен, все экономические субъекты.

 
Цена – важнейший из факторов, определяющих спрос. Чем она ниже, тем выше величина спроса, и наоборот. Изменение цен графически выглядит как движение по постоянной кривой спроса (см. рис. 5.3); однако на спрос влияют и другие факторы. Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют следующие.

1. Доходы потребителей.

Воздействие этого фактора зависит от характеристики товара и является двояким. Спрос на подавляющее большинство товаров возрастает при увеличении дохода или уменьшается вследствие его снижения. Эту группу товаров принято называть нормальными. Изменение дохода графически выразится смещением кривой спроса вправо (если доход растет), или влево (если доход уменьшается).

Для товаров, имеющих низкое качество (относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса. На графике кривая спроса смещается влево.

Эрнст Энгель (прусский статистик) установил, что существует прямая зависимость между типом покупаемых товаров и доходом. С увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши растет.

2. Вкусы и мода – самый очевидный фактор спроса, но его труднее всего учесть и прогнозировать. Обычно экономисты изучают последствия изменения этого фактора.

Спрос на одежду, пластиковые окна, атрибуты евроремонта очень подвижен и мало предсказуем.

Большая роль в формировании спроса в этом случае принадлежит рекламе, известным людям.

Цены на другие товары. Изменение цен на сопряженные товары также относятся к неценовым факторам, поскольку предполагает неизменность цены основного товара.

Условно различают товары:

- нейтральные, т. е. не оказывающие никакого влияния на рынок основного товара, например, обувь и компьютеры;

- заменители (субституты), удовлетворяющие потребность путем замены одного товара другим (кофе – чай, розы – гвоздики и т. д.);

- дополняющие (комплементы), удовлетворяют потребность в комплексе друг с другом (часы – браслет, компьютер – принтер и т. д.);

Рост цен на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар.

Рост цены дополняющего товара ведет к сокращению спроса на основной товар и наоборот.

3. Число покупателей на рынке. Чем больше рынок товара, тем больше будет приобретено товара при любой цене, т. е. между числом покупателей на рынке и спросом наблюдается прямая зависимость. Например, рост городского населения увеличивает спрос на жилье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: