Цели и задачи дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ

 

Учебное пособие для студентов

Института парламентаризма и предпринимательства

 

 

Минск.

 

Социология. Учебное пособие.

Автор Пархоменко И.Ю., Т.В.Кривонос

 

Рассмотрено на заседании кафедры "Политологии и Гуманитарных дисциплин"

Протокол № 1 от "30" августа 2007 г.

 

Одобрено научно-методическим Советом Института

Протокол № 5 от "9" января 2004 г.

Содержание:

 

Учебно-методический план дисциплины Цели и задачи дисциплины стр. 3 стр. 9
Социология как наука. Место социологии в системе общественных наук. стр.10
Социальная стратификация. стр.12
Программа социологического исследования. стр.14
Выборочный метод в социологическом исследовании . Виды выборок. стр.15
Методы социологических исследований. стр.17
Личность и общество. стр.20
Социальное взаимодействие. стр.25
Основные категории социальной структуры. стр.29
Социальные институты. стр.34
Девиантное поведение и социальный контроль. стр.39
Литература Планы семинарских занятий для дневного отделения Планы семинарских занятий для заочного отделения Вопросы к зачету стр.44 стр.46 стр. 50 стр. 51

 

© Институт парламентаризма и предпринимательства -

Минск, 2007


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и научной работе

А.В. Горелик

2007

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Социология  
для специальностей: 1-25 01 04 1-26 02 01 1-25 01 07     1-23 01 06 1-24 01 02 1-23 01 08 Финансы и кредит Бизнес-администрирование Экономика и управление на предприятии   Политология Правоведение Журналистика  
Факультет социально-экономический (очная форма обучения)  
Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин  
Курс 2
Семестр 3, 4
Лекции (часы)
Семинарские занятия (часы)
Всего часов по дисциплине  
Зачет 3,4 семестр
 

 


Содержание дисциплины для очного обучения.

№ п/п Название темы Содержание темы лекций семинары всего
Раздел I. Теория и история социологии
1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека   1.Проблема человека и общества, специфика ее анализа в социологии. 2.Обще­ство как объект научного познания. 3.Предмет социологии. Методология социологии. 4. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.
  Становление и развитие социологии 1Формирование социологии как самостоятельной науки в 40-е гг.XIX в. Позитивистская доктрина О.Конта 2. Социологическая концепция Э.Дюркгейма. 3. «Понимающая социология» М.Вебера. 5. Плюрализм современной социологии.
2.   Общество, культура, личность.   1.Личность как уникальная социальная система. Социальная и психическая структура личности. 2. Основные социологические теории личности. 3. Сущность процесса социализации, его стадии и факторы. 4. Статусно-ролевая концепция личности. Понятия социального статуса, роли и ролевого конфликта.
Раздел II. Социальное взаимодействие и социальная структура
3. Социальное взаимодействие   1.Социальная деятельность и социальное действие в системе социального взаимодействия. 2.Социологические теории взаимодействия. 3. Социальный механизм и структура взаимодействия.
4. Социальное поведение   1. Понятие и уровни социального поведения личности. 2. Девиантное поведение, его сущность и основные виды. 3. Причины девиации и теории их объяснения (биологическая, психологическая, социологическая, культурологическая и др.) -
5. Социальная структура общества   1. Социальная структура как результат социальной дифференциации. Основные элементы социальной структуры. 2. Социальная группа, структура и типы. 3. Механизм социального взаимодействия и поведения индивидов в группах. 4. Социальные общности, основные признаки, типы и виды. 5. Сущность стратификационных характеристик социальной структуры общества. 6. Основные концепции социальной стратификации. 7. Социальная мобильность как форма воспроизводства и изменения социальной структуры.
Раздел III. Социальные институты и социальное управление
7. Семья – базовый институт общества.   1.Понятия семья и брак. Формы семейно-брачных отношений. 2.Семья как институт и как малая группа. 3.Тенденции развития современной семьи. 4. Идеологические приоритеты семейной политики Республики Беларусь.  
Раздел IV. Социологическое исследование и его виды
8. Социологическое исследование, его структура и функции 1. Понятие социологического исследования, этапы его осуществления. 2.Виды и типы социологических исследований. 3. Программа социологического исследования. 4. Репрезентативность исследования. Типы выборки.
9. Методы сбора социологической информации 1. Социологическая информация, ее основные виды. 2. Анализ документов как метод сбора социологической информации. 3. Социологическое наблюдение, особенности проведения и виды. 4. Метод опроса в социологии. Анкетирование и интервью. 5. Социометрия.
  Итого:  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

А.В. Горелик

2007

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Социология  
для специальностей: 1-25 01 04 1-26 02 01 1-25 01 07   1-25 01 08   1-26 02 04     1-24 01 02 1-23 01 06 Финансы и кредит Бизнес-администрирование Экономика и управление на предприятии Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в промышленности Документоведение и инфор-мационное обеспечение управления Правоведение Политология  
Факультет социально-экономический (заочная форма обучения)  
Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин  
Курс 2, 3
Семестр 4, 5
Лекции (часы)
Семинарские занятия (часы)
Самостоятельная работа студента
Всего часов по дисциплине 5 семестр
Зачет

 


Содержание дисциплины для заочного обучения.

№ п/п Название темы Содержание темы лекций семинары самост. работа всего  
 
Раздел I. Теория и история социологии          
1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека   1.Проблема человека и общества, специфика ее анализа в социологии. 2.Обще­ство как объект научного познания. 3.Предмет социологии. Методология социологии. 4. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.    
  Становление и развитие социологии 1Формирование социологии как самостоятельной науки в 40-е гг.XIX в. Позитивистская доктрина О.Конта 2. Социологическая концепция Э.Дюркгейма. 3. «Понимающая социология» М.Вебера. 5. Плюрализм современной социологии.    
2.   Общество, культура, личность.   1.Личность как уникальная социальная система. Социальная и психическая структура личности. 2. Основные социологические теории личности. 3. Сущность процесса социализации, его стадии и факторы. 4. Статусно-ролевая концепция личности. Понятия социального статуса, роли и ролевого конфликта.    
Раздел II. Социальное взаимодействие и социальная структура          
3. Социальное взаимодействие   1.Социальная деятельность и социальное действие в системе социального взаимодействия. 2.Социологические теории взаимодействия. 3. Социальный механизм и структура взаимодействия.      
4. Социальное поведение   1. Понятие и уровни социального поведения личности. 2. Девиантное поведение, его сущность и основные виды. 3. Причины девиации и теории их объяснения (биологическая, психологическая, социологическая, культурологическая и др.)      
5. Социальная структура общества   1. Социальная структура как результат социальной дифференциации. Основные элементы социальной структуры. 2. Социальная группа, структура и типы. 3. Механизм социального взаимодействия и поведения индивидов в группах. 4. Социальные общности, основные признаки, типы и виды. 5. Сущность стратификационных характеристик социальной структуры общества. 6. Основные концепции социальной стратификации. 7. Социальная мобильность как форма воспроизводства и изменения социальной структуры.    
Раздел III. Социальные институты и социальное управление          
Семья – базовый институт общества.   1.Понятия семья и брак. Формы семейно-брачных отношений. 2.Семья как институт и как малая группа. 3.Тенденции развития современной семьи. 4. Идеологические приоритеты семейной политики Республики Беларусь.      
Раздел IV. Социологическое исследование и его виды          
8. Социологическое исследование, его структура и функции 1. Понятие социологического исследования, этапы его осуществления. 2.Виды и типы социологических исследований. 3. Программа социологического исследования. 4. Репрезентативность исследования. Типы выборки.      
9. Методы сбора социологической информации 1. Социологическая информация, ее основные виды. 2. Анализ документов как метод сбора социологической информации. 3. Социологическое наблюдение, особенности проведения и виды. 4. Метод опроса в социологии. Анкетирование и интервью. 5. Социометрия.    
  Итого:    

 


Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель курса - форми­рование у студентов научных представлений об обществе и социаль­ном мире человека, о социологических закономерностях становле­ния, функционирования и развития социокультурной реальности, о возможностях познания этих закономерностей и использования по­лученных знаний в конкретной профессиональной деятельности.

 

Задачи курса:

А. Составить представление о месте социологии в системе гуманитарных дисциплин.

Б. Обеспечить знание:

- основных теоретико-методологических направлений социологической теории;

- научного социологического аппарата;

- основные характеристики социального взаимодействия на разных уровнях;

- возможностей получения и использования социологической информации;

- основных положений, отражающих идеи, ценности, устремления белорусского государства.

В. Обеспечить умениехарактеризовать и анализировать:

- современные социокультурные процессы и их динамику;

- особенности формирования и изменения социальной структуры современного белорусского общества;

- актуальные социальные проблемы в Беларуси;

Г. Сформировать навыки и качества:

- самостоятельного исследования окружающей социокультурной среды;

- научной полемики, дискуссии, публичного выступления.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!