Излишки потребителя и производителя. Верхний и нижний пределы цен




Понятие излишка потребителя и излишка производителя было введено в экономическую теорию А. Маршаллом.

Излишек (рента) потребителя представляет собой разницу между максимальной ценой, которую уплатил бы потребитель за то количество товара, на которое он предъявляет спрос, и фактически уплаченной суммой. Изобразим излишек потребителя графически.

Излишек производителя – это разница между рыночной ценой, которую получили производители за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы его продать.

Сумма излишков потребителей и производителей образует общественную выгоду, возникшую в связи с существованием рыночного равновесия. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем планировали первоначально, а производители продали дороже и больше, чем готовы были продать (рис. 5.10).

Теоретическая модель взаимодействия спроса и предложения может быть применима к практическому анализу проблем государственного регулирования рынка. Государство иногда пытается корректировать рыночное ценообразование, при этом основными средствами воздействия государства на рыночный механизм являются: налоги и субсидии; установление фиксированных цен; воздействие на рыночный спрос и предложение.

Возможность монополий завышать цены на предметы первой необходимости, необходимость выпуска дешевой, но экологически небезопасной продукции, поддержание конкурентоспособности некоторых отраслей экономики, защита интересов малоимущих потребителей предполагают использование методов административного регулирования цен.

В распоряжении государства имеются методы установления верхнего («потолка») и нижнего («пола») пределов цены.

Графически «потолок» цен и нижний «пол» цен, устанавливаемые государством представлены на рис. 5.29.

Нижняя граница цены – устанавливаемый государством минимальный уровень цены, ниже которого продавцы не имеют права ее опускать.

Верхняя граница цены – устанавливаемый государством максимальный уровень цены, выше которого продавцы не имеют права ее поднимать.

Фиксированные цены ниже равновесных обычно применяются для поддержания жизненного уровня потребителей, но могут привести к товарным дефицитам и возникновению «черного» рынка.

Фиксированные цены выше равновесных применяются для стимулирования производства важных видов продукции или поддержки производителей, но они чреваты затовариванием.

Графически «потолок» цен и нижний «пол» цен, устанавливаемые государством представлены на рис. 5.11.

«Потолок» цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

Последствиями политики «потолка цен» являются:

а) Неудовлетворенный спрос покупателей

б) Очереди и большие затраты времени на приобретение нужного товара. В такой ситуации выигрывают те из потребителей, у кого наиболее низкая альтернативная стоимость времени.

в) Черный рынок, то есть торговля дефицитной продукцией по складывающейся при таких условиях равновесной цене в нарушение государственных регламентаций.

д) Снижение качества и сокращение ассортимента предлагаемой продукции - естественный ответ производителя на запрет продавать ее по свободным рыночным ценам. Таким образом он стремится уложить свои затраты в искусственно заниженную государством цену. В длительном временном периоде он либо нуждается в дотациях, либо его производство разрушается в силу невозможности обновлять оборудование из-за отсутствия достаточной выручки от продаваемой продукции.

в) Нормирование, то есть такая ситуация, когда государственные органы определяют, какое количество товара может приобретать потребитель за определенный период времени.

Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела.

Нижний уровень («пол») цены – это минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия.

Примером установления нижнего уровня цен является законодательство о минимальной заработной плате, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию.

Результатом установления нижнего уровня цены является устойчивый избыток продукции. Возможные действия государства при этом:

Во-первых, выкупить избыток товара за счет казны по завышенной цене и создать некий «стратегический запас».

Во-вторых, государство может ввести соответствующую квоту (предельное количество) выпуска для производителей.

В-третьих, государство может, например, ввести импортные пошлины для зарубежных аналогов и товаров-заменителей.

При введении нижней границы цены выше цены равновесия продавец всегда будет стремиться расширить рынок сбыта за счет нарушения установленных правил.

Таким образом, государство, регулируя рыночное ценообразование, устанавливает или определенные фиксированные цены на отдельные товары, или ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше либо ниже которых цены изменятся не могут.

Налоги являются «мягким» экономическим инструментом воздействия государства на рынок. Предположим, что государство ввело потоварный налог (налог, взимаемый в фиксированном размере с каждой единицы продаваемого товара, например, таможенная пошлина). Введение налога Т увеличивает затраты производителей и уменьшает рыночное предложение, что смещает его кривую S вверх и вправо до положения S’ (рис. 5. 12).

Следствиями такого сдвига являются рост равновесной цены с Р до Р* и сокращение равновесного объема с Q до Q*.

В этой ситуации действительная цена для производителя составит Р1*, т. е. часть налога «возьмет на себя» покупатель. Если бы налог не был введен, то покупатель платил бы Р*, а не Р1* (т. е. он мог бы купить большее количество товара по более низкой цене). Чистый доход, получаемый продавцом, снижается до Р1*-Т.

Введение налога на единицу товара приводит к тому, что сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя – это чистые потери общества, т. н. потери мертвого груза, возникающие из-за того, что налог ведет к сокращению производства.

Субсидии можно рассматривать как отрицательные налоги. Следовательно, субсидии уменьшают затраты производителей, а потому сдвигают линию предложения вниз на размер субсидии. В результате равновесная цена снижается, а равновесное количество возрастает. Как и при налогообложении, частью субсидии распорядится продавец [(PG+G) - P ] x G, а другая ее часть поступит в бюджет покупателя (P* - PG) x QG (рис.5.13).

Используя лицензии и квоты, государство может регулировать количество обращающегося на рынке товара.

Например, введение квоты на импорт иностранного товара воздействует на рыночное предложение, а, следовательно, на рыночную цену.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: