ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. ВИДЫ ВЫБОРКИ.




Информация о массовых социальных явлениях и процессах может быть получена как из объективных (официальная государственная статистика, статистика министерств и ведомств, служб социальной защиты и т.п.), так и субъективных источников, т.е. от самих людей. При работе с такими источниками возникают как минимум две проблемы. Во-первых, данные, полученные от отдельных людей, должны быть некоторым образом обобщены. Во-вторых, наиболее точные результаты могут быть получены при исследовании полной совокупности объектов, имеющих отношение к исследуемой проблеме – ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ. Однако подобные исследования чрезвычайно трудоемки и дороги. Поэтому социологическое исследование обычно бывает выборочным. Главной проблемой выборочного исследования является отбор из генеральной совокупности таких объектов выборочной совокупности, которые бы сделали исследование одновременно и представительным и экономичным. Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.

Представительностью или репрезентативностью выборки называется ее способность правильно отражать состояние дел в генеральной совокупности. Выборки в определенном смысле должна быть моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать характеристики этой совокупности.

Основной принцип построения выборки (точнее, вероятностного отбора) состоит в том, чтобы обеспечить всем элементам генеральной совокупности равные шансы попасть в выборку. Однако даже самое аккуратное соблюдение этого принципа не гарантирует выборку от искажений. Эти искажения внутренне присущи выборочному методу.

ВИДЫВЫБОРКИ.

Простой случайный отбор из генеральной совокупности предполагает, что 1) генеральная совокупность однородна: 2) все ее элементы доступны для наблюдения в одинаковой степени; 3) имеется полный список элементов, составляющих генеральную совокупность; 4) к этому списку применяются процедуры случайного отбора, с использованием таблиц или компьютерных генераторов случайных чисел. При правильной организации простого случайного отбора все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую вероятность попасть в выборку.

Если выборка построена по территориальному принципу, формирование основы выборки производится через адресные или справочные столы, списки избирателей, домовые книги, планы населенных пунктов и т.д. Если генеральная совокупность определяется по производственному принципу, основа выборки формируется по спискам работников предприятий, учащихся учебных заведений и т.д.

Однако соблюдение условий простого случайного отбора возможно не всегда. Поэтому часто используются два других метода случайного отбора – стратифицированный или гнездовой (кластерный).

Стратифицированный случайный отбор заключается в том, что генеральную совокупность разделяют на относительно однородные части или слои (страты), для каждой страты определяют собственную основу выборки, из которой производят простой случайный отбор. Предполагаемый объем выборки при этом делится между стратами пропорционально их численности, что позволяет обеспечить для всех элементов генеральной совокупности одинаковую вероятность быть отобранным. Стратифицированный случайный отбор применяется, когда генеральная совокупность не является однородной, а также в тех случаях, когда она велика или имеет сложную структуру. В тех случаях, когда стратификация производится по территориальному принципу, отбор иногда называют районированным. Например, при национальных опросах в Беларуси часто применяют районирование по областям.

Если генеральная совокупность может быть представлена как совокупность относительно мелких групп элементов (кластеров, гнезд), к ней могут применяться процедуры кластерного (гнездового) отбора. Примерами такого отбора являются опросы семей, старшеклассников – целыми классами, студентов – академическими группами, рабочих – бригадами и т.д.

Популярным вариантом систематического отбора является «маршрутная выборка», при которой адреса домохозяйств извлекаются из списка, упорядоченного по улицам населенного пункта.

Неслучайные методы формирования выборки. Основным неслучайным или нестатистическим методом извлечения выборок является квотный отбор. Его применяют, если распределение генеральной совокупности по основным социально-демографическим или другим существенным для исследования признаками известно, но ее списки получить невозможно, или для осуществления случайного отбора недостаточно времени и средств. В этом случае интервьюерам поручается опросить определенное число лиц с заданными характеристиками, отбирая их по своему усмотрению. Этот метод достаточно популярен благодаря своей простоте, относительно низкой стоимости и анонимности. Однако данный метод категорически не рекомендуется использовать в исследованиях социальной структуры, стратификации, мобильности.

Метод доступной выборки применяется при исследовании генеральных совокупностей, слишком сложных для исследования другими методами. Обычно такими совокупностями являются аудитории СМИ (опрашиваемая непосредственно через СМИ), потребители определенных товаров (опрашиваемые непосредственно в магазинах), национальные меньшинства, представителей которых опрашивают в культурных обществах или местах компактного проживания и т.п.

Метод «снежного кома» применяется к малочисленным гипотетически генеральным совокупностям, например, к коллекционерам или эксперта по узкой проблеме. Каждого найденного члена такой совокупности спрашивают, кого из своих коллег он мог бы назвать. Полученный список принимается за основу выборки; опрос продолжается до тех пор, пока мена в списке не начнут повторяться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: