Основные черты современной теории познания




 

· Антропоцентризм

И. Кант (1724-1804). По его словам он совершил «коперниканский переворот». «Не человек вращается вокруг мира, а мир вращается вокруг человека». Мир для нас - всегда картина мира, в ней всегда выделены существенные моменты, а какие-то опущены. Она создана из того, что по силам нашим чувствам и разуму.

Отсюда вытекало то, что мир всегда существует только в отношении к нам – в рамках наших знаний.

(Станислав Лем)

Мы не можем помыслить объекты вне рамок наших категорий.

Если Кант и субъективные идеалисты существует мир для нас и мир сам по себе. Современная постклассическая философия утверждает, что за пределами картины мира никакого мира не существует. «Мир появляется для нас в картинах мира». Для нас существуют только те объекты, которые мы можем освоить своим разумом. От одной картины мира можно перейти только к другой.

Эта картина мира выступает не только результатом познания, но и его условием. Она задает, что мы будем видеть и слышать, что мы будем считать реальным. Картина мира будет определять и наблюдателя.

Синонимы картине мира: парадигма, паттерны, концептуальные схемы, дискурс.

«Чтобы познать мир следует познать самого себя» - античная мысль. Т.е. В себе мы найдем схемы, с помощью которых мы осваиваем мир.

Отсюда необходимость периодической рефлексии – подвергать картину мира экспертизе, сохранились ли те или иные объекты.

Картина мира задает формат, с помощью которого мы «упаковываем» события.

· Релятивизм

Представление о том, что любое знание предполагает наличие позиции, т.е. Зависит от точки отсчета, поэтому оно относительно.

Предполагает существование различных объектов? С религиозной т. Зр. Бог существует, с атеистической т. Зр. Бог не существует.

В практике возможны консенсусы картин мира – возможность договориться. Крах представлений об абсолютной истине. Вытекает из кризиса классических представлений об истине.

Не рост гуманистических настроений, а утрата уверенности в существовании истины.

Конкуренция картин мира. С современной т.зр. Синтез плюралистических взглядов невозможен.

· Эволюционизм или исторический характер познания

Не плавный постепенный рост знаний, а что никакой общей цели познания не существует с точки зрения современных исследователей. Цели познания в разных культурах различны.

Пол Фейерабен: эпистемологический анархизм. Резома – то, что лишено единого стержня.

Отсюда: будущее открыто. Мы не омжем знать, что то,что ценно для нас, будет ценно в будущем.

Движение знаний идет в направлении пролиферации идей (размножении). И это вынужденная необходимость. Необходимы несколько теорий, которые можно сравнивать.

(теория когеренции – которая непротиворечивей, та и лучше - и прагматизм).

Классич фсф думала, что проверить правильность теорий было возможно сравнивая их с реальностью. Постклассич.: сравнить теории друг с другом: какие логичней, прагматичней.

21.10.13

Конструктивизм. Противопоставляют реализму и классич философии (что наше знание – отражение объективного мира).

2 тезиса конструктивизма:

- способы освоения мира обусловлены культурой. Даже наш непосредственный опыт (переживания, видение мира) уже культурно детерминирован.

- цели познания тоже обусловлены культурой. Описание прошлого как трагедия, комедия или эпос и т.д. Сама цель наших знаний и способ их получения. Может происходить как явно, так и бессознательно.

Прагматизм как ответ на вопрос о предназначении знания и определения его достоверности. Классическое представление об истине как корреспонденции (соответствии) наших знаний свойствам самого мира. В рамках постклассических представлений истина – это то, что применимо. Способность знания решать практические, теоретические проблемы.

Историчность. Знание применимо для нас. Нет вечной истинности знаний, они всегда применимы в рамках культурного контекста.

Применимость - Условия понимания смысла каких-либо объектов. Применимость для поиска новых знаний? Как объект применяем, таким он и является – функциональный подход.

Методолог установка: если хочешь понять как объект устроен, посмотри для чего он применяется/создавался.

С эпохи просвещения: традиция – предрассудок, который мешает нам понимать мир. Исследователь должен ее откинуть, очистить свой разум, увидеть «правильные» факты. Современный подход: традиция предопределяет наше видение мира, вне традиций нет наших знаний.

Изменение отношения ко времени. В классике время интерпретировалось как уровень? Явлений. Что в природе вечно повторяются атомы… в истории все одно и то же происходит. Современность: время – сущностный способ понимания мира. Мы можем мыслить мир только временными категориями. Заложена идея Кантом. Категории причина-следствие уже означает, что мы мыслим категориями времени. У нас нет других способов осмысления мира… Способ организации нашего мышления.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫНАУКИ

1) Наука – продукт, вид знаний. Знания складываются из описания, объяснения, предсказания.

2) Наука – определенный вид деятельности. Наука – не синоним истинного знания, а синоним знания, построенного по определенным правилам – критериям научности. Соответствие этим стандартам – условие признания этого знания научным. Отсюда: знания может быть «истинным», но не принятым научным сообществом., маргиналы (междисциплинарные исследования).

Научные революции – разрушить сложившиеся стандарты и создать новые. Наука – способ действовать оп правилам, есть возможность мимикрировать под науку, использовать ее язык.

3) Научные сообщества. Организованы по определенным правилам – профессиональная этика.

Роберт Мэртон сформулировал правила профессиональной этики.

Академичность. Свободный союз свободных людей, 2республика ученых», получающих знания бескорыстно… Ранее так и было, наукой занимались обеспеченные люди, и наука не требовала таких финансовых вложений.

Сейчас наука меняется, появляются большие организации. Время ученых-одиночек проходит. «Знания в корпорациях и для корпораций». Приобретает характер «под заказ». Меняет и профес этику, стандарты. Современные постакадемические науки деньгоемкие. Нет денег – нет науки. Приобретает вульгарно прагматический характер.

4) Социальный институт. Легитимация научного знания в глазах общества. Создание определенных механизмов признания внутри науч сообщества, карьера, иерархия…

Наука в том виде, каком мы ее знаем, возникла в 17-18 вв. – одна из версий.

Знание и наука не синонимы.

Все эти пункты переплетены. Нет знания вне организации людей…

Наука – не объяснение и уточнение обыденного опыта. Повседневный опыт и наука – 2 отдельных способа освоения мира. У них разные объекты интереса. Науку интересуют объекты за пределами повседневного опыта: история, например.

Процедура обоснования знания возникает, потому что объекты лишены непосредственной очевидности. «Классы», «страты» в чувственном виде не даны. Предмет научного знания – не обобщение повседневного опыта. Наука рисует абстрактные/идеализированные объекты, которые являются интеллектуальными конструкциями. «Скорость», «идеальный газ» и пр. «Рабовладельческая формация», «Возрождение». Аналогов им в чувственном мире нет.

 

28.10.13

Теория – империя – парадигма. Теория – совокупность идеализированных объектов. Не обобщение повседневного опыта.

Никакая теория не пытается описать всю полноту реальности. Это и невозможно, и не нужно, если мы исходим из определенной установки, зачем нам нужны знания. Знание стремится выделить только те черты, которые считает существенными; все остальное игнорируется.

Стандарт научного знания в основном построен в стандартах естественных наук. История, как наука, не строит теорий (?). Но их использует (психологические, социологические и пр.)

Нарратив, «специфический вид знания».

Эмпирия – совокупность всего, что связано с фактами, опытами, наблюдениями; источниками, свидетельствами.

Факты выполняют 2 функции по отношению к теории:

1) роль доказательства/опровержения, верификация/фальсификация.

Теория выполняет функцию объяснения.

В рамках классической философии факт – автономная единица, кирпичик реальности, ни от чего не зависимый.В рамках современного этапа науки никаких автономных фактов самих по себе не существует, только в контексте каких-либо теорий. Факт всегда теоретически нагружен. Фактом является только то, что что-то доказывает или опровергает.

Само описание факта предполагает использование теоретического языка.

Факты прямо ничего не доказывают и не опровергают. Чем более абстракты теоретические построения, тем более факты могут что-то доказывать лишь косвенно, а не напрямую.

Доказательство теорий штука сложная. Доказательный потенциал факта, теоретически нагруженного, очень «плавающий».

Парадигма – структурный элемент научного знания, состоящая из 2 компонентов. ввел Томас Кун. П. - общая научная картина мира. То, что в данный момент не подвергается сомнению научным сообществом, часть применяющейся научной традиции.

П. - общенаучные идеалы и нормы познания.

Допарадигмальный уровень развития науки – когда еще не сложилось парадигмы в научном сообществе каких-то общих стандартов и норм.

Выступает критерием истинности в тех условиях, где эксперименты либо слишком дорогостоящи или просто невозможны. Теория принимается, если она вписывается в парадигму – когерентистский подход.

Научная революция. Ранее фсф описывала развитие науки куммулятивностью, накоплением знаний… Сейчас – науч революции, наука меняется скачками, рядом научных кризисов. Когда рушится парадигма.

к.18-19 в. переход от Ньютонианской (механистической) физики к Эйнштейнианской.

Наука в социо-культурном контексте. Наука как вид знания, деятельности правомерно употреблять с 16-17-18 вв. Западной Европы, цивилизация эпохи модерна.

Общекультурный контекст возникновения науки – мироориентированность знаний, их светскость, ориентация на активное преобразование окружающего мира. Природа не храм, а мастерская.

Специфика христианства, его роль в секуляризации. Именно радикальное богословское христианство освободило мир от сверхъестественных сил и сущностей, помимо Бога, очищение от языческих представлений. Есть Бог, а все остальное естественно функционирует. Достаточно мышлению было отбросить идею Бога, мир оказывался лишенным всяких бесов и духов. Уже в христианстве весь мир вертится вокруг человека, антропоцентризм.

 

Структура и динамика научного знания: (позитивизм, неопозитивизм)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: