Билет 46. Современная, или Вестфальская, система международных отношений, ее генезис, особенности и структурные разновидности.




В XVII в. в Европе после окончания Тридцатилетней войны (1618-1648), были заложены принципы формирования политической системы мира, которая распространилась затем но всей планете и просуществовала до наших дней. Эта система возникла как результат заключения в 1648 г. Вестфальскою мира и получила впоследствии название государственно-центристской (Вестфальской) модели мира. Главный смысл Вестфальскою мирного договора в том. что европейские государства решили соединиться в международное сообщество для обсуждения политических намерений каждого из них и всех вместе. В качестве одного из главных оснований международного общения был положен принцип национального суверенитета. В соответствии с ним каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории и определяет собственную внешнюю политику, а другие государства обязаны уважать данное право. Государство стало исходной единицей для создания мировой политической системы. На принципе национального суверенитета выстраивались межгосударственные отношения. Можно выделить ряд этапов в развитии Вестфальской модели мира. 1.Венская система международных отношений. В ходе наполеоновских войн (1799-1815), принцип национального суверенитета, как основополагающий в государственно-центристской модели мира, был нарушен. Венский конгресс (1815) заложил принципы новой структуры межгосударственных отношений в Европе, просуществовавшей до Первой мировой войны. Эта структура получила название Венской системы международных отношений (Европейский концерт). Пять европейских монархий (Россия, Англия, Франция, Австрия и Пруссия) попытались создать регулируемую систему европейской политики, поддерживающую политическую стабильность на основе приблизительного баланса сил. Эта система предусматривала совместное давление на державу, усиливающую свое влияние, возможность коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожает революция, консультации но территориальным и другим проблемам. Эти страны попытались найти основания для сотрудничества и пресечь попытки решения межгосударственных противоречий военными методами. Они оказалась успешной.

2.Версальско-Вашингтонская система международных отношений. Первая мировая война (1914-1918), закончившаяся поражением Германии не оправдала надежд на исключение войн из жизни Европы. Версальский мирный договор с Германией (1919), а также отдельные мирные договоры с союзниками этой державы, положили начало организации международного порядка, ориентированного на обеспечение мирных основ отношений между государствами, в том числе путем создания системы коллективной и региональной безопасности. Завершилось формирование новой системы международных отношений на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг., созванной но инициативе США. Усилиями союзников-победителей в Первой мировой воине была основана в 1919 году международная организации - Лига Наций. Лига Наций не стала всемирной организацией: США не вошли в состав этой организации. Из-за неспособности организовать коллективные действия и предотвратить Вторую мировую войну Лига Нации потеряла свою влияние и фактически прекратила свое существование в 1939 году.

Билет 47Формирование политической картины мира после Второй мировой войны. Ялтинско-Потсдамская международная система как разновидность Вестфальской системы международных отношений.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. была сконструирована после окончания Второй мировой войны (1939-1945). Она получила название Ялтинско-Иотсдамской. Основу этой системы международных отношений заложили договоренности, оформленные на Ялтинской (1945) и Потсдамской (1945) конференциях. Мир оказался разделенным на сферы влияния между двумя сверхдержавами - СССР и США - и их союзниками. Впоследствии такая структура миропорядка была определена как биполярная. Ялтинско-Потсдамская, как и предыдущие -Венская, Всрсальско-Вашингтонская системы международных отношений - была частью Вестфальскон модели мира. Ее особенностью был сложный и противоречивый характер международных отношений, слажившийся после Второй мировой войны. В 1945 г. была учреждена ООН, ее цель - поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями. Ее создание положило начало современному международному праву.

В послевоенный период появился новый тип международных отношений - «холодная война», которая означала конфронтацию, противостояние в политической, идеологической, экономической и военно-стратегической областях двух систем: социалистической (СССР и его союзники) и капиталистической (США и их союзники). Две сверхдержавы, в руках которых после 1945 г. появилось ядерное оружие, в своем соперничестве опирались на созданные ими военные блоки: Организацию Североатлантического Договора (НАТО. 1949 г.) во главе с США и Организацию Варшавского Договора (ОВД, 1955 г.) во главе с СССР. После окончания «холодной войны» международные отношения стали строиться на новых принципов сотрудничества и безопасности,. Ушла в прошлое биполярная (двухполюсная) модель международных отношений. Мир приблизился к однополюсной структуре, на центральную позицию в которой претендует одна сверхдержава - США. На повестку дня встал вопрос о новом мировом порядке.

В настоящее время в связи с процессом глобализации мир переживает качественные изменения. В политической сфере глобализация ведет, помимо всего прочего, к открытости национальных границ. Создание транснациональных корпорации, объединение финансовых рынков, использование новых информационных технологий делают границы суверенных наций-государств прозрачными. Глобализация радикально меняет политическую структуру мира, «размывает» государственно-центристский миропорядок. Вестфальская модель мира, просуществовавшая в различных модификациях более 350 лет, по мнению ученых, имеет признаки распада. Но есть и те политологи, которые считают что она сохраняется.

 

Билет 48.Геополитика как область политических исследований и направление политики государств. Основные геополитические школы (Ф. Ратцель, А. Мэхэн, З. Бжезинский, Х. Дж. Маккиндер, К. Хаусхофер, П.Н. Савицкий, А. Дугин и др.).К отцам-основателям классической геополитики конца XIX -- первой половины XX века можно отнести таких авторов, как ф. Ратцель (Германия), Р. Челлен (Швеция), А.Т. Мэхэн, X. Маккиндер, Дж. Фейргрив, дополнивший схему Маккиндера (Великобритания), И . Боумен и Н. Спикмен (США). Свое геополитическое видение мира в первые десятилетия XX века предлагали также Л.С. Эмери, лорд Керзон, И . Парч и др., хотя в целом их работы носили скорее эпигонский характер и не внесли ничего качественно нового по сравнению с классиками геополитики .

Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного и политического ) контроля над соответствующими территориями.

Концепцию Ф.Ратцеля отличало внимание к пространству, как главной силе государства . Государство же, в свою очередь, рассматривалось им как живой организм, укорененный в почву деятельностью людей, заинтересованных в защите от внешнего мира. Каждое государство и народ имеют свой "пространственный смысл" и свою "пространственную энергию", которые предопределяют их судьбу. Развивая идеи географического детерминизма в духе Карла Риттера и английского социолога-позитивиста Герберта Спенсера (1820--1903), Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира, например миграционную теорию М. Вагнера. Многие идеи Ратцеля восходят к воззрениям Иммануила Канта, Александра фон Гумбольдта, Карла Риттера и других немецких мыслителей, которые уделяли значительное внимание физической среде и ее влиянию на общественно-историческое развитие.

 

 

Билет 49.Внешнеполитический курс государства, его обусловленность национальными интересами, соотношением сил субъектов международных отношений, геополитическими и другими факторами.

Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений . Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что «у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы ». Именно понятие « национально-государственный интерес » является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы . Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства , его места в системе международных отношений . Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру: интересы различных социально-политических сил ; национальные интересы ; общечеловеческие интересы .

Международные отношения являются объектом исследования многих общественных дисциплин. Ведущая роль среди них отводится политической науке, так как только она непосредственно изучает деятельность государственной власти, а международные отношения – это прежде всего отношения государств .

Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!