Отсутствие информации - это тоже информация . 6 глава




предложили для обдумывания. Тем самым телевидение не только отражает общественное мнение, но и формирует его. Это очень важно. Недостатки публицистического стиля Очень сильно не повезет тем ярким событиям, которые случились в это день в этом городе (или в стране!), если они не попали под главную тему обсуждения. Сам интерактив и главная тема загоняют в тень все другие сюжеты и события. В этом смысле новости становятся уже не совсем новостями, так как положение у них неравное. К тому же очень сложно придумывать каждый день темы для интерактивного обсуждения. Иногда они, что называется, высасываются из пальца, и это сразу заметно. Умные менеджеры таких программ не выводят на экран цифру количества звонков в студию, так как иногда сама цифра показывает невзрачность поставленного вопроса. Грамотнее показывать распределение голосов в виде компьютерной схемы с цветными колонками в финале программы. Конечно, публицистические новости могут быть сделаны только под сильного автора-ведущего, а публицисты в региональных телекомпаниях - большая редкость. И еще одно важное замечание. Есть программы публицистических новостей, в которых в течение 30 минут на интерактивное голосование ставятся разные вопросы. Это неправильно. В конце такой программы вряд ли кто из зрителей вспомнит, какой вопрос обсуждался вначале. Грамотнее выбирать одну яркую тему и «вести» ее на протяжении всего эфира. ИНФОТЕЙМЕНТ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И НОВЫЙ СТИЛЬ ПРОГРАММЫСлово звучит угрожающе длинно и по-иностранному загадочно, однако за последние годы оно стало популярным и востребованным. «Инфо» - это информация, «теймент» - часть слова «энтертеймент», что означает развлечение. Соединение этих двух слов на профессиональном языке означает особый стиль подачи информации с использованием элементов развлечения, элементов шоу. Инфотеймент - это выход в тех случаях, когда концепция канала в целом рассчитана на молодежь и людей, далеких от политики. Это выход для региональных телекомпаний, учредители которых требуют поставить в сетку вещания программу новостей, несмотря на то что сетевой партнер данного регионального канала - СТС, ТНТ или Муз-ТВ. Новости на такой «полянке» должны быть особенными - динамичными, яркими, веселыми, в некоторых случаях озвученными специальными музыкальными подложками. Новости под музыку невозможны для классических, домашних, публицистических моделей новостей, но в стиле инфотеймент возможны эксперименты, и иногда весьма смелые. 69

Впервые я услышала этот термин из уст Парфенова на конференции «Мир новостей» в Москве. Леонид Парфенов полемизировал с Владимиром Познером. Они спорили о верстке новостей, в частности, о том, какую новость надо делать главной в выпуске. В то время самым обсуждаемым событием было наводнение в Европе. В один и тот же день в Праге в зоопарке утонул слон и был достаточно сильно поврежден знаменитый Карлов мост. Пострадали люди. Познер настаивал, что слон и его история гораздо менее важны для зрителей, чем пострадавшие люди и искалеченный памятник мировой архитектуры. Парфенов настаивал на том, что слон - это и есть главное событие, потому что это интересно, неожиданно, запомнится всем зрителям. И через историю со слоном можно гораздо ярче показать масштаб наводнения. Надо сказать, что каждый из них был прав. Просто Познер говорил о классическом стиле подачи новостей, а Парфенов говорил о подаче новостей в стиле инфотеймент, для которого важнее интерес-ность и яркость сюжета, чем его подлинный смысл и масштаб. ¦ На старом НТВ Евгений Киселев делал итоговые выпуски новостей в классическом стиле, то есть сначала о политике и экономике, потом обо всем остальном. А Леонид Парфенов свои знаменитые «Намед ни» спокойно мог начать сюжетом о новом альбоме певицы Земфиры, а официальные события прокомментировать в самом конце выпуска. ¦ Инфотеймент - это свободное обращение с информацией. Это своеобразная игра в новости, и для многих региональных телекомпаний это единственный выход в ситуации сетевого партнерства. ¦ Приведу еще один пример. Молодежная команда «33 канала» из Ки рова была поставлена перед необходимостью делать новости вну три канала Муз-ТВ. Они выкрутились блестяще. Достаточно ска зать, что молоденькие ведущие, одетые в яркие рубашки, без всякого телесуфлера живо обсуждали с горожанами разные слухи и факты. Элементом программы мог стать сюжет, в котором корреспон дент 1 декабря возит на саночках в центральном парке города всех желающих и обсуждает с ними начало зимы. К сожалению, со вре менем эта программа стала все больше приобретать классический вид и, на мой взгляд, сильно потеряла в качестве. ¦ Выбор модели новостной программы Предположим, вашей телекомпанией получена лицензия на вещание на метровом канале. Учредители предоставили творческому коллективу свободу выбора в том, какой именно стиль новостей выбрать. От чего будет зависеть ваш выбор? Это серьезный вопрос. Я уже говорила, что телевидение - это привычка. В данном случае, когда речь идет о появлении нового канала, эту привычку надо сформировать, 70

«перетащив» зрителей с других каналов. А затем нельзя метаться от одной модели новостей к другой. Вас не поймут и, разочаровавшись, вернутся к «брошенным» ранее каналам информации. СОВЕТЫ ОТ КОГО И ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЫБОР МОДЕЛИ ПРОГРАММЫНОВОСТЕЙ? Зрители. Они всегда были и остаются для нас на первом месте. На какого зрителя рассчитан ваш канал? Как правило, существует концепция канала в целом и в ней указано, для кого и с какой целью создано данное СМИ. Всем известно, что СТС - первый развлекательный канал и рассчитан на молодежь и образованную часть общества. Не случайно на СТС нет и не может быть новостей, а вот образовательный цикл «Галилео»- очень даже кстати. Концепция Первого канала тоже известна. Самый популярный, самый амбициозный канал рассчитан на всех жителей России, должен быть доступен и понятен каждому - от мала до велика. В регионах, как правило, любой региональный канал имеет крупного сетевого партнера, редкая компания создает целиком свой контент. Значит, надо знать концепцию сетевого партнера, так как за 24 часа эфира ваш федеральный партнер уже «прикормил» свою аудиторию и с этим надо считаться. Трудно делать новости, если сетевой партнер - СТС или ТНТ. Ведущие таких новостей ярко одеты, и в эфире нет никаких кровавых новостей, только добрые и хорошие. И все равно возникает ощущение «чужеродного» тела. Но если в компании контент целиком собственный, но не проведено соответствующих мониторинговых исследований, не создано пилотных проектов и не проведена проверка их на фокус-группе, то вы рискуете проводить эксперимент на живых зрителях, если таковые найдутся. Такое было возможно де-сять-пятнадцать лет назад. Сегодня так поступать безответственно и непрофессионально. Предположим, все сделано грамотно: вы знаете предпочтения своих учредителей или своих сетевых партнеров и закрепили свои отношения с ними специальным договором. Вы изучили потенциальную аудиторию. Вы выбрали социальную группу, на которую рассчитываете работать. Вы сделали несколько вариантов пилотных программ и показали их фокус-группе. Зрители высказали свое мнение. Все хорошо, молодцы. Здесь самое время перейти к следующему пункту. Творческий потенциал команды. Это очень важный пункт. Предположим, ваши зрители лучше среагировали на публицистику, особенно если в вашем городе никто подобного не делал. Но если у вас нет техники для интерактива и слабоват ведущий, значит, идти по этому пути нельзя. Вполне возможно, что среди ваших творцов есть человек, который освоит домашний стиль общения. Дайте ему шанс, сделайте пробную запись, проведите обсуждение внутри команды, в каком стиле они видят свои репортажи и что им больше нравится. Надо добиться, чтобы команда приняла решение всем составом, иначе будет как в басне «Лебедь, Рак и Щука». К сожалению, слишком часто приходится видеть, как один корреспондент работает в классическом стиле, а другой - 71

в домашнем. В одном выпуске эти два сюжета рядом производят странное впечатление. Я не знаю, можно ли назвать телевидение искусством? Но законы гармонии действуют на телевидении, это точно. И слишком хорошо заметно, когда они нарушаются. • Ниша на телевизионном рынке. В вашем городе уже действуют разные телекомпании и сложилась система подачи новостей. Предположим, одна крупная компания работает в классическом стиле, другая - в домашнем. Тогда публицистика может быть воспринята как нечто свежее, новое, интересное. Если вы убедились в этом, пройдя через мониторинг и фокус-группу, то надо суметь убедить в этом свою команду, а также учредителей. Возможно, всей команде надо пройти специальную учебу, пригласив специалистов из других городов, имеющих положительный опыт работы в этом стиле. Еще выбор модели новостной программы зависит от концепции канала в целом, от конкуренции и конкурентов, от технических возможностей, хотя я придерживаюсь убеждения, что главное все же -люди по обе стороны экрана, а техника - дело наживное. О ткуда берутся новости? На самом деле до этого момента речь шла о рамочке для картины. О том месте на стене, которое она должна занять, о тех красках, которые использованы для ее написания, и о манере, в которой она написана. Вещи, конечно, очень важные. Но не менее важно определить, что можно считать новостью и где ее брать. Я предлагаю вам взять в руки лист бумаги и написать максимальное количество источников, из которых черпаются новости. Такое упражнение мы всегда делаем со студентами, и количество пунктов в этом списке всегда колеблется от восьми до пятнадцати. Совместными усилиями мы доводим список до двадцати, но и это не предел. Но вернусь к вопросу: что же можно считать новостью? Новость - это событие, которое напрямую затрагивает инте ресы зрителей вашего канала. Новость - это то, что людям надо знать. Это знание, как я уже говорила, должно помочь им сориентироваться в своей непростой жизни. Новость тем важнее, чем большее количество людей она затрагивает. Например, из-за морозов в школах отменили занятия. Кого затрагивает эта новость? Детей, значит, родителей, а так как родители должны уйти на работу, то бабушек и дедушек - значит, всех. Это важное сообщение? Безусловно. Автомобиль попал в аварию. Погибли люди. Казалось бы, эта трагедия затрагивает родственников и близких погибших людей. 72

Почему это событие становится главной новостью многих новостных региональных программ? И правильно ли это? Более того, если мы представим эти два события в один морозный день (отмену занятий в школе и аварию на дороге), то можно с большой долей уверенности предположить, что авария станет первой новостью и будет более подробно показана, чем новость о школе. Почему так? А вы спросите себя, что людям интереснее всего? На что они реагируют своим главным инстинктом, инстинктом самосохранения? Как я уже говорила, есть три темы, которые всегда будут волновать людей: смерть, секс и деньги. Смерть незнакомых нам людей на знакомых нам дорогах касается каждого. Это трудно объяснить в деталях. Здесь много психологических моментов: «хорошо, что не со мной», «какие ужасные дороги», «буду ездить медленнее и осторожнее», «как жалко людей» - и еще много, много разных ярких эмоций. ] Телевидение - это обмен эмоциями: от корреспондента [? Ц к зрителю и наоборот. Сообщение об отмене занятий в школе воспринимается не так эмоционально. Это просто важное сообщение, которое мы должны принять к сведению и обдумать, куда пристроить детей (если они есть). Сообщения о смерти, катастрофах, катаклизмах, безумных богатствах, падении акций на бирже и, конечно, о любви и обо всем, что вокруг нее, - это темы самоиграющие. И они интересуют зрителя даже в том случае, если с точки зрения журналистики они плохо сделаны. Другие темы, не такие выигрышные, требуют особого журналистского мастерства и яркой подачи, чтобы заинтересовать всех. Профессиональные журналисты и режиссеры знают: любую, самую узкую тему можно сделать интересной для всех, замесив тесто для сюжета на дрожжах - деньги, смерть, любовь. На самом деле нет неинтересных тем, есть непрофессиональные журналисты. Как этому научиться? Какие есть приемы? Мы об этом поговорим чуть позже, как и о верстке и структуре новостей. Откуда берутся темы? Еще недавно найти тему для сюжета было задачей самого журналиста, но в последнее время в редакциях федеральных каналов, да и в некоторых региональных тоже, подбором тем для новостей занимаются «специально обученные люди», то есть продюсеры (как их сейчас называют, хотя, на мой взгляд, продюсеры - это Эрнст, Добродеев, Акопов, Спилберг, Рязанов, Михалков и т. д.). 73

Журналисты мгновенно расслабились и зачастую идут на работу совершенно пустые, не обращая внимания ни на вопиющую проблему, которая бросается в глаза (стройка, лужа, транспортная пробка и т. д.), ни на информацию, которая всегда есть вокруг и которую журналисты просто обязаны улавливать! С одной стороны, очень хорошо, когда каждый занимается своим делом и в редакции четко распределены обязанности. С другой стороны, грош цена той кошке, которая утратила интерес к мышке! Вкус к поиску информации, умение выделить главное и зажечься - это необходимое качество любого журналиста. Надо уметь выполнять задания редакции и каждое такое задание сделать «своим», но закрывать глаза и уши недопустимо! К тому же следует помнить, что сегодня вы журналист, а завтра, возможно, именно вам предстоит стать тем самым продюсером, который берет на себя смелость из вороха событий отбирать темы, которые надо снять и подать людям в качестве главных событий дня. Итак, откуда берутся темы? Давайте сверим наши списки источников информации. Интернет Сейчас даже в российской глубинке в редакциях есть компьютеры и доступ к всемирной информационной Сети. Интернет дает возможность просматривать сообщения информагентств, а также находить любую информацию по той теме, которая нас интересует. Средства массовой информации Очень грамотно использовать в качестве источника информации центральные и особенно местные газеты, радио и даже каналы-конкуренты. О чем-то сказано вскользь, а вы зацепились и сделали прекрасный сюжет. Радио вообще очень оперативно, и к нему надо в полном смысле этого слова прислушиваться. Например, утром вы слышали сообщение, что ваша спортивная команда стала победителем международного соревнования. Срочно ищем архивы, фотографии, берем интервью у тренера, который воспитывал эту команду, и сюжет готов оперативно и качественно. Особое внимание я посоветовала бы обратить на районные газеты. Их трудно найти, если вы живете в мегаполисе, но все же можно, например в местном отделении Союза журналистов или в том же Интернете. Обычно эти газеты делаются в стиле ретро: много помпезности и лишних слов. Но среди таких материалов встречаются настоящие жемчужины, особенно когда речь идет о необычной судьбе и ярких героях. Этот источник информации может здорово помочь при создании особых субботних или воскресных репортажей. ¦ Например, в сибирской деревне пожилой мужчина растит прекрас ный виноград или другой энтузиаст из нижегородской глубинки ста вит памятники политическим деятелям различных эпох и народов 74

прямо на своем огороде. Основой к сюжетам об этих людях стали заметки из районных газет. Утренний видеоканал «Жаворонок», ко торый мы выпускали больше пяти лет в нижегородском эфире, пол ностью строился на сюжетах районных студий телевидения и был очень популярен среди городского населения. ¦ 3. Пресс-релизы различных организаций и государственных служб Сегодня не только органы власти, но и многие заводы, фирмы, общественные организации, партии имеют собственные пресс-службы. Одна моя студентка сообщила, что устроилась на работу в PR-службу в компанию по производству окон. При этом в самой компании работают всего десять человек. Это грамотный подход к делу, так как реклама, как известно, двигатель торговли. Каждый день по электронной почте или факсу в редакции телекомпаний поступают пресс-релизы различного содержания: итоги заседания Законодательного собрания области, или выпуск новой детали, или презентация нового проекта. Это надо внимательно уметь читать, отделяя рекламные моменты от самой информации. Профессионал может найти в таком документе зацепку, которая сильно удивит его авторов. ¦ Например, пресс-релиз автозавода о выпуске нового автомобиля в красках повествует о его новых качествах и рекордных сроках его производства. Где-то в середине сообщения одной строкой указано, что этот автомобиль получил высокую награду на автосалоне пять лет назад. Грамотный журналист может сразу сопоставить «ре кордные» сроки и дату открытия автосалона. Так появляется осно вание для журналистского расследования на тему, почему цепочка от производства пилотного образца, выставленного на автосалоне, до реального производства такая долгая? И какие автомобили на се годняшних автосалонах считаются модными? Насколько они отли чаются от нашего «нового» авто? ¦ 4. Календарь памятных дат Очень полезная вещь, поскольку такого же числа несколько лет назад обязательно что-то происходило и об этом полезно напомнить людям. Конечно, лучше, если этот календарь будет базироваться не на глобальных событиях, а на фактах и событиях именно вашего региона. День рождения Александра Македонского - значительное событие, но если вы поздравите в эфире с днем рождения почетного жителя вашего города - это будет лучше. Интересно напоминать о народных приметах, церковных праздниках, но надо делать это осторожно, без перебора. 75

5. Возвращение к теме Почему-то этот источник информации редко используют, а зря. Предположим, год назад вы или ваши коллеги сделали интересный репортаж об открытии первого предприятия с иностранным капиталом в вашем регионе. Прошел ровно год. Нравится ли товар потребителям? Сколько зарабатывают рабочие? Как считают жители: продаем мы Родину иностранцам, привлекая инвесторов, или нет? Я уже говорила, что такие материалы хороши для теленаблюдения. 6. Служба 01 Раньше у нас были телефоны различных служб 01, 02, 03. Теперь вся оперативная информация находится в руках МЧС и милиции. Что случилось за день? Какие события обязательно надо сообщить людям? Хорошо было бы иметь среди работников этих служб своих людей, но это уже относится к следующему источнику. Информаторы Работа с информаторами должна вестись постоянно и требует затрат, в том числе материальных. Насколько мне известно, НТВ «раскрутилось» как лучшая информационная компания во многом благодаря хорошей сети собственных информаторов в самых разных сферах. Это совсем необязательно взятки или другие знаки благодарности в виде подарков. Можно использовать какие-то клубные встречи с приглашением нужных людей на свою «тусовку» (обычно это ценится). Отношения с информатором можно и нужно выстроить на основе взаимного интереса и уважения, а не просто: «Скажи мне все, что знаешь, и радуйся, что это было в эфире». И, конечно, надо строго соблюдать все законы профессиональной этики, так как часто информаторы реально рискуют своим положением, выходя на связь с вами. Это надо уважать и ценить. Звонки в редакцию Даже если вы не даете телефон редакции в эфире, обязательно найдутся активные люди, которые его раздобудут. Часто звонки бывают назойливыми и малоинтересными: у кого-то течет крыша, кому-то не дали тепло, кто-то недоволен вашей вчерашней программой. Я призываю относиться уважительно к каждому звонку. Активные люди бывают очень полезны. Если вы поговорите вежливо и толково, сумеете объяснить, куда человеку надо обратиться за решением своего вопроса, и так же вежливо попросите звонить в редакцию, если будет интересная свежая информация, - вы получите нового информатора, причем совершенно бескорыстного. Я бы советовала не отбрасывать сразу жалобные звонки по поводу тепла, дорог, мусора и прочее. Иногда выезд на место по такому звонку дает благодатный материал для новостей. В любом случае лучше фиксировать в специальном журнале каждый такой звонок. Потом, когда вы будете готовить спецрепортаж о городских дорогах или о проблемах ЖКХ, этот журнал может вам сильно помочь. 76

9. Личные наблюдения По дороге на работу и с работы будьте внимательны. Новые рекламные щиты или маленькие объявления на остановках иногда даютсамую свежую информацию о приезде интересных людей, фестивалях и акциях. Так как обычно реклама появляется задолго до события,у вас будет возможность подготовиться, а может быть, и раскрутитьэто событие в эфире. Иногда наблюдения дают неожиданную информацию. Например, в один прекрасный день площадь в центре города оказывается закрытой для проезда. На щитах указаны новые маршруты трамваев и автобусов. В чем дело? Как журналист вы просто обязаны это узнать. Оказывается, принято решение о строительстве на этом месте станции метро, той самой станции, которая вызывала огромное сопротивление общественности. Таким образом тайное станет явным, если вы будете наблюдательны. Специальный форум редакции Конечно, на нем будет много лишних сообщений, много придуманных новостей, но все равно такой форум - реальная возможность узнать, что происходит в городе из неофициальных источников, то есть от простых граждан. Личные контакты Настоящий репортер не должен расслабляться ни на минуту. Общаясь с людьми, надо уметь настроить себя на постоянный поиск свежей информации. Подруга рассказала вашей жене, что в роддоме, где она работает, родилась тройня. Жена рассказала вам. Теперь главное, чтобы вы были первыми. Часто бывает, что источники информации существуют внутри вашего близкого круга. Каждый человек где-то работает, что-то интересное вокруг него происходит, и очень часто люди просто не догадываются, что это интересное надо сделать фактом общественного достояния. Надеюсь, понятно, что ваше служебное рвение не должно выходить за рамки и всегда надо обсудить возможность съемок с тем человеком, от которого получена информация. 12. Гостиницы, вокзалы, аэропорты Хорошо бы иметь там своих информаторов, но в любом случае полезно обзванивать гостиницы, вокзалы и аэропорт в поисках информации об интересных гостях города. Многие приезжают специально инкогнито, а это для нас самое интересное. 13. Проверка слухов Это замечательная рубрика для регионального телевидения. Одна из задач журналиста - разведать, правда ли то, о чем говорят 77

люди на улице, в автобусах и на кухне. Прекрасный информационный повод - успех гарантирован. 14. Общественные организации Знаете, сколько в вашем городе некоммерческих организаций? Когда я узнала, сколько их в Нижнем Новгороде, - не поверила. Оказалось, около двух тысяч! Конечно, многие существуют лишь на бумаге, но действующих несколько сотен. Там работают замечательные люди: те, кто возится с больными детьми или инвалидами, защищает семью или помогает молодежи после тюрьмы. Как правило, эти люди не любят журналистов в ответ на безразличие к их деятельности. Попробуйте наладить контакты с некоммерческими организациями, и у вас будет возможность снимать ярких героев. 15. Результаты соцопросов. Статистика Уважающий себя журналист всегда имеет досье с важными результатами социологических исследований и статистикой. Досье необходимо, чтобы можно было сравнить, как это было в прошлом году,как пять лет назад (рождаемость в вашем городе, показатели роста ипадения экономики, наконец, количество чиновников и размер потребительской корзины). Это всегда интересно. Информационным поводом может стать появление свежих данных. То же самое касается социологии при одном условии: опрос должен быть репрезентативными опубликован в серьезном издании, иначе вы можете попасться наудочку социологической подделки или чьего-либо заказа. Надеюсь, список, который составили вы, во многом совпал с предложенным мной. Здорово, если вы вспомнили что-то такое, о чем я не упомянула. Конечно, ситуации в разных студиях и в разных городах различны. И у каждого хорошего репортера есть свои секреты. Но главное в том, что не бывает ситуации, когда нет новостей, даже если, казалось бы, в вашем городе или поселке за этот день ничего заметного не произошло. Информационный повод Как-то раз мне довелось посмотреть две информационные программы из одного города за один и тот же день, сделанные разными телекомпаниями. В этот день как раз никаких особых катаклизмов не было, но вот как выглядела верстка первого варианта новостей. 1-й сюжет. Опрос на улицах города на тему: как жители относятся к избранию президентом США Барака Обамы? (Это произошло в этот день.) 2-й сюжет. Первый день работы нового директора на крупнейшем комбинате города. Его планы, настроение, реакция рабочих на его появление. 78

3-й сюжет. Наконец залатали огромную выбоину на дороге перед зданием школы. Использован архив, показаны кадры прошлых аварий и сегодняшние кадры нормальной дороги. 4-й сюжет. Репортаж из суда, где рассматривается громкое уголовное дело. 5-й сюжет. Рассказ о замечательной женщине-инвалиде, которая выпустила книгу своих стихов. Второй вариант новостей за этот же день из этого же города имел такую верстку. 1-й сюжет. Заседание комиссии по бюджету Законодательного собрания. 2-й сюжет. Подробный сюжет о проблемах жилищно-коммунального хозяйства. 3-й сюжет. Очерк о многодетной семье. 4-й сюжет. Интервью с командой КВН, которая ни с чем вернулась с областных состязаний. 5-й сюжет. Очерк о коллективе народной песни. Какой вариант, на ваш взгляд, выглядит более привлекательным? Уверена, что вы выберете первый, хотя, повторяю, всегда важно смотреть, как это сделано. Но даже если представить себе, что все сюжеты второго варианта были сделаны отлично, возникает вопрос: «А новости ли это?» Новости - это событие со словом «сегодня». Профессионализм команды, которая делает новости, - в оперативности подачи свежего событийного материала. Побеждает тот, кто первый расскажет о произошедшем событии. А если события нет - его надо смоделировать, создать. У каждого сюжета должен быть информационный повод для появления сюжета в новостях. Рассмотрим на приведенных примерах соответствие некоторых сюжетов этому правилу. Первый вариант новостей 1-й сюжет. Избрание президента США При чем тут мы? Однако мы живем не только в маленьком городе N-ске, но и в большой губернии Х. И в то же самое время в стране под названием Россия и, еще глобальнее, на планете Земля. Современное оружие и новые информационные технологии сделали нашу планету тесной и маленькой. Сегодня все страны взаимозависимы, и наш маленький город задевает напрямую и военная политика США, и производство атомной бомбы в Северной Корее. Более того, я уверена, что такие события обсуждаются в вашем окружении и в 79

компании ваших друзей. Почему бы не вынести этот вопрос на экран, тем более если этот опрос сделан оперативно, через час-два после сообщения о победе Обамы на выборах! 2-й сюжет. Первый день работы директора Страшно сказать, но, скорее всего, это был совсем не первый день его работы. Однако журналисты не исказили истину, так как молодой человек только что избран и делает первые шаги на предприятии, от работы которого зависит судьба города. Этот человек всем интересен, и информационный повод придуман грамотно. «Сегодня первый день, и мы видим первые решения, первые действия, первые эмоции». 3-й сюжет. Яма на дороге В этом случае надо похвалить журналистов за внимание к проблеме, которую они подняли. Но яма была ликвидирована именно в этот день, и здесь нельзя хитрить, потому что люди прекрасно все видят и знают. 4-й сюжет. Репортаж из суда Ясно, что громкое уголовное дело рассматривается не один день. Но нам с вами нужен четкий информационный повод. Это могут быть слова: «Именно сегодня новый поворот произошел в рассмотрении уголовного дела». Либо: «Сегодня ровно десять дней, как в таком-то суде рассматривается такое-то дело». И далее надо сказать: «Десять дней - это обычный срок, в который укладывается суд. Однако в этом деле точку ставить рано». Принцип ясен? Теперь попробуем подать иначе один сюжетов из второго варианта новостей, которые не имеют явного информационного повода. Многодетная семья Может быть, на этой неделе празднуется День матери или День семьи? Может быть, местная дума только что приняла закон об освобождении многодетных семей от оплаты коммунальных услуг? Если ничего этого нет, то поводом может стать любое действие, связанное с жизнью этой семьи, но произошедшее именно в этот день. Например, сюжет может начинаться словами: «Сегодня у Марины Ивановны Сидоровой закончились все деньги, отложенные на питание большой семьи. А впереди еще десять дней». (Естественно, в сюжете идет речь о проблемах многодетной семьи.) Если же мы хотим дать мажорный сюжет о замечательной семье, которая не желает говорить о своих проблемах, то сюжет может начаться такими словами: «Сегодня, как и всегда, десятилетний Коля зашел в первый класс за своей сестрой Любой, и вместе они отправились в детский сад за Павликом, а маленького Егорку мама забирает сама». Естественно, все это должно быть показано камерой, а не даваться в виде текста за кадром. 80

Я думаю, вы сами теперь можете придумать информационный повод для сюжета о коллективе народной песни. Что же касается репортажа о заседании комиссии по бюджету, с которого начинался выпуск новостей (наш второй вариант), то это самая больная проблема многих телекомпаний. Так называемый «паркет» или «заседаловки» иногда составляют полностью весь выпуск новостей. Я прекрасно понимаю, что это определяется не журналистским коллективом, а директором или учредителем компании. На такие съемки журналистов, что называется, посылают, а они в ответ «послать» никого не могут, хотя терпеть не могут снимать «паркет». Как быть? Информационный повод есть - заседание-то сегодня, а сюжета нет. Значит, информационный повод - это необходимо, но недостаточно. Важные заседания надо снимать, но при этом всегда помнить, что это только часть вашего сюжета, что это только возможность собрать нужную информацию или взять эксклюзивное интервью, но заседание не является и не может являться сюжетом. Завершая разговор на тему «Откуда берутся новости и где взять информационный повод?», я приведу веселую байку. ¦ Представьте себе убогое помещение районной газеты. Старенький разбитый компьютер, три стола, большое окно без занавески. Сидят двое: опытный газетный волк с сигаретой в зубах, его все знают, он проработал в газете более двадцати лет, любит выпить и давно пе рестал мечтать о блестящей карьере; второй - студент из большо го города, которого прислали на практику. Он только что сдал свой первый большой очерк о знаменитом трактористе, горд собой и пред вкушает радость выхода свежего номера газеты с его статьей. В это время в комнату заглядывает главный редактор и сообщает, что от каждого журналиста требуется срочно в номер еще по сто строк в связи с тем, что глава администрации отозвал свою передо вую статью. Наш студент в ужасе. Он бегает по комнате и возму щенно вопрошает: «Откуда я возьму эти сто строк? Я только что сдал огромный очерк, я не знаю этот район и этих людей. Мне не о чем писать, и вообще я ничего никому не должен». А старый газетный волк, пуская кольца табачного дыма, что-то строчит в своем блокноте. Наконец студент замолкает и спраши вает его: «Что это вы пишете?» На что опытный старший това рищ отвечает: «Да вот, пишу свои сто строк про то, что на улице дождь, все материалы давно сданы, а тут носится по комнате мо лодой повеса из города и чем-то возмущается и ничего и никого во круг себя не видит...» ¦ Хорошая история, не правда ли? Она еще раз показывает, что не бывает ситуации, когда нет информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: