Понятие эластичности. Эластичность спроса. Способы исчисления эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Факторы эластичности




 

Эластичность – это показатель, отражающий реакцию спроса и предложения на изменение факторов, их определяющих.

Эластичность спроса – это мера чувствительности величины спроса к изменениям какой-либо из детерминант спроса.

 

(6.1)

Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар.

(6.2)

Пусть величина Q – величина спроса на товар А, зависит от его цены P, и эта зависимость описывается функцией Q = f(P). Чтобы проанализировать эту зависимость, необходимо, прежде всего, определить, как изменяется зависимая переменная Q вследствие изменения аргумента P. Такую функцию называют производной от функции Q = f(P). Графически этому соответствует угол наклона касательной к кривой спроса по отношению к оси цен (рис. 5.14).

Однако в экономике этот показатель неудобен, так как зависит от выбора единиц измерения. Например, цена Р измеряется в рублях, а спрос Q на товар А в первом случае – в килограммах, во втором - в тоннах. В первом случае производная будет измеряться в кг/руб., во втором – в т/руб. Поэтому ее значения, при одном и том же значении цены, будут различными в зависимости от единиц измерения величины спроса. Различаться значения производной будут и в случае, если мы станем использовать разные единицы измерения цены (евро, доллары США и белорусские рубли). Поэтому для измерения чувствительности изменения функции к изменению аргумента в экономике используют связь не абсолютных изменений величин Р и Q, а их относительных или процентных изменений.

Эластичность – безмерная величина, не связанная с единицами и масштабами рассматриваемых величин. Эластичность и производная не связаны друг с другом однозначно, хотя и совпадают по знаку. Данное обстоятельство приводит к тому, что часто путают характеристики наклона кривой спроса и эластичности, полагая, что чем меньше крутизна кривой спроса, тем выше эластичность, и наоборот, чем круче кривая спроса, тем ниже эластичность. То есть наклон и эластичность отождествляют, а это ошибка. Нельзя говорить о наклоне как об эластичности.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар:

 

(5.3)

 

Существует два метода расчета эластичности спроса.

Точечная эластичность – это мера чувствительности величины спроса к очень малому изменению цены в данной точке. Эластичность в точке представляется следующей формулой:

(5.4)

Дуговая эластичность – это мера чувствительности величины спроса, отражающая конечное изменение цен (оно характеризуется перемещением от одной точки на кривой спроса к другой). Ее формула будет рассмотрена ниже

Для иллюстрации техники вычисления эластичности спроса по цене, рассмотрим кривую спроса, на которой имеются две точки А и Б со следующими комбинациями цены и количества:

Точки Цена, рублей Величина спроса, шт.
А    
Б    

 

 

Рис. 5.15. Графическое отображение точек А и Б

 

Определим степень чувствительности величины спроса к снижению цены с 12 рублей до 10 – это эквивалентно движению по кривой из точки А в точку Б (рис. 5.15):

 

 

Если же вычислить чувствительность величины спроса к увеличению цены с 10 до 12 руб., что равносильно движению вверх по кривой от точки Б к А, коэффициент эластичности спроса по цене будет равен.

 

 

Разница между двумя коэффициентами эластичности возникает потому, что при движении от т. А к т. Б происходят совсем не те изменения, что при движении от т. Б к т. А. При вычислении процентного отношения изменение базовых величин от точки (P1,Q1) к точке (P2,Q2) дает две разные меры ценовой чувствительности одного и того же интервала кривой спроса. Разница эта объясняется различиями в базовых величинах при исчислении процентных изменений.

Неопределенность в выборе правильной базы для вычисления была преодолена путем использования в качестве базы среднего значения количества товара Q для двух точек и среднего значения цены товара Р для двух точек. В результате получается формула дуговой эластичности 5.5 при использовании которой выбор начальной (базовой) точки не имеет значения.

(5.5)

 

В большинстве случаев с увеличением цены товара P спрос Q на него уменьшается. Поэтому можно считать, что эластичность спроса по цене всегда отрицательна. При анализе спроса знак эластичности не представляет интереса (хотя бывают товары, например товары Гиффена, на которые эластичность спроса по цене имеет положительное значение; они будут рассмотрены ниже). Для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную величину эластичности .

В зависимости от принимаемых значений ЕD/P спрос бывает:

1) эластичным, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса: │ЕD/P │> 1 ;

2) неэластичным, если процентное изменение объема спроса меньше процентного изменения цены: 0 <│ЕD/P │< 1 ;

3) единичной эластичности, если процентное изменение объема спроса равно процентному изменению цены: │ЕD/P │= 1 ;

4) совершенно (абсолютно) эластичным: │ЕD/P │= +∞;

Р

 

D

 

 

Q

Примером совершенно эластичного спроса является спрос на продукцию фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции;

5) совершенно (абсолютно) неэластичным: │ЕD/P │=0.

P D

 

Q

 

В качестве примера совершенно неэластичного спроса можно привести спрос на товар, на определенном промежутке времени (мгновенном) или спрос на товары жизненной необходимости, например, спрос на инсулин в данной местности и в данный момент времени.

Реакция покупателей в зависимости от эластичности спроса приведена ниже (табл. 5.3).

Таблица 5.3 - Реакция покупателей на изменение цены товара

Величина ЕD/P Характер спроса Поведение покупателей
Если цена снижается Если цена возрастает
│ЕD/P │= ∞ совершенно эластичный повышается объем закупок на неограниченную величину снижается объем закупок на неограниченную величину (полностью отказываются от товара)
1 <│ЕD/P │< + ∞ эластичный значительно повышается объем закупок (спрос растет более высокими темпами, чем снижается цена) значительно снижается объем закупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена)
│ЕD/P │= 1 единичная эластичность Спрос растет с тем же темпом, что и падает цена спрос снижается с тем же темпом, что и растет цена
0 <│ЕD/P │< 1 неэластичный темп роста спроса меньше темпа снижения цены темп снижения спроса меньше темпа роста цены
│ЕD/P │=0 совершенно неэластичный Объем закупок совершенно не изменяется объем закупок совершенно не изменяется

 

Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене.

1. Наличие товаров-субститутов (товаров-заменителей): чем их больше и чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам данного товара, тем выше эластичность спроса по цене на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: прохладительные напитки и соль);

2. Доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара или доля расходов в бюджете на данный товар: чем она выше, тем более эластичен спрос. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар мало влияет на объем его потребления (например, коробок спичек стоит 30 руб., даже повышение его цены до 50 руб. (на 67 %) незначительно изменит объем спроса на него).

3. Длительность периода времени, в течение которого продавец изменяет цены. Чем больше промежуток времени, в течение которого производитель повышает цену, тем больше времени у потребителя найти товар-субститут, и тем более эластичен спрос

4. Привычность, значимость (степень полезности) товара для потребителя (консерватизм потребителя). Спрос на товар, который является «привычным» или необходимым с точки зрения потребителя, неэластичен. Однако существует явление, называемое парадоксом Гиффена: чем дороже хлеб, тем больше его покупают. Рост цен снижает спрос в первую очередь на высококачественные и дорогостоящие товары, не фигурирующие в шкале потребностей на первых местах. В условиях роста цен их покупают меньше, взамен покупая товары первой необходимости. В качестве дополнительного примера товаров, на которые спрос растет при увеличении цены, могут выступать: цветы на 8 марта, 1 сентября; мандарины и шампанское под Новый год (в данном случае в основе спроса лежит традиция).

5. Степень срочности приобретения товара: эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на какой-то промежуток времени, крайне низкая (лекарства от болезни, цветы в праздничные дни и т. д.).

6. Универсальность использования товара: чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

Эластичность спроса по доходу показывает, насколько изменится объем спроса на товар ∆ Q в ответ на изменение дохода потребителей ∆ I.

 

Точечная   Дуговая
  (5.6)

 

Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходу используется для классификации товаров по качеству. Исходя из этих значений товары делятся на следующие виды:

неполноценные (некачественные) – < 0: при росте дохода спрос на товар снижается ∆ Q < 0;

полноценные (нормальные) – > 0: при росте дохода спрос растет, но его темпы зависят от вида товара, если:

0 < < 1 – это товары первой необходимости;

= 1 – товары второй необходимости;

> 1 – товары роскоши.

Перекрестная эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар А, если цена на товар В изменится на один процент.

 

Точечная   Дуговая
  (5.7)

 

Характер изменения спроса на товар А от изменения цены на товар В зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары А и В, если:

> 0, то это товары-субституты, т.е. заменяющие друг друга (например кофе и чай, соки и прохладительные напитки и т.д.);

< 0, то это комплиментарные товары, т. е. дополняющие друг друга (например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и цифровой носитель или пленка, DVD-проигрыватель и DVD-диски и т. д.);

= 0, то это нейтральные друг к другу товары (для нейтральных товаров перекрестную эластичность не имеет смысла рассчитывать, например, между объемом спроса на джинсы и изменением цены на цемент зависимости нет).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: