PO3EHKPAHЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН... БЕЗ ГАМЛЕТА




Один из самых необычных мастеров театра конца XX столетия - Том Стоппард (родился в 1937 г.). Он начинал театральную деятельность как критик (написал более ста рецензий), но подлинная известность пришла после дебюта в качестве драматурга. В 1966 г. на Международном фестивале в Эдинбурге зрители увидели на сиене первую пьесу Стоппарда - «Розенкрани и Гильденстерн мертвы». Годом позже она была поставлена лондонским Национальным театром и опубликована. Традиция шекспировских парафразов (отгреч. «парафрасис» - «пересказ»), столь прочно утвердившаяся в европейском театре второй половины XX в., ведёт свой отсчёт именно с этой работы. Драматург как бы дописывает Шекспира. Он раскрывает «за кулисье» знаменитой трагедии, представляя историю принца Датского глазами его незадачливых друзей - Розенкраниа и Гильденстерна. Эти персонажи у Стоппарда - типичные герои литературы нашего времени, так называемые маленькие люди, которым не дано постичь природу страданий Гамлета и которые становятся невольными жертвами своего непонимания. В этом недоумении по поводу происходящего, в этой растерянности они проживают на наших глазах всю пьесу и в финале умирают, так ничего и не поняв. Пьеса Стоппарда сразу после премьеры обошла подмостки многих театров мира. Несколькими десятилетиями позже (но, по странной прихоти, в один и тот же, 1990 год) она появилась на экране (режиссёром стал сам автор) и вышла на русском языке (перевод Иосифа Бродского). Фильм получил высшую награду Венецианского фестиваля - «Золотого льва святого Марка». В том же году на сиене Московского театра имени Вл. Маяковского впервые в России режиссёром Евгением Арье был поставлен спектакль по Стоппарду. В пьесах 90-х гг. («Аркадия», 1993 г.; «Изобретение любви», 1997 г.) словесно-театральная игра Стоппарда стала еще более утончённой и изощрённой. При чтении подчас кажется, что пониманию рядового зрителя такие сочинения почти недоступны. Это скорее интеллектуальные шарады, чем пьесы. Автор с лёгкостью перемешает своих героев (писателей ушедших эпох) во времени и пространстве. Однако ошеломляющий успех обеих пьес - не только в самой Англии, но и за её пределами - подтверждает, сколь велика театральная интуиция их создателя.

ПРИТЧИ ПИНТЕРА И БОНДА

Элементы абсурда исследователи находят даже в пьесах Шекспира и в поздних драмах Шоу. А в конце 50-х гг. XX столетия в Англии появился драматург, который заставил говорить об особом английском варианте театра абсурда. Гарольд Пинтер (родился в 1930 г.) учился в Королевской Академии драматического искусства и начинал как актёр и режиссёр. Его первые драматургические опыты - пьесы «Комната» (1957 г.), «День рождения» (1958 г.), «Кухонный лифт», «Сторож» (обе 1960 г.) - обозначили особую грань в драматургии «осборновского поколения». Пьесы Пинтера, как и произведения заявивших о себе несколькими годами ранее Эжена Ионеско и Сэмюэла Беккета, могут оцениваться как абсурдистские притчи. Присущая сочинениям Пинтера «абстрактность» вовсе не означает отвлечённость от реального мира. Лишённые поверхностной злободневности, сюжеты драматурга поистине годятся «на все времена». Многие больные проблемы XX в. - одиночество, разобщённость, разрыв человеческих связей, равнодушие к чужим бедам и страданиям - нашли в Пинтере тонкого, подчас изощрённого исследователя. Филигранный психологический рисунок, глубина подтекста, внешняя не броскость, неспешный ритм (знаменитые «пинтеровские паузы») - все эти свойства драматургии Пинтера роднят её с творчеством А. П. Чехова. Произведения Пинтера часто пьесы-воспоминания, их герои стремятся вернуть прошлое и вернуться в него. Такова одна из самых тонких пьес - «Былые времена» (1971 г.). Трое героев пытаются уйти в прошлое - но каждый видит и помнит свою былую жизнь по-своему... Не менее характерен для сочинений английского драматурга и детективный подтекст. Он, например, проступает в пьесе «Измена» (1977 г.). Это семейная хроника, в которой герои, пытаясь найти истину, возвращаются на многие годы назад, но даже в самом финале остаётся множество неразрешённых загадок. Форму притчи часто использовал Эдвард Бонд (родился в 1934 г.). Известность драматургу принесла постановка в 1965 г. первой его пьесы «Спасённые». Реакция зрителей и критики оказалась резко полярной: произведение либо превозносили, либо категорически не принимали, однако вначале противников было явно больше, нежели сторонников. В те далёкие 60-е гг. в «Спасённых» усмотрели надругательство над общепринятой моралью, демонстрацию жестокости ради жестокости. Обострённое ощущение человеческой боли стало определяющим в большинстве написанных Бондом пьес. В драме «Лето» (1982 г.) речь идёт об уроках и итогах Второй мировой войны, причём уроках не политических и военных, но нравственных и психологических. Многие произведения Бонда - это притчи о художнике. Например, герой пьесы «Бинго» (1974 г.) - удалившийся на покой Шекспир; в «Узкой дороге на дальний Север» (1968 г.) автор обращается к фигуре японского поэта XVII в. Мацуо Басе, а в пьесе «Шут» (1976 г.) рассказывается об английском крестьянском поэте XIX в. Джоне Клэре. Шекспировские мотивы возникли в творчестве Бонда еще до «Бинго» - в пьесе «Лир» (1972 г.), ставшей при своём появлении подлинной сенсацией - это парафраз на темы шекспировской трагедии. Однако к тому моменту Бонд уже «приручил» и зрителей, и критиков: реакция на «Лира» несравнима с тем неприятием, с каким были встречены «Спасённые». Миру, вселенной, которые видятся Эдварду Бонду средоточием зла, насилия и жестокости, в ряде пьес противопоставлены герои-одиночки, гибнущие в тщетной попытке что-то исправить, кого-то излечить и спасти. Таков Лир, такова Гекуба - героиня пьесы «Женщина» (1979 г.).

«РУССКИЙ ПАЦИЕНТ» РЕЙФА ФАИНЗА

Английский актёр Рейф Файнз (родился в 1962 г.) широко известен в основном по фильмам «Список Шиндлера» (1994 г.), «Английский пациент» (1996 г.) и «Онегин» (1999 г.). Но на самом деле Файнз - актёр по преимуществу театральный. Одна из самых интересных его работ - роль Иванова в спектакле (по пьесе А. П. Чехова) лондонского театра «Алмейда». Глядя на Иванова в исполнении Файнза, зритель в какой-то момент осознавал, что герой просто болен. И тогда сразу обретали и смысл, и объяснение, и оправдание его бесконечные, мучительные монологи - монологи человека, почти маниакально сосредоточенного только на себе самом, постоянно испытывающего неутолимую потребность говорить о себе. Не важно с кем - но всякий раз доводя себя почти до истерики, до изнеможения, чуть ли не до припадка. Играя Иванова, Файнз словно играл и гоголевских безумцев, и «идиотов» Достоевского... Играл «русского пациента», которого равно сводят с ума и исступлённая ненависть доктора Львова, и придуманная, «книжная» любовь Саши, и «заботы» друга университетской молодости Лебедева, и хамство управляющего Боркина. Каждый из этих персонажей пытался на свой лад объяснить Иванову его самого. Но это никому из них не дано, ибо Иванов - «русский пациент» с гамлетовскими корнями, и безумие его - это безумие человека, загнанного в ловушку, затравленного, доведённого до предела отчаяния. Однако Иванов Файнза - Гамлет, лишённый стержня. И потому не осталось у него больше желаний, кроме одного - кончить этот балаган, в который превратилась жизнь! В сцене финального выстрела было и в самом деле что-то пародийно-балаганное, почти юродство. Знакомый, казалось бы, чеховский персонаж неожиданно оказался интригующе интересным - странный «русский пациент», сыгранный английским актёром, который обладает голосом, заставляющим по-новому расслышать слова и монологи трагического героя русской литературы.

ХЕЛЕН МИРРЕН

Творческая судьба знаменитой английской актрисы театра и кино Хелен Миррен (родилась в 1946 г.) сложилась счастливо с самого начала. Она заставила говорить о себе уже в девятнадцать лет, сыграв Клеопатру в Национальном молодёжном театре. Через два года, после окончания Королевской Академии драматического искусства, Миррен была принята в ведущий театр страны - Королевский Шекспировский. В нём в течение пяти сезонов она играла «звёздные» женские роли мирового репертуара, в том числе шекспировских героинь - Офелию («Гамлет»), Крессиду («Троил и Крессида»), леди Анну («Ричард III»). Быстро выдвинувшись в число самых ярких и одарённых актрис своего поколения, Миррен и в дальнейшем с блеском выступала на лучших сценах АНГЛИИ, чередуя классические роли с современными, драматические с комедийными. Так, выступив в 1975 г. в роли чеховской Нины Заречной («Чайка»), актриса затем сыграла в фарсе, действие которого происходит в 30-х гг. XX столетия, и в пьесе о рок музыкантах. Она работала с самыми известными английскими режиссёрами, в том числе с Питером Бруком, когда он занялся экспериментами в области театра, собрав международную труппу. Юную актрису рано заметили и кинорежиссёры - Миррен начала сниматься в конце 60-х гг., - но в отличие от театра настоящего успеха и признания в кино она добилась не сразу. Популярность пришла к Миррен в 1980 г. благодаря участию в скандально известном фильме «Калигула». Однако подлинные достижения в кино были впереди: роли в картине знаменитого режиссёра Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и её любовник», в телесериале «Главный подозреваемый», где она блистательно сыграла офицера полиции Ажеин Теннисон, получив за это высшую телевизионную премию «Эмми». Как театральная актриса Миррен прежде всего великолепная исполнительница шекспировского репертуара. Её героини наделены силой и богатством натуры, естественностью, неотразимым женским обаянием. Такими же выглядят в исполнении Миррен и знаменитые шекспировские злодейки: леди Макбет и королева Маргарита из «Генриха VI»; тем больший шок испытывает зритель, когда перед ним открываются тёмные, жестокие стороны их души. К ролям в современных пьесах Миррен подходит так же, как к классическим, создавая яркие, многогранные и обаятельные женские характеры. Это нашло своё выражение и на экране: благодаря выдающейся работе актрисы полицейский сериал «Главный подозреваемый» превратился в волнующую историю о драматической судьбе талантливой и благородной личности.

ОДЕРЖИМЫЙ ШЕКСПИРОМ

Иэн Маккеллен (родился в 1939 г.) еще в студенческие годы, учась в Кембриджском университете, пробовал свои силы на театральной сиене. Но его настоящий актёрский дебют состоялся в 1964 г., а годом позже Маккеллен вступил в труппу Национального театра. За прошедшее время он сумел сыграть очень разные роли - в пьесах классических и современных авторов. Однако, как и для многих других английских актёров, «венцом» драматургии для Маккеллена является Шекспир. Можно сказать, что он старился вместе с героями Шекспира: в молодые годы был Ромео и Гамлетом, а позже - Кориоланом и Яго. Едва ли не самым примечательным спектаклем начала 90х гг. был «Ричард III», поставленный художественным руководителем Национального театра Ричардом Эйром. Иэн Маккеллен исполнил в нём главную роль. Режиссёр не случайно перенёс действие в XX столетие: он хотел показать, как человек, оказавшийся на вершине власти, превращается в хладнокровного убийцу и диктатора. У Ричарда Маккеллена не было традиционного горба лишь неподвижная левая рука в кармане шинели. Режиссёр и актёр лишили героя магнетизма, некой дьявольской обольстительности. Напротив, и в Яго, и в Ричарде актёр выявил заурядность зла, изобразил убийцу из толпы. Однако, как отмечали и сторонники спектакля, и его противники, сыгранный Маккелленом «феномен зла» - в чистом виде, лишённый романтических котурнов - оказался более страшным именно из за повседневности, банальности. В финале спектакля Ричарда убивал не одиночка Ричмонд, но разъярённая толпа - словно стихия народного гнева обрушивалась в порыве очищения на того, кто принёс скверну. Интересны шекспировские моно программы, созданные Маккелленом, - «Слова, слова, слова» (1966 г.) и «Играя Шекспира» (1977 г.). Первая прошла относительно незамеченной, зато со второй актёр объехал весь мир. На фестивале Театра наций в Париже (1984 г.) программа игралась по-английски, но желающих попасть «на Маккеллена» оказалось так много, что устроителям пришлось перенести выступления с малой сцены театра «Одеон» на большую. Эти представления были не просто чтением стихов и знаменитых монологов, но настоящими спектаклями, автором и исполнителем которых был Иэн Маккеллен. В 2000 г. актёр был удостоен премии К. С. Станиславского, которая ежегодно присуждается деятелям театра за выдающиеся заслуги в развитии сценического искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: