Отсутствие информации - это тоже информация . 3 глава




Задумайтесь - даже самый гениальный журналист, которого с замиранием сердца слушает вся страна, должен быть показан этой стране на экране телевизора. А это значит, что с ним рядом работают операторы, осветители, режиссеры и звукорежиссеры. Прибавим редактора, стилиста, наконец, руководство, которое обеспечивает возможность выхода в эфир. Команда может быть большой - как на федеральных каналах, средней - как в больших региональных компаниях или совсем маленькой - как во многих региональных компаниях малых городов. Естественно, от задач данного телевидения, от степени подготовленности команды и даже от ее размеров во многом зависит эффективность нашей работы. СОВЕТЫ КАК ЖУРНАЛИСТУ ИЗБЕГАТЬ ПРОБЛЕМ В ОБЩЕНИИ С КОЛЛЕКТИВОМ? Всегда помните: как бы вы ни были гениальны, в одиночку вы ниче го не сделаете. Не приписывайте себе успех вашей программы - это заслуга всей команды, даже если, на ваш взгляд, именно ваша идея или талант определили этот успех. Уважайте мнение своих коллег. Каждый человек в команде имеет право на амбиции и на участие в творчестве. Это не есть только ваша прерогатива. Не бойтесь критики. Критика гораздо полезнее лести, если она конструктивна и направлена на успех. Будьте готовы к переменам. Сегодня вы на вершине славы, а завтра -кто-то другой. Такова жизнь. Уважайте всех членов коллектива. В команде не бывает маленьких и больших должностей. Оператор не менее важное лицо, чем журналист. От водителя зависит оперативность съемок вашего сюжета, от стилиста зависит ваш имидж. Пока вы не научитесь не на словах, а на деле уважать всех членов коллектива, успеха не будет. Забавно, что во многих случаях приходится говорить, скорее, о психологии, чем о творчестве в чистом виде. Но на своем опыте знаю, как много вопросов возникает у журналистов именно в связи с проблемами в своей команде. Давайте разберем и проанализируем некоторые типичные ситуации. 31

Ситуация первая. Вы - ведущий новостной программы. Вас признают зрители, как звезду (на американском телевидении ведущего эфира называют «талантом»), однако члены вашего творческого коллектива вовсе не собираются признавать факт вашей популярности. Более того, на вас сваливают огромное количество всяких бумаг и дел, вам не пишут подводки к сюжетам и даже содержание сюжетов пересказывают на пальцах, заботясь прежде всего о самих себе. После вечернего эфира вы сами смываете грим и добираетесь домой за тридевять земель на городском транспорте. Правильно ли это? Что делать, чтобы изменить ситуацию? Сразу отвечу - это совсем неправильно, и вовсе не потому, что лично вам тяжело (хотя это тоже аргумент). Это неправильно потому, что страдает весь проект в целом, будь то новости, или ток-шоу или публицистическая программа. Ведущий должен быть спокойным, уверенным и выглядеть отдохнувшим, а не замученным. Единственная его забота - это общение со зрителем, а не отсутствие необходимых материалов и т. д. Тем не менее такая ситуация возникает достаточно часто из-за вечного противоречия, заложенного в нашей профессии. На телевидение обычно приходят люди с амбициями. Каждый хочет быть первым и чувствовать в себе желание, силы, в том числе и для эфирной работы. Однако в эфир выходят единицы. Бывает так, что успех приходит вовсе не к самым талантливым, потому что это особая работа и здесь нужен особый дар. Признать сей факт очень тяжело. А если ведущий эфира к тому же ведет себя заносчиво и требует особого отношения, не миновать беды, то есть зарождения атмосферы зависти, конфликта и глубокого непонимания. Что же делать, если это уже случилось? • Во-первых, надо стремиться к тому, чтобы при воплощении любого проекта между членами команды были четко распределены обязанности. Именно четкая технология производства и дисциплина отличает профессиональную работу федеральных каналов от слабой работы региональных. Конечно, расставить людей по местам - задача продюсера, главного редактора, директора компании. Вряд ли такое под силу рядовому журналисту, тем более если конфликт крутится вокруг него самого. И все же ситуация небезнадежна. Есть книги, семинары, опыт лучших телекомпаний - на это можно ссылаться на творческих летучках и предлагать внедрять систему четкого разделения обязанностей хотя бы в качестве эксперимента. Полезно также предложить любому из корреспондентов побывать в вашей шкуре ведущего эфира. Это отрезвляет. Чего точно нельзя делать в общении с коллегами, так это жаловаться, требовать, ставить ультиматумы. К любой 32

проблеме, возникшей в коллективе, нужно учиться подходить, учитывая интересы каждого члена команды. •Во-вторых, постарайтесь объективно оценить ситуацию и посмотреть на себя со стороны: может быть, дело не в том, что людине хотят «работать на звезду», возможно, вы сами не допускаете мысли о добром сотрудничестве? Такое тоже бывает, особенно если человек склонен приписывать успех себе, а неудачу сваливать на других. Ситуация вторая. Вас старательно учат телевидению люди, чей опыт и квалификация вызывает у вас большие сомнения. Но предположим, что они отдали телевидению лучшие годы своей жизни, они настоящие фанаты, уверенные в своем профессионализме. Если вы будете делать так, как они говорят, зритель по-прежнему не будет реагировать на вашу программу. Однако все ваши попытки что-то изменить не дают никаких результатов. Сложная ситуация. Чаще всего она встречается в государственных телекомпаниях, где работает целый штат ветеранов телевидения с огромным количеством прежних заслуг и различных званий. Их и уволить нельзя, и обижать не хочется. При этом зритель уже давно поставил штамп «ретро» на все их программы. Что делать в данной ситуации? Во-первых, не спорить. Это бесполезно. Наоборот, надо слушать, кивать, соглашаться, а вот делать по-своему. Отлично будет, если вы сумеете убедить свои «учителей», что именно благодаря их советам вы добились успеха. Это будет им льстить. Не устану повторять: надо уметь делиться успехом и брать на себя всю от ветственность за неудачу. Во-вторых, всегда можно попробовать наряду с выполнением всех обязанностей сделать что-то сверх, но уже совсем свое. Например, в кругу ветеранов вы создаете скучный проект новостей. Но после окончания выпуска в качестве маленького «бантика» вы предлагаете что-то свое. Это может быть прогноз погоды, забавный гороскоп, сюжет с выставки кошек - что угодно, но явно любопытное, на что ваши горе-учителя и мучители должны среагировать положительно. Опять же очень важно психологически правильно себя вести. Попробуйте предъявить свой материал не со словами: «Вот я какой крутой, гораздо современнее вас», а с определенным набором реверансов. Но в этом потоке вынужденных реверансов старайтесь не терять лицо и по-прежнему оставаться уверенным в своей правоте. В-третьих, очень полезно поговорить с ветеранами об их молодости. Сразу выяснится, что в ваши годы они уже были самостоятельными фигурами: выходили в эфир, монтировали и так далее, такая параллель может оказаться полезной. 33

Ситуация третья. Команды просто нет. В силу разных причин такое, к несчастью, бывает. Каждый сам за себя и готов радоваться неудаче другого, выносится сор из избы, ведутся вечные споры из-за денег и т. д. Что можно сказать? Вам очень не повезло, особенно если вы новичок. С такой «командой» добиться успеха и профессионально вырасти практически невозможно. Но предположим, что вам некуда идти и это место вы завоевали долгим и упорным трудом. Вы чувствуете, что это ваше призвание, и у вас много новых идей. Как быть в этой ситуации? Во-первых, попробуйте спокойно оглядеться и не поддаваться общей атмосфере конфликта. Найдите себе партнера в лице оператора, режиссера или коллеги-журналиста. Вдвоем вам станет уже значительно легче. Главное - спокойно и уверенно делайте свою работу, гасите любые попытки втянуть вас в атмосферу сплетен и наушничества и потихоньку приучайте людей к тому, что на работе надо заниматься работой. Иногда такая тактика дает прекрасный результат. Очень важно всем, независимо от вашего истинного отношения, внешне демонстрировать почтение, лояльность и терпеливо переводить стрелки любых разговоров на рабочие рельсы. Во-вторых, чувствуя безнадежность ситуации, можно предложить руководству новый проект. Тогда естественным образом будет набрана новая команда или возникнет другое сочетание людей из этого коллектива. Это полезно. Конечно, вы можете не найти среди описанных выше ситуаций в точности похожей на свою. Предусмотреть все варианты невозможно. Я привела самые типичные. Главное - понять, что без налаживания четкого взаимодействия в команде работа не может быть профессиональной. Значит, на это надо тратить силы, этим надо заниматься, над этим надо думать. Когда-то меня удивили названия должностей в Московском бюро CNN. Дело в том, что администратор, водитель, оператор, так же как и собственный корреспондент, в штатном расписании значились как сопродюсеры (водитель-сопродюсер, администратор-сопродюсер и т. д.). Тем самым реально подчеркивалось участие каждого члена коллектива в создании сюжета. Мне это очень понравилось. С одной стороны, команда должна уметь работать на эфирного ведущего, то есть на одного человека. С другой стороны, каждый член команды должен реально ощущать себя значимой величиной. Но если этого в принципе можно достичь, почему бы не попробовать? 34

Советы новичкам После прочтения этой главы может возникнуть обманчивое впечатление, что каждый человек при поступлении на работу на ТВ сразу получает возможность общаться со зрителем, делать свои программы и так далее. Я вынуждена разбить эти иллюзии во избежание излишних переживаний и комплексов. Во - первых, в различных компаниях разные законы и традиции приема на работу, но везде вас загрузят по полной программе делами, не имеющими никакого отношения к творчеству (о котором вы так мечтали). Надо будет бегать с пропусками, расшифровывать чужие тексты или набирать их под диктовку, варить кофе и занимать очередь в буфет. Постарайтесь относиться к этому спокойно. Более того, я советую не выказывать никакого недовольства. Помните, что ваши великие творческие планы пока известны только вам и трудно ожидать больших восторгов со стороны коллег, которые вас совсем не знают. Во - вторых, не расстраивайтесь, если вас как новичка направят в новости. Даже если вы задумали нечто эпохальное, помните: работа в новостях - прекрасная школа для любого журналиста. В нашей профессии вообще нет ненужного опыта. Даже если вы уверены, что новости - это совсем не ваше, знайте: каждый грамотный журналист просто обязан уметь сделать хороший репортаж или сюжет. Считайте это тестом на профпригодность. К тому же технологическую цепочку (а современное телевидение - это прежде всего современные технологии) лучше всего познать именно в редакции новостей. В - третьих, не бегайте за старшими товарищами со своими идеями сюжетов или программ. Старайтесь изложить их на бумаге, тогда это будет точнее сформулировано и вызовет гораздо большее уважение и интерес. В случае если вашу идею использовали, а вы остались за бортом (такое часто бывает), не переживайте. Постарайтесь убедить себя, что главное уже сделано - вы нашли тему, и она была озвучена на экране. Сделать это самому представится возможность в следующий раз. В - четвертых, будьте осторожны с критикой в адрес ваших коллег. Пока вы не успели сделать ничего серьезного, держите свое мнение при себе. И никогда не льстите, если просто хотите понравиться кому-то. Молчание - золото. В - пятых, надо очень много работать, больше всех. Браться за любые дела, крутиться вокруг ярких проектов, просится у монтажеров посидеть на монтаже, а у ведущих ток-шоу - помочь на записи. Пробуйте писать досье на героев, собирайте листочки с закадровыми текстами после тех журналистов, которых считаете профессионалами. Только так можно научиться профессии.

ГЛАВА 2 ДОЛЯ, РЕЙТИНГ, ЗРИТЕЛЬ Со школьной скамьи людям моего поколения известно высказывание Ленина о том, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Особенно полезно подумать о системе координат, в которой мы находимся, людям с высокими творческими амбициями. Психологически истинный художник может творить только при ощущении полнейшей свободы и независимости. Это аксиома. Но правда жизни заключается в том, что любой художник и творец находится среди людей в определенное время, в определенной стране. А если к тому же он так или иначе хочет продавать свой труд, то обязан знать правила игры и соблюдать их. Мне запомнилась фраза известного телекритика и блестящего журналиста-газетчика Ирины Петровской из выступления на занятии в Центре «Практика»: «Если вы хотите быть истинно независимым - это возможно. Пишите все, что хотите, и... складывайте в свой стол. Другого не дано». Это грустно для тех, кто не хочет терять иллюзий и полон новых свежих идей. J Истинная удача приходит только к тем творцам, кто на- рушает стереотипы и рискует. Кто безоглядно верит 1 в свою идею, свое предназначение и считает, что невоз - Шможное - возможно. Даже самым талантливым и амбициозным тележурналистам во избежание горьких разочарований я советовала бы попробовать честно ответить себе на вопросы: «Кто, кроме моих друзей и знакомых, смотрел мою программу?», «Приносит ли моя программа прибыль компании?», «Знаю ли я своего зрителя?», «Кто реально финансирует мой проект?» и т. д. Лучше почаще задавать себе эти вопросы, 36

потому что всегда найдутся люди, которые с удовольствием укажут вам на ваши собственные ошибки. От кого зависит журналист? В первую очередь от зрителя. Зритель - главный судья и учитель. Он может одобрить программу, которой вы недовольны, и отвергнуть то, чем вы гордитесь. Судьба журналиста как профессионала находится в руках зрителя, и даже самые яркие эфирные звезды достойно уходят с экранов, как только зритель ставит им «неуд». На вручении национальной премии «ТЭФИ» среди членов Академии Российского телевидения звучат показатели рейтингов и доли зрительской аудитории, как в обществе фермеров обсуждаются цифры поголовья скота или урожайности. К своему величайшему изумлению, я обнаружила, что работники многих региональных компаний и даже федеральных каналов путаются в определениях: что такое рейтинг и доля? Для журналистов, производящих эфирный продукт, это все равно, что ездить на полной скорости в автомобиле с занавешенными окнами. Предлагаю восполнить пробел. Доля и рейтинг Попробуйте самостоятельно дать определения понятиям: рейтинг и доля. Многим кажется, что все просто и нет никакой интриги. Но как только я задаю этот вопрос в аудитории, сразу находятся смельчаки, которые с безоглядной уверенностью дают неверный ответ. Вы попробовали? Сформулировали? Даю правильный ответ. Рейтинг - это соотношение тех, кто смотрит вашу програм му, с теми, кто мог бы смотреть ее в принципе (с учетом тех, кто не смотрит телевизор вообще). Рейтинг можно обозначить формулой, где в числителе будут зри тели, которые смотрят программу, а в знаменателе - максимальное количество потенциальных зрителей в зоне устойчивого приема сигнала вашей телекомпании. Зрители, которые смотрят программу Рейтинг= Потенциальные зрители Например, в городе N областная телекомпания охватывает сигналом 1 млн жителей. В эту цифру входят маленькие дети и старики. При этом НАДО учесть, что во многих семьях количество телевизоров меньше, чем количество членов семьи. В некоторых семьях телевизоров просто нет. То есть мы имеем дело с приблизительными цифрами, но тем не менее эти цифры нам очень важны. 37

Теперь о доле. Доля всегда выше рейтинга. Почему? Почему любого грамотного продюсера всегда именно доля телесмотрения интересует больше, чем рейтинг? Потому что показатель доли является прямым показателем вашей победы или вашего провала. Долю можно обозначить формулой, в числителе которой опять те, кто смотрит программу, а в знаменателе - те, кто смо трит телевизор в данный момент. Зрители, которые смотрят программу ДОЛЯ =; Зрители, которые в данный момент смотрят телевизор Легко представить себе зрителя, который пришел после работы и устроился на диване в привычной позе перед голубым экраном. В руке у него пульт, и благодаря этому гениальному устройству зритель переключает каналы, на каком-то останавливаясь подольше, на каком-то - совсем ненадолго. Любая телекомпания и любой конкретный журналист являются участниками конкурентной борьбы именно за этого активного теле зрителя. Если мы знаем (а в Интернете рейтинги и доли печатаются регулярно и не являются никакой тайной за семью печатями), что прямой репортаж финала конкурса Евровидения по Первому каналу смотрели 70 процентов аудитории (то есть доля - 70%), то это означает, что все другие каналы и телепроизводители распределяли между собой оставшиеся 30 процентов аудитории. Представляете, как обидно было тем, кто старался, искал героев, не спал ночами, рисковал - и все впустую! Зритель обратил свои взоры совсем в другую сторону и не оставил им никакого шанса. Я люблю сравнивать разговоры о конкурентной борьбе за зрителя с простым и всем понятным примером с рыбаком, который старательно ловит рыбу именно там, где она была вчера, а сегодня ее уже там нет. Вполне вероятно, что другой, менее опытный, но более удачливый рыбак на самодельную удочку и полуживого червяка поймает гораздо больше и быстрее, так как именно ему улыбнется удача в этот день. Конечно, бывают такие показатели рейтинга и доли, что начинаешь терять веру в адекватного зрителя. Формат НТВ со «скандалами-интригами-расследованиями» быстро пошел в гору и в некоторые тайм-слоты обогнал телеканал «Россия» и Первый канал. Как ни ругают «Дом-2», на протяжении нескольких лет этот проект является одним из самых рейтинговых, стержневых проектов канала ТНТ. Но не будем забывать, что высокие рейтинги и доли имели фильмы «Идиот» и «Мастер и Маргарита», программы «Жди меня» и «Галилео». Есть две крайние точки зрения. Первая: рейтинг - это главный и единственный показатель успеха программы. Вторая: рейтинг 38

убивает значимость и человечность нашего ТВ, опошляет и обесценивает профессию журналиста, так как заставляет творцов идти на поводу у низких вкусов и низших инстинктов. Во время занятий мы всегда обсуждаем эти постулаты, и в каждой аудитории находятся сторонники с обеих сторон. Моя точка зрения такова: следить за рейтингом программы абсолютно необходимо, как необходимо следить за температурой тела в момент тяжелой болезни или за первыми неуверенными шагами годовалого ребенка, охраняя и поддерживая его. Нельзя не смотреться в зеркало, когда наносишь на лицо макияж. НАДО знать рейтинг своей программы и следить за эффек тивностью своей работы. Но это не означает работы во имя рейтинга во что бы то ни стало. Простой пример. Если на одном канале умный человек рассказывает интересные и полезные вещи, а на другом канале в это же время обнажается красивая женщина (хотя сейчас этого явно недостаточно, так как в моде - уродство), то, естественно, зритель на уровне простого инстинкта выберет канал с раздеванием. Есть три темы: смерть, секс и деньги, которые всегда будут вызывать живейший интерес у зрителей. Продюсеры прекрасно это понимают и умело используют эти темы как инструменты повышения доли и рейтинга. С этим ничего не поделаешь. Есть проблема общественного уровня, и она серьезная. Надо защищать детей, подростков и психику нормального человека от показа таких кадров, которые нельзя смотреть без специальной подготовки. За рубежом, к примеру, каналы эротического содержания имеют специальную кодировку и являются платными. Я считаю это чрезвычайно разумным. Но у нас в России всегда все по-своему. Тем не менее интересно отметить, что многие программы-страшилки на том же НТВ приелись зрителю. Их рейтинг стал резко снижаться. Каков будет следующий шаг продюсеров: нагнетание ужаса или поиск новых форматов, пока неясно. КАК ИЗМЕРЯЮТСЯ РЕЙТИНГИ И ДОЛИ И МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЦИФРАМ? Есть известные во всем мире компании, которые специализируются на этих исследованиях и доказали свою надежность. В России на сегодня такой компанией является Gallup Media. Именно она присылает заказчикам цифры рейтинга и доли компаний-конкурентов, расписанные по «шагу» каждые пятнадцать минут в течение всего эфирного дня. Как известно, филиалы компании Gallup Media есть не во всех городах России и даже в крупных городах-миллионщиках из- 39

учается мнение нескольких сотен семей, не более. Каким образом собираются сведения? Во-первых, выбираются семьи разного социального статуса, то есть настоящая фокус-группа, которая должна отражать уровень жизни и менталитет данного региона. Выбранные люди имеют специальные строго секретные контракты и заполняют дневники телесмотрения каждый день. Данные обрабатываются и уже через два-три дня выкладываются на стол подписчикам. Есть другой способ, более дорогостоящий и точный, при котором специальные технические устройства внутри телевизоров фиксируют включение и выключение кнопки того или иного канала. Можно ли доверять этим данным? Можно, как любой статистике, допуская определенную погрешность. Известно, что на Первом канале наряду с данными Gallup Media проводились собственные телефонные опросы населения, и эти результаты в основном совпали с результатами медиаизмерений. Цифры рейтингов и долей телесмотрения, по моему глубокому убеждению, должны интересовать не только медиамагнатов и рекламодателей. Каждому журналисту необходимо научиться смотреть эти таблицы, сравнивать результаты и обдумывать место своей программы и своего проекта в этой конкурентной среде. Надо уметь анализировать, чтобы понять и почувствовать предпочтения зрителей и угадать, а еще лучше предугадать его потребности. Вот как выглядят таблицы распределения долей зрительской аудитории (по данным службы измерений телеаудитории Первого канала). СУББОТА 4 ИЮЛЯ ДОЛИ ПЕРЕДАЧ ПЕРВОГО КАНАЛА В ЗАМЕРЯЕМОМ ОТРЕЗКЕ С 10:00 ПО 23:00 10.00 Новости (с субтитрами) 30,5 10.18 «Смак» 24,3 11.02 «Л. Зыкина. Как не любить мне эту землю.» 35,0 12.00 Новости (с субтитрами) 30,2 12.13 Премьера. Фильм Роберта Родригеса «Приключения Мальчика-Акулы и Девочки-Лавы» (S) 12,8 13.49 Ералаш 12,1 14.09 Елена Сафонова, Сергей Жигунов в фильме «Принцесса на бобах» 19,9 16.20 Проект «Общее дело». «Что принес России свободный рынок алкоголя?» 12,4 17.35 «Кто хочет стать миллионером?» с Дмитрием Дибровым 16,9 18.36 Концерт памяти Л. Зыкиной 21,9 21.00 «Время» 26,5 21.22 Премьера. «Оскар-2008». История Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом цвете» (S) 16,5 40

СЛУЖБА ИЗМЕРЕНИЙ ТЕЛЕАУДИТОРИИ ПЕРВОГО КАНАЛА 06.07.2009, понедельник МОСКВА ДОЛИ АУДИТОРИИ В ЗАМЕРЯЕМОМ ОТРЕЗКЕ С 10:00 ПО 23:00 канал Е НТВ ТВЦ 1 1 СТС! % Спорт Домашний I 2x2 i 1 ТВЗ Другой

10:00-23:00

22,9 16,1 15,7 3,0 2.6 0,4 3,5 7,1 1,6 1.5 0,7 1,3 1,6 1,7 2,2 10,1 ДОЛИ ОСНОВНЫХ КАНАЛОВ ПО ЧАСАМ 24,0 •а» В? Я» №3 10,1 23.6 чз 15,ta 10:00-11:00 11:00-12:00 12:00-13:00 13:00-14:00 14:00-15:00 15:00-16:00 16:00-17:00 17:00-16:00 18:00-19:00 19:00-20:00 20:00-21:00 21:00и Первый канал ИРТР ЯНТВ СТС ИТНТ Если в вашем городе нет возможности использования современных технологий выявления зрительских предпочтений, то всегда можно использовать простейшие и дешевые способы узнать долю и рейтинг любой программы путем опроса, анкетирования, проведения фокус-группы. Как узнать своего зрителя? Почему-то многим моим коллегам до сих пор трудно относиться к телевизионному творчеству как к производству некоего особого продукта. Честно говоря, мне тоже было когда-то трудно преодолеть в себе стереотип, что производство сапог, дверей или колбасы совсем иной процесс, нежели производство телевизионной программы. Но годы идут, мы поневоле проникаемся реальной рыночной психологией, и теперь я отчетливо понимаю, что большой разницы нет - просто на одном предприятии надо закупить один материал, набрать соответствующих специалистов, изучить потребительский рынок, позаботиться о рекламе и качестве товара. А на другом - надо сделать то же самое, только материал будет другой, специалисты другого профиля и т. д. Как ни странно, все это имеет прямое отношение к телевидению. Просто материалом для нас являются информация и жизнь общества в широком смысле этого слова. Находится тема, берется в руки техника, образуется творческая группа. Затем создается некий продукт (сюжет, программа, фильм), который находит или не находит своего потребителя, то есть зрителя. Надо заметить, что у зрителя есть замечательная возможность выключить телевизор или переключиться на другой канал. В этом случае телекомпания рискует потерять рейтинг, а директор (в сущности, так же как менеджер колбасного завода, чью колбасу не покупают) 41

должен принять решение относительно профессиональной пригодности своих сотрудников. То есть потребитель телевизионного продукта реально определяет вашу судьбу. И это означает, что надо хорошо знать своего зрителя и тысячу раз перед выездом на съемки задавать себе вопросы: «Для кого я делаю этот сюжет? Что нового я хочу сказать своему зрителю? Что вынесет зритель из моего материала?» Их можно множить и множить, и ни один вопрос не будет лишним. Удивительно, но многие телевизионные журналисты оказываются совершенно беспомощными в ответах на эти вопросы. Принцип «что вижу, то пою» часто является главным. Есть и другой расхожий принцип: «Если эта тема интересна мне, то она интересна и моему зрителю». В этом есть определенный резон, потому что сам тележурналист является жителем своей страны и к тому же телезрителем. Представьте себе зрителя, который включил ваш канал и, к несчастью, не нашел для себя ничего нового и интересного. В этом есть важное отличие телевидения от колбасного завода: некачественная программа может выйти в эфир в отличие от бракованного мясного продукта. Многие тележурналисты воспринимают сам факт выхода программы в эфир как конечный и положительный итог своей деятельности вне зависимости от того, смотрел ли кто-нибудь этот эфир, кроме ближайших друзей и родственников, тех, кто ее делал, и тех, кто в ней участвовал. ¦ Существуют примеры, когда в прямом эфире разных телекомпаний ведущие радостно предлагали зрителям пообщаться в интерактивном режиме. На экране появлялись телефоны, но к концу первого часа пря мого эфира неподкупный компьютер выдавал реальные цифры звонков в студию. Вы не поверите, но в огромном городе, областном центре эта цифра равнялась восемнадцати звонкам! В другом не менее насе ленном городе звонков было тридцать пять. Это значит, что эти про граммы реально никто не смотрел. А авторы оказались недостаточно профессиональны, чтобы скрыть этот факт от зрителей. ¦ С чего же начать, если мы хотим работать профессионально и качественно? Как узнать своего зрителя? Как понять его предпочтения? Как получить реальную оценку своего труда? Попробую суммировать опыт лучших региональных компаний. Нередко в крупных, успешных компаниях, таких как ТВ-2 (Томск), «Афонтово» (Красноярск), «4 канал» (Екатеринбург), работают специальные группы профессиональных социологов, которые изучают зрительскую аудиторию. Грамотные менеджеры этих компаний понимают, что средства, затраченные на серьезные исследования, окупятся с лихвой. При этом работа эта должна вестись планомерно, а не от раза к разу. Зрительская аудитория живая, и то, что она с удовольствием воспринимала вчера, может с легкостью отвергнуть сегодня. Ну а если нет возможности нанять специалистов 42

и не проводятся в вашем городе исследования Gallup Media? Как быть тогда? Рассмотрим несколько возможных вариантов. • ТЕЛЕФОННЫЕ ОПРОСЫНАСЕЛЕНИЯ Очень полезно проводить телефонные опросы во время эфира вашей программы и заканчивать одновременно с финальными титрами. Для этого надо создать группу из десяти девушек (можно привлечь студентов!) и четко объяснить им задачу, чтобы опрос прошел наиболее эффективно. Каждой девушке надо выдать заранее подготовленные бланки, в которых должно быть всего три колонки. В первую колонку из телефонной книги наугад заносятся различные номера домашних телефонов (например, на букву К, С или любую другую популярную согласную), другие две колонки справа остаются свободными. Девушки должны вежливо поздороваться, извиниться и представиться. Например: «Добрый день, извините, пожалуйста, вас беспокоит Ирина из городской социологической службы. Можно задать вам всего один вопрос?» Девушка спрашивает: «У вас включен телевизор?» - и если получает ответ «нет», говорит: «Спасибо, извините, до свидания», - и ставит прочерк в следующую колонку. Если у респондента «телевизор включен», в первую правую колонку ставится галочка и задается следующий вопрос: «Какой именно канал вы смотрите?». Если отвечающий смотрит ваш канал - во вторую правую колонку девушка ставим галочку, если другой - ставит прочерк. В бланке для опроса девушки ставят только два значка: галочки - если «да», прочерки - если «нет». Они не должны задавать ни одного лишнего вопроса. Этих ответов нам вполне достаточно, чтобы подсчитать реальные цифры рейтинга и доли. Судите сами, если мы поделим количество удачных для нас ответов (с двумя «галочками») на количество сделанных нами звонков - получится рейтинг. Если мы разделим количество звонков с двумя галочками на количество звонков с одной галочкой - это будет реальная доля телесмотрения. Мы проводили такой тренинг в некоторых крупных городах России. Однажды я стала свидетелем огромного разочарования команды журналистов, когда обнаруживалось, что только 2 человека из 100 с включенными телевизорами смотрели их программу. Это шок, это тяжелое испытание, но через это надо пройти и найти в себе силы пересмотреть формат, время выхода в эфир или поменять ведущего программы - но бороться за зрителя надо всегда! Телефонный опрос хорош тем, что не требует материальных затрат и является внутренним делом компании, то есть о результатах 43



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: