Обязательства Прибежища и обеты бодхисаттвы 5 глава




Соответствие с описаниями тонкого тела в других системах

Рассмотрение четырех тонких капель, которое уникально для литературы Калачакры, помогает объяснить многие из неясных моментов в других системах. Например, это общая практика сосредоточения на межбровии, способствующая пробуждению от тупости или сонливости во время медитации. Только благодаря чтению Калачакра-тантры делается ясным, что это объясняется тем, что межбровие является местом нахождения капли тела, которая связана с состоянием бодрствования. Подобно этому, поскольку капля речи, связанная со сновидениями, помещается на горле, сосредоточение на горле перед отходом ко сну завязывает состояние сновидений ради практики йоги сновидений. Поскольку капля ума, связанная с неконцептуальным состоянием глубокого сна без сновидений, помещается в сердце, сосредоточение на чакре сердца в практиках ясного света выявляет тончайшее сознание. И именно благодаря тому, что капля глубокого осознавания, связанная с моментами пикового блаженства, помещается на пупе, практика туммо, или внутреннего пламени, использует чакру пупа, чтобы зародить блаженное глубокое осознавание, которое может быть использовано для понимания пустоты.

Описание энергетических каналов и чакр в системе Калачакры слегка отличается от того, которое обнаруживается в других тантрах ануттарайоги, например в Гухьясамадже. Точно так же, как картины мира Абхидхармы и Калачакры отличаются по причине различия своих целей, отличаются и описания каналов и чакр в двух системах тантр. Учения Калачакры структурируют все в терминах параллелей между внешним и внутренним мирами – так, чтобы смоделировать медитации, аналогичные обоим. Так же, как существуют в мире шесть элементов, в анатомии есть шесть главных чакр вдоль центрального канала – на темени, лбу, горле, сердце, пупе и в тайном месте. Во время посвящения Калачакры мысленные представления разных слогов и цветных дисков в этих точках очищают чакры и связанные с ними элементы.

Различие описаний тонкой энергетической системы тела можно также рассматривать с точки зрения соответствия конкретным типам практикующих. У нас нет всего лишь одного типа тонкой системы, наподобие группы крови, которая могла бы быть определена путем консультации с мастером тантрических медитаций. Скорее каждый из нас обладает целым спектром энергетических систем, чем-то вроде квантовых уровней. Работа с мастером медитации помогает утвердить, какая из этих систем является для нас наиболее подходящей и простой, чтобы достичь наитончайшего уровня сознания, для наиболее эффективного обретения понимания пустоты.

Калачакра и тибето-монгольская медицина

Описание каналов и чакр в тибетской медицине слегка отличается от описаний и в системе Калачакры, и в Гухьясамадже. В XVII веке в своих медицинских комментариях Деси Сангье Гьяцо, министр Пятого Далай-ламы, отметил, что это расхождение полезно. Иначе люди могли бы читать медицинский текст по анатомии и думать, что могут практиковать продвинутые тантрические медитации, задействующие тонкую энергетическую систему, без непосредственного контроля и руководства со стороны квалифицированного мастера. Подход к таким медитациям в стиле “делай сам”, в действительности, довольно опасен.

Хотя бóльшая часть тибето-монгольской медицинской системы происходит из иных индийских буддийских источников, она заимствует ряд анатомических терминов и из Калачакры. Разделы центрального канала выше и ниже чакры пупа, например, называются Раху и Калагни, в то время как крупнейшие правый и левый каналы, обвивающие эту чакру, называются Солнцем и Луной. Таким образом, встреча данных четырех каналов на чакре пупа параллельна структуре солнечного и лунного затмения, когда эти четыре небесных тела сходятся подобным образом. Этот символизм затмения также возникает во время практик изменяющего круговорота времени, включая посвящение, когда мы порождаем себя в виде Калачакры, стоящего на дисках луны, солнца, Раху и Калагни, которые сложены, как подстилки, один поверх другого. Это мысленное представление вносит свой вклад в нашу способность в практике завершения собрать энергетические ветры в пупочной чакре – так, что они, накладываясь, “затемняют” друг друга, входят в центральный канал и растворяются. На другом уровне белый, красный, черный и желтый диски этих небесных тел символизируют, соответственно, капли тела, речи, сознания и глубокого осознавания, которые очищаются и используются для достижения тела, речи, сознания и блаженного глубокого осознавания Будды. Желтый диск находится на вершине всего многослойного построения, чтобы обозначить, что пустая форма, которая является непосредственной причиной достижения пробужденного тела Калачакры, вначале зарождается в пупочной чакре - месте нахождения капли глубокого осознавания.

Соотношение внешнего и внутреннего круговорота

Вторая глава продолжает рассмотрение человеческого тела, предлагая описание дневных циклов, которые проходит это тело, все из которых аналогичны внешним циклам Вселенной. Наиболее важный внутренний цикл – это цикл дыхания, поскольку существует изначальная внутренняя связь между дыханием и энергетическими ветрами. Названия того и другого одно и то же. На внешнем уровне, если сутки делятся на шестьдесят часов Калачакры (нет правила, что они могут делиться только на двадцать четыре часа!), тогда в трёхсотшестидесятидневном лунном году всего 21600 часов. Подобным же образом, если наши энергии сбалансированы, мы совершаем 21600 дыханий в сутки,то есть одно дыхание в каждые четыре современные секунды, в чём можно убедиться, если замерить время своего собственного дыхания. Точно так же, как солнце половину года движется через северный сектор неба и половину года через южный, что известно в астрономии как северное и южное склонение солнца, подобным образом и мы сами дышим половину времени преимущественно через правую ноздрю, а остальную половину – через левую. Если мы поместим свою руку перед носом, мы можем удостовериться, что дышим в любое время в основном через одну ноздрю. За исключением нескольких дыханий при переходе от одной ноздри к другой, нормальное дыхание не проходит ровным образом через обе ноздри. Далее, так же, как солнце проходит через двенадцать зодиакальных знаков в течение года, и дыхание переходит от одной ноздри к другой двенадцать раз в течение дня и ночи. Все эти параллели имеют соответствия в практике изменяющего круговорота Калачакры.

Цикл духа жизни и хорошее здоровье

Во второй главе также обсуждается особый тип тонкой творящей капли, которая действует подобно магниту, притягивая нашу энергию духа жизни (санскр.: бодхичитта, тиб.: bla). Эта энергия помогает поддерживать в равновесии наше сознание. Потеря равновесия приводит в результате к дисфункциональным состояниям, таким как нервный срыв или шок. Капля духа жизни – точка наисильнейшей потенции этой энергии, циркулирует по всему телу в рамках тридцатидневного цикла, соотносящегося с фазами луны. В каждое полнолуние она собирается на темени. В течение убывания луны она спускается по одной стороне тела и во время нарастания луны возвращается вверх по другой стороне.

Этот феномен имеет медицинское применение. Доктора тибето-монгольской медицины, когда позволяют обстоятельства, принимают во внимание этот цикл, чтобы выбрать оптимальное время, например, для применения лечения прижиганиями пораженных артритом суставов. Когда операция проводится на определенном месте тела в то число лунного месяца, когда энергия духа жизни там наиболее сильна, тело поправляется быстрее. Может быть, этот факт связан с циклами иммунной системы. Если фазы луны оказывают влияние на силу приливов и отливов, небезосновательно будет думать, что они также влияют на силу тонких энергий тела.

Цикл духа жизни также помогает понять некоторые загадочные наставления буддизма, например, что лучше не заниматься сексом в полнолуние. Когда тонкая капля духа жизни пребывает на темени, энергии духа жизни собираются там вместе. Это обеспечивает наиболее подходящие условия для введения их и других энергетических ветров в центральный канал через это место. Поскольку оргазм высвобождает тонкие творящие капли, включая эту каплю духа жизни, переживание оргазма в этот день расходует зря наилучшую в течение месяца возможность для растворения энергетических ветров и подступа к сознанию ясного света. Тот факт, что в дни полнолуния энергия духа жизни имеет наибольший потенциал на темени – наиболее важной точке тонкого тела, возможно, и является причиной ощущения особенно чувствительных людей, что с их энергией что-то происходит в полнолуние.

Внутренний круговорот времени в общем влияет на наше здоровье. В XIV веке в своем комментарии на вторую главу Калачакра-тантры Третий Кармапа объяснил, как наше заблуждение относительно реальности заставляет периодически возникать круговорот оскверненных подходов страсти, гнева и тупости. Эти неуравновешенные подходы приносят болезнь, порождая дисбаланс в трех соответствующих физиологических системах тела, связанных с ветром, желчью и слизью. Поскольку практика Калачакры устраняет заблуждение и неведение, которые являются корнями умственных проблем, равно как и физического недомогания, по мере того, как эмоции благодаря медитативной практике делаются более уравновешенными, тело естественно следует их примеру. Так же, как учения внешней Калачакры обеспечивают руководство для достижения мира на земле, соответствие между эмоциональным и физическим здоровьем во внутренней Калачакре – одно из наилучших руководств для внутреннего мира.

Алхимия

Последняя большая тема второй главы – это алхимия, преобразование базовых субстанций в нечто полезное и благотворное. Прежде всего текст знакомит с формулами для изготовления благовоний для дезинфекции, лечения и подношений. Затем объясняется, как трансмутировать базовые металлы – но не в золото, а в лекарство. Главная тема – это как освободить ртуть от отравляющих свойств, чтобы сделать её годной к использованию в качестве главного ингредиента в приготовлении “драгоценных пилюль”.

Будучи частью внутреннего круговорота времени, периодически распространяются новые болезни. Многие из них, предсказанные в этом тексте, связаны с загрязнением, которое мы можем отождествить как возникающее от химикатов, радиации и так далее. Как кажется, описания этих болезней также включают рак и СПИД. Очищенная ртуть избавляет тело от отравления и помогает восстановить жизненную силу всех его систем. Тибетские доктора использовали драгоценные пилюли, сделанные по формулам Калачакры, для успешного лечения жертв химического выброса в Бхопале (Индия) и радиационной катастрофы в Чернобыле в бывшем Советском Союзе и имеют скромный успех в продлении, по крайней мере, жизни некоторых пациентов, страдающих от рака и СПИДа.

В параллель этому алхимическому процессу изменяющий круговорот знакомит с методами ануттарайога тантры для превращения энергетических ветров, которые составляют подоплеку вредных эмоций, таких как страстное желание, в нечто полезное на духовном пути. Привлечение энергий этих эмоций дает возможность более легкого растворения других энергетических потоков в теле – тех, которые особенно трудно ввести в центральный канал. Таким и другими способами преобразованная энергия желания действует как драгоценное лекарство, которое способствует подступу к сознанию ясного света, и использует блаженное глубокое осознавание для сосредоточения на пустоте. Порождение и употребление блаженного осознавания для понимания пустоты – это самые крупные темы, которые повторяются на протяжении посвящения Калачакры и медитативных практик. Некоторое знание внутреннего круговорота времени поможет нам понять задействованную здесь физиологию.

Глава пятая

Изменяющая Калачакра

Квалификация мастера Калачакры

С третьей и по пятую главу Калачакра-тантра знакомит с изменяющим круговоротом времени. Третья глава, которая касается посвящения, начинается с рассмотрения качеств тантрического мастера Калачакры и тех процедур, которым надо последовать в отношении такого учителя перед тем, как получать посвящение. Крайне важно проверить тантрического учителя с критической скрупулезностью, перед тем как ответственно решаться становиться учеником. Успех в достижении цели посвящения и обретении полной способности принести пользу другим зависят от чистоты и честности наших отношений с учителем. Только после установления тесной связи и обретения абсолютной убежденности будет правильно просить у мастера посвящение Калачакры. Поскольку большинство людей не имеют такого счастья или возможности установить тесные личные взаимоотношения с великими мастерами, которые в настоящее время передают посвящение Калачакры, единственной альтернативой остается проверить таких учителей путем какого бы то ни было контакта, который возможен, или рассмотреть заслуживающие доверие мнения людей, имеющих личный опыт контакта. Даже если мы не можем лично встретиться с учителем до посвящения, намного лучше подойти к посвящению на стабильном основании уверенности и доверия, обретенных посредством разума, нежели на зыбком фундаменте слепой веры, базирующейся на его имени и славе. Поскольку в большинстве случаев невозможно просить о посвящении в личной предварительной встрече, прошение делается формально как часть начальных ступеней всей церемонии. В соответствии с третьей главой Калачакра-тантры, подлинные тантрические мастера этой системы имеют нерушимые тесные связи со своими собственными учителями, практиками, своими обетами и истинной природой реальности. В особенности же они безупречно поддерживают тантрические обеты Калачакры и успешно проделали медитацию по стадиям зарождения и завершения Калачакры. Они свободны от страсти к чему-то, включая свою семью, друзей и даже свое тело. Они не запятнаны алчностью, гневом, глупостью или тупым заблуждением, гордыней, ревностью или скупостью. С великим терпением они работают на благо своих учеников с искренней заинтересованностью в их благополучии, без заботы о достижении для себя служения, любви, уважения, славы или богатства. Они руководствуются в своих побуждениях единственно бодхичиттой – желанием стать Буддой на благо других. Достигнув того состояния сознания пути, которое ведет к Пробуждению, они способны направлять других на обретение также такого состояния сознания и таким образом могут освободить их от страхов. Достигнув неизменного блаженного осознавания, сосредоточенного на пустоте, они остаются совершенно целомудренными, никогда не теряя своего блаженного состояния сознания при оргазме.

Далее, тантрические мастера Калачакры стабильны, эмоционально обузданны, полны разумности и здравомыслия, терпеливы, честны, непретенциозны, преисполнены любовью к другим, сведущи в священных текстах и комментариях, умелы в применении тантрических методик и в совершенстве владеют всеми тантрическими ритуальными процедурами. Они имеют все качества и умения, необходимые для сокрушения четырех Мар, или демонических вмешательств. В соответствии с системой Калачакры, четыре Мары – это наши физические, словесные и умственные помехи и препятствия, обусловленные верой в неправильные воззрения на реальность. Текстуальные примеры последних – это вера в то, что нет нужды делать что-либо положительное в жизни, поскольку все счастье приходит как дар богов.

Если можно выбирать из трёх квалифицированных тантрических мастеров, среди которых монах, монах-новичок и мирянин, а все остальные их достоинства равны, текст советует выбрать мастера, держащего полные монашеские обеты. Предпочтение учителя-мирянина совершенно квалифицированному монаху подорвало бы основы буддийских учений тем, что люди, видящие такого монаха обойденным, получили бы впечатление, что нет необходимости в монашеской общине, представляющей Драгоценность Сангхи - одну из Трех Драгоценностей, обеспечивающих нам надежную ориентацию в жизни. Это важно иметь в виду, особенно на Западе, в свете тенденции преуменьшения роли монахов и монахинь в буддизме и перемещения акцента на мирян.

Несоответствующие учители

В третьей главе также объясняется, как узнать, что мастер Калачакры неподходящий. Такие учители горды, полны предубеждений, нарушают тесные связи со своими учителями, обетами и практиками, выказывают неуважение святым объектам, изучали малую часть обширных практик Калачакры. Они заинтересованы только в обмане своих учеников, их умы пали с уровня неизменного блаженного осознавания (если они когда-либо достигали его), и учат они без должного посвящения или медитативного опыта. Они пристрастны к желанным объектам чувств, несовестливы, используют грубый язык и желают только эфемерного блаженства сексуального оргазма. Калачакра-тантра учит остерегаться таких учителей как пылающего ада. Даже если мы просим о посвящении и проходим ритуальные процедуры тантрического посвящения с этими так называемыми “гуру”, в действительности мы посвящения не получаем. Это вызвано тем, что их недостатки лишают их способности передавать посвящение.

Если мы уже связали себя обязательствами с такими учителями, которым недостает сострадания, кто полон гневом, привязанностью к чувственным удовольствиям, надменен и всегда превозносит самого себя, - тантра советует расстаться с ними. Кэдуб Норсанг-гьяцо, наставник Второго Далай-ламы, в пятнадцатом веке деликатно пояснил, что это не значит не уважать и презирать их, или быть непочтительными. Скорее мы просто более не имеем с ними дела.

Поскольку трудно отыскать учителя с полной квалификацией, единственной альтернативой остается полагаться на того, кто, по крайней мере, имеет большую часть благих качеств, и – что наиболее важно – на того, кто в чистоте хранит свои обеты.

Квалификация получающих посвящение

В третьей главе затем объясняются требования к квалификации учеников, получающих посвящение Калачакры. Нам надо честно проверить самих себя, чтобы увидеть, отвечаем ли мы этому стандарту. В соответствии с Краткой Калачакра-тантрой, подходящие для полного посвящения ученики имеют глубокий интерес к неизменному блаженному осознаванию пустоты и пустых форм, радуются, воздерживаясь от деструктивного поведения и строго соблюдая тантрийские обеты. Они перестали отвлекаться на тривиальные занятия, не заботятся о богатстве или имуществе, обладают неугасимой верой в Три Драгоценности и в тантрической практике интересуются не мирскими достижениями, а только Пробуждением. Далее, они почитают тантрические занятия целиком, не считая, что достаточны одни визуализации или одна ритуальная практика, способны держать в тайне руководящие наставления по стадии завершения до тех пор, пока не реализуют их, и не связывают себя тесными узами с теми, кто мог бы удерживать их от их практики или цели.

Комментарий “Незамутненный свет” добавляет, что хорошие ученики любого уровня посвящения Калачакры должны начать уже свою серьезную духовную практику получением и соблюдением обетов мирянина избегать убийства, воровства, лжи, неправильного секса и интоксикантов (наркотиков, алкоголя. – Пер.). Для тех, кто не имел возможности принять эти обеты прежде, обеты включаются как часть посвящения в состав обязательств при посвящении по двадцати пяти видам обузданного поведения. Мы рассмотрим значение и применение этого обязательства в восьмой главе.

Далее, при твердом основании нравственной самодисциплины хорошие ученики развивают махаянское сознание, полное любви, сострадания, исключительной решимости и бодхичитты, и приходят к воззрению мадхьямаки на реальность, изучая поэтапно сначала менее разработанные буддийские философские системы. Постепенный подход к взглядам мадхьямаки обеспечивает более глубокое понимание, которое обосновано более твердо.

Поскольку всякий шаг в посвящении и практике Калачакры базируется на бодхичитте и понимании пустоты, по крайней мере некоторое знакомство с ними требуется уже заранее. Текст не уточняет, какой уровень компетентности здесь требуется. Однако следование базовым буддийским руководствам всегда является надежным критерием. Занимающийся практикой человек более заинтересован в будущих жизнях, чем в этой жизни; более заинтересован в освобождении от сансары, чем в обретении лучшего будущего рождения; более заинтересован в помощи другим, чем в удовлетворении эгоистических желаний; и более заинтересован в видении реальности вещей, чем в безоговорочном принятии видимостей. Даже если мы не изучали пустоты или не медитировали глубоко о ней, нам надо по крайней мере почувствовать искренний интерес к этому и захотеть заняться этим как можно скорее.

В итоге, “Незамутненный свет” утверждает, что до посвящения ученикам надо иметь горячий интерес и уважение к методам ануттарайога тантры, а в особенности к методам Калачакры. Чтобы обрести это вдохновение и интерес, необходим некоторый уровень изучения и интеллектуального понимания.

Решение, нужно ли посещать посвящение

Многие люди предпочли бы спросить авторитетное лицо, готовы ли они для практики Калачакры. Однако такой шанс бывает редко, и лишь у немногих есть достаточно близкие личные взаимоотношения с духовным мастером, при которых консультация имела бы значение. В основном, нам надо решать самим, готовы ли мы к тантре, и в особенности – к Калачакре.

Разные побуждения приводят людей на посвящение Калачакры. Некоторые уже глубоко вовлечены в другую систему ануттарайога тантры и хотят изучать Калачакру, чтобы обрести более ясное понимание своих тантрических практик. Некоторые являются такими практикующими, для которых неясно, какой образ Будды наилучшим образом им подходит, и они хотят расширить свои возможности, включив Калачакру. Многие не чувствуют себя готовыми к практике ануттарайога тантры, но посещают посвящение, просто чтобы быть наблюдателями и установить кармическую связь с этой практикой, дабы заниматься ею в будущем. Однако, если мы серьезно настроены относительно самой практики Калачакры, то как нам узнать, является ли она подходящей практикой для нас?

Главный фактор для рассмотрения при выборе ануттарайоговской системы – это стиль практики стадии завершения. Нам надо определить преобладающие параметры собственной системы тонких энергий и решить, какие методы стадии завершения задействуют эту систему наиболее эффективно, чтобы дать нам в итоге пробиться к нашему сознанию ясного света. Мы можем установить это только из медитативного опыта, полученного при изучении и экспериментировании с несколькими системами – под внимательным контролем квалифицированного тантрического мастера. Установив наиболее подходящий стиль стадии завершения, затем, когда мы подготовимся к тому, чтобы посвятить все свое время этой практике, мы интенсивно сосредоточиваемся на соответствующей стадии зарождения, которая принесёт успех наших стараний. Обычно до достижения этого момента определенности занимаются практиками стадии зарождения в нескольких системах ануттарайоги – насколько это позволяют наши возможности, - чтобы установить кармические связи и знакомство, необходимое для окончательного выбора системы.

Все равно остается вопрос, как решить, включать ли Калачакру в сферу наших ануттарайоговских практик. Мы оцениваем нашу близость, просто проверяя свои естественные интересы. Хотя в текстах этот пункт не разрабатывается подробно, но те, кого интересует астрономия, астрология, ядерная физика, математика, техника, история или разрешение конфликтов, и те, кто чувствует, что их привлекает как подходит к этим темам внешняя и внутренняя Калачакра, скорее всего некоторую связь с Калачакрой имеют. Мы можем заключить то же самое, если наша жизнь очень сложно устроена и нам требуется управляться со многими вещами ежедневно и мы естественно чувствуем влечение к положительному образу себя, который дает нам Калачакра, - способности разрешать все ситуации, вне зависимости от того, каково время или как много их может быть.

Удержание образа себя как Калачакры в те моменты, когда это требуется, и повторение соответствующих мантр, чтобы поддерживать его памятование, имеет большую пользу даже для тех, кто никогда не занимается медитациями Калачакры более серьезного уровня. В современных обществах многие люди ведут разорванную жизнь, чувствуя себя отчужденными от жизненно важных составляющих, таких как тело, чувство, творчество или родители. Трудно поддерживать равновесие и включать все в единое целое. Это похоже на то, как если бы мы вели несколько жизней одновременно – публичную жизнь, личную жизнь, официальную жизнь, семейную жизнь, а также общественную, профессиональную, интеллектуальную, духовную, спортивную, клубную, праздничную, развлекательную и политическую жизнь также. Эта ситуация становится еще более сложной, когда мы разведены и женаты повторно. Калачакра представляет собой возможность быть цельной личностью, которая способна на то, чтобы все эти элементы гармонично сочетались.

Образ себя как Калачакры происходит из мысленного представления и отождествления себя одновременно со всеми 722 фигурами сложной мандалы. Когда мы перегружены работой в офисе, а наш начальник помещает в наш план еще один проект, это не вызовет в нас подавленности, если мы вспомним образ себя как Калачакры. Это напоминает добавление еще одной группы фигур в одном из уголков мира нашей громадной мандалы. Мы легко можем справиться с этим. Таким образом, даже если мы не выбираем Калачакру в качестве своей главной практики или если даже мы считаем ее возможностью для будущего внимания, мы можем избрать для себя получение посвящения Калачакры ради развития и работы с ее условным образом себя.

Мандала, используемая для передачи посвящения

После изложения сведений о необходимой для посвящения квалификации тантрического мастера и учеников, Калачакра-тантра описывает тип мандалы, в которой дается церемония. Во время посвящения нас проводят по миру трехмерной мандалы Калачакры и в действительности передают посвящение в этой мандале. Эта мандала создана из ясного света и является воплощением пробужденного сознания тантрического мастера как образа Будды. Те, кто не имеет чрезвычайно развитого постижения, не могут в действительности видеть эту мандалу. Во время посвящения большинство людей просто воображают, что она присутствует. Однако требуется некоторый фундамент, чтобы это мысленное представление было достоверным познанием.

Необходимость этого можно понять на примере умственного обозначения. Допустим, мы строим новый дом. Дом не может быть построен без мысленного плана или чертежа или модели архитектора, но сам дом не является никакой из этих репрезентаций. На такой основе - например, на основе рисунка - мы только можем говорить об определенном доме. Если не существует схемы, мы можем говорить о новом доме только в общем, а не о том конкретном доме, который намереваемся построить. Этот дом – не слово “дом”, но то, к чему слово относится на основе рисунка. В буддийской терминологии рисунок или модель – это основа для умственного обозначения дома. Мы не можем иметь дело с домом иначе, чем как с основой для обозначения. Когда дом выстроен в реальности, тогда основа для обозначения его - это комнаты дома.

Чтобы иметь дело с мандалой Калачакры во время посвящения, тоже должна иметься основа ее обозначения. В соответствии с комментарием на третью главу, данным Наропой в XI веке, для посвящения Калачакры этой основой должна быть мандала из цветного порошка. Если нет доступных для постройки такой мандалы материалов, а ученики чрезвычайно квалифицированы, тогда тантрический мастер может передавать посвящение на основе мандалы, эманированной из сознания ясного света и поддерживаемой силой их устойчивого сосредоточения. Это единственное исключение, кроме особого случая, когда царь Манджушри-яшас использовал полномасштабную трехмерную копию мандалы, построенной в царском парке Шамбалы, чтобы объединить свой народ. В наши дни, однако, когда материалы недоступны, многие мастера передают посвящение на основе мандалы, нарисованной на ткани.

Три уровня посвящения

Посвящение Калачакры состоит из многих отдельных самостоятельных посвящений, и, в зависимости от того, сколько их включено, мастер Калачакры может давать общее посвящение на трех уровнях разных степеней расширения. Все уровни посвящения содержат набор из семи посвящений, известных как “семь вхождений, подобно ребенку”. Каждое из этих семи подобно стадии в человеческом развитии, начиная с рождения до юности. После “семи вхождений, подобно ребенку” идут высшие и наивысшие посвящения, включающие вазовое, тайное, мудрости и четвертое, или посвящение слова, а затем - великое посвящение ваджрного мастера.

На первом уровне мастер совершает только семь вхождений, подобно ребенку. Это уполномочивает нас практиковать стадию зарождения. На втором уровне передаются одиннадцать посвящений: семь вхождений подобно ребенку, и затем четыре посвящения, вместе высшие и наивысшие, которые считаются за один комплект из четырёх. Этот второй уровень уполномочивает нас заниматься медитациями практики Калачакры как стадии зарождения, так и стадии завершения. Наиболее полный уровень посвящения имеет семь посвящений вхождения, подобно ребенку, четыре высших и наивысших посвящения и великое посвящение ваджрного мастера. Это посвящение уполномочивает тех, кто обретает действительные достижения посредством стадии зарождения и стадии завершения, передавать посвящение Калачакры другим. Поскольку большинство из нас не имеют насущной необходимости в настоящий момент для этого финального посвящения, мы можем не жаловаться, если уровень посвящения, которое мы получаем, не является наиполнейшим. Мы не теряем ничего из того, в чем нуждаемся прямо сейчас, даже если получаем только посвящение Калачакры первого уровня.

В дополнение к этим трем уровням посвящения есть также церемония последующего разрешения Калачакры. Западные люди часто не знают различий между посвящением и последующим разрешением – вангом и дженангом - и используют термин “посвящение” для того и другого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: