ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ




(по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)  
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)  
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления памяти, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического значительно больше, чем социального)
Подструктура биологических конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

Биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Но биологическое не может создать личность, т. к. культура, социальный опыт не передается по наследству. Чтобы быть принятым в обществе, получить помощь и поддержку, человек обязан соответствовать требованиям, выработанным в данной системе взаимодействия. В то же время каждое общество заинтересованно в определенном, наилучшим образом, соответствующем ему типе личности и поэтому предъявляет свои требования к формированию личностных качеств. Социальный характер формируется через систему воспитания, образования, средства массовой информации.

Главное социальное содержание личности составляют социальные качества. Социальные качества – это совокупность социально-психологических свойств личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах.

Наиболее значимые социальные качества личности:

1. Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди людей. Самая важная функция самооценки – регуляция поведения личностью. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит, она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.

3. Активность – способность личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно совершаемых от них) делах, в творчестве.

4. Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающий ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.

5. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.

6. Убеждения – личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами мировоззрением.

7. Установка – социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее сфере социальной действительности – в экономической, политической, научной и т.п.

8. Ценностная ориентация – совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.

9. Идентичность – социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации – процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. общностью (Я белорус, Я – студент, Я – минчанин и т.п.)

Социальные качества представляют в своей совокупности сложную социальную структуру личности.

 

Статусно-ролевая концепция личности. Основные положения этой теории были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает, благодаря своему положению. Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: врач – лечить, педагог – преподавать и т. д. Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.

Каждый человек в социальной системе обладает множеством статусов, но в этом статусном наборе обязательно найдется главный. Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Разновидностями социального статуса выступают:

- приписываемый – статус, в котором человек рожден, навязанный обществом независимо от усилий и заслуг личности (пол, национальность)

- достигаемый – определяется усилиями самого человека (писатель, директор)

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Не роль «подстраивается» под человека, а человек вынужден корректировать свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями тех, кто функционально связан с данным статусом (например, учитель, исполняя свою роль, вынужден соответствовать требованиям, выдвигаемым Министерством образования, администрацией школы, родителями учеников). Если роль не исполняется должным образом, то к человеку применяются санкции. Таким образом, роль является основным средством обеспечения эффективного функционирования социальной системы, ее институтов.

Поскольку человек занимает множество социальных позиций, а, следовательно, играет большое количество ролей, то это неизбежно приводит к ситуации ролевого конфликта. Он бывает двух типов:

- Межролевой – когда две и более ролей предъявляют к человеку противоречивые требования (например, роли «заботливого отца» и «ученого» сочетаясь в одном человеке, требуют от него, с одной стороны, уделять больше внимания семье, а, с другой, все свободное время посвящать научным исследованиям). Эта ситуация приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению.

- Внутриролевой - когда требования роли не соответствуют способностям, возможностям или убеждениям индивида (например, роль требует от исполнителя жесткости характера, которой у него нет). В этом случае человек испытывает эмоциональные и нравственные переживания.

Попадая в ситуацию ролевого конфликта, индивид может отказаться от выполнения роли. Однако существуют способы, позволяющие избавиться от напряжения, возникающего в результате этого конфликта:

- Рационализация – придумывание убедительных аргументов для неприемлемых ситуаций и действий (например, молодой певец, не имеющий особого таланта и надежды на блестящую карьеру на этом поприще, внушает себе и окружающим мысль, что гораздо интереснее карьера композитора, дирижера и т.д.). Этот способ применяется часто бессознательно.

- Разделение ролей – снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и исключения ее из сознания индивида (например, часто мать-учительница продолжает свою педагогическую деятельность дома, порой проявляя излишнюю жесткость, этот способ помогает избавиться от необходимости соответствовать все время профессиональному статусу).

- Регулирование ролей – это процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за негативные последствия выполнения им той или иной роли. Ответственность берет на себя общество, организация, коллектив (например, подчинение воинской присяге, сопряженное иногда с уничтожением людей, оправдывается обществом с помощью таких понятий как «долг», «порядок» и т.д.)

Социализация.

Социализация – это процесс освоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для нормального функционирования в данном обществе. В результате социализации человек превращается из индивида в личность. Этот процесс предполагает формирование знаний о себе, других людях, обществе и мире в целом; формирование установок, ценностных ориентаций; выработку навыков практической деятельности. Становление личности начинается в момент рождения и продолжается всю жизнь, однако между социализацией взрослого и ребенка есть существенная разница. Выделяют следующие стадии процесса социализации:

1. Первичная социализация (адаптация) – от рождения до подросткового возраста. Для этой стадии характерно некритичное усвоение социального опыта, приспособление, подражание.

2. Стадия индивидуализации – появляется желание выделиться, критичное отношение к общественным нормам. К 25-ти годам формируются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе.

4. Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности, когда социальный опыт не только усваивается, но и воспроизводится.

5. Послетрудовая стадия – пожилой возраст.

С точки зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации – это конкретные люди ответственные за обучение культурным нормам (родители, учителя и т.д.). Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (государство, церковь, школа и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: