Формирование умения ставить орфографические задачи




ПУТЬОТНЕЗНАНИЯКЗНПНИЮ


Всем нам, учителям, знакома ситуация: позади объяснения, упражнения, закрепление материала. Все было, но вот очередное домашнее задание — и вновь ошибки, ошибки...

— Ну почему ты не отнес слова сторожи сторожкак родствен­
ным словам? У них же общий корень.

— Потому что сторож — это человек, а сторожка — домик.
Ученик знает правило, он его выучил, но постоянно забывает,

руководствуется не правилом, а житейскими представлениями, пишет с ошибками. И причин этого может быть множество. Одна из них — несформированность умения обнаруживать в слове "опасные" места еще до его записи. Ребенок не в состоянии обна­ружить орфограмму в слове, т. е. не может поставить орфографи­ческую задачу. Он не обладает качеством, имеющим название — орфографическая зоркость.

Многие сегодня знакомы с таким приемом, как письмо с про­пусками, или с "дырками", которое применяется в системе разви­вающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (в частнос­ти, в учебниках по русскому языку В. В. Репкина). Но если просто дать ребятам установку на пропуск при письме буквы, в правиль­ном написании которой они сомневаются, то лишь немногие смо­гут осознанно этим воспользоваться. Ведь как раз сомневаться большинство детей и не умеет. Отсюда возникает необходимость в специально организованной системе обучения.

Когда же следует начинать воспитывать у детей орфографи­ческую зоркость? С первых дней их пребывания в школе. Потому что если не обучать маленького ученика осознанному действию нахождения в тексте орфограммы, это действие складывается у ре­бенка стихийно и далеко не всегда верно. Когда малыш пишет первые в своей жизни слова, он руководствуется представлением: что слышу, то и пишу (отсюда фонетическое письмо дошкольни­ков: "гот", "рыпка" и т. п.). Атак как взрослые стремятся как мож­но быстрее исправить такие ошибки, у многих детей возникает другое представление: пишется не так, как слышится. Чтобы пред­упредить это, необходимо формировать у школьников полноцен­ное представление об орфограмме.

По определению лингвистов, орфограмма — это такое напи­сание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу. Другими словами, ор­фограмма — письменный знак, который не устанавливается на слух. Орфограмма не буква, которая пишется не так, как слышит­ся, а буква на месте звука, который может быть обозначен в разных словах по-разному. Обучая орфографии, следует, как правило, ид­ти от звучания слова к его написанию. При постановке орфогра­фической задачи исходным моментом должен быть анализ звуча­щего отрезка речи с целью вычленения в нем мест, которые не тре­буют выбора графического знака.

Ученик I класса еще не знает грамматического значения сло­ва нарасхват,да и лексическое его значение, возможно, перво­класснику не вполне понятно. Но с помощью фонематической ха­рактеристики звуков данного слова он сумеет найти в нем четыре орфограммы: две на месте слабой позиции гласных и две на месте слабой позиции согласных — нарасхват. Определять сильную по­зицию ученик пока не умеет, поэтому обращается за помощью к учителю, проверяет написание по словарю, спрашивает у старших. В этой потребности узнать, что писать, состоит орфографическая зоркость, которую можно охарактеризовать как умение отличить "знаю" от "не знаю", а также как умение определить, какой звук может быть обозначен единственно возможной буквой, а какой может быть передан разными буквами при том же звучании.

Буквы-орфограммы могут совпадать с произношением: трава, сшгач, избушка, а могут расходиться с ним: дрова, белил, дорожка.

Формирование орфографической зоркости я начала с того, что научила детей слышать звуки в слове, определять их характе­ристики. Однажды при чтении скороговорки "Во дворе трава, на траве дрова" мы обратили внимание на то, что в безударных слогах везде слышится звук [а], а пишется то буква а, то буква о. Затем


сравнили слова соваи шарыи еще раз убедились в том, чтобезударный звук [а] может наряжаться в разные одежки: то в бук­ву а, то в букву о. В русском языке не один такой звук. Безударный звук [и] на письме обозначается то буквой и, то буквой е.

Объясняю детям: если писать букву безударного гласного на­
угад, можно ошибиться. Поэтому трудные для нас места будем
оставлять пустыми: п лил, б лил. А когда узнаем, какую букву нуж­
но писать, "залатаем дырки": пилил, белил. Учу ребят писать с
"дырками" сначала на отдельных словах. Делаю это так: ученик,
прослушав слово, пишет столько черточек, сколько в нем звуков.
Затем обводит кружочками черточки на месте слабой позиции
гласных и квадратиками на месте слабой позиции согласных, т. е.
отмечает звуки, которые нельзя обозначить на слух. Только после
этого слово записывается буквами с пропусками на месте орфо­
грамм. Запись слова завод:--------- , - е - - в, з во . Такая же работа

проводится и со словарными словами: сперва ставится орфогра­фическая задача, а затем осуществляется ее решение — обращение к словарю.

Право на пропуск "сомнительных" букв ученики получают на весь период обучения. Дети знают: если не можешь найти сильную позицию звука, лучше пропустить букву, чем писать наугад. Опре­делять слабую и сильную позиции звуков ребятам помогло умение транскрибировать слова. Теперь они стали четче разграничивать понятия "звук" и "буква". Через некоторое время ученики стали записывать слова с "дырками" сразу по слуху.

Состав русских орфограмм схематично можно представить так:

1. Орфограммы, связанные с обозначением звуков (фонем) буквами на месте слабой позиции звуков, а также отдельные слу­чаи обозначения звуков (фонем) в сильной позиции.

2. Орфограммы, не связанные с обозначением фонемного (звукового) состава морфем: прописная буква, слитно-раздельное написание, перенос, сокращение слов.

В любом тексте превалируют орфограммы, связанные с выбо­ром буквы для обозначения звука (фонемы) в слабой позиции. Но с самого начала обучения ребята сталкиваются и с орфограммами других типов — с прописной буквой в начале предложения и в именах собственных, с раздельным написанием "маленьких слов" (в, на, с, у, и) с другими словами.

Следует сразу же обратить внимание школьников на написа­ние гласных под ударением после шипящих. При этом речь дол­жна идти не только о написании жи — ши, ча — ща, чу — щу, кото­рое является особенностью русской орфографии, так как не пред­ставляет пишущему альтернативы, но и о выборе букв о или ё, э или е после шипящих, а также и или ыпосле ц. Именно они и со­ставляют основную трудность для письма (вспомним распростра­ненные "пошол", "чорный", "тяжолый", "цырк"). Буква любого гласного после шипящего ц — всегда орфограмма.

Однако эта проблема достаточно сложная. Возьмем, напри­мер, два слова: ежи; ёжик. В первом из них орфограмма сильной позиции жи, а во втором — безударная гласная и — е. Значит, если дать детям заучить правило: "Жи — ши пиши с буквой и", то мож­но получить ошибки типа: "жилезо", "жистянка", "шистой".

Поэтому такого правила мы не заучивали. Я познакомила де­тей со всеми возможными буквами, которые могут писаться на месте гласных звуков после ж, ш, ч, щ и ц. При этом мы определи­ли, что точно выбрать букву можно лишь в позиции под ударени­ем (шило — и, шест — е, жить — и, жест — е, но чижик).

А вот как происходило знакомство с тем, что конец слова для парных согласных звуков является слабой позицией, а позиция перед гласными — сильной. Предлагаю детям понаблюдать за предложением "Я взял прути погнал гусей на пруд".Записываем звуками выделенные слова: [прут] и [прут]. Никакой разницы. А буквенные записи различны! Попробуем изменить эти слова: [у прута] и [у пруда]. В одном из слов звук [т] сменился звуком [д]. Чем же это вызвано? Может быть, изменением ударения? Нет, это согласные звуки. Может, стоит обратить внимание на соседей этих



звуков? Действительно, в измененных словах у согласных появил­ся гласный сосед справа. В каком же слове звук [т] в сильной по­зиции, а в каком в слабой? Запись на доске:

[у прута] [т] — [прут] [т]

[у пруда] [д] - [прут] [т]

В каких словах встречаются оба звука из пары [д] — [т]? В сло­вах у прутаи у пруда,т. е. там, где после этих звуков появился глас­ный. Значит, если после согласного идет гласный, то это позиция для согласного сильная. А какой звук оставался в конце слов [прут] и [прут]? Звук [т]. А раз из пары звуков встречается только один, то это позиция слабая.

Умение ставить орфографические задачи формируется и в процессе обучения списыванию.

Алгоритм списывания оформляется в виде схемы, которая вывешивается в классе.

 

  Какие буквы нельзя писать на слух
1 V | )[
Безударные Гласные Согласные, парные Согласные,
гласные под по звонкости — парные по
(кроме уи ы ударением глухости: мягкости —
на конце после а) на конце слова, твердости, перед
слова) шипящих б) перед другими мягкими
  и ц согласными (но не перед р, л, м, н, й, в) согласными
         

1. Прочитай предложение, постарайся запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать во время письма).

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Эта работа вначале проводится только в классе, под строгим контролем учителя. Лишь после того как учащиеся овладеют все­ми операциями, списывание можно задавать на дом.

Для успешного формирования орфографической зоркости важно научить детей опираться на наиболее общие признаки ор­фограмм. Этому поможет специальная схема, которая также выве­шивается в классе.

Таким образом, получился довольно широкий спектр орфо­грамм, которые мы пропускали при письме под диктовку или под­черкивали при списывании.

Для того чтобы написать с пропусками и не потерять при этом ни одной буквы, а также для проверки собственной записи дети пользовались делением слова на слоги. Алгоритм работы был та­кой: написал слово с пропуском, поставил ударение, прочитай его, отделяя слог за слогом. Получается прочитать — значит, все напи­сано правильно.

Конечно, ребятам хотелось бы побыстрее научиться писать без пропусков, как пишут взрослые. Поэтому мне не надо было ду­мать о создании мотивации для изучения следующих тем, такая мотивация уже имелась.

Для глубокого осознания того, чему необходимо научиться, ребенку нужно, чтобы его знания были организованы системно, имели определенный уровень обобщенности. Поэтому нельзя ограничиваться пропуском лишь какой-то одной орфограммы. Необходимо показать ребенку всю систему, и он сам осознает свой путь в продвижении от незнания к знанию. Он не будет тем слепым котенком, которого ведет за собой учитель неведомо ку­да, но будет точно знать, в какой точке маршрута он находится сейчас, что там впереди, а главное, будет сам стремиться про­двинуться дальше.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!