Тема: «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период Нового времени».




Вечный

Естественный ß Пирамида законов

Человеческий

Божественный

 

Вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего Вселенной.

Естественный закон – отражение Вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ (законы общежития, стремление к самосохранению, продолжению рода, обязывает также уважать достоинство людей и т.д.). Но сами по себе естественные законы по исполнению не обязательны.

Человеческий закон – отражение естественного закона в действующем праве. Его предназначение силой и страхом принуждать людей выполнять законы естественные.

Божественный закон (Библия) – он необходим людям по двум причинам – 1. Человеческий закон не способен искоренить зло. 2. Из за человеческого несовершенство человек не может в полной мере осознать что есть зло и добро.

Большое внимание Фома уделяет обоснованию сословного неравенства, это тоже божественное установление. Учения Фомы Аквинского (Томизм) – томизм считается официальной доктриной католицизма. Учения Фомы Аквинского о государственной власти; он различает три элемента государственной власти – сущность, происхождение, использование. Сущность власти – то есть порядок управления (господство и подчинение) установлено Богом. Воспроизводя классификацию Аристотеля форм государства, Фома придает значение лишь некоторым из них. Основным признаком государственной власти он считает право издания законов, в правильных формах существует законность. Фома Аквинский – сторонник монархии; тиранию также порицает.

Вопрос 3.

Формой политико-правовой идеологии оппозиционной феодализму были еретические движения.

Первое крупное еретическое движение началось в 10 веке в Болгарии – это движение Богомилов – милые Богу люди. Распространилось в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси и некоторых других странах.

Принято различать два основных типа ереси: Бюргерская (зажиточные горожане) и Крестьянско-плебейская. Бюргерская ересь, выражающая интересы зажиточных горожан и части низшего дворянства была направлена главным образом против католической церкви и духовенства на богатство и политическое положение которых она претендовала. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, упразднение феодальных привилегий и сословного строя.

Вопрос 4.

Марсилий Подуанский (1280-1343) – богослов и медик, в одно время был ректором парижского университета. Основная работа – «Защитник мира».

Марсилий Подуанский критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мирному общежитию – неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Подуанский различает эти два вида законов (божественный и человеческий) по их цели содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства.

Цель человеческого закона – правда и общее благо, прочность и твердость власти: различая правомерное и неправомерное он устанавливает справедливость. Соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением. Из различения двух видов законов вытекают разграничения целей, сфер и методов деятельности государства и церкви; к ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы.

Учения Марсилия Подуанского отрицала правомерность церковного суда и какого бы то ни было принуждения в делах религии; впервые идет речь о свободе совести.

Марсилий Подуанский первым утверждает, что человеческий закон должен приниматься народом (под народом понимается совокупность граждан или их важнейшая часть). Такой порядок принятия и изменения человеческих законов объясняется их целью: принятые народом законы выражают общее благо, народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал, эти законы всем известны. Большинству общества принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов. Каждый может заметить упущения или недостатки и предложить способы их устранения.

Он выдвигает принцип под законности действий правительства, кроме того исполнитель законов (правительство) должен избираться тем же, кем закон установлен, то есть народом.

Марсилий Подуанский сравнивает наследственную и выборную системы, лучшей формой правления считается последнюю, но монарх – пожизненно.

Вопрос 5.

Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности целях и задачах государства, его отличие от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета. Кроме того споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека.

 

Тема: «Политические и правовые концепции западной Европы в эпоху Возрождения и реформации».

Вопрос 1. Общая характеристика 16 века.

Вопрос 2. Учение Микола Макиавелли о государстве и праве.

Вопрос 3. Политико-правовые идеи Реформации.

Вопрос 4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена.

Вопрос 5. Политико-правовые идеи раннего социализма «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Вопрос 6. Значение политико-правовых концепций 16 века.

 

Вопрос 1.

Предпосылка и основа Возрождения (античное наследие) – гуманизм.

Вопрос 2.

М. Макиавелли (1469-1527). «Государь» (князь) – одна из главных работ. Его учение было свободно от теологии. Был поклонником Римской империи. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее. Он утверждал, что природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов. Наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история является интерес; соответственно, чтобы управлять людьми необходимо знать их интересы. Основа – изучение людей (их психологии).

Государство, не зависимо от его формы Макиавелли рассматривал как некое отношение между правителем и его подданными, опирающееся на страх или любовь последних. «В политике стоит рассчитывать на худшее» - цитата. Теория Макиавелли в последствии получила название – теория эффективного лидерства.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал (безопасность личности и незыблемость собственности) – это блага свободы – это границы, которые государь никогда не может преступать.

Выделял 2 основные социальные группы в государстве – знать (необходимая часть государства) и народ (народ гораздо честнее чем государственные правители). Впервые делает попытку изучить психологию группы; то есть к чему стремиться та или иная социальная группа.

Праву Макиавелли придавал большое значение (лишь благодаря законам Ликурга – Спарта просуществовала 800 лет). Незыблемость законов, их выполнение Макиавелли считал гарантией общественной безопасности и государственной стабильности. Для Макиавелли право – это орудие власти, выражение силы. Он писал – во всех государствах основа – хороший закон и хорошее войско. Важным средством политики Макиавелли считал религию. Он писал – религия – это могучее средство воздействия на умы и волю народа.

Макиавелли отделял политику от морали! Политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности (наука), имеющая свои закономерности, которые могут быть изучены и осмысленны. Политику он не просто отделял от морали. Поступки государя, а также любого политического деятеля, в том числе и создателя законов, по мнению Макиавелли должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам. Методами осуществления власти, помимо обычных, являются также хитрость, коварство, обман.

Вопрос 3.

Реформация – массовое движение против католической церкви, против ее господства. Мартен Лютер (1483-1546) – первым перевел Библию на немецкий язык – сам доктор богословия, но вступил в противоречие с католической церковью. Отношения Лютера к светской власти основывалось на представлении, что человек живет в двух сферах – сфера Евангелие (то, что относится к духовной жизни) и сфера закона – это государство, царство земное. Основная работа – «О светской власти».

Законы светской власти, говорил Лютер, простираются не далее тела и имущества, то есть того, что является внешним, она не имеет права диктовать законы душам; делом совести каждого является то, как он верит или не верит (тезис свободы совести).

Радикальное крыло реформации. Томас Мюнцер.

Вопрос 4. Жан Боден.

Жан Боден (1530-1596) по образованию юрист – «Шесть книг о государстве» - основная работа. Сторонник абсолютизма. Боден первым дал понятие суверенитета: «Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства; абсолютная, не связанная никакими законами, власть над гражданами и подданными». Таким образом, власть государства постоянна и абсолютна. Выше носителя суверенной власти по Бодену только Бог и Законы природы. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, право взимать налоги, чеканить монету, устанавливать меры и веса. Государство – это правовое управление многими семьями и тем, что у них общее на основе суверенной власти. Сторонник частной собственности.

Боден отрицает деление форм государства на правильные и неправильные, потому что оно субъективно. Боден подчеркивает зависимость существования и прочности государственных форм от исторических и природных особенностей стран и народов.

Вопрос 5. Утопический социализм.

Томас Мор (Англия) – 1478-1535 – главная книга «Утопия» - от греческого – место, которого нет.

Мор считает, что основной причиной всех пороков и бедствий – частную собственность. Дает определение государства – это «заговор богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах». Вторая часть «Утопии (федерации 54 городов)» посвящена учреждениям и нравам жителей острова Утопия. В Утопии существует общность имущества и всеобщая обязательность труда, что делает данный общественный политический строй единственно справедливым.

Законодательство простое. Раз нет частной собственности – нет преступлений.

«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Вопрос 6.

Многие программные идеи 16 века получили свое продолжение.

Тема: «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период Нового времени».

Вопрос 1. Идеология ранних буржуазных революций: общие черты.

Вопрос 2. Возникновение теории естественного права. Учения Гуго Гроция о государстве и праве.

Вопрос 3. Политико-правовое учение Томаса Гоббса.

Вопрос 4. Теоритическое обоснование демократии в трудах Бенедикта Спинозы.

Вопрос 5. Учения Джона Локка о праве и государстве.

Вопрос 6. Значение политико-правовых доктрин Нового времени.

 

Вопрос 1.

1649 год – Новое Время. Складывается особый тип личности – трудолюбие, аскетизм, честность. Первая страна, в которой была осуществлена революция – Голландия, вторая – Англия. Итог – появление теории общественных благ человека и общественного договора; все на основе рационализма.

Теория естественного права – основана на признании всех людей равными от природы и наделенными природой же естественными страстями, стремлением, разумом. Естественное право определяется законами природы, а позитивное (волеустановленное) – должно ему соответствовать.

 

Вопрос 2.

Гуго Гроций – (1583-1645). Первый крупный теоретик Нидерланды. Работы «О праве войны и мира. Три книги». Цель этого трактата – решение актуальных проблем международного права. Однако решение вопросов о войне и мире требовали углубления в более общие вопросы теории. В результате Гроцием была разработана полноценная правовая доктрина. Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является человеческий разум, в который заложено стремление к спокойному общению с другими людьми. Исходя из этого, Гроций определяет предписания естественного права – требования разума. «Воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи». Незыблемость частной собственности; соблюдение договоров, возмещение ущерба, воздаяние заслуженного наказания.

Волеустановленное право он делит на человеческое и божественное и подчеркивает, что оно должно соответствовать предписаниям естественного права. Справедливость понимает в духе буржуазных ценностей. Бог – вторичен, подчинен законам природы. Гроций одним из первых упоминает, что до государства и частной собственности было естественное состояние, после которого заключили договор по созданию государства.

Гроций первым рассматривает договор как основу государства. Государство – союз свободных людей ради общей пользы и права. Признаком государства является верховная власть.

 

Вопрос 3.

Томас Гоббс (1588-1679). Основная работа «Левиафан или материя форма и власть государства».

Гоббс как и Макиавелли строил свое учение на изучении страстей и природы человека; к людям он относился очень критично (они от природы жадные, честолюбивые, наглые, все эти качества делают людей врагами – «Человек человеку волк»). В до государственном естественном состоянии -«Человек человеку волк» - война всех против всех. Однако помимо эгоистических качеств, человеку также присуще страх смерти и инстинкт самосохранения, которые побуждают его искать выход из состояния войны. Этот выход человек находит с помощью естественного разума «способность каждого оценивать негативные и позитивные последствия своих действий». Инстинкт самосохранения подталкивает к преодолению естественного состояния, к выходу из состояния войны всех против всех, а разум подсказывает условия осуществления этого. Эти условия, на которых происходит переход из естественного в государственное состояние, Гоббс называет естественными законами.

Первый фундаментальный закон - необходимо стремиться к миру и следовать ему.

Второй закон – каждый должен отказаться от своих прав (Гоббс утверждал, что у каждого человека от рождения есть «право на все») в той мере, в какой этого требуют интерес мира и самозащиты. Отказ от права осуществляется путем перенесения его по договору на определенное лицо или группу лиц.

Третий закон – люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения иначе последние не будут иметь никакого значения, это источник и начало справедливости.

Кроме того Гоббс формулирует еще 16 естественных, то есть неизменных и вечных, законов, подчиненных общему правилу – не делай другому того, чего бы ты не хотел по отношению к себе. Естественные законы сами по себе по исполнению не обязательны, поэтому необходимо их подкрепить санкциями.

Отказываясь от естественных прав, люди переносят их на государство. Абсолютная власть государства по Гоббсу (гарант мира и реализации естественных законов) принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Таким образом, гражданские законы – те же естественные, но подкрепленные силой государства.

Сравнивает государство с Левиафаном, и говорит, что как у искусственного человека, части тела которого несут свою нагрузку, так и государство.

Гоббс был сторонником абсолютной власти (абсолютной монархии). Даже контроль за мыслями подданных.

Однажды заключив договор, люди, согласно Гоббсу, не имеют права его расторгнуть (могут только в том случае, если суверен посягает на главное право человека – право на жизнь). При заключении договора, отказываются практически от всех своих прав от права на жизнь.

 

Вопрос 4.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677).

«Богословско-политический трактат»

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость в соответствии с которой существует и действует природа и каждая ее часть. Естественное право он отождествляет с «мощью», то есть – способностью любой части природы к самосохранению.

Человек такая же часть природы, стремление к самосохранению предопределяет все его поступки. Именно на познании страстей (аффекты), Спиноза строит свое учение о государстве и праве. Также как и Гроций и Гоббс считал, что науки должны быть естественными.

Как и Макиавелли, Спиноза считал, что мыслители не изучают людей такими, какие они есть. Условием достижения общего блага является обеспечение частной собственности.

Спиноза сторонник концепции общественного договора. Необходимость государства и законов обусловлено естественной причиной – противоречия между страстями и разумом человека. Человек только тогда свободен и могущественен, когда руководствуется разумом. Законы, обеспеченные поощрением или наказанием необходимы для того, чтобы подчинить страсти разуму.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Поэтому он был сторонником республиканской формы правления (демократической республики), осуждал абсолютную монархию.

Общественный договор, состоящий в перенесении мощи каждого на общество рассматривался Спинозой не как факт из прошлого, а как отношение постоянно существующее между подданными и верховной властью.

 

Вопрос 5.

Джон Локк – (1632-1704). «Два трактата о правлении (о правительстве)».

Локк – сторонник идеи естественного состояния человечества, однако с его точки зрения это состояние мира и благоденствия, это состояние полной свободы в отношении действий и имущества, власть и всякое право – взаимные.

К естественным правам человека он относит собственность, которую трактует достаточно широко (право на свой труд, право на свои действия).

Закон природы предписывает мир и безопасность, говорит Локк, однако он нуждается в гарантиях (неотвратимость наказания – как одна из важнейших гарантий).

Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения, гарантом естественных прав и свобод стало государство.

При заключении договора, согласно Локку, люди отказываются лишь от части своих прав, основные права остаются у человека (в том числе и право собственности), границы власти государства по Локку – естественные права подданных при любой форме правления, говорил Локк. Основная задача государства - защита прав собственности. Выучить отличие Гоббса и Локка.

Если же власть (государство) нарушает границ, люди имеют право расторгнуть договор, то есть сохраняется право на восстание.

Локк стремился к тому, чтобы организация самой власти надежно гарантировало права и свободы от произвола и беззакония – это нашло свое отражение в концепции разделения властей. Но Локк выделяет три ветви: законодательная, исполнительная и федеративная – внешнеполитические функции, международные отношения (союзная).

 

Вопрос 6.

Главным итогом 17 века в идеологии западной Европы стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. Движущей силой политики выступает не божественное проведение, а разум и стремление человека. Существенное достижение теории естественного права – идея всеобщего естественного равенства людей, был сформулирован и обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: