Откуда же мы черпаем знания о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха?




 

Разумеется, в первую очередь из Священного Корана. Это — вечное доказательство его пророческой миссии и правдивости. В нём описывается превосходный нрав Посланника, мир ему и благословение Аллаха, его взаимоотношения с домочадцами и сподвижниками, важнейшие события, случившиеся в период его пророчества, и его поведение в роли пророка и политического лидера мусульман.

 

Второй источникэто рассказы сподвижников, которые видели Пророка, мир ему и благословение Аллаха, жили и преодолевали трудности бок о бок с ним, обучались у него религии и мудрости. Он относился к ним, как заботливый отец, и они любили его сильнее, чем своих детей и самих себя. Благодаря их рассказам сохранились сведения о внешнем виде пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его манере разговаривать, ходить, сидеть, смеяться, его предпочтениях в еде и одежде, его отношении к жёнам и детям, друзьям и врагам, о том, как он жил, как умер и как был похоронен.

 

Сподвижники уделяли большое внимание пересказу эпизодов из жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обучая на этих примерах подрастающее поколение. Внук известного сподвижника Са‘да ибн Абу Ваккаса — Исма‘иль ибн Мухаммад ибн Са‘д — сообщил, что его отец рассказывал им о походах Посланника, мир ему и благословение Аллаха, перечислял их и говорил: «Сыновья мои, это подвиги ваших отцов, не забывайте их».

‘Али ибн аль-Хусайн ибн ‘Али сказал: «Мы изучали рассказы о газаватах и экспедициях Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как изучали суры из Корана».

А известный табий Ибн Шихаб аз-Зухри утверждал, что сира заключает в себе «знания о жизни вечной и ближней».

[Аль-Джами‘ ли-ахляк ар-рави. Т. 2. С. 195].

 

Одним из первых сочинений, посвященных жизнеописанию и походам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стали письма ‘Урвы ибн аз-Зубайра (ум. 94 г. х.), сына одного из первых мусульман и двоюродного брата Пророка (саля Ллаху алейхи уа салам) — аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама, халифу ‘Абд-аль-Малику ибн Марвану (ум. 86 г. х.). Они охватывают начальный период пророчества, хиджру мусульман в Абиссинию, а потом в Медину, военные походы мусульман, последние годы жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а также войны с вероотступниками. Эти письма дошли до нас в передаче Абу аль-Асвада аль-Мадани (ум. 131 г. х.) и были собраны в одну книгу нашим современником — шейхом Мухаммадом Мустафой аль-‘Азами.

 

Примерно в тот же период появилась ещё одна хроника, составленная видным мединским законоведом Абаном ибн ‘Усманом (ум. 105 г. х.), сыном третьего праведного халифа. Как сообщает мекканский кадий аз-Зубайр ибн Баккар, она была написана до 82 г. х. и вызвала неудовольствие Омейядского халифа ‘Абд-аль-Малика ибн Марвана и его сына Суляймана. [Аль-Ахбар ва-ль-маваффакийят. С. 275-276].

Этот труд не сохранился до наших дней, но многие исторические сообщения со слов Абана передал аль-Мугира ибн ‘Абд-ар-Рахман аль-Махзуми. [Ат-Табакат аль-кубра. Т. 7. С. 208].

 

Если принять во внимание, что из числа сподвижников в тот период ещё были живы:

В Басре — Анас ибн Малик (ум. 93 г. х.).

В Дамаске — ‘ АбдаЛлах ибн Буср аль-Мазини (ум. 96 г. х.) и Махмуд ибн ар-Раби‘ (ум. 99 г. х.).

В Мекке — Абу ат-Туфайль ‘Амир ибн Василя (ум. 102 г. х.).

 

То письменная фиксация жизнеописания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, началась уже при жизни тех, кто видел и сопровождал его.

 

Среди табиев знатоками сиры также были ‘Амир ибн Шурахиль аш-Ша‘би (ум. 103 г. х.), Вахб ибн Мунаббих (ум. 114 г. х.), Шурахиль ибн Са‘д аль-Мадани (ум. 123 г. х.), Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб аз-Зухри (ум. 124 г. х.), Язид ибн Харун аль-Асади (ум. 130 г. х.), ‘АбдаЛлах ибн Абу Бакр ибн ‘Амр ибн Хазм (ум. 135 г. х.) и Суляйман ибн Тархан ат-Тайми (ум. 143 г. х.).

 

Среди историков следующего поколения выделяется ученик Ибн Шихаба аз-ЗухриМуса ибн ‘Укба (ум. 140 г. х.). Он составил небольшое по объёму жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отобрав правдивые и надёжные рассказы, и его труд заслужил высокую оценку имамов того времени. Яхья ибн Ма‘ин назвал его книгу, записанную со слов аз-Зухри, «одним из самых достоверных трудов о газаватах». [Сияр а‘лям ан-нубаля. Т. 6. С. 117].

 

А когда имама Малика спросили о походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Изучай "Магази" праведного человека Мусы ибн ‘Укбы, ибо это — самая достоверная книга о газаватах». [Аль-Джами‘ ли-ахляк ар-рави. Т. 2. С. 195].

 

 

Однако наиболее значимый вклад в изучение и сохранение сиры внёс другой ученик Ибн Шихаба аз-ЗухриМухаммад ибн Исхак ибн Ясар (ум. 151 г. х.). Его дед был родом из Айн-эль-Тамра и попал в плен, когда мусульмане под командованием Халида ибн аль-Валида заняли эту область Ирака. Точных сведений о происхождении его семьи нет, но не исключено, что они были арабами-христианами.

 

Ибн Исхак родился в Медине предположительно в 80 г. х. и видел Анаса ибн Малика, одного из ближайших сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Обладая превосходной памятью и смышлёностью, он рассказывал хадисы со слов более сотни передатчиков и превзошёл многих учёных Медины, но не избежал критики в свой адрес. Некоторые обвиняли его в подтасовке иснадов и еретических взглядах в вопросах имамата и предопределения. В то же время имамы Ибн Шихаб аз-Зухри, Суфьян ибн ‘Уяйна, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, ‘Али ибн аль-Мадини, Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Ма‘ин признавали его блестящие заслуги и надежность.

 

Ибн ‘Ади пишет: «Если бы единственной заслугой Ибн Исхака было то, что он отвлёк царей от книг, в которых нет пользы, и возбудил в них интерес к газаватам Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ранней истории человечества и пришествию Пророка, мир ему и благословение Аллаха, [этого было бы достаточно]. В этом Ибн Исхак опередил остальных, и многие после него сочинили труды на эту тему, но не сравнялись с ним. Я исследовал многие его хадисы и не нашёл среди них таких, которые категорично можно назвать слабыми. Иногда он совершал те или иные ошибки, как это делают другие, но заслуживавшие доверия люди и имамы не отказывались рассказывать хадисы с его слов. Он неплохой передатчик».

[Аль-Камиль фи ду‘афа ар-риджаль. Т. 7. С. 270].

 

Как сообщает аль-Хатиб аль-Багдади, свою знаменитую биографию Пророка, мир ему и благословение Аллаха, известную как «Сира», Ибн Исхак написал по требованию халифа Абу Джа‘фара аль-Мансура (ум. 158 г. х.). При этом отмечается, что ему было поручено написать историю «от сотворения Адама до этих дней твоих».

 

Однако в основе своей этот труд, вероятно, был написан задолго до того, как Абу Джа‘фар пришёл к власти в 136 г. х. Дело в том, что Ибн Исхак завершил свою книгу описанием того, как сподвижники присягнули на верность Абу Бакру, не упомянув более поздние события, включая приход к власти потомков аль-‘Аббаса. Кроме того, он не обошёл молчанием сообщения, которые вызывали неудовольствие аббасидских правителей и о которых умалчивали некоторые поздние историки, в том числе аль-Вакиди и Мухаммад ибн Са‘д. Вряд ли Ибн Исхак стал бы включать их в свою книгу, если бы сочинял её по требованию халифа и для того, чтобы угодить ему.

 

Блестящий труд Ибн Исхака стал важнейшим источником по ранней истории ислама, и на него в обязательном порядке опирались все последующие историки. Огромный вклад в его распространение внесли имамы Зияд ибн ‘АбдаЛлах аль-Баккаи (с его слов он дошёл в передаче выдающегося историка ‘Абд-аль-Малика ибн Хишама аль-Химьяри), Бакр ибн Суляйман аль-Асвари (в передаче другого историка Халифы ибн Хайята аль-‘Усфури), Ибрахим ибн Са‘д аз-Зухри (в передаче историка Ахмада ибн Мухаммада ибн Айюба), а также рейский кадий Саляма ибн аль-Фадль аль-Абраш, которого имам ат-Табари назвал «самым надёжным передатчиком со слов Ибн Исхака от Багдада до самого Хорасана».

 

Наряду с ними «Сиру» Ибн Исхака пересказывали и другие учёные, и между этими версиями есть незначительные различия, вероятно, связанные с тем, что автор со временем вносил в нее изменения.

 

В последующие столетия были написаны десятки и даже сотни сочинений о жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Некоторые авторы отдельно собирали сведения о чудесных деяниях Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и одними из первых этому посвятили сочинения имамы Мухаммад ибн Юсуф аль-Фирьяби (ум. 212 г. х.) и ‘Али ибн Мухаммад аль-Мадаини (ум. 224 г. х.).

 

Другие уделяли внимание описанию внешних качеств и нравственных достоинств Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и среди опередивших других на этом поприще были Абу аль-Бахтари Вахб ибн Вахб аль-Асади (ум. 200 г. х.) и ‘Али ибн Мухаммад аль-Мадаини (ум. 224 г. х.). Выдающиеся хадисоведы Мухаммад ибн Исма‘иль аль-Бухари (ум. 256 г. х.) и Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Нишапури (ум. 261 г. х.) выделили хадисы о походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в отдельные главы своих «Сахихов».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: