Отсутствие информации - это тоже информация . 2 глава




Надо сумет предъявит себя зрителю. Только надо, чтобы было что предъявлять. На что еще обращает внимание работодатель? Кроме всего вышеперечисленного, существуют так называемые формальные критерии приема на работу, такие как пол, возраст, образование, здоровье. При отборе специалистов многие работодатели придерживаются некоторых стереотипов. Рассмотрим наиболее типичные ситуации. Ситуация первая. Вы - женщина, значит, ваши шансы попасть на телевидение намного скромнее, чем у представителей противопо ложного пола. Вы умны, образованны, привлекательны. Однако в момент приема на работу удача улыбается не вам, а молодому человеку, возможно, довольно посредственному. Вам же честно объясняют, что коллектив телекомпании на три четверти состоит из женщин, поэтому требуются мужчины. Знакомая ситуация? Объективно в современной России у молодых, грамотных парней больше шансов получить эту работу, чем у женщин. Ни для кого не секрет, что выдающийся российский телевизионный менеджер Олег Добродеев вообще не рассматривает девушек в качестве потенциальных корреспондентов программы «Вести». Какие резоны? Мужчины мобильны, не обременены семейными заботами и декретными отпусками, их можно послать в огонь и на войну. К тому же молодые парни хорошо выглядят в кадре и не требуют стилиста и гримера (девушкам это часто необходимо). ¦ Тем не менее Маргарита Симонян сначала стала лучшим собкором РТР в Краснодаре, потом ее пригласили в Москву, где именно ей по ручались центральные сюжеты «Вестей». Сегодня Маргарита явля ется главным редактором спутникового телеканала «Russia Today ». Еще одна из моих любимых учениц Ася Емельянова когда-то дела ла прекрасные сюжеты на вологодском телевидении, затем прошла конкурс и стала корреспондентом программы «Вести», а сейчас де лает репортажи из Европы. ¦ Это означает, что принадлежность к женскому полу лишь увеличивает конкурс на должность, но не закрывает дверь в профессию. Ситуация вторая. Вы слишком поздно поняли, что ваша судьба связана именно с телевидением. 18

Вам под сорок, и начинать рядом с юными корреспондентами очень сложно. Как быть?

На каждое «нет» есть несколько «да»!

Не говорите себе «нет», особенно если это «нет» делает вас несчастным. Может быть, не стоит начинать в новостях? На телевидении, кроме экранных профессий, существует масса других занятий. Профессия режиссера, оператора, редактора дает возможность раскрыться человеку в зрелом возрасте, если, конечно, есть талант. Интересно, что когда появились первые коммерческие компании в России, многие пенсионеры - ветераны телевидения получили лестные приглашения от своих молодых коллег. Стал востребован их редакторский и организаторский опыт. Например, в свое время на АТВ лучше всех собирала публику на ток-шоу женщина, которой было за 70. Возраст - это и препятствие, и богатство. Но прежде всего это опыт. Надо уметь его правильно применить и не ставить себя в нелепые ситуации. Ситуация третья. Вы хотите работать на телевидении, но не имеете специального образования. По этому поводу обычно задают много вопросов люди, имеющие дипломы врачей, биологов, физиков: «Надо ли оканчивать специальный вуз или получать второе высшее образование?»; «Зачем вообще иметь образование, если все и так хорошо получается, несмотря на то что за плечами только школа или техникум?» Ответ может быть только один: профессия журналиста требует высшего образования. Надо уметь организовать себя и окончить вуз. Какой - не суть важно. Эрнст, Познер и Лобков - по образованию биологи. Однако же это не помешало им стать настоящими профессионалами телевидения. Иногда специальное журналистское образование дает меньше, чем любое другое. Чему учат журналистов? Всему понемножку плюс чуть-чуть ремесла. За рубежом действует другая система. Сначала человек изучает конкретную область знаний (физика, биология, медицина и др.), а потом, если почувствует интерес к профессии журналиста, может окончить одно- или двухлетние курсы для приобретения практических навыков. Это очень грамотный подход. Биолог Павел Лобков неспроста глубоко и точно задает вопросы из мира растений. Однако не менее точно он говорит о политике и экономике. Всегда наиболее выигрышным является симбиоз конкретных знаний, навыков ремесла и умения учиться. Умение учиться и есть 19

главный результат любой учебы. База данных по любой проблеме обновляется каждый день. Журналист должен уметь следить за этим изменением, анализировать, обобщать и уточнять. Хорошо, если вас этому научили в институте. Бывает, что приходится этому учиться самим. Но, как говорится, умный любит учиться, а дурак - учить. Ситуация четвертая. У вас есть проблемы со здоровьем. В жизни бывают уникальные случаи. Например, в Великобритании слепой с рождения мальчик сумел занять пост министра иностранных дел. А в Новосибирске руководитель огромного телевизионного холдинга успешно управляет людьми, будучи прикованным к инвалидной коляске. В данном случае речь идет об исключительных личностях. Реальные трудовые будни работника любой телекомпании требуют выносливости, а значит, здоровья. Нужны крепкие нервы и врожденный оптимизм. Нужно уметь не обращать внимания на температуру или боли в пояснице. Еще лучше регулярно следить за здоровьем, чтобы всего этого не было. Тренажерный зал, бег по утрам, обливание холодной водой, четкий режим дня, полноценное питание - все это необходимо для всех, кто хочет заниматься журналистской работой. Существует стереотип, что журналист - это человек, который много курит, пьет и обязательно ведет богемный образ жизни. Какое-то время так прожить можно. Но при этом есть риск потерять работу и стать никому не нужным. Таких примеров, к несчастью, слишком много. Вы и ваш начальник Родителей, как известно, не выбирают. Начальников тоже, потому что журналист, как правило, приходит работать в телекомпанию, а не к конкретному человеку. В телевизионных компаниях я бы выделила два основных типа начальников: директор и главный редактор.ДИРЕКТОР Директора бывают разные, но я поделила бы их на три категории: менеджер, коллега и чиновник. Директор-менеджер Такому директору не надо говорить об отсутствии разницы между созданием телевизионного и любого другого продукта. Он это чувствует всем своим экономическим нутром и во многом исходит 20

в своих действиях из абсолютно грамотных и современных экономических соображений. Как правило, в эту категорию входят достаточно молодые люди (от 30 до 40 лет). Они хорошо одеваются и следят за собой. Формально держат дистанцию в общении с подчиненными, и вся их деятельность направлена на увеличение прибыли компании. Этот тип директора, как и любой другой, имеет свои плюсы и минусы. Плюсы. Такой директор может действительно наладить производство успешных, рейтинговых программ. Он всегда будет заботиться об обучении персонала и перенимать опыт лучших компаний. У него хватит мужества и решительности избавиться от многих стереотипов, так как реальная независимость компании тесно связана с грамотной экономической политикой компании. Появление менеджера на посту директора - положительное явление наших дней. Минусы. Как правило, творческие коллективы телекомпаний сложно воспринимают руководителей такого типа, так как у последних нет никакого пиетета перед высоким творчеством и заслугами ветеранов и мэтров телевидения. Сугубо прагматичный подход к производству программ вызывает у творцов болезненную реакцию, которая часто выливается в настоящие драмы и конфликты. В современных условиях именно такие директора в регионах легко переходят на систему производства исключительно новостных программ, отказываются от производства собственных программ и продают рекламное время внутри сетевого контента. Директор-коллега Как правило, это люди, которые выросли внутри самой профессии и имеют отличное представление обо всех ее нюансах. Это могут быть журналисты (реже - режиссеры), достигшие не только профессиональных успехов, но и профессионального признания среди коллег. Это люди с высокими амбициями, имеющие собственное представление о будущем своей телекомпании и готовые отстаивать его на любом уровне. Плюсы. Такой директор прекрасно знает профессию изнутри и способен отличить хорошую программу от плохой. «Разбор полетов» в кабинете такого директора является отличной профессиональной учебой. Он является авторитетом для большинства сотрудников. Директору-коллеге обычно удается налаживать контакты с крупным бизнесом и властью. Во многом этому способствует его телевизионная карьера и «раскрученность» имени. Минусы. Директору-коллеге не хватает современных экономических знаний, прагматического подхода к телевизионному вещанию. Ему трудно расставаться с плохими работниками, с ветеранами, которые когда-то были его учителями. В работе преобладает субъективный 21

подход, много вкусовщины, потому что у каждого творческого работника есть собственные эстетические и профессиональные пристрастия. Плохо, если директор-коллега выходит в эфир, потому что в случае совмещения творчества и директорства страдает то и другое. К тому же, работая на программу своего босса, вся команда вынуждена вступать с ним в особые отношения: не «работник - директор», а «корреспондент (режиссер, редактор и т. д.) - ведущий». Чем проще и конкретнее выстроена схема отношений «директор - подчиненный», тем лучше для всех. Директор-чиновник Такие люди чаще всего руководят государственными компаниями. Это управленцы, которые приходят на работу из государственных структур (департаментов культуры, по связям с общественностью и т. д.). Они не очень молоды, но и не пенсионеры. Эти люди всегда умны, изворотливы, четко политически ориентированы, велеречивы и никогда ни в одной ситуации не забывают про собственный интерес. Как правило, они достаточно далеки от творчества и судят об успехе или неуспехе программы по отзывам своего ближайшего окружения и особенно интересуются мнением сильных мира сего. Плюсы. Директора данного типа уверены в себе и хорошо представляют интересы компании на разных уровнях. Они всегда способны отчитаться перед кем угодно, выбить деньги, списать долги и преподнести презент нужному человеку, хорошо ориентируются в политической ситуации и умеют держать нос по ветру. Как правило, они активно стимулируют участие телекомпании в фестивалях разного уровня и сами выходят на сцену получать призы (хотя это, скорее, можно отнести к минусам). Минусы. Как правило, директора-чиновника не интересуют творческая составляющая эфирного контента и бытовые проблемы сотрудников телекомпании. От такого директора даже после нескольких лет работы в аппаратной можно услышать вопрос: «А почему на разных мониторах разные картинки?» Известны и такие случаи, когда сотрудники компании получали зарплату в течение нескольких месяцев через суд, в то время как директор покупал новую служебную иномарку. Таких директоров очень трудно сместить с поста, так как они отлично умеют приспосабливаться к любой ситуации и очень многим людям, включая определенные группы творческих людей, очень удобны и выгодны. Однако не будем давать категоричных оценок: «менеджер - это хорошо, чиновник - это плохо». Понятно, что все зависит от конкретного человека, его желания и умения работать с людьми и добиваться успеха. Я встречала молодых и образованных лидеров, внешне привлекательных и обаятельных, от которых пачками бежали журналисты. И наоборот, чиновников старой закалки, прекрасно организовавших сложный процесс творчества. 22

Роль директора трудно переоценить. Это тот человек, который реально проводит политику своих учредителей в жизнь, принимает людей на работу и формирует команду. Сильный директор - это большое счастье и большая редкость. В последнее время в государственных и коммерческих компаниях России все чаще появляются именно сильные директора, способные сделать компанию успешной и независимой. Как известно, процесс любого общения как минимум двусторонний. Следовательно, и для журналиста важно умение найти подход к директору, к какому бы типу последний ни принадлежал. Общение с руководством будет эффективным в том случае, если вы с самого начала оговорите условия вашего взаимодействия. СОВЕТЫ КАК ДОБИТЬСЯ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДИРЕКТОРОМ? • Между журналистом и телекомпанией должен быть заключен кон тракт. Роль и сила обычной бумаги явно недооценена большинством творческих работников телевидения. Если даже имеется контракт, подписанный журналистом и директором, то, как правило, это общая бумага с набором расхожих формулировок. Однако когда возникают такие ситуации, как болезнь ребенка, дополнительная работа или заманчивое предложение о поездке за рубеж со съемками, в этот момент вы отчетливо понимаете, что ваш контракт не дает ответа на вопрос: можно или нельзя. Значит, надо каждый раз идти и разговаривать. При этом дергаетесь вы, дергается и ваш начальник. Я видела контракты работников зарубежных компаний и наших федеральных. Они всегда индивидуальны. В них предусмотрены и подробно расписаны различные ситуации, включая возможность творческого, профессионального роста и изменения материального вознаграждения. Жизнь меняется, возникают новые идеи, предложения, появляется возможность творчески расти и развиваться. И в каждом из этих случаев гораздо удобнее сослаться на контракт, чем идти просителем в кабинет начальника. Всегда выигрывают обе стороны, когда сначала устанавливаются некоторые правила игры, а потом они строго соблюдаются. Нельзя устраивать истерик, если вам не дают делать новый проект или снимают программу с эфира. Надо уметь найти в себе силы, чтобы заново прокрутить создавшуюся ситуацию и поискать причины прежде всего в своих действиях. 23

Идею проекта правильнее согласовывать со своим начальником на самом раннем этапе на уровне синопсиса (то есть коротко изложенной аннотации). И в этом случае лучше довериться бумаге, чем собственному рассказу. Иногда вы рассказываете одним образом, а сюжет (программа, фильм) получается совсем другими. И если нет предварительно завизированной бумаги с синопсисом, трудно доказать свою правоту.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНТРАКТА 1. Должностные обязанности В этом пункте максимально подробно должны быть расписаны ваши задачи по созданию той или иной программы, участие в работе над новыми проектами (форма, сроки); оговорен график работы: фиксированный или свободный, посещение летучек: обязательное или нет. Представьте себе, скольких конфликтов можно избежать, если договориться обо всем этом заранее. 2. Права Наличие этого пункта позволит обратить внимание сторон на условия выхода или невыхода созданного вами продукта в эфир, на степень вашего влияния на этот процесс и на четкие основания для снятия сюжета или программы с эфира. Здесь же должно быть расписано ваше право на отдых (размер отпуска, время года и проч.), право на профессиональное образование (хотя бы краткие курсы раз в два года с указанием названия учебного заведения, если оно вам известно). 3. Материальное вознаграждение Необходимо сразу оговорить размер вашей зарплаты, перспективы ее роста, можно ли рассчитывать на премию и в каком размере в случае профессионального успеха (такого, например, как победа на фестивале). 4. Порядок увольнения Этот пункт надо продумать и расписать до мелочей.Здесь могут быть предусмотрены различные варианты, вплоть до жестких сроков отработки. Однако из опыта общения с огромным количеством журналистов я знаю, как болезненно для обеих сторон проходит разрыв отношений. Чаще всего возникают вопросы: можно ли будет взять кассеты со своими работами? Кому реально принадлежат права на сюжеты или на идею проекта, с которой вас приглашают на другой канал? Я думаю, что компании. Однако в контракте можно предусмотреть возможность использования таких кассет в качестве вашей личной презентации без права эфирного показа. Если юридически разобраться с вопросом авторских прав заранее, это будет полезно и вам, и компании. 5. Персональные вопросы Чаще всего они связаны с семейной ситуацией или карьерой. Не скрывайте своих намерений, и тогда в контракте появятся гарантии исполненияваших желаний, а работодатель всегда сможет обезопасить себя указанием четких сроков. Надо предусмотреть гарантии со стороны работодателя 24

в случае таких неприятностей, как ваша болезнь или болезнь ваших ближайших родственников (к сожалению, от этого никто не застрахован). • Между начальником и журналистом должна быть установлена опре деленная дистанция общения Трудно давать абстрактный совет всем и каждому (уж очень мы все разные), но тем не менее рискну утверждать, что формальная дистанция всегда надежнее, чем слишком тесная и близкая. Отношения «начальник - подчиненный» предполагают эту дистанцию, и всегда легче выстраивать эти отношения раз и навсегда, чем каждый день менять их. ¦ Вспоминается история, которую поведала мне директор Медиа-академии из Нидерландов - женщина умная, деловая, решительная. Так случилось, что Элс (так звали мою собеседницу) по сердцу при шлась новая сотрудница - молодая женщина, которая увлекательно и ярко вела занятия по тележурналистике. Отзывы о ее тренингах были самые положительные, и общение с ней доставляло радость всем сотрудникам академии. И вот однажды Элс купила себе модную, яркую кофточку. Померив ее в своем кабинете, она поняла, что кофточка ей явно не по возра сту и носить ее она не будет. Ей в голову пришла гениальная, как тогда казалось, идея - подарить эту кофточку той самой Джен ни, у которой двое детей, больной муж и явно стесненные средства. Дженни пыталась отказаться, потом все же согласилась принять подарок и сразу надела обновку, поблагодарив начальницу. Через два дня Дженни нечаянно пропустила занятие, перепутав рас писание. В таких случаях Элс становилась жесткой и беспощадной и лишила преподавателя, как это и было прописано в контракте, ме сячной зарплаты. На следующий день кофточка лежала у нее на сто ле, а отношения были безнадежно испорчены. Эта история стала для Элс серьезным уроком на будущее. ¦ / ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР В крупных телекомпаниях непосредственный начальник для тележурналиста - это главный редактор. Директора новичок иногда видит только издалека и не имеет возможности с ним общаться (особенно в случаях «директор-менеджер» или «директор-чиновник»). Главный редактор ставит журналисту конкретные задачи, оценивает его программы и т. д. С ним у журналиста уже не может быть юридических отношений в виде контракта (главный редактор может быть только посредником при его заключении), поэтому чаще всего с ним складываются более тесные, дружеские отношения. Дать портрет главного редактора труднее, чем директора, и это объяснимо. Дело в том, что на этой должности оказываются самые 25

разные люди: и ветераны с многолетним опытом работы, и яркие звезды телеэфира. Можно сказать только одно: эти люди либо являются профессионалами, либо твердо убеждены, что профессионалы. По понятным причинам со второй категорией работать намного сложнее, чем с первой. СОВЕТЫ КАК ВЫСТРОИТЬ ГРАМОТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ? Уважайте мнение главного редактора, даже если вы с ним не со гласны. Судьбе было угодно именно этого человека назначить вашим непосредственным начальником, поэтому постарайтесь понять его резоны, прежде чем активно не соглашаться с ним. Старайтесь всегда убеждать главного редактора в своей правоте, если ваши мнения не совпадают. Но если решение все же принято не в вашу пользу, найдите в себе силы согласиться с ним. Определите круг людей, которые являются авторитетом для главного редактора в случае явного несовпадения ваших взглядов на творче ство. К сожалению, такое несовпадение бывает часто, особенно если главный редактор пришел из газеты или имеет собственный опыт создания авторской программы. Никогда не действуйте через его голову - это недопустимо. Но если творческим авторитетом для главного редактора является режиссер, опытный монтажер или кто-то за стенами студии, постарайтесь организовать ситуацию, когда два варианта вашей программы: один такой, как хочется главному, а другой - как хочется вам, будут просмотрены этими людьми. Совсем не обязательно делать это в эфире, однако ваше упорство может быть вознаграждено, если влиятельные эксперты скажут несколько слов в защиту вашего варианта. От чего зависит эффективность работы тележурналиста? Как известно, эффективность - это возможность достичь максимального успеха при минимальных затратах. Это означает, что за минимальное время (а его всегда не хватает!) вы делаете яркий продукт, востребованный зрителем. То есть вы успеваете взять интервью, написать текст, смонтировать картинку и на каждом этапе производства репортажа или сюжета делаете именно то, что надо делать. Любой выезд на съемки обходится телекомпании в немалые средства. Задача журналиста - не только вернуть эти деньги, но и приумножить их. Яркое телевизионное произведение поднимает престиж и рейтинг 26

компании, чем, безусловно, влияет на отношение к ней рекламодателей, а значит, приносит прибыль! Эффективность работы тележурналиста также напрямую зависит от отношений с начальством и властью. Бывает так, что в производство вашего гениального сюжета вмешиваются сторонние силы и им приходится уступать. Это непросто, но у каждого из нас есть выбор, степень допустимого компромисса. Говоря об эффективности журналиста, мне хотелось бы особо выделить такие важные условия, как наличие или отсутствие в телекомпании творческого лидера, хорошей техники и настоящей команды. • ТВОРЧЕСКИЙ ЛИДЕР Понятия «творческий лидер» нет в штатном расписании телекомпании, но каждому журналисту понятно, о чем идет речь. Этот человек может быть директором студии или главным редактором, а может и рядовым режиссером или корреспондентом. В любом случае повезет тому «новичку», который попадет в поле зрения творческого лидера. Что я подразумеваю под этим понятием? Редкое совмещение таких качеств, как креативность и высокие организаторские способности. Прибавим к этому качество тонкого психолога, умеющего чувствовать людей и создавать атмосферу веселой творческой конкуренции. ¦ Именно таким творческим лидером был Эдуард Сагалаев во вре мена популярности молодежной редакции Центрального телевиде ния. Удивительно, как этот человек в условиях жесткой цензуры мог создать такие успешные телевизионные проекты, как «12 этаж», «Взгляд» и многие другие. Не менее удивительно, что практически все известные телезвезды страны стартовали именно под его кры лом. Это Любимов, Политковский, Киселев, Парфенов, Флярковский, Демидов, Эрнст, режиссеры и продюсеры - Малкин, Ворошилов... список можно продолжать и продолжать. ¦ Когда имеешь такой результат, он уже не может считаться случайным. Творческий лидер - это человек, который умеет находить кадры и бережно их растить. Корреспонденты старого НТВ рассказывают легенды о «временах Добродеева». Олег Борисович несколькими замечаниями мог помочь человеку определить главное в самом себе. А ведь без этого понимания творческого успеха не достичь. Вся редакция НТВ сидела до глубокой ночи в Останкино, дожидаясь «разбора полетов» ночного эфира, как настоящего праздника. Не случайно вслед за Добродеевым на телеканал «Россия» перешли такие яркие журналисты, как Евгений Ревенко, Аркадий Мамонтов, Вячеслав Грунский, Эдуард Мацкявичус и др. Эти люди понимали, что без Добродеева они не смогут достичь новых вершин. 27

Творческий лидер необходим как воздух, особенно людям талантливым и амбициозным, поскольку они, как правило, трудно воспринимаются окружающими и бывают очень ранимы. В практике регионального телевидения есть немало горьких примеров, когда явных фаворитов буквально топтали на летучках, унижали и всячески способствовали превращению таких людей в некоторый стандарт. Это делалось не специально. Просто - не повезло. Не встретился настоящий творческий лидер. ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ЛИДЕРА Уверенность Творческий лидер всегда точно знает, чего хочет. Он тратит огромное количество сил, времени и таланта на то, чтобы убедить окружающих в своей правоте. Он порой напоминает ледокол, который разрубает любые льды и четко движется к своей цели. Обаяние Не раз после беседы с творческим лидером мне приходилось с удивлением обнаруживать, что меня только что уговорили сделать то, чего я совсем не собиралась делать. Более того, все мои жалкие попытки отвергнуть предложение рассыпались в прах под обаянием и улыбкой человека, который не собирался отказываться от своей идеи. Есть такое выражение: подпасть под обаяние. Иногда это обаяние действует как гипноз и завораживает собеседников - как начальников, так и подчиненных. Фанатизм Я не встречала ни одного творческого лидера (при всей их несхожести), который заканчивал бы работу ровно в 18 часов или тратил много времени на отдых и развлечения. Творческие лидеры - настоящие трудоголики. Они горят на работе, они счастливы на работе, они живут, а иногда, к сожалению, и умирают на работе. Креативность Творческий лидер не только умеет выслушать чью-то идею. Он сам полон идей. Он «фонтанирует» ими. Иногда они запредельны и невыполнимы, но всегда интересны. Как правило, творческий лидер не дрожит над своими идеями, не пытается их сразу запатентовать, так как абсолютно убежден, что завтра появятся новые. Умение и желание возиться с новичками и вера в их успех Это очень важное качество. Трепетное отношение к талантам, умение увидеть в человеке то, что он сам в себе не видит, бесконечные разговоры и «разборы полетов», умение поздравить и отметить при всех, причем не только морально, но и материально, - все это 28

позволяет говорить о творческом лидере как о капитане команды. Команды, которую этот человек придумал и сделал. Можно ли стать творческим лидером? Если вы видите в себе перечисленные выше качества и думаете: «Почему же я не лидер?», я могу дать вам только один ответ: значит, у вас нет этих качеств. Творческий лидер как бы выталкивается наверх сам. Это не тот случай, когда кого-то кем-то назначили. Это результат признания со стороны коллег и собственная активность в достижении своей цели. Целью может стать воплощение реального телевизионного проекта, а может - появление новой телекомпании. Высота целей разная, но способ достижения один и тот же. В регионах, конечно, тоже есть яркие творческие лидеры, иначе не было бы сильных региональных телекомпаний. Совсем не каждый творческий лидер стремится уехать в Москву. Многие находят себя там, где родились. С каждым днем творческих лидеров становится все больше, потому что подрастает новое поколение людей, которые родились во времена перестройки. Они более независимы, самостоятельны, амбициозны и готовы брать ответственность на себя. • ТЕХНИКА Трудно отрицать зависимость эффективности нашей работы от качества телевизионной техники, которая имеется в телекомпании. Сколько раз мне доводилось слышать плач о том, что камера сломалась, аккумулятор «сдох», штатива нет и так далее. Действительно, когда все это происходит на съемочной площадке и от вас ускользает интересный материал, можно сойти с ума. И все же есть другие примеры, когда телекомпания имеет все, включая спутниковые камеры, а зритель отдает предпочтение другому каналу. Какова же степень зависимости журналиста от той техники, которую он использует? Со сломанной камерой в руках даже идеальный оператор ничем вам не сможет помочь. Однако если взять ситуацию, когда техника работает идеально, а оператор, к сожалению, случайный человек в профессии, вы тоже не получите ничего, кроме измотанных нервов. Не надо объяснять, что максимальная эффективность достигается, когда есть и хороший оператор, и хорошая камера. К счастью для многих студий, пришли времена, когда телевизионная техника перестала быть запредельно дорогой. Появление цифрового телевидения и компьютерного монтажа сблизило понятия: профессиональное видео и «хоум видео». Стоимость студийного оборудования, которая еще недавно стартовала от двух миллионов долларов, также снизилась и колеблется в пределах от тех же миллионов до двухсот тысяч долларов. 29

Конечно, студия, в которой проводятся съемки программ «Кто хочет стать миллионером?» или «Две звезды», - это безумно дорогое удовольствие. Но существуют другие варианты, например, такие, как у известного продюсера, режиссера и создателя телекомпании АТВ Анатолия Малкина, который порой умудряется из ничего сделать нечто. ¦ Например, первые программы «Времечко» выходили в прямой эфир из комнаты размером не более двадцати метров, однако при помо щи простых зеркал и хитрого света достигалось ощущение огром ной студии, где у каждого ведущего было свое пространство. В ре альности эти ведущие чуть не касались друг друга плечами. Другой пример связан с тем же Малкиным. Путч 1991 года. В Мо скве к этому времени уже работало огромное количество современ ных камер Betacam и не менее сотни наших и зарубежных операто ров. Все снимали памятные августовские события. Анатолий Мал-кин вручил своему оператору бытовую камеру VHS. В результате именно фильм Малкина купили знаменитые зарубежные компании. Так он заработал свои первые серьезные деньги и сразу вложил их в профессиональную технику. ¦ Из этого не следует делать слишком простой вывод, что главный «прибор» журналиста - это голова. Нет. Голова, то есть идея и четкое понимание задачи, - это очень важно. И все же в наши дни нужно уметь четко и правильно эту задачу ставить - нужна и голова, и техника, которая идеально подходит под съемки данного конкретного проекта. Нельзя делать ток-шоу, если в студии всего три камеры. Нельзя делать рекламный ролик, если нет хорошего света и опять же камеры с нужной оптикой. Надо уметь соотносить свою задачу с той техникой, которая у вас есть. И при этом надо помнить, что любую технику вплоть до спутниковых камер вы можете взять напрокат и даже купить, если ваш проект окупит все затраты. Техника на ТВ - это важный элемент успеха, и хороший журналист должен иметь максимальную информацию о возможностях техники, ее стоимости (в том числе и стоимости аренды). Тг [ Ш \ Техника вторична, идея первична.КОМАНДА Когда на занятиях по телемастерству в любой аудитории - студенческой, профессиональной или случайной - задаешь вопрос: «Чем работа на телевидении принципиально отличается от работы журналиста в газете или на радио?», одним из первых обязательно следует ответ: «Телевидение - это командная работа». 30



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: