Математическая обработка.




В эксперименте выделено 2 независимых переменные. 1-я переменная – стимул, представлена на двух уровнях: похвала и порицание. 2-я переменная - самооценка, которая так же представлена на 3-х уровнях: высокий, средний, низкий. В эксперименте 1-я переменная измеряется в номинальной шкале, а 2-я – в порядковой. Зависимая переменная – это количество слов, прочитанных за минуту, следовательно, это шкала отношений. Объем каждой экспериментальной группы n=20. Для того чтобы приступить к проверке гипотез, необходимо провести обработку данных.

Таблица №1

Обработка данных эксперимента (данные выражены в %)

  Похвала Порицание
Высокий уровень самооценки Средний уровень самооценки Низкий уровень самооценки Высокий уровень самооценки Средний уровень самооценки Низкий уровень самооценки
Продуктивная деятельность            
Непродуктивная деятельность            
  100% 100% 100% 100% 100% 100%

 

В соответствии с гипотезами, нам необходимо оценить различия на уровне исследуемого признака. Значит для проверки выдвинутых гипотез мы можем использовать критерий Мана-Уитни. 1-я гипотеза: Продуктивность деятельности у групп со средним уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых с низким уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом. Для проверки данной гипотезы используем критерий Мана-Уитни, т.к. нужно выявить различия на уровне исследуемого признака.

1) Формулируются нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0 – Нет различий между значениями, полученными в группах №3 (средний уровень самооценки и похвала) и №6 (низкий уровень самооценки и порицание).

Н1 - Есть различия между значениями, полученными в группах №3 (высокий уровень самооценки и похвала) и №6 (низкий уровень самооценки и порицание).

2) Результаты по обеим выборкам условно объединяются в общий вариационный ряд и в нем ранжируются. Подсчитывается сумма рангов по каждой выборке.

R1= Σri R1= Σrj

3) Проверяется правильность рангов по формуле:

R1+ R1=N(N+1)/2, где N=n1+n2;

4) Определяется Uэмп=(n1× n2) +ni(ni+1)/2 – Тi

n1- объем выборки №1

n2 – объем выборки №2

ni – объем выборки с большей суммой рангов

Тi – большая сумма рангов;

Для удобства расчетов критерия предлагается использовать следующую таблицу:

Таблица №2

Результаты, полученные после проведения эксперимента, по каждой группе испытуемых.

1 группа ri 2 группа rj
         
         
       
         
  Σ=… Σri=… Σ=… Σrj=…

 

5) Определяется Uтабл Значения данной переменной вычисляются из таблицы.

6) Если Uэмп≤ Uтабл, то принимается гипотеза Н1.

Если данная гипотеза подтвердится в ходе экспериментального исследования, можно сделать вывод, что продуктивность деятельности у групп со средним уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых с низким уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом.

2-я гипотеза: Продуктивность деятельности у групп с высоким уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых со средним уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом. Для проверки данной гипотезы используем критерий Мана-Уитни, т.к. нужно выявить различия на уровне исследуемого признака.

1) Формулируются нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0 – Нет различий между значениями, полученными в группах №1 (высокий уровень самооценки и похвала) и №4 (средний уровень самооценки и порицание).

Н1 - Есть различия между значениями, полученными в группах №1 (высокий уровень самооценки и похвала) и №4 (средний уровень самооценки и порицание).

Результаты по обеим выборкам условно объединяются в общий вариационный ряд и в нем ранжируются. Подсчитывается сумма рангов по каждой выборке.

R1= Σri R1= Σrj

2) Проверяется правильность рангов по формуле:

R1+ R1=N(N+1)/2, где N=n1+n2;

3) Определяется Uэмп=(n1× n2) +ni(ni+1)/2 – Тi

n1- объем выборки №1

n2 – объем выборки №2

ni – объем выборки с большей суммой рангов

Тi – большая сумма рангов;

Для удобства расчетов критерия предлагается использовать следующую таблицу:

Таблица №3

Результаты, полученные после проведения эксперимента, по каждой группе испытуемых.

1 группа ri 2 группа rj
         
         
       
         
  Σ=… Σri=… Σ=… Σrj=…

 

4) Определяется Uтабл Значения данной переменной вычисляются из таблицы.

5) Если Uэмп≤ Uтабл, то принимается гипотеза Н1.

Если данная гипотеза подтвердится в ходе экспериментального исследования, можно сделать вывод, что продуктивность деятельности у групп с высоким уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых со средним уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом. 3-я гипотеза: продуктивность деятельности у групп со средним уровнем самооценки и порицанием будет больше, чем продуктивность у испытуемых с низким уровнем самооценки и похвалой перед экспериментом. Для проверки данной гипотезы используем критерий Мана-Уитни, т.к. нужно выявить различия на уровне исследуемого признака.

1) Формулируются нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0 – Нет различий между значениями, полученными в группах №4 (средний уровень самооценки и порицание) и №5 (низкий уровень самооценки и похвала). Н1 - Есть различия между значениями, полученными в группах №4 (средний уровень самооценки и порицание) и №5 (низкий уровень самооценки и похвала).

2) Результаты по обеим выборкам условно объединяются в общий вариационный ряд и в нем ранжируются. Подсчитывается сумма рангов по каждой выборке.

R1= Σri R1= Σrj

3) Проверяется правильность рангов по формуле:

R1+ R1=N(N+1)/2, где N=n1+n2;

4) Определяется Uэмп=(n1× n2) +ni(ni+1)/2 – Тi

n1- объем выборки №1

n2 – объем выборки №2

ni – объем выборки с большей суммой рангов

Тi – большая сумма рангов;

Для удобства расчетов критерия предлагается использовать следующую таблицу:

Таблица №4

Результаты, полученные после проведения эксперимента, по каждой группе испытуемых.

1 группа ri 2 группа rj
         
         
       
         
  Σ=… Σri=… Σ=… Σrj=…

 

5) Определяется Uтабл Значения данной переменной вычисляются из таблицы.

6) Если Uэмп≤ Uтабл, то принимается гипотеза Н1.

Если данная гипотеза подтвердится в ходе экспериментального исследования, можно сделать вывод, что продуктивность деятельности у групп со средним уровнем самооценки и порицанием будет больше, чем продуктивность у испытуемых с низким уровнем самооценки и похвалой перед экспериментом. 4-я гипотеза: продуктивность деятельности у групп с высоким уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых со средним уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом. Для проверки данной гипотезы используем критерий Мана-Уитни, т.к. нужно выявить различия на уровне исследуемого признака.

1) Формулируются нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0 – Нет различий между значениями, полученными в группах №1 (высокий уровень самооценки и похвала) и №4 (средний уровень самооценки и порицание). Н1 - Есть различия между значениями, полученными в группах №4 (высокий уровень самооценки и похвала) и №4 (средний уровень самооценки и порицание).

2) Результаты по обеим выборкам условно объединяются в общий вариационный ряд и в нем ранжируются. Подсчитывается сумма рангов по каждой выборке.

R1= Σri R1= Σrj

3) Проверяется правильность рангов по формуле:

R1+ R1=N(N+1)/2, где N=n1+n2;

4) Определяется Uэмп=(n1× n2) +ni(ni+1)/2 – Тi

n1- объем выборки №1

n2 – объем выборки №2

ni – объем выборки с большей суммой рангов

Тi – большая сумма рангов;

Для удобства расчетов критерия предлагается использовать следующую таблицу:

Таблица №5

Результаты, полученные после проведения эксперимента, по каждой группе испытуемых.

1 группа ri 2 группа rj
         
         
       
         
  Σ=… Σri=… Σ=… Σrj=…

 

5) Определяется Uтабл Значения данной переменной вычисляются из таблицы.

6) Если Uэмп≤ Uтабл, то принимается гипотеза Н1.

Если данная гипотеза подтвердится в ходе экспериментального исследования, можно сделать вывод, что продуктивность деятельности у групп с высоким уровнем самооценки и похвалой будет больше, чем продуктивность у испытуемых со средним уровнем самооценки и порицанием перед экспериментом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе была рассмотрена проблема влияния характера стимуляции и самооценки испытуемых на продуктивность деятельности. В ходе выполнения работы была предложена программа экспериментального исследования влияния стимула (похвала, порицание) и самооценки (высокий, средний, низкий уровень) на продуктивность деятельности, в данной работе на количество слов, прочитанных за минуту. Программа исследования содержит теоретическую базу, в которой отражены переменные исследования и их контроль, предложена стратегия формирования экспериментальной выборки, описан ход проведения эксперимента, а так же предлагаются методы математической обработки данных, которые будут получены в ходе реализации данного эксперимента на практике. В случае подтверждения выдвинутых в работе гипотез, можно будет сделать вывод о том, что характер стимуляции и наличие определенного уровня самооценки влияют на продуктивность деятельности. Для более глубокого изучения данной проблемы необходимо исследовать, как выполняется деятельность в зависимости от авторитета экспериментатора; происходит ли повышение продуктивности деятельности при наличии поощрения и т.д. Варьирование условий эксперимента и изменение независимых переменных дадут условия для многочисленных исследований.

 

 

Список литературы

1. Гоголь Н. Собрание сочинений В 6-ти томах, Т. 2 — М, 1952 – С. 94.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000. – С. 21– 45.

3. Журавлев П. А.О влиянии поощрений и порицаний на волевую активность младших школьников. Материалы III научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1976

4. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007

6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.

7. Новейший психологический словарь/ В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха, О.В.Шапарь. – Ростов на/Д.: Феникс, 2005

8. Социальная психология /Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

9. Учебно-методическое пособие «Задачи по дисциплине математика», составитель: С.А. Парыгина, Череповец 2005.

 

 

Приложение №1

Методика определения самооценки «Какой я?»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Качества личности Оценка по вербальной шкале
Да Нет Иногда Не знаю
  Хороший        
  Добрый        
  Умный        
  Аккуратный        
  Послушный        
  Внимательный        
  Вежливый        
  Умелый (способный)        
  Трудолюбивый        
  Честный        

 

Выводы об уровне самооценки 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

 

Приложение №2

Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.

Друзья

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Он раскопал нору и нашел там одного маленького лисенка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место. А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже еще совсем маленький. Щенку было от роду один месяц. Вот и стали лисенок, и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе. Очень занятно они играли! Лисенок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерет трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку - хлоп! - и упадет. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисенка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском - будто мяукал. Все лето щенок и лисенок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончаром, а лисенок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисенка на цепь, чтобы он не убежал в лес. "Подержу, - думает, - его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку". Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев. Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. "Ну, - подумал лесник, - теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую". Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружье. - Ищи, - говорит, - Огарко. Ищи своего приятеля. - И показал следы на снегу. Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает, по следу идет. И ушел он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идет: лай все ближе, ближе. Лесник спрятался за елку на опушке, взвел курки на ружье. И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели - плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну, как тут стрелять. Ведь собаку убьешь! Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пес встал на задние лапы, уперся в грудь хозяину и хамкает: ловит, шутя лисий хвост. - Эй вы, чертенята! - сказал лесник, спустил курки на ружье и вернулся домой. И так жила лиса у него в избе всю зиму - не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем. А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: