Падежныеокончанияпервогосклонения




Падеж Sing. Pl.
Nom. Gen. Dat. Acc. Abl. Voc. a ae ae am ā = nom. a ae ārum is as is = nom ae

NB! Notabene! – Обрати внимание!

 

Знак (-) над гласной ā в аблятиве является знаком грамматическим, а не фонетическим. Он используется для того, чтобы отличить аблятив от именительного падежа:

 

Nom. persōna – личность

Abl. persōnā – личностью

Образец первого склонения

сausa,ae,f – дело, причина, основание

падеж Sing. Pl.
Nom. Gen. Dat. Acc. Abl. caus-a причина caus-ae причины caus-ae причине caus-am причину caus- ā причиной caus-ae причины caus-ārum причин caus-is причинам caus-as причины caus-is причинами

NB!Одинаковые окончания:

regŭlae (3 формы):

Gen.sing. regŭlae (чего,) правила

Dat. sing. regŭlae(чему,) правилу

Nom.pl. (что?) regŭlae правила

сollēgis (2 формы)

Dat.pl. – сollēgis(кому?) коллегам

Abl.pl. – сollēgis(кем?) коллегами

 

Глаголesse

Быть, находиться, существовать

в настоящем времени изъявительного наклонениядействительного залога

Praesens indicātīvi actīvi

Sum, fui, -, esse

Лицо Sing. Pl.
1. 2. 3. sum - я есть es - ты есть est - он есть sumus – мы есть estis - вы есть sunt - они есть

Порядок слов в простом предложении

Scientia potentia est.

Sunt regŭlae.

Historia est magistra vitae.

Отсутствие глагола-связки допустимо только в некоторых пословицах или устойчивых выражениях:

Ibivictoria, ubiconcordia. Там победа, где согласие.

Aurōramusisamīca. Аврора – подруга музам.

Упражнения

1. Просклоняйте в единственном и множественном числе, переведите каждую падежную форму на русский язык:

Familia,ae,f; nauta,ae,m

2. Определите формы слов: падеж, число и переведите их на русский язык:

formŭlas, familiam, persōnā, regulārum, magistrae, vias,scholis, amīca, filiae, collegārum, nautis, concordiam

3. Определите латинскую основу слов в русском языке:

куратор, филиал, персона (персональный), потенциальный, юстиция, поэт, регулярный, территория, витамин, фортуна, формуляр, плантация, пеня

Переведите

1. Schola est vita scientiārum.

2. Collēgae sumus.

3. Lingua Latīna est lingua antīqua.

4. Lingua Latīna et lingua Graeca sunt linguae antīquae.

5. Graecia et Italia terrae antīquae Eurōpae sunt.

6. Multae insŭlae inter oras Graeciae et Asiae sunt.

7. Incŏlae insulārum plerumque agricŏlae et nautae sunt.

8. Iniuria est inimīca iustitiae.

9. Fortūna caeca est.

10. Experientia est optĭma magistra.

11. Sicilia est magna insŭla Italiae.

Philosophia est magistra vitae.

Задание № 1

Для индивидуального контроля и самостоятельной работы

Определите формы существительных:

укажите падеж, число и переведите данные формы на русский язык:

Образец: victoriis –

Действия при выполнении:

1. Посмотреть в словаре, найти слово по основе и выписать словарную форму: victoria,ae,f – победа

2. По грамматической таблице определить падеж и число: dat.pl. и abl.pl.

3. Записать и перевести на русский язык данной падежной формой:

victoriis – cущ. ж. р. 1 скл. дат.мн. – чему? победам

абл.мн. – чем? победами

collēga, collēgā, concordiam, viārum, incŏlam, iustitiae,

magistris, potentiam, agricŏlis, poētas

Домашнее задание:

1) Тема 2.§ 1-5 с. 35-40 изучить теорию

2) Задания: I- устно; II– упр. 1,4 – устно; упр. 2-3 – письменно; III- читать, переводить предложения;

Задание IV - слова учить наизусть

Индив. зад. № 1 (свой порядковый номер по журналу) – письменно на отдельном листочке

Тема 3.

Второе склонение имен существительных. Предлоги.

Nom. Gen. Словарная форма Перевод
m – us m – er n – um i domĭnus,i,m magister,tri,m delictum,i,n хозяин, господин учитель, наставник правонарушение

Л е к с и к а:

M– us

(основа – отбросить окончание – us)

amīcus,i,m(amīc-) – друг

anĭmus,i,m – душа, намерение

campus,i,m– поле, стадион

discipŭlus,i,m - ученик

dolus,i,m – умысел, обман

domĭnus,i,m – хозяин, господин

filius,i,m – сын

fundus,i,m – земельный участок

locus,i,m - место

reus,i,m – ответчик

servus,i,m – раб, слуга

stimŭlus,i,m – палка

titŭlus,i,m - название, титул, правовое основание

servus,i,m – раб

падеж Sing. Pl.
Nom. Gen. Dat. Acc. Abl. Voc. serv-us раб serv-i раба serv-o рабу serv-um раба serv-o рабом serv-e! раб! serv-i рабы serv-ōrum рабов serv-is рабам serv-os рабов serv-is рабами serv-i! рабы!

Особенности:

Nom. amīc-us друг filius сын

Voc. amic-e! друже! fili! сыне!

M –er

(основа – полностью слово в Nom. sing., иногда гласная «e» выпадает)

ager,gri,m(agr-i) – поле

arbĭter,tri,m(arbĭtr-i) – судья

faber,bri,m– мастер, ремесленник, кузнец

liber,bri,m – книга

liber, ĕri,m (чаще в pl. libĕri, ōrum) – ребенок (свободнорожденный)

magister,tri,m – учитель, наставник

puer, ĕri,m – мальчик, слуга

vir,viri,m – муж, мужчина, воин

magister,tri,m - учитель

падеж Sing. Pl.
Nom. Gen. Dat. Acc. Abl. magister учитель magistr-i учителя magistr-o учителю magistr-um учителя magistr-o учителем magistr-i учителя magistr-ōrum учителей magistr-is учителям magistr-os учителей magistr-is учителями

Особенности:

Окончание «er» не отбрасывается, основой является слово в именительном падеже полностью, гласная «е» иногда беглая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: