Заблуждения западного ума 3 глава




Строим Благополучную ЖизнЬ

Совершенное благополучие описывается как успех.

Но когда древние говорили об успехе, они не имели в виду символы высокого ранга и почета; под успехом они понимали покой и благополучие.

Мудрость Лао-цзы, 94

Просветление ничего не значит без действия. Даосизм работает в реальном мире, оставляя фантазии Голливуду и официальной религии. Центральной для этой доктрины является убежденность в том, что просветление, не проявляющееся в повседневной жизни, наполняемой все большим благополучием, — это даром потраченное время. В этом случае простая задача поможет определить цель духовности: четко сформулировать, что такое «идеальный день», а затем создать его для себя.

Попросите кого-нибудь дать определение идеального дня — чтобы человек хотел так жить всю оставшуюся жизнь, причем чтобы работа исключалась, — и вряд ли вы услыши- те что-то вразумительное. Типичный западный человек, го- товый бесконечно обсуждать идеальный отпуск, понятия не имеет, что делать с собою, если ему будут дарованы двадцать четыре часа свободного времени каждый день на всю остав- шуюся жизнь.

Этот простой тест демонстрирует поверхностность человеческой натуры. Он также объясняет, почему люди так быстро деградируют после выхода на пенсию: они настолько духовно пусты, что не знают, куда себя девать. Страдание в западном мире во многом существует оттого, что люди бездумно позволяют обществу определять их личные цели. Цели социума становятся их собственными. Разве не смешно, что двигателем нашей короткой жизни являются неупорядочен" ные идеалы, сформированные средствами массовой информации, — пуританская трудовая этика и непрерывный рост благосостояния! Чжуан'цзы свидетельствует о сходном положении дел в Древнем Китае:

Когда привязанности человека глубоки, его божественные способности мелки.

Мудрость Лао-цзы, 107

Преданность американцев и подражающих им людей других стран работе — наилучший пример того, как цели общества преобладают над целями индивидуума. Ведущая свое происхождение от протестантских отцов-основателей США, широко исповедуемая любовь к работе проявляется в «трудовой этике». Значение слова «работа» было вывер- нуто наизнанку: вместо определенного количества труда, необходимого для того, чтобы зарабатывать деньги и опла- чивать счета, оно стало означать усилия, от которых следует получать удовольствие. Произнося то и дело «я обожаю мою работу!», люди демонстрируют люяльносгь обществу, на- граждаюшему усердного работника ярлыком «хорошего че- ловека». Границы между трудом и его противоположностью, досугом, размылись. Досуг — это то драгоценное время, ког- да, как предполагается, вы наслаждаетесь жизнью. Это не ра- бота, это удовольствие. Однако каким-то образом неким эр- зацем веселого времяпрепровождения стала работа. Это все, что знает работник, и, пока все в порядке с его профессио- нальной гордостью, вся его самооценка целиком привязана к профессии. Новое определение работы превратило ее в игру с деньгами и властью, которые рассматриваются как очки в протоколе результатов жизни. Для современного западного человека эмоциональное удовлетворение от этой игры свя- зано с получением большего количества денег и завоеванием все большего престижа — всего, что вызывает восхищенные аплодисменты общества. К сожалению, группа поддержки от социума вынуждает слепого участника соревнований действовать против его собственных интересов. Подобно профессиональному футболисту, покидающему спорт через пять лет, чтобы жить дальше с разбитым телом, американец, пришедший в негодность, проводит остаток дней своих в гневе, понимая, что его обманом заставили тратить столь короткую жизнь на пополнение счета в банке.

Поскольку даос учится взаимодействовать с миром, он развивает также и понимание своих собственных сокровен- ньис желаний. Он вырабатывает умение отбрасывать ложные ценности общества и следовать своим естественным желаниям. Под руководством хорошего наставника он усваивает философские основы, необходимые для благополучной жизни. Заключительный шаг в просветлении — прожить идеальный день (или день, максимально приближенный к идеальному при данном уровне материального достатка).

Вот одно из открытий, совершаемых при планировании идеального дня: многие из тех вещей, которые доставляют вам удовольствие, стоят совсем недорого. Если вы любите читать, то пользоваться библиотеками можно бесплатно. Если вы любите ходить пешком, то прогулка в парке не сто- ит ничего. Если вы увлекаетесь рыбалкой, наживка стоит недорого. Если вы любите рисовать, вполне по средствам купить себе краски. Долгие застолья с друзьями обходятся всего лишь по цене бутылки хорошего вина. Дышать свежим воздухом, ходить в картинные галереи, копаться в саду — все это не требует больших расходов.

Проблема в том, чтобы «купить» свободное время. Реальная цена идеального дня — это стоимость вашего вре- мени. Время — деньги, деньги — время. Это означает, что в наши дни традиционный жизненный путь, совершаемый с целью обзавестись более просторным домом, более доро- гостояшей машиной и булыиим количеством детей, выли- вается в отдачу времени и денег и крадет досуг. Столь вож- деленные продвижения по службе подразумевают больше денег, но также и больше ответственности, больше стресса и меньше свободы.

По мере того как вы становитесь старше, традиционный западный жизненный путь отдаляет ваш идеальный день. Приобретите новый дом, взяв ипотечный кредит на три- дцать лет. Купите «порше» в кредит на пять лет. Родите еще парочку детей и начните откладывать деньги на их образо- вание... Один из самых грубых западных обманов: идеаль- ный день якобы настанет для вас после выхода на пенсию. Современное пенсионное планирование требует вложить значительную часть ваших текущих заработков в пенсион- ные сбережения. В результате вы вынуждены работать еще больше, чтобы покрыть этот дефицит, и оттого имеете еще меньше свободного времени сейчас. Эта порочная стратегия предполагает, что, когда вы доживете до пенсии, у вас будет еше достаточно сил, чтобы радоваться ей.

Но даже если предположить, что вы достигнете пеней- онного возраста достаточно здоровым и богатым, чтобы наслаждаться, вы уже будете настолько запрограммированы на жизнь, наполненную работой, что свободная жизнь на пенсии окажется чуждой территорией, где вы будете забро шены и несчастны. Просветление обеспечивает вам ясность ума, благодаря которой вы можете определить, что такое идеальный день для вас, а затем неуклонно продвигаться к нему по мере того, как движется вперед ваша жизнь. Мыс- ленно поставив перед собою цель, вы будете принимать жиз- ненно важные решения, постепенно изменяющие ваши по- вседневные занятия, которые станут более созвучны вашим естественным желаниям. Результатом такой жизни станет идеальный день, — день, когда страдание будет изжито. Та- ков дар Лао-цзы нашему миру. Но принять его готовы лишь немногие избранные.

Окончательная настройка

Ведь та вещь, которая сохраняет свою сущность, но теряет магическое прикосновение жизни, становится лишь призраком (реальности).

Мудрость Лао-цзы, 18

Чтобы сфокусироваться на процессе просветления, давай- те воспользуемся аналогией и представим маленький маг- нит, который вращается вокруг большего. Большой маг- нит — это абсолютная реальность Дао, маленький — это животное, называемое человеком, с его надеждами, жела- ниями и ограничениями. Если маленький магнит вращает- ся на более близком расстоянии к большему, он испытывает влияние более сильного магнитного поля и, следовательно, придерживается более устойчивой орбиты. Эта сужающая- ся орбита аналогична человеку, изучающему основопола- тающие принципы даосизма (движение по направлению к

Дао); результатом изучения являются реалистические жела- ния и ожидания, сообщающие большую устойчивость жиз- ни человека. И наоборот, чем дальше от большего магнита вращается меньший, тем слабее притяжение и тем менее постоянна орбита. В какой-то момент центробежная сила маленького магнита столкнет его прочь с орбиты и он ка- нет в забвение. Подобным же образом и мы, вбирая фан- тазии общества и нереалистические ожидания, все быстрее увеличиваем неустойчивость в нашей собственной жизни, пока не потеряем всякую надежду.

Эту аналогию можно развивать и далее. Мы должны признать, что маленький магнит никогда не сможет сдвинуть большой. Большой магнит неподвижен, безразличен по отношению к малому. Так же обстоит дело и с реальностью и человеком. Мы не можем ни творить реальность, ни даже поколебать ее — мы можем лишь приблизиться к ней или отдалиться от нее. Реальность неподвижна и неизменна. Любая попытка извратить реальность лишь неизбежно будет отодвигать вашу орбиту все дальше от Дао, пока притяжение не перестанет действовать совсем и ваша душа не погибнет.

Просветление — это странствие с целью максимально приблизиться к большому магниту Великого Предела. На дороге, проложенной по жизни, можно выбрать лишь одно из двух: подойти ближе к реальности или двинуться в сторону выдуманного мира. Выбрать нелегко, так как все общество будет подталкивать вас прочь от Дао. Это будет борьба между силами общества, оттаскивающего вас от большого магнита реальности, и силой вашей воли, влекущей вас к нему. Общество прибегнет к неупорядоченности, чтобы оттолкнуть вас от ваших природных инстинктов. Слепя вам глаза и лишая вас чувствительности к притяжению Великого Предела, об щество дестабилизирует вашу орбиту до тех пор, пока ваше вращение не станет неуправляемым.

Наше тело формируется в течение девяти месяцев, ког- да мы находимся в утробе матери. В какой-то момент душа, или духовная сила, вливается в физическую форму, и эмбри- он становится чувствующим созданием. Эта душа или дух представляет собой невидимую энергию, ведущую свое происхождение от Великого Предела (который мы представили здесь как большой магнит). В момент смерти человека душа возвращается к своим истокам. А поскольку просветленный даос при жизни вырабатывает баланс между умом и телом, душа его лучше подготовлена к тому, чтобы функциониро- вать, когда сброшено тело. Если же пребывание человека на земле посвящено только удовлетворению физических нужд (еде, питью, работе), тогда душа теряется без своей физиче- ской оболочки. C другой стороны, когда жизнь посвящена только умственным занятиям, тогда не происходит уточне- ния знаний о реальности через физическое взаимодействие, и у такого человека также устанавливается неупорядоченное мировоззрение. В обоих случаях без равновесия между умом и телом возможно возникновение неупорядоченности и на земле, и в загробном странствии.

Далее, если человек относится небрежно или игнорирует тот факт, что он смертен, он разрывает узы, связующие его с Aao. Согласие даоса со смертью придает ценность жизни сегодня. Отчетливо видя реальность повседневной жизни и принимая неизбежность смерти, мы настраиваем свою душу в лад с живым космосом. Наш маленький магнит придвига- ется все ближе к большому, тем самым уменьшая расстоя- ние, которое душа должна преодолеть последним прыжком. Даосизм дает нам инструментарий, с помощью которого мы

можем прожить благополучную жизнь в физическом теле, и одновременно готовит нас к последнему странствию. Как сказал Чжуан-цзы,

Кто ясно понимает порядок бытия, тот не радуется жизни и не горюют о смерти, ибо знает, что внешние пределы не окончательны.

Мудрость Лао-цзы, 52

Заблуждения западного ума

ГЛАВА 2

А когда появились [общественные] мудрецы со своей тяжеловесной человечностью и хромой справедливостью, в умах людей воцарились сомнение и смута.

Мудрость Лао-цзы, 120

Заблуждение вездесуще. Став общественным животным, создающим правила поведения, благодаря которым поддерживаются ценности социума, человек впустил в свою жизнь заблуждение и страдание.

Из истории мы знаем, что взлеты и падения великих цивилизаций напрямую зависят от распространения ценно- стей, входящих в противоречие с реальностью. Первоначаль- ные человеческие общества, утверждавшие себя посредством меча, поневоле должны были обладать ценностями, основанными на реальности. Реальность еойны делала такие обще- ства насквозь прагматичными. Но по мере того, как реально- стыо жизни становились успех и безопасность, ценности все более размывались. Вследствие этого цивилизация слабела и в конце концов приходила в полный упадок.

Каждое общество разрабатывает свой собственный, уникальный набор ценностей и заблуждений; в этом человече- ская изобретательность не знает пределов. Сейчас Америка находится на пике своего развития. Американская культура прошлых времен, грубо сработанная целеустремленными иммигрантами, теперь преобразилась в культуру неженок, ценящих удобство и безопасность. Как только нашей изначальной твердости пришел конец, на свет явилась культура слабости и фантазий.

Эта глава посвящена американским заблуждениям, которые типичны для западного мышления в целом. Поскольку западный мир сформирован ценностями Ватикана, Вашингтона и Голливуда, Америка, при всем своем величии, возвела заблуждения в ранг закона. Осознанием вредоносности этих ценностей вы можете сделать себе прививку против них, особенно против того тумана, который препятствует ясному видению мира. Эти ценности — ваш враг. Понимать своего врага — первое правило боя.

Американские заблуждения сформировали полосу препятствий, которую вам надлежит преодолеть на пути к духовности. Они станут испытанием для вашего характера и определят то, что получит ваша душа в итоге.

Итак, давайте сформулируем десять основных заблуждений западного ума и решим, как с ними справляться.

Заблуждение і.

Ум превыше тела

Поэтому мудрец заботится о пище для живота, а не о красоте для глаз.

Мудрость Лао-цзы, 90

Даосская философия использует природу как образец для подражания. Основой естественного существования челове- ка является его тело. Хотя мы считаем, что наше тело жест- ко прикреплено к нам (потому что оно всегда на месте, ког- да мы просыпаемся утром), на самом деле оно не слишком сильно и, бесспорно, бренно.

Представьте себе физическое тело как двигатель в автомобиле. Пока автомобиль еще новый, его мотор работает прекрасно. После сотни тысяч километров пробега мотор будет часто нуждаться в ремонте и замене масла. Чем больше пробег, тем больше мотор изнашивается и в конце концов ломается. Внимательный уход продлит мотору жизнь, но по- требует от автовладельца немало времени и хлопот.

Поддержание человеческого тела в хорошем состоянии тоже требует колоссальных затрат энергии. Нужно делать за- рядку, соблюдать диету и остерегаться болезней, атакующих нашу иммунную систему. Но, как бы усердно мы ни стара- лись защитить свое тело от травм или болезней, оно все равно со временем разрушится. Самое здоровое тело очень быстро может быть уничтожено невидимым вирусом. Тело — это всего лишь бренный сосуд, требующий пищи, тренировки и непрерывной заботы. Чтобы продлить себе жизнь, мы долж- ны ухаживать за телом, как за мотором автомобиля.

Чтобы лучше понять идею бренности тела, представь- те себе, что тело — это воздушный пузырек, плывущий по реке жизни. Любой острый предмет может проткнуть этот пузырек

— и он лопнет, исчезнет навсегда. В жизни есть несметное число объектов, которые могут проколоть наш пузырек. Лаже малейшая дырочка приведет к гибели. Тяже- ло обладать телом непрочным, как воздушный пузырь: мы должны совершать наше плавание по реке жизни осторож- но и внимательно.

Однако физическое тело не делает нас отличными от других живых существ. Одни лишь особенности формы тела еще не характеризуют человека. Животные сталкиваются с теми же препятствиями и опасностями в потоке жизни; как и мы, они должны спасать свои пузырьки от смерти и раз- рушения.

Что же тогда отделяет человека от животных? И живот- ные, и люди нуждаются в пище, сражаются за жизненную территорию и стараются ухаживать за своими телами. Чаще всего на этот вопрос отвечают так: в отличие от животных, у людей есть «душа». Но, к сожалению, такой ответ порождает лишь новые вопросы. А что это такое — душа? И откуда нам известно, что у животных ее нет?

Тысячелетиями эти вопросы обсуждали великие философы, но ответа так и не дали. Хотя большинство людей верят в существование некой души (или духа), мало кто способен внятно охарактеризовать сущность этого явления. Мы все сходимся лишь на том, что в мире материальном проявлени- ем нашей души (духа) является тело, поскольку оно выража- ет через речь или письмо наши мысли. Наше тело приходит в этот мир в процессе рождения и служит сосудом, вмещаю- щим душу.

Homo sapiens — это высший вид жизни. Мы властвуем над другими животными, создаем сложнейшие общественные формации, занимаемся искусством и литературой и разви- ваем современные технологии для господства над окружаю- шей средой. C одной стороны, мы принадлежим к животно- му царству и поэтому обладаем телом, каковое нуждается в пище, крове и постоянной заботе. C другой стороны, мы — существа духовные, которые пишут стихи, философствуют и создают технологии для своего удобства. Так сколько же в человеке животного начала, а сколько — духовного, или интеллектуального?

Давайте считать, что духовная, или интеллектуальная, составляющая человека — это «частица Бога» в нас. Именно эта частица Бога и выделяет нас из мира животных. Хотя количественное определение этой частицы невозможно, она, как нам представляется, занимает менее десяти процентов нашего существа (возможно, намного менее).

Поскольку человек в основном есть животное (скажем, на девяносто процентов), глупо считать его сверхдуховным и невероятно чистым созданием. Упомянутые десять про- центов не отделяют нас от царства животных. И все же мы не живем, как животные, и не ведем себя, как они. Похо- же, эта маленькая частица Бога, с одной стороны, служит нашим отличительным признаком, а с другой — затруд- няет нам понимание нашего места в мире. В жизни жи- BOTHbLx нет таких трудностей, как у нас. Инстинкты и по- ведение животных предсказуемы и стандартны, их жизнь проста и понятна. Наша же жизнь, несмотря на девяносто процентов животного начала, отличается разнообразием, непредсказуемостью и усложненностью. Таким образом, получается, что десятая доля божественного в нас служит также источником многих наших заблуждений и суетных метаний.

Для человека невозможно быть только животным. Благодаря нашему интеллекту, нашей способности общаться и умению давать рациональные объяснения мы понимаем, что существует нечто, выходящее за пределы тела. Однако как только мы осознаем, что частица Бога составляет менее де- сяти процентов нашего существа, что мы уязвимы для болез- ней тела и для фантазий ума, наша суть становится для нас яснее. Только в мечтах мы можем воображать духов или ан- гелов, не привязанных к физической сфере бытия. Именно жизнь в теле укореняет нас в материальном мире.

Результатом осознания нашего места в мире должны быть философские идеи и каждодневные поступки, кото- рые уравновешивают ум и тело. К сожалению, такое осо- знание встречается нечасто. Повсюду в мире, во многих университетах и высокотехнологичных компаниях вы най- дете профессоров и иных интеллектуалов, которые прене- брежительно относятся к своему телу. Эти люди считают, что ум — это всё, а тело — лишь приставка к нему. Обычно они отличаются избыточным весом или, наоборот, чрезмер- ной худобой. Они беспечно относятся к своей пище или диете, их мало заботит, как они выглядят. Если заговорить с ними о физических упражнениях, они с гордостью заявят, что они «не помешаны на здоровье», будучи «людьми ин- теллекта».

Такое возвышение разума над телом противоречит реальности. Представьте, что всех этих интеллектуалов лишили пищи и воды на двое суток. Представьте, что они целую неделю страдают от свирепого поноса или мучительной зубной боли. «Люди интеллекта» будут рыдать, как дети, совершен но позабыв о философии Гегеля, компьютерном программировании и астрофизике.

Представление о том, что «ум превыше тела», в конечном счете ставит под сомнение саму необходимость иметь тело. Это, безусловно, заблуждение и извращение реальности, по- скольку наш ум мало что значит без правильно функпио- нирующего тела. Каков прок от мозга в стеклянной банке? Совершенно очевидно, что мозг без тела — ничто. Ум нуж- дается в теле, а тело нуждается в уме. Вот что означает необ- ходимость равновесия между умом и телом.

Тело называют «храмом души». Тело — вместилище нашего мозга. Жить в загаженном доме с разбитыми окнами и дырявой крышей невозможно. Так же невозможно, чтобы дом стоял на рассыпающемся фундаменте. Мы следим за до- мом, в котором живем, починяя крышу, когда она начинает протекать, укрепляя фундамент и заменяя разбитые стекла в окнах. Такой же подход верен и для нашего тела. Нельзя рас- сматривать тело как приложение к нашему уму. Оно являет- ся одной из важнейших частей нашего существования!

Просветление требует сооружения крепкого моста между телом и умом. Это один из самых важных и практичных способов избавиться от заблуждений и страданий. Здоровое тело отражает здоровье ума, и наоборот. К сожалению, больший- ство западных людей не понимают этого, о чем свидетельствует тот факт, что многие из них страдают ожирением.

Во власти того же заблуждения находятся и люди, впадающие в противоположную крайность — считающие, что их тело и есть единственная суть бытия. «Культуристы» и фа- натики «здорового образа жизни», тратящие все свое время и энергию на улучшение своей физической формы, тоже пребывают в неуравновешенном состоянии. Они сосредо точивают свои усилия исключительно на телесности, а из-за недостаточной тренировки ума получают тело красивое, но пустоголовое.

Давайте вернемся к нашему сравнению тела с домом: дом у таких людей в прекрасном состоянии, окна целы, крыша не течет, фундамент прочен. Но вот, к несчастью, в доме никого нет. Только сквозняк гуляет по чердаку. У таких людей равновесие между умом и телом нарушено так же сильно, как и у интеллектуалов. И точно так же смешение физической реальности и реальности ума порождает мучения и боль.

Во многих даосских храмах можно найти изваяние Бога Долголетия. Он символизирует важность телесного благополучия; даосы молятся ему о здоровье своего тела. Это божество занимает в храме очень почетное место, что ясно и недвусмысленно напоминает собравшимся: «Берегите свое тело, чтобы здоровому уму было где помещаться».

Интересно отметить, что даосизм — одно из самых мистических религиозных учений — уделяет такое присталь- ное внимание бренному телу. В этом вопросе заблуждения непозволительны. Приступая к практике даосизма, вы начинаете с совершенствования своего тела при помоши боевых искусств и цигун. Затем это сочетается с совершенствовани- ем ума посредством медитаций и изучения философии Дао. Но физические упражнения всегда служат отправной точкой для классического обучения начинающего ученика-даоса.

Заблуждение 2.

Ценность семЬи и детей

Тигр любит свое дитя.

Мудрость Лао-цзы, 67

Рождаясь на свет, мы зависим от тех, кто нас окружает, особенно от членов нашей семьи, которые должны научить нас, как вести себя в реальности и выживать в ней. К сожалению, современное западное общество практически уничтожило традиции и ценности классической семьи. Традиции про- шлого предусматривали передачу от отца к сыну семейных ценностей и способов поддержания существования. Напри- мер, человека, родившегося в крестьянской семье, уже в ран- нем возрасте обучали сельскому хозяйству и привлекали к работам в поле или на скотном дворе. Ребенок учился жить на ферме, уважать землю, ценить ручной труд как эквива- лент благосостояния. Когда ребенок становился взрослым, он продолжал вести такой же образ жизни, какой был при- нят в его семье. По сути, реальность повседневной жизни на ферме связывала членов семьи в единое целое.

Сегодняшние же дети обычно не имеют никакого отношения к профессиональным занятиям родителей. Во многих случаях дети даже не разделяют основные ценности родителей. Они предпочитают поступать в институты подальше от родного дома. Зачастую они преследуют такие профессиональные и личные цели, которые полностью противоположны родительским. Если у врача сын становится рок- музыкантом, то что у этих людей обшего? А пресловутый «конфликт поколений», когда отцы лет на двадцать-сорок старше детей, лишь усугубляет различие их философий и ожиданий от жизни. В лучшем случае дети и родители собираются вместе на какие-то важные праздники. Со временем различия становятся все значительней, проявляясь в антагонизме и вражде. А причина враждебности — в том, что у каждого нового поколения свое восприятие реальности.

Разрушение образа жизни трудящейся семьи влечет значительные последствия для построения системы ценностей у детей. В типичной семье до наступления индустриальной эпохи старшие члены семьи жили со своими детьми и игра- ли значительную роль в воспитании внуков. Когда старики умирали, молодые люди получали один из важнейших уро- ков жизни — узнавали о ее круговороте. Видя смерть люби- мого дедушки или дорогой бабушки, они получали реальный и эмоционально окрашенный опыт конечности бьггия че- ловека. Круговорот жизни и смерти являл себя не как рас- судочное осознание смерти родственника где-то за тридевять земель, но как подлинная и прочувствованная потеря. Совре- менная семья, где родственники общаются преимущественно по телефону, не связана эмоциональными узами, необходи- мыми для того, чтобы прочно укоренить идею круговорота жизни — одну из самых главных жизненных основ бьггия.

Поскольку семья перестала быть для ребенка источником знаний о том, как поддержать свое существование и преуспеть в жизни, функция обучения и воспитания, по идее, должна переходить к учебным заведениям, учрежденным современным обществом. В древние времена, когда аграрное общество в Китае перешло к более сложным формам хозяйствования, родители могли посылать своих детей к духовным учителям — например, в даосские монастыри. Монахи учили детишек правильно воспринимать реальность и выживать в ней.

В современном западном мире нет подобных учреждений. Детей определяют в местную школу, затем в колледж или ин- статут. Цель учебы — усвоение определенной учебной программы, которая, как правило, неспособна (и даже не ставит целью) помогать молодежи понимать реальность, учить ее жить в сложных условиях современного общества. Многое из того, чему учат в школах и вузах (вроде тонкостей высшей математики), никогда не пригодится в дальнейшей жизни.

C другой стороны, образовательные учреждения в западном мире сделались настолько неэффективны, что у многих молодых людей отсутствуют базовые навыки, которыми владели их родители. Сегодня у многих выпускников школ нет практических знаний географии, математики, всемирной истории или даже основ грамматики. Уменьшение роли се- мьи вылилось в перекладывание родительской ответствен- носта за обучение своих отпрысков на чужие плечи. Теперь этот труд возложен на учителей, которые сами плохо обуче- ны, и на систему образования, лишенную какой-либо мота- вации.

В дикой природе животные учат свое потомство основам выживания. Птицы учат птенцов летать. Хищники учат сво- их детенышей охотиться. Все животные учат молодняк вы- живать и жить. Эта обучающая функция родителей запрограммирована самой Природой.

Какое же обучение проходит нынешняя западная молодежь? Образ жизни современных американцев и европейцев не позволяет родителям уделять необходимое время, чтобы обучать своих детей тому, что им потребуется для жизни в этом мире. В среднестатистической семье имеется два кор- мильца: и мать, и отец вынуждены проводить на работе мно- го времени. Они возвращаются домой после долгого рабоче го дня, и у них нет ни сил, ни времени, чтобы заниматься с детьми. В такой обстановке родители не имеют возможности передавать свои знания детям.

Да и детям, которые захотят изучать ремесло родителей, нелегко придется. Одно из принципиальных различий меж- ду современным обществом и обществом традиционным со- стоит в том, что профессиональные навыки родителей ста- новятся все более «высокотехнологичными». Еще несколько поколений назад фермеру было в принципе не так уж труд- но передать детям свои познания и навыки. C самого свое- го рождения ребенок становился частью той повседневной работы, которую семья проделывала, чтобы поддерживать существование. Но подобное ученичество невозможно, ког- да родитель делает карьеру в области передовых технологий! Даже самый развитой ребенок не сможет сидеть рядом с отцом и помогать ему писать сложные компьютерные про- граммы.

«Высокотехнологичность» жизни западного общества и, как ее следствие, нехватка у родителей времени для выпол- нения родительских обязанностей приводят к отчуждению между взрослыми и детьми. Ребенок ходит в школу и живет своей жизнью. Родители заняты в своей сфере деятельности, и жизнь у них тоже своя. В нынешнем обществе родители не в состоянии брать на себя обязаность, которая в животном мире каждым родителем исполняется автоматически!

Тот факт, что большинство супругов проводят много времени раздельно, каждый в своем профессиональном кругу, отделяет не только родителей от детей, но и родителей друг от друга. Это помогает понять, почему большая часть браков в наши дни кончается разводом. Общий опыт приводит к общности интересов и ценностей. К несчастью, современное общество вынуждает детей проводить основную часть времени в школе, тогда как день их родителей протекает на работе, причем у каждого на своей. Дом превратился в обычный постоялый двор, где часть жильцов называется «родителями», а остальные — «детьми».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: