ППУ Спинозы (период буржуазной революции)




Бенедикт Спиноза (1632-1677). Б.С. прежде всего характеризуется тем, что у него было своеобразное понимание естественного права, и отправляясь от его специфики он создаёт своё учение. Его составляют 2 основные произведения: «Богословский политический трактат », «Политический трактат».

В отличии от других сторонников естественного права, он отождествляет его с природой, с действием его законов (возвращается к античным мыслителям), но к этому пониманию естественного права Б.С. приносит свою интерпретацию: «Естественное право – не только сила действия естественных законов, но это такая сила, которая ещё более усиливается благодаря подключению к естественным законам силы человеческого разума. Эта сила являет собой не физическую силу, а социальную мощь. Разум человеческий подсказывает в естественном состоянии целесообразность объединиться, перейти от неорганического естественного состояния к объединению. Разумное объединение – это отказ от первоначального своеправия, и в результате проявления человеческого разума люди переходят от естественного состояния к гражданскому, учреждая государство.

Люди создают государство, чтобы жить безопасно и наилучшим образом. С образованием государства передаются не все права индивидов, а только часть прав – та часть, которая призвана обеспечить естественные права человека, гарантировать их. Все права передать невозможно, т.к. государственная власть имеет определённые границы, а таковых две:

1) власть не может 2) власть не должна

Власть не может. Власть осуществляется в силу действия естественных законов, которые ограничивают государственную власть (нельзя заставить человека смеяться, если не смешно и др.).

Власть не должна. Государственная власть не должна посягать на свободу мысли, совести, на сферу наук. Если вторгается, то возникает тирания, как стремление достичь невозможного, т.е. утвердить власть там, где это невозможно.

Лучшая форма государства – демократия. Демократическое государство – наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо каждый переносит своё естественное право на большую часть общества, которую он составляет, т.к. всё прибывает в естественном состоянии.

Однако Б.С. допускал монархию, где верховная власть у Собрания (законодательный орган, контроль за исполнением), и возможность аристократии. Он утверждал, что власть должна быть связана законами, обеспечивающими действительные права и свободы человека. Государственное могущество тогда, когда гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворяет его интересы, собственность, безопасность. Закон ограничен в своём действии. Он не может повелевать человеком сверх силы, а так же сдерживать человеческую мощь в известных пределах, за которые она стремится перейти.Границы государственной власти свойственны законам: не может и не должна (см. выше).


Политичесоке и правовое учение Гоббса

Англ. мыслитель Томас Гоббс в своём произведении «Левиафан» отмечал, что гос-во появляется лишь на опред. этапе развития чел-ва. Ему предшествует естественное состояние, в котором все люди равны и нет никакой власти. Люди в этом состоянии ведут непрерывную борьбу «войну всех против всех» ибо по своей природе «человек человеку волк». Мир в таком состоянии нарушен =>существует необходимость выхода из этого состояния => 1-й разумный естественный закон – поиск мира. Мир может быть достигнут лишь взаимным согласием => чтобы прекратить войну, люди вынуждены пойти на заключение общественного договора и создать государство

1-й разумный естественный закон влечёт за собой еще несколько законов, требований:

Ø обязанность проявлять благодарность; прощать прошлые обиды; проявлять уважение к другим; быть скромным; быть беспристрастным; никто не должен быть судьёй в собственном деле; не должно быть пьянства и всего, что затемняет рассудок.

Государство ликвидирует разузданное состояние. Люди однажды заключив договор уже не могут высвободится из-под действия верх. власти. В представлении Гоббса, гос-во – мифическое чудовище Левиафан: его душа – власть; его члены – правители, его кровь – деньги. Революция – смерть государства. Но после смерти всегда появляется новый Левиафан. Идеальная форма го-ва – монархия. Допускал существование и других форм: аристократии и демократии. Главное, чтобы при всех этих формах власть государства была абсолютной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: