В — Стояние над человеком. 12 глава




Некоторые обладатели знания сказали, что имам обязательно должен иметь намерение, что он является имамом, а не просто совершает намаз сам по себе. Например, два человека вошли в мечеть и увидели там молящегося, подошли к нему, встали сзади и сделали намерение, что он будет для них имамом в намазе. А этот молящийся молится сам по себе, не зная о том, что они присоединились. Так вот, обладатели знания, говорящие о том, что имам обязательно должен иметь намерение, считают, что в данной ситуации молитва двух стоящих позади недействительна, так как тот, кого они взяли имамом, не имеет намерения быть для них имамом.

Другие же сказали, что намерение имама не является условием, посему молитва этих двух действительна.

Первое из перечисленных мнений известно в мазхабе имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах. Второе же мнение относится к мазхабу имама Малика, да смилуется над ним Аллах. В довод они привели хадис, в котором сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на молитву, встал слева от него, но он взял его за ухо и поставил справа от себя[489]. Но что касается этого хадиса, то нет сомнения, что он не указывает на это. Здесь у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было намерение стать имамом, однако он взял это намерение только в процессе самого намаза. И нет проблем в том, чтобы сделать такое намерение прямо во время совершения намаза.

Подводя итог, можно сказать, что безопаснее для стоящих позади, как-нибудь подать знак имаму, что они становятся позади него. Если он ничего не сделает, значит, он согласен, если же он подаст знак рукой, чтоб они не молились за ним, то пусть помолятся отдельно.

Следующий вопрос заключается в том, может ли человек, совершающий обязательную молитву, молится позади имама, который совершает добровольный намаз, и может ли человек, совершающий добровольный намаз, стоять позади имама, который совершает обязательную молитву?

Что касается того, кто совершает дополнительный намаз (нафиля), то ему разрешено молиться за имамом, совершающим обязательную молитву (фарида). На дозволенность подобного поступка указывает сунна. Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал утренний намаз в Мине, а, закончив намаз, он увидел двух человек, которые не помолились вместе со всеми. Он спросил их: «Что помешало вам совершить намаз вместе с людьми?» На что они ответили: «О посланник Аллаха, мы уже помолились в своих домах». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Если вы уже совершили молитву у себя дома, а затем пришли в мечеть на коллективный намаз, то помолитесь с людьми, и тогда, поистине, эта молитва станет для вас дополнительной» [490]. То есть, эта вторая молитва стала для них дополнительной, следовательно, они совершали дополнительную молитву за имамом, который совершает обязательную. Исходя из хадиса, это дозволено.

Бывает и иная ситуация, то есть человек, совершающий обязательный намаз, молится за имамом, который совершает добровольный. Чаще всего такое случается в месяце Рамадан, когда человек приходит в мечеть, а ночной намаз (‘иша) уже совершили. Он заходит в мечеть и видит, что коллектив уже совершает молитву “тарауих”. Что ему делать: совершить ночной намаз (‘иша) за имамом, который совершает “тарауих” или же молиться отдельно?!

В этом вопросе существует разногласие между учеными. Некоторые из них сказали, что не является действительной обязательная молитва, совершенная позади имама, совершающего добровольную молитву, ибо обязательная молитва выше по положению, чем добровольная. То есть, не должно быть такого, что молитва стоящего позади (маъмума) выше по положению, чем молитва имама. Другие же сказали, что такая молитва является действительной, ибо на это указывает сунна. Рассказывается, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, совершал с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ночной намаз (‘иша), а затем возвращался к своему племени и совершал с ними эту же молитву [491]. То есть, для них это был обязательный намаз, а для него уже дополнительный, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал его за это.

Следовательно, правильное мнение заключается в том, что человеку дозволено совершать обязательную молитву позади имама, совершающего дополнительный намаз. А то сравнение (къияс), которое привела первая группа ученых, не принимается, так как противоречит доводу из сунны.

Следующий вопрос заключается в том, ставится ли условие, чтоб намаз имама соответствовал по виду намазу стоящего позади?! То есть, например, если имам совершает обеденный намаз (зухр), ставится ли условие, чтоб за ним молились только те, кто совершают этот же обеденный намаз, а не вечерний к примеру?!

В этом вопросе также существует разногласие.

Некоторые ученые сказали, что намаз имама и намаз стоящего позади (маъмума) должны соответствовать друг другу. То есть, тот, кто совершает обеденный намаз (зухр) должен молиться только позади того, кто совершает обеденный намаз. А тот, кто хочет совершить послеобеденный намаз (‘аср), может совершать его только позади имама, совершающего послеобеденный намаз, и так далее. В довод они привели хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, имам поставлен только для того, чтобы за ним следовали, посему не противоречьте ему» [492].

Другие же ученые сказали, что такого условия нет. То есть, человек может совершить послеобеденный намаз (‘аср) за имамом, который совершает обеденный (зухр), и так далее. В данном случае, по их мнению, следование за имамом никак не нарушается из-за этого. Если можно совершать обязательную молитву за тем, кто совершает дополнительную, то тем более можно совершать обязательную молитву за тем, кто также совершает обязательную, хоть она и отличается от твоей. И это мнение более верное!

Например, человек пришел на ночную молитву (‘иша) и уже читают “икъаму”, а он вдруг вспомнил, что совершил обеденный намаз (зухр) без омовения. Как ему поступить?! Мы скажем ему, чтоб присоединился к коллективу, но с намерением совершения обеденной молитвы (зухр). В данном случае получилось так, что человек совершает обеденный намаз, а имам – ночной, и это не вредит. Что же касается хадиса, который был приведен первой группой: «Поистине, имам поставлен только для того, чтобы за ним следовали, посему не противоречьте ему» [493], ― то здесь речь вообще не идет о намерении в намазе. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в продолжении этого хадиса разъяснил: «Если имам сделает “такбир”, то и вы делайте “такбир”. Если он совершает земной поклон, то и вы совершайте земной поклон. Если он встает, то и вы вставайте». То есть: следуйте за имамом, не опережая его.

 

Мы разобрали условия (шуруты) намаза, а сейчас следует поговорить о столпах (арканах). Столпами (арканами) намаза называются такие действия и слова, без которых намаз недействителен.

 

1-ый столп: “Такбирату-ль-Ихрам”.

“Такбирату-ль-Ихрам” – это произнесение человеком слов «Аллаху Акбар» во время вхождения в намаз. Намаз не начинается, пока человек не произнесет эти слова. Например, если человек забыл произнести “такбирату-ль-Ихрам”и приступил к чтению «аль-Фатихи», его намаз не является действительным, ибо намаз не начинается без “такбирату-ль-Ихрам”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучая человека совершению намаза, сказал ему: «Если ты собираешься совершить намаз, то соверши омовение должным образом, а затем обратись в сторону Каабы и сделай “такбир”…» [494].

 

 

2-ой столп: Чтение суры “аль-Фатиха”.

Чтение суры “аль-Фатиха” также является столпом намаза, значит, без прочтения этой суры намаз недействителен. Аллах Всевышний сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» [495]. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что именно следует читать. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не совершил молитву тот, кто не прочитал “Аль-Фатиху”» [496]. А также: «У того, кто совершил намаз и не прочитал в нем “аль-Фатиху”, этот намаз будет недействителен» [497].

Чтение суры “аль-Фатиха” является столпом для каждого молящегося человека, будь то имам, или стоящий позади него (маъмум), или молящийся в одиночку. Тексты, указывающие на обязательность чтения данной суры, являются общими и из них не сделано никакого исключения. Следовательно, если Аллах Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, никого не исключили, то обязательность распространяется на всех без исключения.

Коллективные намазы бывают двух видов:

1 ― Намазы, в которых “аль-Фатиха” читается имамом вслух в первых двух ракаатах.

2 ― Намазы, в которых “аль-Фатиха” читается имамом про себя.

Если имам читает “аль-Фатиху” вслух, то стоящий позади (маъмум) также читает эту суру. Когда же имам переходит на чтение следующей суры, тот стоящий позади обязан молча слушать чтение имама.

Если же имам читает “аль-Фатиху” про себя, то стоящий позади читает “аль-Фатиху”, а затем и другие суры до тех пор, пока имам не уйдет в поясной поклон. Исключением является только тот случай, когда человек пришел, а имам уже находится в поясном поклоне. В данной ситуации с человека спадает обязанность чтения “аль-Фатихи”. Передают, что однажды Абу Бакра[498], да будет доволен им Аллах, пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в тот момент, когда тот совершал поясной поклон (во время молитвы), и он тоже склонился в поясном поклоне, но до того, как присоединился к ряду молящихся. Потом он рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), но больше так не делай!» [499] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что Абу Бакра поспешил совершить поясной поклон еще до присоединения к ряду, чтобы ему засчитался ракаат. Но велел больше так не делать, ибо в другом хадисе сказано: «Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо, и не приходите на нее бегом. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно» [500].

А доводом из хадиса Абу Бакры является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал ему заново совершить тот ракаат, на который он спешил. Если бы этот ракаат не был засчитан, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы его восполнить. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не откладывал разъяснение какой-либо вещи, когда в этом разъяснении была нужда. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал ему о том, что ракаат не засчитан, следовательно, он был засчитан. А раз так, то получается, что ракаат был засчитан, хотя сура “аль-Фатиха” не была прочитана.

Если человек застал имама в поясном поклоне, то ему следует произнести “такбирату-ль-Ихрам”, а затем, не читая “аль-Фатихи”, сразу совершить поясной поклон. Лучше всего сделать второй “такбир” отдельно для поясного поклона, но если даже человек ограничится только произнесением “такбирату-ль-Ихрам”, то нет в этом проблем.

Также в первых двух ракаатах желательно (сунна) прочитать что-то из Корана после “аль-Фатихи”. Что же касается третьего ракаата вечернего намаза (магъриб), а также третьего и четвертого ракаатов обеденного, послеобеденного и ночного намазов, то чтение в них чего-то помимо “аль-Фатихи” не является желательным. Желательно в последних ракаатах ограничиваться чтением “аль-Фатихи”, однако нет проблем в том, если человек иногда добавляет в них что-то после “аль-Фатихи”.

 

3-ий столп: Поясной поклон (руку’).

Это поклон для возвеличивания Аллаха Всевышнего! Совершая его, ты вспоминаешь перед Кем стоишь, и потому склоняешься, возвеличивая Его. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается поясного поклона, то возвеличивайте в нем Всевышнего Господа» [501]. То есть, следует говорить: «Пречист мой Господь Великий» [502]. Во-первых, поясной поклон сам по себе является возвеличиванием, а во-вторых, в нем еще произносятся и слова возвеличивания. Но также здесь необходимо присутствие основы любого возвеличивания, а это – возвеличивание Аллаха Всевышнего своим сердцем. Поэтому, во время поясного поклона объединяются три вида возвеличивания:

1 ― Возвеличивание сердцем;

2 ― Возвеличивание телом;

3 ― Возвеличивание языком.

В поясном поклоне обязательно наклониться до такой степени, чтобы суметь обхватить своими руками колени. Что же касается легкого наклона, то он не принесет тебе пользы! Во время поясного поклона человек должен держать спину ровно, а голова должна находиться на одном уровне со спиной. Руки должны обхватить колени, а пальцы должны быть разрознены. Человек должен говорить во время поясного поклона: «Пречист мой Господь Великий» - /Субхана роббийа-ль-’Азым/. Также можно говорить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك، اللهم اغفر لي

«Пречист Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» [503]

/Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гъфир ли!/

Также можно говорить:

سبوحٌ قدُّوسٌ ربُّ الملائكة والروح

«Пречистый и Пресвятой, Господь ангелов и Духа!» [504]

/ Суббухун Къуддусун Роббу-ль-маляикати уа-р-рух/

4-ый столп: Земной поклон (суджуд).

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу» [505]. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей: на лоб, — и при этом он указал рукой себе на нос — ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая волосы и одежду» [506]. Поэтому, земной поклон (суджуд) обязателен в намазе.

Во время земного поклона следует говорить:

سبحان ربي الأعلى

«Пречист мой Господь Высочайший!»

/ Субхана Роббийа-ль-А’ля/

В земном поклоне человек опускает самую высокую часть своего тела (лицо) к самой низкой его части (ногам). Получается так, что лоб и стопы находятся на одном уровне. Также во время земного поклона (суджуда) можно произносить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك اللهم اغفر لي

«Пречист Ты, о Аллах, Господь наш и хвала Тебе. О Аллах, прости меня!» [507]

/ Субханака Аллахумма роббана уа бихамдика. Аллахумма гъфир ли/

Также можно говорить:

سبوحٌ قدُّوسٌ ربُّ الملائكة والروح

«Пречистый и Пресвятой, Господь ангелов и Духа!» [508]

/ Суббухун Къуддусун Роббу-ль-маляикати уа-р-рух/

Также в земном поклоне (суджуде) следует больше возносить мольбы (ду’а) Аллаху, как относительно религии, так и относительно мирских дел. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами в этом состоянии» [509]. А также: «Ближе всего раб (Аллаха) к своему Господу тогда, когда он находится в земном поклоне» [510]. Посему следует больше просить у Аллаха в земном поклоне! Проси у Аллаха Всевышнего Рая, прибегай за защитой от Огня, проси полезного знания и праведных деяний, проси твердой веры, и так далее. Можешь просить красивый дом, праведную супругу, праведного ребенка, машину, и всё, что пожелаешь из благ религии и мирской жизни. Поистине, мольба (ду’а) является поклонением, даже если эта мольба касается мирских вещей. Аллах Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам"» [511]. А также: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» [512].

Земной поклон (суджуд) обязательно должен совершаться на семь частей тела: лоб и нос, две ладони, два колена и кончики пальцев ног. Нам приказано совершать земной поклон таким образом, как на это указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Пока человек находится в земном поклоне, он не должен отрывать эти части тела от земли.

Во время земного поклона человеку следует присоединить две стопы друг к другу, а не держать их поодаль друг от друга. Что касается колен, то по поводу них не пришло конкретного текста, посему следует держать их естественным образом. Что касается ладоней, то их можно либо держать на уровне плеч, либо выдвинуть немного вперед.

Также человеку следует отвести свои руки от боков. Исключением является тот случай, когда человек совершает намаз в коллективе и боится раздвинуть руки, чтобы не помешать молящимся рядом. Ведь, не следует совершать желательные поступки, если при их совершении может быть причинено неудобство мусульманам.

Также во время земного поклона следует быть смиренным пред Аллахом Всевышним, помня о возвышенности Аллаха. Ведь, совершая земной поклон, ты говоришь: «Пречист мой Господь Высочайший». Мы убеждены, что Аллах Всевышний возвышен над всеми творениями Своей сущностью. Аллах Всевышний сказал: «Славь имя Господа твоего Высочайшего» [513].

 

5-ый столп: Спокойствие.

Речь идет о совершении всех столпов намаза размеренно, будучи спокойным. Человеку следует спокойно стоять в намазе, спокойно совершать поясной поклон, спокойно выпрямляться после поясного поклона, спокойно совершать земной поклон, спокойно сидеть между двумя земными поклонами, и так далее. Абу Хурайра передал, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в мечеть, а через некоторое время туда же вошёл один человек. Он совершил молитву, после чего подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поприветствовал его. Ответив на его приветствие, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Этот человек вернулся на своё место и помолился так же, как и в первый раз, а потом подошёл к пророку и поприветствовал его. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на приветствие, а потом сказал: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Когда же это повторилось ещё раз, человек воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я могу совершать это только так и не иначе, научи же меня!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда встанешь на молитву, произнеси слова "Аллаху акбар" потом прочти из Корана, что сможешь, потом склонись в поясном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, потом выпрямляйся, пока не выпрямишься стоя, потом склонись в земном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, а потом выпрямляйся, пока не выпрямишься сидя, и поступай так во время каждой молитвы» [514].

Доводом из хадиса являются слова: «…и задержись в таком положении на некоторое время». А слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву», ― указывают на то, что нет намаза у того, кто не совершал его, находясь в спокойствии.

Удивляет положение сына Адама и то, как с ним играет шайтан! Ведь, человек стоит перед Аллахом Всевышним, ведет с Ним беседу, приближается к Нему, но совершает намаз так быстро, как будто за ним гонится враг и вот-вот настигнет его. Поистине, шайтан является врагом для человека! Благоразумный верующий непременно будет считать шайтана своим врагом, ибо Аллах Всевышний сказал: «Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» [515].

 

Постановление относительно оставившего молитву.

Человек, который вообще не совершает намаз, является неверующим и вероотступником. Такой человек выходит из числа мусульман в этой жизни, а в Последней жизни он окажется в числе неверующих. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что такой человек будет воскрешен вместе с Фараоном, Хаманом, Къаруном и Убей ибн Халяфом[516]. Все эти люди являются предводителями неверия.

В мирской жизни такой человек является вероотступником. Правитель обязан призвать его к намазу. Если человек начнет совершать намаз, то его оставляют, если же он отказывается, его казнят, как вероотступника. Пусть Аллах убережет нас от подобного! Если он умирает, его не омывают, не заворачивают в саван, не читают над ним молитву, ибо он – неверующий.

Если кто-то спросит: «О чем ты говоришь?! Это слова, сказанные наобум, это – нетерпимость, это – эмоции», - я отвечу: «Это не слова, сказанные наобум, это не является нетерпимостью и эмоциями!» На выбранное мною мнение указывают слова Аллаха Всевышнего, слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и слова сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

1 ― Слова Аллаха Всевышнего.

Аллах Всевышний говорит о многобожниках: «Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» [517]. А если не будут совершать этого?! В таком случае они не будут нашими братьями по вере. Если же они не являются нашими братьями по вере, значит, являются неверующими. Поистине, каждый верующий, даже если он совершает большие грехи, является нашим братом по вере.

2 ― Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Послушай же то, что передает имам Муслим в своей книге «ас-Сахих» со слов Джабира ибн ’Абдуллаха о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между человеком и между многобожием и неверием стоит оставление молитвы» [518]. Следовательно, оставивший молитву становится неверующим.

Сообщается со слов Бурейды ибн Хусайба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Договор между нами и ими – молитва, кто оставил её, стал неверующим» [519]. То есть: молитва – это вещь, разделяющая нас и неверующим.

3 ― Слова сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Слушай же слова известного таби’ина ’Абдуллаха ибн Шакъикъа, который сказал: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали оставление чего-либо из деяний неверием, кроме оставления намаза» [520].

Также единогласное мнение сподвижников относительно неверия оставившего молитву передано от известного имама Исхакъа ибн Рахауейха и других обладателей знания.

 

Относительно человека, оставившего молитву, существуют мирские законоположения и законоположения, связанные с Последней жизнью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: