Творчество И.А. Гончарова 1840-1850-х годов. «Обыкновенная история». «Фрегат Паллада». В.Г. Белинский о Гончарове




В середине 1840х Гончаров начал писать свой первый роман «Старики». Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Гоголя «Старосветские помещики».

Следующим крупным произведением Гончарова стал роман «Обыкновенная история» о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. Над книгой он начал работать в 1844 году. Уже через два года Гончаров закончил рукопись и передал ее петербургскому чиновнику Михаилу Языкову. Языков прочитал книгу и посчитал «плоховатым романом», но все же передал рукопись Некрасову, а уже тот показал книгу Белинскому. Критик писал об «Обыкновенной истории»: «Какой страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!». В 1847 году «ОИ» опубликовали в журнале «Современник», а через год она вышла отдельным изданием. Критики писали о таланте Гончарова, его легком слоге.

После публикации «ОИ» Иван Гончаров начал работу над новым произведением – романом «Обломов». В 1848 году в «Современнике» опубликовали главу из книги «Сон Обломова». Однако Гончаров не был доволен ее текстом. Прозаик постоянно переделывал уже готовые части «Обломова», менял сюжет. Журналисту Андрею Краевскому он писал: «Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить».

Работу над «Обломовым» Гончаров прервал из-за путешествия на фрегате «Паллада». Участники экспедиции должны были заключить торговый договор с Японией, которая тогда была закрыта для иностранцев, а также посетить Аляску и острова Российской империи в Тихом океане. В поездку писателя пригласил адмирал Евфимий Путятин, которому был нужен секретарь. Гончаров должен был вести на корабле судовой журнал, переводить иностранные документы и составлять «летопись похода». О поездке Гончаров писал: «Поехал затем, чтоб видеть, знать все то, что с детства читал как сказку, едва веря тому, что говорят. Если б я запасся всеми впечатлениями такого путешествия, то, может быть, прожил бы остаток жизни повеселее. Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь – я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости».

В кругосветном путешествии Гончаров пробыл около двух лет – с октября 1852 года по май 1854. Прозаик посетил Великобританию, Португалию, Сингапур, Китай. Из поездки он отправлял друзьям и родственникам письма, в которых описывал жизнь в иностранных государствах. Еще Гончаров вел дневник с путевыми заметками. Позднее эти записи стали основой книги очерков «Фрегат «Паллада»». В произведение вошли и заметки Гончарова о Сибири и Дальнем Востоке России. Из-за того, что состояние «Паллады» было плохим, писателю пришлось возвращаться в Петербург по суше.

В Петербург Гончаров вернулся в феврале 1855 года. Через несколько месяцев в журнале «Отечественные записки» вышел его первый рассказ о путешествии на «Палладе» – «Ликейские острова». В следующие несколько лет очерки выходили в журналах «Современник», «Морской сборник» и «Русский вестник». А в 1858 году они вышли отдельной книгой под названием «Фрегат «Паллада»».

Вернувшись из путешествия, Гончаров перешел на работу в министерство народного просвещения. Писатель получил должность цензора, на которой проработал одиннадцать лет. Обязанности не мешали Гончарову заниматься литературой. Он вновь стал работать над «Обломовым», а в 1858 году закончил черновик романа. О книге писатель говорил: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». Еще год Гончаров редактировал роман.

«Обломова» издали в 1859 году. Критики хвалили писателя за правдивый образ доброго, но ленивого помещика Ильи Обломова и достоверное изображение России. Они считали, что главный герой романа стал воплощением русского национального характера, а обломовщина, то есть личностный застой и лень, – общероссийское явление. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» писал: «Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни. Не обширную сферу избрал Гончаров для своих изображений. Истории о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип».

«Обыкновенная история» б/напечатана в «Современнике» в 1847. Белинскийбыл в восторге. Это роман о городской жизни, реалистич. произвед-е. Противопоставляются патриархальная провинция (усадьба Адуевых «Грачи») и столица. Конфликт м/у ними сфокусирован на конфликте между Александром Адуевым – младшим (племянником) и Петром Ивановичем Адуевым-старшим (дядей) – т.е. племянник олицетворение барской праздности, а дядя, живущий в Питере – практичный чел-к. На фоне всероссийского застоя Г. хотел подчеркнуть необходимость реального труда людей, живого дела, борьбы с рутиной. Таким образом, Г. противопоставляет практичность Питера и идеализм и сентиментальность провинции. Гончаров верно подметил тенденцию времени – замену старых крепостных отнош-й новыми капиталистическими. Обыкновенность истории заключ. в том, что, то перерождение Саши Адуева из мечтательного юноши в цепкого дельца, произошедшее под влиянием дяди, повлекло за собой утрату Сашей его искренности и благородства. В этом заключ. кризис дворянства того времени. Роман богат точными портретными зарисовками, пейзажами, бытовыми деталями. Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором капиталистических отношений. Все более резко сталкивались два экономических уклада, два склада социальной психологии.

В первых главах романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько простоватым провинциалом. Он удивлен городским укладом жизни, "неродственностью" дяди. Александр наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно отвергает. Он "прекраснодушен" и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. Дядя Александра пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал "делать фортуну и карьеру", ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире. Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо делать. "Александр долгом считал любить дядю", но никак не мог понять его прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к нему, единственному племяннику. Александр сочиняет стихи, так как служба для него – скучная обязанность, надобно и душу чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: "Супружество супружеством, а любовь любовью" Александр наивно удивляется: "Как же жениться по расчету?" Но Александр терпит поражение в любви – появился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали. Не выдержав ударов судьбы, он возвращается в деревню. Александру нужна родная почва, чтобы обрести душевное равновесие, веру в себя и свои силы. Но после петербургской жизни он не может принять патриархальности деревни. Он пока "висит в воздухе". Он в городе не прижился и от деревни уже "отбился". Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире.

Во второй приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет добиться "фортуны и карьеры"; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился "в корне": потолстел, стал степенным, но главное – у него " ожирела душа ". Он оказался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обошел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть – такова его психология. Лизавета Александровна грустит по-прежнему "романтичному и доброму Александру", а он утверждает: "Я иду наравне с веком: нельзя же отставать". Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего. Но почему так грустно автору и читателям? Если это обыкновенная история, то становится еще грустнее от ее типичности. Значит, не один Александр, а до него Петр Адуев, после него сотни молодых людей в угоду "фортуне и карьере" задушат в себе лучшие чувства, станут прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и горька такая перспектива автору! Он выступает против такой будущности. И его роман "ОИ" – страстное предостережение всем: и современникам, и потомкам.

«Фрегат Паллада»

Книга вышла в 1858. Не все считали это художественным произведением. В нем раскрываются его представления о чел-ке и мире, его мировоззрении, об эпохе пробуждения. «Фрегат» не только о России, он обо всем мире. Мотивом является прогресс и цивилизация. Во многом здесь воплощается соц.и этич. идеал Г. Вся книга построена на противопоставлении: англичан и рус.барина. Англия для него всемирный рынок, суета, дым, копоть. Цель жизни – удобства и комфорт. Он рассказывает об образе жизни англичанина, сравнивая его с машиной. Рус. барин живет иначе. Он часто спит, но за спящим барином он видит и другое, делового чел-ка. Прослеживается мотив веры в Бога, прогресса и цивилизации. Г. считал, что мыслящий наблюдающий чел-к с душой, обязательно должен прийти к мысли о Боге, даже если он не верил раньше. Также есть мотив ума и сердца. Мотив ума связан со странами, где есть цивилизация – Англия, Россия, т.к. приобщены к культуре. Не развитыми считались – Япония, Китай. Но в Японии Г. видел будущий прогресс. Г. описывает быт, историю каждой страны, что позволяет узнать по ближе каждого иностранца. Всех их он ставит в сравнение с русскими. Он видел такую лень, ктр не встречал даже в России. Рус.мир возникает как ностальгия. Идеал Г. представлен в спутниках его – Путянин, Корсаков, Зеленый. Г. восхищается ими, их образованностью и культурой. Команда ни разу не роптала и не бунтовала, несмотря на трудности. Он описывает привычки и разговоры матросов. Рус.чел-к и цивилизатор – Сибирь. Она отличается от остальной России. Здесь не было крепостного права никогда. Здесь люди меняют свои мысли, идеи, становятся другими. Здесь чел-к начинает с самого начала. В Сибири нет пьяных, т.к. нет вина. Есть во «Фрегате» и идиллия – это Ликейские острова. Здесь все живут так, как 1000 лет назад, ничего не искажено, все прекрасно. «ФП» даст много материала автору. Он станет самым важным в его жизни: от античности он повернет к христианству.

Белинский: Автор “ОИ” поэт, художник, и больше ничего. Из всех нынешних писателей только он один приближается к идеалу чистого искусства. У Г нет ничего, кроме таланта. К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры. Он никогда не повторяет себя, ни одна его женщина не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны. («Взгляд на русскую лит-ру» 1847)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: