РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ДИССЕРТАЦИИ




Подготовка черновой рукописи

Этот этап работы диссертанта состоит из анализа, обобщения и теоретического объяснения новых научных фактов, полученных в результате исследования, а затем отображения всех материалов в виде рукописи диссертации, выполняемой в форме ее черновой версии (т.е. до ее окончательной перепечатки).

Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги. Такие листы надо заполнять только на одной стороне, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, выкидки, не переписывая страницу заново.

Каждую страницу не заполняйте полностью, оставляйте место для последующих дополнений и изменений. Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Наиболее значительные определения, формулировки и т.п. желательно подчеркнуть или напечатать вразрядку, используйте цвет, обвод, маркер и другие известные вам способы.

Обязательное условие успешного написания любой научной работы – необходимость составления ее подробного плана. Общий план диссертации, отражается в ее плане-проспекте. Но этого мало. Прежде чем начинать писать тот или иной раздел (главу, параграф, подпараграф), следует также составить и его подробный план.

Для составления такого плана надо основательно продумать, что конкретно нужно сказать в каждом разделе, зафиксировать конспективно отдельные мысли, прикинуть, какой логикой их связать, с чего начать раздел, и главное, чем он должен быть закончен, какую задачу можно решить, закончив написание раздела.

В состав рабочего плана желательно включать, помимо заголовков, выделенных отдельными строками, заголовки в подбор с текстом, заголовки – внутритекстовые выделения (слова или словосочетания самого текста, обозначающие тему текстового отрывка). Это позволяет оценить, единообразно ли использованы мелкие заголовки в разных главах и параграфах диссертационного сочинения.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, т.е. такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план-проспект – это уже черновое оглавление диссертации с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.

Однако при такой работе диссертанта чаще всего подстерегает опасность, которая заключается в том, что он неизбежно почувствует, что для достижения цели ему не хватает того-то и того-то. А для этого необходимо ещё что-то, и чем дальше – все больше и больше. Возникает реальная угроза «утонуть» в море вопросов. Чтобы такую угрозу устранить, в план-проспект следует включать только те вопросы, которые непосредственно относятся к теме диссертации. По всем остальным возникающим вопросам нужно использовать результаты других исследователей и только на том уровне, на котором они были достигнуты на сегодняшний день.

После составления плана-проспекта диссертационной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. При организационной очередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимания. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: