Интенциональная структура высказывания




Предложение – минимальная коммуникативная единица. Оно может быть самостоятельным высказыванием и функционировать в речи.

Включаясь в ситуацию общения, в коммуникативно-прагматический контекст, высказывание выступает как минимальная составляющая дискурса – речевой акт.

Коммуникативно-прагматический контекст высказывания образуют прежде участники коммуникации (коммуниканты). Один из них выступает как автор данного высказывания (продуцент), как отправитель сообщения. Другому коммуниканту (или группе коммуникантов) отводится роль индивидуального или коллективного адресата, получателя (или группе получателей), реципиента (реципиентов) передаваемого сообщения.

Важными для описания коммуникативного взаимодействия координатами являются следующие оси:

- пространственная (здесь – там);

- временная (сейчас, раньше, позже)

- персональная (я – ты – он);

- ось социального статуса (равный мне, находящийся выше, ниже меня по статусу).

Это различные виды дейксиса – пространственный, временной, персональный, социальный.

Мотивом, побуждающим одного из коммуникантов к высказыванию, оказывается такое положение дел, которое им может восприниматься как неудобное, неприятное, дискомфортное, требующее осуществить какое-либо действие, чтобы изменить ситуацию к лучшему с помощью своего собеседника. Подобного рода мотив лежит в основе коммуникативного намерения (коммуникативной интенции).

Совершая речевое действие, речевой акт, говорящий, прежде всего строит определенное высказывание, т.е. совершает локутивный акт (локуцию). Локутивный акт включает референциальный акт и предикационный акт (Дж.Серль). Референциальный акт заключается в том, что говорящий называет лица, предметы, ситуации так, чтобы говорящий мог понять о ком или и чем конкретно пойдет речь – президент России, столица России, мой отец, война 1812 года и др.

Одновременно с локутивным актом говорящий вкладывает в свое высказывание определенную интенцию, выражает свою интенцию, совершает иллокутивный акт, например, выражает просьбу, обещание, соболезнование, благодарность, приглашение и т.п. Этот аспект высказывания изучается в рамках прагматического синтаксиса, который рассматривает еще и тот перлокутивный эффект, который имеет высказывание, т.е. то воздействие, которое данное высказывание оказывает на слушающего, адресата. Например, адресат может выполнить или не выполнить просьбу, может обидеться на говорящего и т.п.

В теории речевых актов (Дж. Серль, Дж. Остин) речевой акт рассматривается как трехзвенное образование, включающее:

- локутивный акт;

- иллокутивный акт;

- перлокутивный акт.

Интенциональная структура предложения может быть представлена формулой, F(p), где F – иллокутивная сила, а р – пропозиция. Пропозиция выступает как начальный способ «упаковки» информации, которая подлежит передаче посредством высказывания. Одна и та же пропозиция может входить в состав различных прагматических типов высказываний. Так, пропозиция ДАТЬ (ты, книга, я) входит, например, в состав таких речевых актов: Я прошу, дай мне книгу; Я благодарю тебя за то, что ты дал мне книгу.

Иллокутивные предикаты, типа прошу, благодарю, обещаю и др. выступают как показатели иллокутивной силы, они именуют коммуникативное действие.

Е.В.Падучева отмечает, что высказывание имеет иллокутивную функцию, а предложение – иллокутивный потенциал [Падучева 1996]. Под иллокутивной функцией понимается коммуникативная задача высказывания.

Традиционно выделяют три типа предложений в зависимости от целеустановки ("иллокутивного потенциала") – повествовательные, вопросительные и побудительные. Интенция говорящего многовариантна и находит выражение в самых различных формальных показателях. Но три ее варианта – повествование, вопрос и побуждение типизированы русским языком и образуют своеобразную систему средств быстрого реагирования в меняющихся условиях коммуникации [Ломов 1994].

Первичной коммуникативной функцией повествовательного предложенияявляется выражение сообщения, а первичной формой выражения сообщения является повествовательное предложение: Я живу в Твери.

Повествовательные предложения служат для передачи следующего содержания: "Я сообщаю тебе, что Р"; "Я хочу, чтобы ты знал, что Р"; ("Я предполагаю, что ты не знаешь, что Р").

Повествовательное предложение наряду со своей основной коммуникативной функцией сообщения может синкретически (одновременно) выражать различные другие интенции говорящего. Например, высказывание Ружье заряжено является не только сообщением, но и предупреждением или угрозой.

Второй коммуникативный тип предложений вопросительные предложения,основное назначение которых – информировать слушающего о недостаточной информации, которой располагает говорящий. А.И.Смирницкий отмечает, что "основной целевой установкой вопросительного предложения является непосредственное побуждение слушателя (читателя) к ответу, к известному речевому акту, связанному с содержанием данного вопросительного предложения" [Смирницкий 1957].

Дж. Лайонз подчеркивает, что "спросить кого-либо – значит не только поставить вопрос, но и, действуя так, подать знак слушающему (адресату) о том, что от него ожидается ответ на поставленный вопрос [Лайонз, 1978].

Вопросы подразделяются на общие, специальные (частные, wh-вопросы), альтернативные, риторические, косвенные.

Общие вопросы требуют да/нет-ответа: Ты уже уходишь?Да.

В специальных вопросах (wh-вопросах) начальное вопросительное слово заменяет неизвестный элемент: Куда ты идешь? Домой. Спрашивающий уже знает о том, что субъект (ты) куда-то идет, но куда именно ему еще не известно. Содержание "субъект куда-то идет" составляет пресуппозицию вопроса " Куда ты идешь?". Пресуппозицией вопроса Когда ты вернешься? будет содержание "ты вернешься".

Риторические вопросы предполагают, что адресатом является не только слушающий, но и сам говорящий, от которого и ожидается ответ, в то время как слушающий остается в ожидании ответа: Я настаиваю накак это называется?на переоформлении документов.

О. Есперсен подчеркивает, что вопрос является своего рода просьбой сообщить что-то, дать необходимые сведения [Есперсен 1958]. А.И. Смирницкий также отмечает, что в вопросе говорящий побуждает слушателя к ответу.

Иногда вопросительные конструкции используются не в свойственной им коммуникативной функции, т.е. не для выражения вопроса, вопросительной интенции, а для выражения других интенций. Например, для выражения просьбы совершить что-либо: Не поможешь ли ты мне? В этом случае мы можем говорить о косвенном речевом акте: речевой акт просьбы оформляется вопросительным предложением.

Побуждение к действию обычно выражается с помощью побудительных конструкций. Исследователи отмечают, что есть основания полагать, что именно побудительные конструкции явились самыми древними формами осуществления коммуникации.

В побудительном предложении выражается волеизъявление говорящего, направленное на осуществление чего-либо. Значение побудительности выражается: 1) глагольной формой повелительного наклонения (императивные конструкции Принеси воды!); 2) частицами Пусть он придет! 3) инфинитивными конструкциями Молчать! и др.

Значение волеизъявления имеет различные оттенки – от категоричного требования до смягченного волеизъявления. В разговорной речи различные оттенки волеизъявления выражаются частицами: Да замолчи же ты!

Побудительные предложения входят в разряд директивных высказываний – просьб, приказов, требований и т.д.Полная формула директивного речевого акта – Я прошу тебя сделать это, где выражены все компоненты директива: Я – отправитель, субъект волеизъявления; тебя – получатель, агенс (производитель) желаемого действия, сделать это – то, что является объектом волеизъявления: прошу – иллокутивный предикат, показатель иллокутивной силы высказывания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: