Чистоговорки и скороговорки

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку.


Боря Ире дал ириску, Ира Боре — барбариску.

Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.

Ёлка с ёжиком похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже.

У Кондрата куртка коротковата.

На дворе трава, На траве дрова.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Дарья дарит Дине дыни.

В зимний холод и в жару Зеленеет ель в бору. Ели выросли в тиши, Стали ели хороши.

Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт Пыль по полю летит.

Три сороки-тараторки Тараторили на горке.

Далее я учу детей продолжать рифму самостоятельно: вначале при помощи слогов, позже с использова­нием небольшого стихотворного текста. Ученики любят эту работу и называют ее игрой в рифму.

СА-СА-СА — в лесу бегает... (лиса).

СО-СО-СО — у Вовы... (колесо).

УСЬ-УСЬ-УСЬ — на лугу пасёт­ся... (гусь).

ТА-ТА-ТА —у нас дома... (чистота).

ТЫ-ТЫ-ТЫ — сметану съели всю... (коты).

ЧА-ЧА-ЧА — горит в комнате... (свеча).

ША-ША-ША— моет мама... (ма­лыша).

ОЧ-ОЧ-ОЧ — наступила... (ночь).

ШУ-ШУ-ШУ — я письмо... (пишу).

А водитель спозаранку Крутит круглую... (баранку).

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый... (василёк).

Дрессировщик спозаранку Дрессирует... (обезьянку).

Немытое в рот Ни за что не возьмёт. И ты будо таким, Как чистюля... (енот).

Ну и платье: сплошь иголки! Носят это платье... (ёлки).


Злая, как волчица, Жжётся, как горчица, Что это за диво? Это же... (крапива).

Токарь точит спозаранку Превосходную... (болванку).

А по улицам народ

В обе стороны... (идёт).

Я один имею рог, Называюсь... (носорог).

Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня?.. (Рояль.)

Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна, Притом такая злюка, Конечно, это... (щука).

Я вертелась под ногами, Очень я мешала маме! И за это братик мой Называл меня... (юлой).

К концу первого года обучения, когда ребята уже хорошо усвоили буквы, начинаем разгадывать шара­ды, что не только помогает ученикам закрепить изученный материал по звукам и буквам, но и развивает творческое воображение.

С буквой Л — в игре футбол

Часто слышим слово...!

С буквой Д уж смысл не тот,

Мерой стало — просто... .

(Гол — год.)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис — ирис.)

Чтоб отгадать, имей терпенье:

С Л — часть лица,

А с Б — растение.

(Лоб - боб.)

С Б — мучительной бываю,

СМ — одежду пожираю,

С Р — актёру я нужна,

С С — для повара важна.

(Боль — моль — роль — соль.)

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но Г приставишь впереди —

И в небе я загромыхаю.

(Роза — гроза.)

С С на дереве расту,

С Ж по дереву ползу.

(Сук — жук.)

Если с 3, то ткань из шёлка,

И воздушна и легка.

3 на К заменим только —

Пей продукт из молока.

(Зефир — кефир.)


Пачатковая школа 11.2006


Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени —

Я по болоту зашагаю.

(Капля — цапля.)

С буквой М — сладкая,

С буквой К — горькая.

(Малина калина.)

Мне не пройти

в ветвистый лес —

Мои рога в ветвях застрянут.

Но поменяй мне Л на С —

И листья леса все завянут.

(Олень — осень.)

Я с В — ночная птица,

Но замените В на Д —

И растворяюсь я в воде.

(Сова — сода.)

С Ю я по воде скольжу,

С Я на голове сижу.

(Шлюпка — шляпка.)

С буквой Н, мои друзья,

Ничего не значу я.

Н на С перемените —

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой М —

Я пальто у вас проем.

(Ноль — соль моль.)

Подобные упражнения необхо­димо максимально использовать на уроках обучения грамоте с I клас­са — для выработки правильного произношения, развития чувства ритма, чтобы впоследствии учащие­ся сами могли выступать в роли со­чинителей.

Во II классе школьники знакомят­ся с разными литературными жанра­ми: рассказом, сказкой, стихотворе­нием, загадкой. Особое место в жиз­ни детей занимают сказки. Они учат правильному миропониманию, по­могают оценить разные явления, де­ла, поступки. "Сказка, — по словам В. А. Сухомлинского, — это, образно говоря, свежий ветер, что раздувает огонек детского мышления и речи". Вот почему необходимо уделять сказ­кам большое внимание. Дети с инте­ресом слушают сказки, отвечают на вопросы по их содержанию, выполня­ют разнообразные игровые задания, направленые на формирование уме­ния строить логически завершенные предложения, вести рассказ и т. п.

Игры и игровые задания

"Составим предложение". Учи­тель произносит два первых слова, а дети по очереди добавляют по одно­му слову, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто-то из игроков решил, что предложе­ние закончилось, он говорит: "Стоп!"


"Автобиография".Учитель го­ворит, что он будет каким-то предме­том (явлением), и рассказывает о нем. Ученики слушают и с помощью вопросов выясняют, о ком или о чем идет речь. Тот, кто правильно угадает объект, становится ведущим, пере­воплощаясь в определенный пред­мет (явление).

Например: могу быть толстым и худым, красивым и не очень. Со мной можно играть, но только аккуратно. Однажды я похудел по вине Пятачка, но ослик Иа все рав­но мне обрадовался. (Воздушный шарик.)

"Хорошоплохо".Учитель спрашивает: снег — это хорошо или плохо? Что хорошего можно сказать о Бабе Яге? А что плохого? И т. д.

"Завиральные истории".Учи­тель при чтении видоизменяет зна­комую сказку. Дети, заметив в тексте ошибку, должны хлопнуть в ладоши. Например:

Жила-была коза. И было у неё семеро славных маленьких котят. Однажды решила коза выйти из дому и говорит своим пушистым деткам: "Котятушки мои, ребятушки, пойду-ка я на пруд, наловлю для вас шоко­ладных рыбок. А вы будьте умными-разумными, ведите себя хорошо. Дверь входную открывайте всем, кто постучит".

Во II полугодии целесообразно создать группы чтения и творчества. Работа на занятиях по сказкам не­сколько изменяется. После знаком­ства со сказкой (учитель читает сказ­ку сам или ее рассказывает заранее подготовленный ученик) учащиеся отвечают на вопросы по содержа­нию, затем работают над сказкой по группам. (В какой группе работать, выбирают сами дети.)

Задания для группы чтения:

1. Придумайте конец сказки.

2. Придумайте продолжение сказки.

3. Придумайте предысторию сказки.

4. Изложите основную идею сказки в одном предложении.

5. Расскажите сказку от имени главного героя.

6. Расскажите сказку от имени отрицательного героя.

7. Дайте словесную характе­ристику одному из персонажей сказки.

Задания для группы творчества: 1. Изготовьте рекламный пла­кат для сказки.


Навучанне. выхаванне

2. Поделите лист на три части, нарисуйте, что произошло в начале, середине и конце сказки.

3. Нарисуйте самый интерес­ный эпизод сказки.

4. Нарисуйте портрет главного героя сказки, дайте ему словесную характеристику.

5. Изготовьте книжку-малыш­ку. Разделите сказку на части (с по­мощью учителя), к каждой части сде­лайте рисунок.

"Сочини сказку".Второклас­сники с удовольствием выполняют это задание. Учащимся предлага­ется ряд слов, используя которые они должны написать сказку. Напри­мер: ученик, ручка, карандаш; осень, листочек, ветер, дерево. Вот что по­лучилось у детей.

Карандаш и ручка

На столе у Вани лежали каран­даш и ручка. Они дружили и любили разговаривать друг с другом. Однажды прилетела муха. Она была очень вредная. Ей не нравилось, что карандаш и ручка дружат. Муха ре­шила их поссорить. Она стала хва­лить ручку за то, что та такая наряд­ная, блестящая, а про карандаш ска­зала, что он бесцветный, простой. Ручка загордилась и перестала раз­говаривать с карандашом. Карандаш обиделся, спрятался за бумагами.

Пришёл Ваня. Он аккуратно напи­сал ручкой упражнение, а подчеркнуть буквы нужно было карандашом. Ваня долго его искал. А когда нашёл, очень обрадовался. И тогда ручка поняла, что все одинаково важны. Она поми­рилась с карандашом и больше никог­да не ссорилась с ним.

Листочек

Листочек родился весной. Он крепко держался за веточку, как за мамину руку. Всё лето дерево кор­мило листочек вкусным соком.

Пришла осень. Листочек пожел­тел. Подул холодный ветер. Дереву стало холодно. Листочек упал вниз, чтобы согреть ноги мамы. Дерево любовалось своим нарядным жёл­теньким сыночком.

Итогом наших занятий по разде­лу "В мире сказок" были постановки сказок "Золушка" на новогоднем утреннике перед учащимися млад­ших классов и "Аленький Цветочек" перед родителями.

0. И. СЫСУН, учительница СШ № 1 им. Янки Купалы г. Молодечно. (Окончание следует)

ипковая школа 11.2006 mat


з вопыту роботы

Жил-был маленький кузнечик...

Уроки театра в начальной шкапе___________



■ Вот уже около 10 лет в начальных классах СШ № 37 города Могилева идут уроки театра, где младшие школьники ставят свои спектакли и об­суждают увиденные на профессиональной сцене, постепенно учатся основам сценического мастерства, зрительской культуре. Ведет эти уро­ки учитель высшей категории Елена Валерьевна ПЛАТОНОВА. В своей статье она делится опытом организации таких занятий.


Духовная жизнь ре­бенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, му­зыки, фантазии, твор­чества. Без этого он за­сушенный цветок. В. А. Сухомлинский.

Дети воспринимают мир серд­цем, а не разумом. Они любят то, что интересно. Театр для детей — ра­дость. Растить и воспитывать чело­века, восприимчивого к прекрасно­му, — одна из задач наших уроков. Учитель должен выявить и развить богатейшие возможности, заложен­ные в ребенке. Уроки театра — это игра, в ней дети погружаются в но­вую, интересную деятельность.

Взрослые часто говорят детям: "Ты должен статьумным, честным, добрым". А почему не так: "Ты дол­жен остатьсяумным, честным, доб­рым"? Ведь самый талантливый, са­мый искренний, самый добрый чело­век на свете — это ребенок. Все дети интересные и все — разные. Но про­ходят годы, и часто человек теряет свою неповторимость. Помочь детям проявить свою индивидуальность и сохранить ее — основная задача детского театра. Цель уроков — со­хранить, укрепить личное "Я" каждо­го ребенка, воспитать уверенность в себе. Уроки театра способствуют развитию остроумия, творческого воображения, пробуждают интерес ребят к творчеству.

Именно в начальной школе важно приобщить ребенка к театру. И первы-


ми театральными постановками, с ко­торыми дети познакомятся, должны быть спектакли-сказки. Мир сказки — веселой, лукавой, мудрой и поэтич­ной — открывает маленькому челове­ку первую радость победы добра в борьбе со злом, будит фантазию, раз­вивает воображение.

Репертуар нашего театра со­ставляют в основном сказки в сти­хах, т. к. они легко заучиваются и с интересом воспринимаются зрите­лями — детьми. Спектакли мы сами создаем по сказкам С. Маршака, С. Михалкова, других авторов.

На уроках театра дети получают представление о разных теат­ральных жанрах: проводится рабо­та над созданием опер и мюзиклов. В I классе ставим мини-оперу "Пер­чатки" на стихи С. Маршака и музы­ку В. Герчика. Во II классе — мю­зикл по сказке "Волк и семеро коз­лят" (ел. Ю. Энтина, муз. А. Рыбни­кова). В этом спектакле сливаются воедино слово и пантомима, пение и танец.

Большой и интересной работой стала постановка сказки "Елка". Это совместный труд ребят и их родите­лей. Стихи к сказке сочиняли все вместе. В спектакле использовались мелодии известных песен. Действу­ющие лица — герои сказки "Репка", но у нас они "добывали" не репку, а елку. Спектакль ребята показывали на новогоднем утреннике в школе и на благотворительном празднике в детском доме. И везде он имел успех. Такие выступления перед пуб-


ликой придают ребятам уверенность и доставляют много радости.

На уроках театра мы работаем не только над созданием спектакля, но и над постановкой правильного ды­хания, голоса, дикции, интонации, над жестом и мимикой. Эти занятия связаны с уроками литературного чтения и русского языка. Современ­ные программы для начальной шко­лы предлагают большое количество народных и авторских сказок, кото­рые мы используем для своих поста­новок, этюдов. В результате про­граммный материал лучше усваива­ется, а дети, создавая спектакль, приобретают навыки коллективного творчества.

На уроках русского языка и лите­ратурного чтения в качестве матери­ала для словарной работы я исполь­зую такие слова, как "театр", "фойе", "партер", "балкон", "режиссёр", "афиша", "актёр" и др. Объясняется значение этих слов, ребята состав­ляют устный рассказ на тему "Мы идём в театр".

Большое внимание на уроках те­атра я уделяю формированию навы­ков чтения, продолжаю и совершен­ствую работу над всеми средствами выразительной речи. Но эти уроки не только занятия в стенах школы, они продолжаются и во время посеще­ния настоящего театра.

Перед просмотром спектакля я настраиваю ребят на встречу с пре­красным. Они живут в ожидании праздника. В предварительной бесе­де рассказываю о профессиях акте-


Пачатковая школа 11.2006


з вопыту работы


pa, режиссера, о том, как рождается спектакль, о культуре поведения в зрительном зале. После просмотра ребята получают задание не просто нарисовать героев, которые им за­помнились и понравились, а про­иллюстрировать запомнившуюся сцену; потом складываем картинки, чтобы получился своебразный спек­такль в рисунках.

Перед выполнением этого зада­ния дети отвечают на вопросы: по­нравился ли вам спектакль? Какая сцена запомнилась больше всего? Какие роли вам хотелось бы сыг­рать? С кем из героев сказки вы хо­тели бы подружиться? Что вы хотите нарисовать и почему?

Предлагаю также написать от­зыв на спектакль. Ребята учатся ло­гически мыслить, развиваются их речь и фантазия. Начинаю работу над этим со II класса. Вначале дети пишут 2—3 предложения, а к IV классу — небольшой рассказ с размышлением об увиденном. Та­кие письменные работы,во-первых, помогают ребятам лучше понять и прочувствовать спектакль, а во-вто­рых, укрепляют интерес к театру во­обще. Писать театральную рецен­зию детям легче всего на спектакль, поставленный по хорошо известной им сказке: например, "Кошкин дом", "Волшебник Изумрудного го­рода", "Сказка о царе Горохе", "Ма­лыш и Карлсон". В помощь детям я предлагаю примерный план рецен­зии, задаю вопросы по теме. Напри­мер, в каком театре мы смотрели спектакль: драматическом, куколь­ном, музыкальной комедии? О чем сказка? Что больше всего понрави­лось в спектакле: игра актеров, де­корации, музыка? На кого из героев хотели бы быть похожими? Какие поступки героев вы осуждаете? Че­му учит спектакль?

Наиболее любимой для ребят формой работы является написание писем героям спектаклей. Эти пись­ма поражают искренностью и непо­средственностью выражения чувств, желаний детей. Вот примеры их тро­гательных посланий.

Здравствуйте, уважаемая Снеж­ная Королева!

Пишет Вам Ксюша. Я учусь в 4 классе.

О Вас я узнала из сказки датско­го писателя Ханса Кристиана Андер­сена. У меня к Вам вопрос: почему Вы такая злая? Разве Вам никогда не


хотелось стать доброй? Если бы мы с Вами встретились, я бы помогла Вам стать добрее.

Когда ты своей добротой помо­гаешь кому-то, сам становишься добрее. Если тебе делают добро, то хочется сделать что-то доброе в от­вет. А зло порождает зло. Поэтому добрым быть лучше. Я думаю, что Вам обязательно нужно попробовать сделать что-то доброе. Вам это по­нравится.

Сербаева Ксения.

Здравствуй, Золушка!

Пишет тебе девочка Юля. Ты мне очень нравишься. Ты добрая и тру­долюбивая. Я хочу быть похожей на тебя. Я рада, что тебе повезло и ты встретила своё счастье. Ты заслу­жила его.

Пуховская Юля.

Здравствуй, милая Дюймовочка!

С тех пор как ты улетела с лас­точкой в тёплые края, я очень скучаю по тебе.

Мне очень нравятся сказки Хан­са Кристиана Андерсена, и больше всего — о твоих приключениях. Рас­скажи мне о том, что с тобой ещё приключилось. Буду ждать твоего

письма!

Сикорская Яна.

Привет, дорогой Карлсон!

Пишет тебе мальчик Лёша из Бе­ларуси. Я много читал о твоих про­делках.

Как бы я хотел оказаться на мес­те Малыша, подружиться с тобой и проказничать вместе. Вот только моя мама не одобрила бы и полови­ны твоих проделок. Но может, я уго­ворю родителей, и они разрешат, чтобы ты прилетел ко мне.

Стибло Алексей.

Большая роль на уроках театра отводится постановке этюдов. С увлечением и интересом мои уче­ники работали над этюдом "Ярмар­ка". Он был подготовлен на основе чистоговорок. Часть ребят изобра­жала продавцов, которые на все ла­ды расхваливали свой товар.

Молочница.Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалты­вала, выбалтывала,да не выболтала.

Ткач.Ткет ткач ткани на платок Тане.

Цветочница.Рододендроны из дендрария!

Между рядами "торгующих" прохаживались "покупатели", при­ценивались, торговались. Одному


не нравилось, что "сшит колпак не по-колпаковски", другому — что "бык тупогуб, тупогубенький бы­чок". А в это время рядом мать упрекала сынишку: "Даже шею, да­же уши ты испачкал в черной туши!" Две хозяйки встретились и болта­ют: "Расскажи-ка про покупки". — "Про какие про покупки?" — "Про покупки, про покупки, про покупоч­ки твои". Этюд заканчивался хоро­вой декламацией: "Всех скорогово­рок не перевыговоришь, не пере-выскороговоришь!"

Кроме таких жанровых сценок мы часто разыгрываем этюды, где отрабатывается выразительность жеста, мимики. Например, вспоми­наем сказку X. К. Андерсена "Гадкий утенок" и разыгрываем эпизод на заднем дворе.

Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: "Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!" А мать прибавля­ла: "Глаза бы на тебя не глядели!" Утки щипали его, куры клевали, а де­вушка, которая давала птицам корм, толкала ногою. Утенок униженно все это терпел, потом не выдержал пре­небрежительного и враждебного от­ношения к себе. Он убежал через из­городь с птичьего двора.

Дети без слов изображали отвра­щение, презрение, брезгливость, агрессивность жителей двора, обиду, беспомощность гадкого утенка.

Элементы сценического искус­ства ребята осваивали, разыгрывая этюд "В замке спящей красавицы" (музыкальное сопровождение: "Ро­манс" Д. Шостаковича).

В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели, пре­вращенные в статуи, застыли в раз­ных необычных позах, попадает принц. Он ласково дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднима­ется кошка, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, на­чинают двигаться и танцевать, про­сыпается даже огонь в камине.

Занятия, посвященные культуре и технике речи, формируют у уча­щихся умения активно включаться в творческий процесс, абстрагирова­ться от внешних раздражителей, развивают речевое дыхание, во­ображение, внимание, способность согласовывать действия с партне­рами, совершенствуют умение со­здавать образы с помощью жеста и мимики.


Початпковая школа 11.2006


з вопыту работы


Вот несколько примеров орга­низации работы с младшими школь­никами.

Игровая разминка "Дружные звери"

Ребята распределяются на 3 ко­манды: "Медведи", "Обезьяны" и "Слоны". Учитель поочередно назы­вает команды, и их игроки должны одновременно выполнить какое-ни­будь определенное, характерное для данного животного движение. На­пример, "Медведи" топают ногой, "Обезьяны" хлопают в ладоши, "Сло­ны" кивают головой.

Игровая разминка "Мокрые котята"

Ребята двигаются по залу в разных направлениях мягким, слегка пружи­нящим шагом, как маленькие котята. По команде "Дождь!" они садятся на корточки и сжимаются в комочек, на­прягая все мышцы. По команде "Сол­нышко!" медленно встают и стряхива­ют "капельки дождя" с каждой из четы­рех "лапок", с головы, с "хвостика".

Работа над культурой и техникой речи включает упражнения на вы­дыхание.Дети знакомятся с тремя видами выдыхания, цель которых — разогреть мышцы дыхательного аппарата.

Первый вид упражнений разви­вает спокойную, плавно звучащую речь. Дети "озвучивают", как свистит


ветер — с-с-с-с-с...; шумят де­ревья — ш-ш-ш-ш-ш...; летит пче­ла — ж-ж-ж-ж-ж...; комар звенит — з-з-з-з-з...

Второй вид развивает волевую, но сдержанную речь. Работает на­сос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с! Ме-

тет метель

ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш

ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

Третий вид развивает эмоцио­нальную речь в быстром темпе. Кошка сердится — ф! ф !ф! ф! Пила пилит — с! с! с! с! Заводится мотор — р! р! р! р!

Вот еще несколько упражне­ний — на свободу звучания.

"Больной зуб"

Ребята представляют, что у них очень болит зуб, и они начинают по­станывать на звуке "м". Звук моно­тонный, тянущийся.

"Капризуля"

Учащиеся изображают каприз­ного ребенка, который ноет, требуя взять его на руки. Ноют на звуке "н", отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Усвоить практический материал детям очень помогают различные игры.

Забавные стихи Цель:тренировать четкое про­изношение согласных на конце сло­ва, учить детей подбирать рифму к словам.


Ёт-ёт-ёт-ёт — соловей в лесу... (поёт).

Ут-ут-ут-ут — у пенька грибы... (растут).

Ат-ат-ат-ат — под кустом ежи... (шуршат).

Ит-ит-ит-ит — дятел на сосне... (стучит).

Сочини сказку

Цель:развивать воображение, фантазию, образное мышление, умение работать в команде.

Ход игры

Учитель произносит первое предложение: "Жил-был маленький кузнечик". Дети по очереди продол­жают сказку, добавляя каждый свое предложение: "У него было много друзей", "Он просыпался с восходом солнца" и т. п.

Во многих европейских школах уроки театра стали обязательными в начальных классах, поскольку спо­собствуют не только творческому развитию детей, но и их социальной адаптации. И мой опыт убеждает в том, что такие занятия помогают младшим школьникам легче усва­ивать программный материал, рас­крепощают их, вносят разнообразие в школьные будни, дают возмож­ность самореализоваться, учат куль­туре общения, расширяют кругозор.

Предлагаю сценарий одного из спектаклей нашего детского театра.


Света и Петя на планете Двоечников


Действующие лица:

Девочка.

Мальчик.

Петя и Света — первоклассники.

Двоечница.

Баба Яга.

Фея букв.

Картина 1-я

Школьный двор. Входят Девочка и Мальчик с портфелями и цветами. Девочка.Есть в году различные

праздники, И сегодня праздник у нас: В первый раз идут

первоклассники В свой приветливый школьный

класс. А в сторонке стоят родители И с волненьем глядят на них, Будто все впервые увидели Повзрослевших детей своих.


Мальчик.

Каждый школьник пригладил

волосы,

Каждый в новый костюм одет,

И в руках у них гладиолусы,

Золотые, как солнца свет.

Вот звонок звенит, заливается,

Смолкли детские голоса,

У ребят сейчас начинается

Жизни новая полоса.

Звенит колокольчик, на школь­ный двор выходят первоклассники Петя и Света с портфелями.

Света.Петя, а ты кем хочешь быть — отличником или двоечником?

Петя.Я не знаю. А кто это такие?

Света.Отличник — это тот, кто много времени тратит на уроки, чтение книг, телевизор смотрит ма­ло, да и спортом не всегда успевает заниматься. Зато двоечнику на все хватает времени, ведь уроки он не делает.

Петя.Хочу быть двоечником!


Звучит музыка, Петя "исчезает" со сцены.

Света.Ой, куда же делся Петя? Неужели он попал на планету Двоечников? Надо его выручать. А как? Ага, вспомнила: хочу быть двоечницей!

Звучит та же музыка, и Света "исчезает" со сцены.

Картина 2-я

Планета Двоечников. На сундуке сидит Баба Яга с метлой в руках. Ее лицо в чернилах, у нее современные прическа и платье, но одежда в за­платах, а волосы растрепаны. На краю сцены на стуле спит Двоечни­ца. С разных концов на сцену выхо­дят Петя и Света.

Света.Вот ты где, Петя!

Баба Яга.А-а, новенькие! Дав­ненько у нас пополнения не было! Видно, каникулы кончились!

Дети приближаются к Бабе Яге.


Пачатковая школа 11.2006


Штзграваны урок


Станцыя "Ручай лщэрау".Капканы ка-манд у залежнасц1 ад абранага каэфщыента складанасщ выконваюць шэраг заданняу. Каэфщыент 1: што гэта такое? 'Трак грабе за рэчкай грэчку. Грачаняты рвуць парэчю". (Скорагаворка.) Якой птушцы могуць нале-жаць наступныя словы з верша Яню Журбы: "Выхадз1це, дзец1, сустракаць вясну! Устала ужо прырода з з\мовага сну"1 (Шпаку.) Адна з казак Цётю заканчваецца наступным чы-нам: "Такцэлывекхадзш1 яныадз'шда адна-го у сваты, i так на абодвух канцах балота астал'юя \ххаты". Пра яюх птушак щзе гавор-ка? (Пра чаплю i журауля.)

Каэфщыент 2: адгадаць загадкг Да ял\-ны, да сасны доктар прыляцеу лясны. Паля-чыу сасну, ял'му \ высою бор паюнуу. (Дзя-цел.) Спераду шыльцы, ззаду в'шьцы, навер-се чорнае сукно, падыспадам белае палат-но. (Ластаука.) Шапачка маленькая, кам1зэ-лечка нятканая, кафтанкрабеньк!дыходз'щь босеньк'г (Верабей.) Расказаць пра адну з птушак.

Каэфщыент 3: пры дапамозе MiMiKi i жэс-тау паказаць звычю птушю, даць яе апюанне.

Станцыя "Крынща сюрпрызау".Тут адбываецца праверка творчых заданняу. Гэ­та могуць быць складзеныя самастойна за-гадк1 пра птушак, напюаныя вершы u,i невяль юя апавяданн1,жсцэыраваныя казк1.

На гэтай станцьи можна прадугледзець адпачынак, для якога "леснкГ рыхтуюць ui-кавае паведамленне. Напрыклад, "Спевы птушак".

Птушю спяваюць. Спевы — ix размова. Птушк'1 любяць перасвютвацца, слухаць ад­на адну. Пюдз\ зауважыл!, што маленьюя птушк1 спяваюць прыгажэй i мшагучней, чым вял1юя.

Птушка спявае, каб прывабщь \ншую тушкуiразамв\ць гняздзечка. Самец шукае гал1ню i 1ншы матэрыял для гнязда, самка сцеражэ яго, сочыць за тым, каб h'ixto чужы не заляцеу у яго.

Аб чым спяваюць птушю, ведаюць х\ба што навукоуцы, як\я вывучаюць жыццё i звычю птушак. Таюя вучоныя называюцца арн\толагам\.

Выкананне кожнага задания адзнача-ецца на карце. Ацэньваюць задание "лесн1-Ki". Пад час падарожжа у маршрутных лютах членау каманд "леснкГ робяць адзнакг 0 — не удзельычау, 1 — удзельычау, 2 — быу актыуны, 3 — вызначыуся. Падводзяцца вы-Hki, вызначаецца каманда-пераможца.

Можна прапанаваць дзецям дамашняе задание: напюаць л1ст "Навшы з лесу". Атры-маная карэспандэнцыя разглядаецца "лесн1-кам1" разам з настаункам. Лепшыя работы зачытваюцца у класе.

А. К. КАНДРАЦЕНЯ,

студэнтка V курса шхолага-педагапчнага факультэта

Брэсцкага дзяржаунага ун1верс1тэта А. С. Пушкша.


 


Гульнятэка



 


Поле чудес


■ Цикл игр "Поле чудес" можно использовать для проведения классных часов, внеклас­сных мероприятий, на уроках курса "Человек и мир", занятиях по экологии и здоровому образу жизни. Между турами проводятся игры со зрителями, болельщиками, юмористи­ческие, музыкальные, танцевальные паузы. Соблюдение правил игры требует от ребят выдержки, умения промолчать, выслушать собеседника, игра развивает память, мышле­ние, внимание, повышает интерес к получению знаний.


ИГРА "ШКОЛА"





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...