Заблуждения западного ума 4 глава




При невозможности, нежелании или неспособности родителей обучать своих чад эта жизненно важная функ- ция должна возлагаться на образовательные общественные учреждения — школы и церкви. Но если им еще худо-бедно удается научить детей читать, писать и считать, то научить ясно видеть мир и взаимодействовать с реальностью они не могут. В идеале первому (чтению, письму, счету) должны учить школы, а второму (видению мира) — церкви. Отча- сти это и было стимулом отделения церкви от государства в США, как указано в американской конституции отцами- основателями нации. Школы (государство) преподавали чте- ние, письмо и счет, а церковь (религия) учила, как надо смо- треть на мир.

Хотя ухудшающиеся результаты школьных тестов в США показывают, что школы не справляются со своей задачей, все же наибольший вред приносит именно неспособность религиозных учреждений научить ясному видению мира. Как это ни смешно, плохие результаты тестов пугают американское общество, но тот факт, что мы отправляем в большой мир детей, не умеющих справляться со сложными жизненными проблемами, не вызывает подобной озабоченности. Религиозные учреждения проповедуют «веру» и ценности универсальной любви, но молчат о суровой природе реальности и необходимости выживания в ней.

Это то же самое, что не дать юному новобранцу основ боевой подготовки. Если бросить такого солдата в окопы и приказать ему учиться на своих ошибках, то каков будет его шанс выжить?

В жизни — как на войне. Как же мы можем позволить нашим детям учиться в заведениях, которые не учат их выживать? Ошибки, совершаемые в повседневной жизни по причине недостаточного обучения, могут быть так же убийственны, как и ошибки на поле боя. Если мы понимаем, что жизнь — это сражение, мы осознаем, что учиться на ошиб- ках

— самоубийственная глупость. Если родители и школы не решают возложенных на них задач, это значит, что обще- ство посылает на войну детей, не знающих, с какого конца браться за автомат.

Заблуждения западного ума относительно образования и воспитания детей порождены неверным пониманием обязательств между родителем и ребенком. Отсюда все ошибки и страдания.

В большей части обществ от детей ожидают, что они бу- дут уважать и любить своих родителей и воздавать им сгори- цей за время и силы, потраченные на воспитание детей. Но надо понимать, что в любом случае рано или поздно настанет день, когда наши дети больше не будут нуждаться в нас. Они практически исчезнут из жизни родителей. Родители часто ожидают, что дети будут чтить их на склоне лет, оказывать денежную и иную материальную поддержку. Однако такое происходит не всегда.

Насколько обоснованы эти желания и ожидания по отношению к нашим детям? Начнем с того, что дети никогда не просили, чтобы их родили на свет. Ответственность за рождение ребенка всецело ложится на родителей. Становясь родителями, мы приводим детей в этот мир неизвестно откуда; многие годы спустя они, умерев, уйдут из него неизвестно куда. Детей никогда не спрашивают, хотят ли они прийти в этот мир, так же как впоследствии не спрашивают, готовы ли они его покинуть. Одни лишь родители отвечают за рожде- ние своих детей, и потому исключительно они несут ответ- ственность за то, чтобы их вырастить.

У людей могут быть разные доводы в пользу того, чтобы завести детей. А у некоторых, к сожалению, нет вообще никаких доводов. Во многих случаях родители заводят детей' только ради того, чтобы их завести, или потому, что так поступают их сверстники. Для доброго католика даже желание иметь детей значения не имеет: это его долг как католика, независимо от того, во сколько это ему обойдется.

Увы, слишком часто семьи испытывают чрезмерное финансовое и эмоциональное давление, вызванное необходимостью вырастить детей. В современном обществе «поднять» даже одного ребенка означает колоссальную финансовую и моральную ответственность. Воспитание ребенка отнимает значительное количество времени, а подобающее образова- ние требует немалых денег.

Тем парам, у которых есть желание, денежные средства и время, можно сказать: пожалуйста, заводите себе по четверо- пятеро детей! Однако такие семьи являются скорее исключением. У большинства людей не хватает денег и времени, а также умения как следует научить своих детей навыкам выживания, которые необходимы, чтобы преуспевать в нашем обществе, построенном на соперничестве.

Ответственные родители обычно затрачивают много времени, сил и средств, чтобы вырастить детей. Поэтому вполне естественно, что они ждут чего-то взамен затраченных уси- лий. В действительности же, однако, воспитание детей — это неэффективное вложение средств.

C каждым годом отчуждение между родителем и ребен- ком будет усугубляться — по мере того как ребенок будет проводить все меньше времени дома. Родители, которые пожертвовали лучшими годами своей сознательной жизни ради детей, противятся тому, чтобы смириться с этой постоянно расширяющейся полосой отчуждения. Их ожидания идут вразрез с процессом естественного взросления детей. Результатом являются заблуждения и страдания.

Родители, воспитанные в духе Дао, принимают тот факт, что их дети вырастут и вылетят из гнезда. То, что было вло- жено в детей, не будет возвращено родителям. Смирившись с неизбежностью и отказавшись от необоснованных ожила- ний, родители могут избавиться от этого источника заблуж- дений и страданий. C другой стороны, детям следует пони- мать, что в какой-то момент им уже будет не нужна связь с родителями. Им больше не захочется оставаться под властью родителей. Также не будет у них долгов и обязательств перед родителями — им полагается в жизни свой путь. Это пони- мание позволит избавиться от чувства вины, которое отрав- ляет наших детей и калечит им жизнь, когда они предпри- нимают бесцельные попытки угодить родителям. Чжуан-цэы прямо сказал:

Твои дети и внуки — не твое имущество, они подобны сброшенной коже (как у змеи или куколки

цикады), данной тебе взаймы Вселенной.

Мудрость Лао-цзы, 95

Образцом для даосов всегда служит природа. Глядя на природу, мы видим ошибки нашего общества. Связь между родителями и детьми служит прекрасным примером. Живот ные приносят свое потомство, воспитывают его, учат выживать, а затем отпускают на волю. Впоследствии молодняк не возвращается, чтобы сесть на шею родителям, когда наступа- ют тяжелые времена. А родители не гоняются за детьми, ища себе помощи на склоне лет.

Естественный путь детей — это рождение, обучение, а затем уход. Наше общество утратило этот четкий порядок. Мы рожаем детей, а затем перекладываем их обучение на предприятия массового образования (школы и церкви), которые даже не пытаются говорить с детьми о реальности и выживании. Впоследствии связь между родителями и детьми выливается в бесплодные попытки продлить ее искусственно, а результатом таких нереалистических ожиданий оказываются тоска и душевная боль.

Хотя даосское понимание проблемы — горькая пилюля (ибо оно показывает родителям, что их «вложения» в детей неэффективны), оно также служит толчком к пересмотру моральных обязательств. Родители втягивают новую душу в этот мир без ее согласия. Поступая так, они берут на себя обязательство научить этого ребенка жизни и после этого отпустить. Дети, которых родители не обучили подобаю- щим образом, будут так же неспособны совладать с грубой реальностью, как молодые птицы, которых не научили ле- тать.

Похожая трудная задача стоит перед всеми членами се- мьи. Если вам повезет, вас с вашей семьей будут связывать естественные узы, отличающиеся открытостью общения. Если общение между родителем и ребенком или мужем и женой не складывается естественным образом, но навязано социумом и обусловлено искусственными ценностями, ре- зультатом будут натянутые и напряженные отношения. Когда

мы вынуждены делать что-то — из чувства вины, или исходя из ценностей социума, или просто по необходимости, — все наши старания, как правило, не достигают цели.

То, что мы должны делать, и то, чего нам хочется, существуют раздельно и обособленно. Мы успешно добиваемся того, чего мы хотим, и наша душа принимает участие в этом, даже если осуществление наших стремлений требует много времени и денег. Но мы лишь через силу совершаем то, что нам навязывается, и результаты бывают в целом незавидные.

У каждого из нас свой путь. Если этот путь уводит нас от семьи по причине несовместимости, тогда надо уходить от любых навязанных «семейных ценностей» и жить самостоятельно. Может оказаться, что человек связан финансовыми обязательствами, особенно если он является главой семьи, однако, если решить проблему продуманно, такой поступок оправдан, если он совершается, чтобы избежать заблуждений

и страдания.

Заблуждение 3. Неизбежность лицемерия

МудростъЛао-цзы, 312

В мире есть лишь два типа мудрецов. Первый — это «классический мудрец», поселившийся где-то в горах, куда тянутся люди, чтобы с его помощью достичь просветления. Такие мудрецы не заботятся о том, чтобы распространить свое знание в массах. Им не интересны манипуляции и власть. Они всего лишь хотят совершенствоваться в духовности сами и, может быть, помочь в совершенствовании нескольким избранным ученикам. Существует и иной, гораздо более распространенный тип мудреца: «общественный», противоположный первому типу. Таким мудрецам не нужна духовность; они хотят донести свои идеи до масс ради достижения личной выгоды, славы, власти и богатства.

На протяжении всей истории, во всех цивилизациях общественные мудрецы создавали свои «орудия лицемерия». Лицемерие институтов власти, возглавляемых общественными мудрецами, манипулирует народными массами и контролирует их. Очищая наше видение мира, мы должны осмыс- лить лицемерие, царящее на Западе, и понять, как с ним бороться. Лицемерие заключается во лжи, к которой прибе- гают (осознанно или неосознанно), чтобы склонить людей к совершению неосмотрительных поступков. Лицемерие возникает также из-за того, что люди мыслят ошибочно сами или используют чужие ошибочные мысли, чтобы убедить са- мих себя совершить что-нибудь неразумное.

У лицемерия могут быть три причины. Во-первых, оно может проистекать от чистого незнания. Когда человеку известно, что он не знает фактов, но при этом он продолжает бороться за какую-то идею или принцип, — он лицемерит.

Во-вторых, лицемерие проявляется, когда люди делают заведомо ложные утверждения ради собственной выгоды, — например, раздают обещания, которые они и не собирают- ся выполнять. Такой способ манипулирования был широко распространен на протяжении всей человеческой истории. Отдельные личности и группы прибегали к лицемерию для удовлетворения своих амбиций, дурача своей ложью и при творными посулами самые разные слои населения. Самые наглядные примеры такого поведения — политики и диктаторы.

Третья причина лицемерия — идеализм. Некоторые философы и политики пытаются произвести в обществе такие перемены, которые основываются не на реальности, но лишь на полюбившихся им (этим людям) идеалах. Когда эти идеа- лы, базирующиеся на ожиданиях и фантазиях ума, входят в конфликт с реальными ценностями природы, последствия зачастую бывают катастрофичны. Идеалисты пытаются построить мир фантазий в мире реальном, а рождается хаос. В качестве примера можно привести правление Гитлера, чей идеал «сверхрасы» вылился в смерть и разрушение по всему миру. Или же можно вспомнить Ленина и Сталина, поставивших марксистский эксперимент. Этот эксперимент сулил утопический идеал, а вместо этого обошелся в сорок миллионов загубленных жизней, привел к сооружению неуправляемой экономической системы и ее последующему краху.

В современном западном мире существует три орудия лицемерия: религия, образование и политика. Их учреждения распространяют заблуждения посредством пропаганды ценностей, которые являются противоположными просветлению. Горькая ирония, которую может оценить только истинный даос, состоит в том, что общественные институты, которые, по мнению людей, формируют ценности и принципы выжи- вания, на самом деле поят нас совсем иным лекарством. Эти институты, которые, как предполагают, несут просветление, на самом деле служат источниками заблуждения.

Давайте вернемся к нашему сравнению просветления с очисткой лобового стекла автомобиля, позволяющей отчетливо видеть реальность. Люди полагаются на религию, образование и политику в вопросах обретения большей ясности точно так же, как они пользуются автошампунем для мытья своих машин. Если следовать этой аналогии, то получается, что они, вместо того чтобы уехать с автомойки на чистой машине, возвращаются на шоссе на автомобиле со стеклами, все еще слишком грязными для хорошего обзора. Такое про- исходит каждый день, когда люди выходят из храмов, школ и мест политических форумов, не видя в своей слепоте реалъ- ности мира.

Лицемерие в религии

Представителю людей легко быть двуличным, представителю высших сил — трудно.

Мудрость Лао-цзы, 121

В большинстве стран западного мира преобладают иудео- христианские религиозные конфессии. Они основаны, как утверждают их приверженцы, на «слове Божьем», передан- ном через специальных посланников — Моисея, Христа и других. Роль священников, пасторов и раввинов заключается в том, чтобы учить мирян важнейшим правилам жизни, вы- текаюшим из упомянутого «слова Божия».

Будучи даосами-скептиками, мы должны применить к иудео-христианским учениям тот же критерий, которым мы пользовались для определения хорошего учителя. Так мы сможем проверить эти доктрины на наличие лицемерия. Мы ведь не хотим, чтобы наше ясное видение реальности было замутнено болтовней шарлатанов! Поэтому нам следует применять к любой другой религиозной системе тот же метод проверки истинности, что и к даосизм.

Важнейший критерий оценки любого общественного ин- статута — возможность продемонстрировать его принципы в реальной жизни. Даосам нужна вера «заслуженная», а не «слепая». Слепая вера не предлагает нам никакого способа подтвердить то, что говорят нам наши священнослужители. Религиозные организации опровергают этот аргумент, заявляя, что они несут слово Божье — а слово Божье нельзя ставить под сомнение.

Однако сам Бог ни разу не появлялся перед собранием верующих, чтобы огласить свое учение. И на самом деле «слово Божье» полностью зависит от своих источников — Библии, Корана, Торы. Как бы мы ни относились к этим «святым книгам», все они были созданы смертными людьми. Хотя Мои- сей явился перед народом Израильским и передал им запове- ди Божьи, сам народ никогда непосредственно не наблюдал Бога воочию и не слышал его. В христианстве Господь послал своего единственного сына на землю, однако слова Нового Завета все же были записаны смертными. И в Ветхом, и в Новом Завете приводятся превосходные обоснования, позво- ляющие объявить содержащиеся в них религиозные основы богоданными — без появления Бога собственной персоной. Нам следует скептически относиться к смертным, которые подразумевают, что они доносят до нас слова или мысли Бога. Моисей сошел с горы Синай и объявил, что принес на- роду слово Божье. Четверо апостолов написали Евангелия и стали утверждать, что их слова на самом деле были словами Иисуса. Разумеется, доказательств нет — есть лишь слепая вера, что эта писания излагают нам слова Бога.

Итак, источники иудео-христианских доктрин невоз- можно проверить. На следующем этапе даос посмотрит, воз- можно ли последовательно объяснить философские системы этих религий. Последовательность — очень важный Крите- рий того, является ли некая система истинной или это про- сто сборная солянка из не связанных друг с другом (и зача- стую лицемерных) идей.

В те дни, когда еще не было книгопечатания, смертные переписывали Библию от руки. C каждой копии делались следующие рукописные копии. Каждый переписчик вносил в исполнение задания свое понимание и свои эмоции, а также свое представление о мироустройстве и значении слова Божьего. И у каждого возникало искушение внести собствен- ное толкование в перевод Библии.

Отчасти это объясняет, почему все великие ученые- богословы и проповедники иудео-христианства непрерывно воюют между собой за верную интерпретацию слова Божье- го. В каждой религии имеются многочисленные тома правил, предписаний и объяснений. У враждующих направлений (сект) есть свои собственные толкования Торы и Библии. Эти толкования разнообразны и пышно цветут противоречиями. Последователи каждой секты, с их слепой, безоговорочной верой, ратуют за то, чтобы провозгласить свои верования истинными.

Совершенно очевидно, что идеям иудео-христианской веры недостает последовательности, которая служит опознавательным знаком цельной системы. Вполне возможно, что подлинные слова Бога, дошедшие до нас через две тысячи лет, несли с собой знания, которые затем были утрачены из-за неаккуратной работы людей с текстом. Но убедиться в этом никак невозможно. Противоречий слишком много. Попытки пробраться сквозь все эти противоречия окажутся напрасны.

Итак, основные религии западного мира оказываются несостоятельны по двум пунктам: их источники невозмож но проверить и им катастрофически недостает последовательности. Однако остается еще один критерий. Хороший даосский наставник показывает, как проявляются даосские принципы, если их применить на практике. Он готов еде- лать это открыто и при свидетелях. Работают ли подобным же образом в реальном мире иудео-христианские принципы? Давайте поиграем в еретиков и проверим некоторые иудео- христианские доктрины в повседневной жизни.

Поскольку любая философская система должна быть целостной, несостоятельность двух-трех ключевых идей означает несостоятельность системы в целом. Большинство иудео-христанских конфессий любят проповедовать силу любви. К сожалению, правила, выводимые из этих проповедей, не работают в реальном мире.

Если вас будут избивать хулиганы и вы «подставите другую щеку», то просто-напросто по другой щеке и получите. Если вы решите полагаться на людское милосердие в надежде поддержать свое существование, то будете голодать. Принципы, провозглашаемые Десятью Заповедями, действенны только в выдуманном мире гармонии, любви и изобилия. Разве не украли бы вы у богатого, чтобы накормить своих голодных детей? Разве не попытался бы муж отомстить тому, кто совершил насилие над его женой? А ведь эти поступки, оправданные в глазах многих людей, противоречат Десяти Заповедям. Как может поведение, которое кажется естественным, входить в противоречие с предполагаемыми законами Божьими?

Очевидно, что эта религиозная догма не в ладу с реальностью. Законы природы, дарованные Богом, безусловно, применимы к человеку, поскольку человек по большей части является животным и тем самым от природы не отделяется. И эти внутренние природные законы говорят нам, что рели гии Запада несут нереалистические идеалы. По сути своей, они не действенны.

Итак, иудео-христианские учения несостоятельны по трем пунктам: 1) их источники невозможно проверить, 2) они логически непоследовательны и 3) их принципы нереалистичны и недейственны.

Какие же цели преследуют религии Запада, если исходить из того, что они, откровенно вразрез с интересами своих верующих, несут ценности и принципы, которые не основаны на реальности? А вы примите во внимание тот факт, что религиозные институты — это крупные организации, соперничающие с правительствами в масштабах, богатстве и власти. Разве могут они быть чем-то иным, кроме еще одного орудия власти, принадлежащего правящей элите?

Если изучить появлявшиеся на протяжении всей истории различные интерпретации Торы и Нового Завета, станет очевидно, что нередко они менялись так, чтобы соответствовать интересам правящего класса. Логично было бы ожидать, что слово Божье не меняется с течением времени. Убедительно объяснить такое изменение догматов можно тем, что они были извращены для обслуживания нужд существующего общественно-политического строя. Действительно, религиозные и политические институты уже долгое время развиваются в полном согласии, к обоюдной выгоде. Политические вожди то и дело заключают альянсы со священниками и раввинами, поддерживая свое благосостояние за счет избирателей. Если обратиться к истории, можно найти занятные примеры и в средневековой Европе, и во времена не столь отдаленные — в годы «сухого закона» в Америке.

Самая приметная черта лицемерия, свойственного религиям Запада, — его неприкрытость. Посмотрите на религиозных вождей, облаченных в раззолоченные ризы и проповедующих бедным, как надо жить, из своих разукрашенных дворцов. «Рожайте детей еще и еще, — учат они, — и во что бы то ни стало продолжайте жертвовать на нужды своего прихода». Посмотрите на священников, собирающих по воскресеньям пожертвования у прихожан, бьющихся в тисках нужды, в обмен на невнятные проповеди. Жизнь католических священнослужителей, дающих обет безбрачия, настолько неестественна, что они дают выход своим сексуальным позывам, приставая к детям. Г лавы всех этих религиозных организаций учат, что тело есть храм души, однако сами они — практически все! — элементарно нездоровы физически.

Западный мир получает духовное водительство от учителей, у которых отсутствует страсть к жизни. Некоторые из них, быть может, сами по себе и «неплохие ребята», но все как один погрязли в заблуждениях и лицемерны до глубины души.

Большинство западных религиозных лидеров — в сущности, просто ловкие политиканы. Такова печальная реальность лицемерия официальной религии. Мысли об этом неприятны и нерадостны. Но это реальность. Не становитесь жертвами заблуждений и прямого обмана духовенства.

Лицемерие в школах

Поверхностные знания вредят характеру мелочное поведение вредит Дао.

Мудрость Лао-цзы, 94

Западная школьная система, как и религиозные учрежде- ния, явно не оправдывает возлагавшегося на нее доверия.

Система, предназначавшаяся для того, чтобы научить нашу молодежь выживать в этом мире, была извращена и теперь используется для того, чтобы навязывать нашим детям неработающие, бессмысленные ценности.

Из всего многолетнего школьного курса лишь малая часть изучаемого материала действительно полезна для взрослой жизни. Эти основы — чтение, письмо и арифметика, — конечно же, важны, но разве на овладение ими требуется це- лых десять-двенадцать лет? Многое ли вы помните из того, что изучали в школе? Многое ли реально помогло вам в повседневной жизни? В отличие от животных, люди получают невероятное количество ненужной информации.

А крайняя степень лицемерия заключается в том, что школьная система, которая, как предполагается, готовит нашу молодежь к жизни, на самом деле делает нечто совер- шенно противоположное. Искусственный мир современного образования превратился в организацию, все усилия кото- рой направлены на программирование коллективных ценно ~стей

— то есть заблуждений.

Делается это двумя способами. Явное программирование состоит в том, что дети систематически сталкиваются с коллективными ценностями, а непреднамеренное программирование происходит вследствие того, что заблуждающиеся учителя обучают заблуждающихся учеников. Явное программирование включает воспитание патриотизма и укрепление иудео-христианских ценностей. Непреднамеренное же программирование — это, например, выборы «мисс школы» (укрепление власти физической красоты, недостижимой для большинства девочек) или чествование лучших игроков в футбол (укрепление идеала физической ловкости, недостижимого для большинства мальчиков). Современные школы все больше превращаются в фабрики по производству ценностей.

Поскольку школа учит детей, как им надлежит думать и поступать в соответствии с существующими ценностями общества, постольку школа учит и ценности лицемерия. Когда ребенок узнает, что успех связан с принятием неработающих представлений социума, он получает от школы подсознательную установку на лицемерие как образ жизни. Школы учат нашу молодежь лицемерному поведению и взгляду на жизнь. «Новая школьная программа», принятая в США, делает ак- цент на положительной самооценке, допуская неумение систематически работать, грамматические ошибки и неправильное решение задач, — лишь бы только ученики жили в ладу с самими собой. Результат такой программы — целое поколение детей, не приученных к дисциплине. В рамках этой программы признаются различные «расстройства», гра- ницы которых понимаются очень широко. «Расстройства» нужны, чтобы оправдать недостаток внимания у детей и не- желание учиться. Какой урок реально получают ученики? Задания выполнять не обязательно; плохое поведение при- емлемо; общество освободит их от ответственности. Стоит ли удивляться, что в конце концов из таких учеников вырас- тают неудачники, преступники и лица, принципиально жи- вущие на пособия? Мы лицемерно утверждаем, что готовим наших учеников к жизни в мире, а на самом деле — к пара- зитизму. В действительности в школьные основы входят не только чтение, письмо и арифметика — к ним надо добавить еще и такой предмет, как «лицемерие».

Плохо, что нашу молодежь портят лицемерием. То, что им не дают оружия, необходимого в жизненной борьбе, — убийственно. Родители также должны выслушать обвинение в лицемерии, потому что они сознательно посылают своих детей в школы обучаться ценностям, которые диаметрально противоположны ценностям, действительно необходимым для того, чтобы выжить и преуспеть.

Лицемерие в политике

Я считаю, понятия человечности и справедливости и

пути правые и неправые так перепутались, что

невозможно понять их противоречий.

Мудрость Лао-цзы, 260

Задача политики — создавать и укреплять ценности, используемые для власти над массами. Эти ценности поддерживают общественный строй (его институты и традиции), который, как ожидается, будет принят народом. Правда ли, что американская политическая система (претендующая быть образцом для всего западного мира) распространяет разумные ценности и идеи? Давайте проведем уже знакомый нам трехшаговый тест на лицемерие: 1) проверим, поступают ли сами политики в соответствии со своими проповедями, 2) посмотрим, последовательна ли с точки зрения логики их система ценностей, и 3) определим, действенны ли их политические принципы в реальном мире.

Политики славятся тем, что говорят одно, а делают со- всем другое. Даже наивные американские граждане стано- вятся скептиками, когда речь заходит о политиках. Это политическое лицемерие лучше всего заметно в том, как живут президенты США. Отчасти роль президента в американской демократии состоит в том, чтобы увлекать собственным при мером — поступать иначе было бы лицемерием. Поскольку президент, проводя в жизнь законы, отвечает за ценности, укрепляющие общество, постольку предполагается, что он сам должен придерживаться этих ценностей и законов.

Однако реальность не соответствует нашим ожиданиям. Немало президентов прожили жизнь, щедро наполненную лицемерием. Некоторые президенты уклонились от призыва на военную службу, но зато потом, на посту главнокомандующего вооруженными силами, посылали солдат воевать. Они говорили об опасности наркотизации и развернули широкомасштабную программу «Война с наркотиками», а сами разрешали курить марихуану в колледжах. Они проповедовали ценность крепкой семьи, а сами пускались в сексуальные приключения со своими сотрудницами, моделями и кинозвездами. Они превозносили достоинства хорошей физической формы, а сами были дряблыми и жирными.

Не лучше обстоят дела и с законодателями. Дело не толь- ко в том, что их собственные злоупотребления соперничают с теми, что мы видим у президентов, — эти представители простых людей имеют мало общего со своими избирателя- ми. Почти половина американских сенаторов — миллионе- ры. У них не болит голова каждый день о том, как накор- митъ семью или оплатить счета. Лимузины отвозят их из одного просторного офиса в другой. Нередко они владеют двумя большими домами: один находится в родном штате, другой — в Вашингтоне. Они летают первым классом, и у них немало средств на представительские расходы. У них есть личные адвокаты, секретари, бухгалтеры и советники, и все они работают на то, чтобы сделать жизнь сенатора легче. А когда законодатели покидают свою государственную долж- ность, их обычно ожидает непыльная и престижная работа.

Когда-то законодатели США были работающими бизнесменами. Из чувства гражданского долга они отдавали часть своего времени этой службе, после чего возвращались к де- лам и семье. Когда они рассуждали, каким образом прави- тельство могло помочь (или помешать) гражданам, их слова основывались на опыте. Когда же нынешние законодатели, рожденные в богатстве и роскоши, утверждают, что они понимают жизнь простых людей, — это верх лицемерия.

Итак, политические лидеры США не проходят первого теста на лицемерие — они, конечно же, не делают того, к чему призывают.

Самая значительная причина неупорядоченности и смуты в умах для американцев — отсутствие последовательности в общественных ценностях нашей страны. Когда у руля стоят лицемерные политики, всеобщие ценности то и дело меня- ются в угоду политической повестке дня.

В 1919 году Конгресс США под давлением одного религиозного движения, отличавшегося своим лицемерным пылом, принял поправку к конституции, запрещавшую продажу и употребление спиртного. Постановлением предписывалось считать, что принимать алкоголь — вредно для здоровья, грешно и преступно. После десяти лет применения этого закона, по которому арестовывали и осуждали всякого, кто был связан с алкоголем, политическая система дала задний ход и легализировала спиртное в 1933 году. То, что было за- конным, стало незаконным, а затем опять приобрело закон- ный статус.

Такое лицемерие сбивает людей с толку. Когда ценности общества сменяются, подобно приливу и отливу, народу приходится слепо следовать за переменами и мириться с лииеме- рием. Простой человек — раб системы, которой управляют действующие политики; он целиком отдан им на милость. Как сказал Чжуан-цзы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: