Обязательства Прибежища и обеты бодхисаттвы 8 глава




Коренные тантрические обеты Калачакры

Тантрические обеты, налагаемые на посвящении Калачакры, включают следующие специфические формулировки четырнадцати коренных обетов.

  1. Причинять беспокойство сознанию ваджрного мастера. Здесь падение состоит не просто в пренебрежении или осмеянии своего тантрического мастера, а в том, чтобы нанести ему (ей) особое оскорбление. Из-за омрачающей эмоции или взглядов и не ради какой-либо альтруистической цели мы действуем или говорим деструктивным образом и даже не думаем о том, чтобы удержаться от такого действия, ни в какой момент во время своего действия. Когда наш учитель узнает о нашем поведении и выказывает неудовольствие, чтобы помочь нам обуздать себя, тогда это коренное падение завершено.
  2. Нарушение распоряжений учителя. Это нечто более особенное, нежели преуменьшение важности и преступание обета, преподанного Пробужденным существом. Здесь падение состоит в том, чтобы скрытным образом совершить одно из десяти деструктивных действий или нарушить свои обеты после того, как наш ваджрный мастер специально предупредил нас не делать этого. Мотивацией здесь должна быть омраченная эмоция или подход, а не какая-нибудь альтруистическая цель. Так же, как в случае предшествующего коренного падения, нам требуется признавать своего тантрического мастера святым, хорошо знать о том, что такое поведение его или ее не порадует, и, тем не менее, ничего не думать по поводу своего поведения.
  3. Из-за гнева обвинять в недостатках ваджрных братьев или сестер. Это то же самое, что и в списке общих тантрических коренных падений.
  4. Отказ от любви к живым существам. Это то же самое, что аналогичное общее падение. В комментарии добавляется условие, что это падение совершается, только когда потерянная к конкретному существу любовь не возвращается за сутки. Сильное раздражение и потеря любви к кому-нибудь на более короткий период не составляет коренного падения.
  5. Отказ от бодхичитты. Соотнося это с общим тантрическим коренным падением отказа от желания достичь Пробуждения ради блага всех, здесь мы принижаем тонкие творящие капли, которые дают возможность в практике стадии завершения Калачакры осуществить Пробуждение в процессе неизменного блаженного осознавания. Такое осознавание достигается только на основе выявления сознания ясного света и переживания его как блаженного осознавания пустоты. После того, как обретается этот наимогущественнейший инструмент, создается еще более устойчивая основа для него внутри центрального энергетического канала посредством сложения там в процессе йогических методик 21600 тонких капель, что соответствует числу калачакринских часов в году и дыханий в течение дня. Как только они слагаются, эти невидимые капли остаются зафиксированными на месте вплоть до достижения Пробуждения, и поэтому наивысшее блаженное осознавание, на них основанное, называется “неизменным”. Такое осознавание наделяет понимание пустоты, обретаемое сознанием ясного света, способностью рассеивать, стадия за стадией, все инстинкты заблуждения и ветры кармы наиболее эффективным способом, какой только возможен. Эти капли исчезают только после становления Буддой, поскольку на той стадии мы более не имеем этого типа физического тела с тонкими каплями или центральным каналом.

Вне зависимости от того, мужчины мы или женщины, когда бы мы ни переживали истечение энергии, которое сопровождает сексуальный оргазм - вне зависимости от эмиссии грубых жидкостей, - мы теряем тонкие творящие капли, называемые “бодхичиттой” или “жасминными каплями”. Эти капли формируют основу для достижения неизменного блаженного осознавания. Поскольку такое истечение лишает нас наиболее эффективного средства для достижения Пробуждения, оно называется “отказом от бодхичитты”. Однако для того, чтобы это коренное падение было завершено, нам надо понимать природу неизменного блаженного осознавания, но все равно испускать эти тонкие капли – когда нет для этого специальной нужды – каким бы то ни было путем, - с желанием достичь Пробуждения в блаженстве обычной оргазменной эмиссии. Четыре сопутствующих фактора не обязательно должны сопровождать это действие.

Испускание оргазменной энергии или жидкостей в обычном половом акте не составляет тантрического коренного падения до тех пор, пока секс не рассматривается как что-то духовное, в особенности как средство для достижения Освобождения или Пробуждения. Однако любое переживание оргазменного истечения, как бы мы на него ни смотрели, ослабляет ту форму, которую мы стараемся придать своей жизни с помощью коренных тантрических обетов Калачакры. Это противоречит цели, состоящей в том, чтобы стремиться достичь Пробуждения как можно скорее калачакринскими методиками неизменного блаженного осознавания.

Важно быть реалистичными, а не мелодраматичными в этом вопросе. Принятие этого обета не обязывает оставаться бездетными или никогда не иметь другого ребенка. Также оно не осуждает нас на прекращение наслаждений обычным сексом или на чувство вины относительно него. Однако это не предполагает рассмотрения блаженства оргазма в перспективе неизменного блаженного осознавания или пересмотра своих ценностей. Короче, пока у нас нет контроля над оргазменными энергиями, этот обет обязует нас никогда не считать, что блаженство оргазменного облегчения в обычных половых актах действует как духовный опыт, как способ разрешить все проблемы или как путь к Просветлению.

  1. Считать взгляд на реальность в сутре более низким, чем воззрение тантры. Это более специфично, чем осмеять наши или чужие философские взгляды, заявляя, что какое-то учение из раздела сутры или тантры не происходит из слов Будды. Здесь падение состоит конкретно в унижении объяснений пустоты в сутрах Праджняпарамиты как более низких, сравнительно с объяснениями в тантрах, хотя бы при этом мы принимали и те и другие как истинные учения Будды. Мотивацией здесь должен быть гнев, возникающий по причине сектантских взглядов, а не просто неведение.
  2. Раскрытие тайных учений тем, кто незрел. Это подобно общему падению, за исключением того, что оно относится специфически к учениям о великоблаженном осознавании – наиболее интенсивном из четырех степеней наслаждения, переживаемого в центральном канале.
  3. Дурно обращаться со своими совокупностями. В то время как общее коренное падение состоит или в простой ругани или – вдобавок – оскорблении и дурном обращении с совокупностями, здесь это относится именно к последнему. Мы признаём, что наши совокупности имеют природу образов Будды и глубокого осознавания, и понимаем, что, если мы повредим их, мы разрушим свое блаженное осознавание и ослабим возможность зародить его. И все же мы хотим нанести им урон или боль, причем не для совершения блага для кого-нибудь другого. Это падение завершено, когда мы действительно совершаем самоистязательное действие и переживаем в результате этого ослабление того уровня физического или умственного блаженного осознавания, которого мы достигли.
  4. Не иметь веры в чистоту феноменов. Общее тантрическое падение, которое ему соответствует, состоит в том, чтобы отвергать пустоту, как она изложена в читтаматре или любой из философских школ мадхьямаки. Здесь падение состоит не только в отвержении пустоты, но в принятии вместо нее разработанных взглядов на реальность, изобретенных нами самими или кем-то другим. Это не включает действия, совершаемого ради пользы других, как, например, когда упрощение учений о пустоте делается для того, чтобы обеспечить новичков начальными представлениями.
  5. Лицемерить в любви. В то время как общее тантрическое коренное падение состоит в том, чтобы испытывать симпатию к недоброжелательным людям, падение в Калачакре заключается в том, чтобы говорить другим любящие слова, в то же время питать к ним в своем сердце злобные мысли. Расширяя эту формулировку - мы совершаем это падение, будучи лицемерными в поддержании тесных связей с тантрическими практиками, например начитывая текст ежедневной садханы или посещая пуджи без веры, притворяясь верующими и в то же время скрытым образом действуя деструктивным образом, противоречащим нашим обетам.
  6. Строить концепции о том блаженном осознавании, которое превыше слов. Соответствующее общее тантрическое падение состоит в том, чтобы не медитировать о пустоте регулярно. Здесь же более специфически мы не признаем неизменного блаженного осознавания, когда переживаем его в практике стадии завершения. Когда это осознавание возникает, будет падением нерешительно отклоняться и не направлять его на продолженную медитацию о пустоте.
  7. Обвинять в ошибках чистых существ. Общее падение, соответствующее этому, состоит в том, чтобы разрушать веру людей в определенную тантрическую практику до того, что они откажутся от своего желания ею заниматься. Здесь это падение состоит в том, чтобы обращать обескураживающие слова специфически к тем созерцателям, которые достигли совершенства в какой-то тантрической практике, обвиняя в ошибках и высмеивая их в лицо из зависти. Это падение завершено, когда они понимают эти слова и, в результате этого, расстраиваются.
  8. Отвергать те субстанции, которые тесно связывают нас с тантрической практикой.
  9. Осмеяние женщин. Эти два совершенно те же самые, как в списке общих тантрических коренных падений. Однако акцент в последнем падении делается на оскорблении женщин в целом.

Избранные пункты из вторичных тантрических обетов

Общие коренные тантрические обеты и те, которые специфичны для Калачакры, приводят к обещанию воздерживаться от восьми тяжких проступков, которые ослабляют практику медитации и затрудняют прогресс на пути ануттарайога тантры. Так же, как в случае с сорока шестью вторичными обетами бодхисаттвы, совершение любых из этих восьми тяжких проступков, даже при наличии всех четырех сопутствующих факторов, не приводит в результате к потере тантрических обетов. Хотя можно изучить эти вторичные тантрические обеты в деталях и позже, давайте все же обсудим некоторые из них, которые часто затрудняют людей, думающих о принятии посвящения Калачакры.

Один из вторичных тантрических обетов состоит в том, чтобы не опираться на неквалифицированного сексуального партнера. Благодаря опоре на блаженство и радость, которые происходят из союза с женщиной без оргазменного истечения, мужчина может усилить свое блаженное различающее осознавание пустоты. Женщина может совершить то же самое в союзе с мужчиной, также без оргазменного истечения, опираясь на сам факт своей женственности. Даже если мы не находимся на той стадии, когда имеем некоторый уровень блаженного осознавания пустоты, и даже если нам недостает достигнутой благодаря овладению своими энергетическими ветрами при помощи йогических методик способности избегать оргазма во время соединения, тем не менее, мы как люди, имеющие тантрические обеты, естественно будем восхищаться этими стадиями и искренне желать их достичь. Нам надо рассматривать свою сексуальную жизнь в рамках этой перспективы.

Чтобы это решение не ослаблялось, важно, чтобы наш сексуальный партнер разделял наш подход к сексу. Неквалифицированный партнер – это тот, кто не рассматривает секс с точки зрения тантрической перспективы. Что более специфично, надо, чтобы наш партнер имел посвящение, принял обеты и сохранял тесную связь с практикой. Что самое важное – что он или она должны безупречным образом сохранять пятый коренной обет Калачакры и не рассматривать обычный секс и блаженство оргазма как нечто духовное или как путь к Освобождению или Пробуждению. Далее, потенциальный партнер не должен быть принуждаем к вступлению в сексуальный союз – ни силой, ни тонким психологическим давлением. Примером последнего является обольщение человека как “духовно продвинутого”, словами, что она или он поможет нам, великим тантрийским бодхисаттвам, продвигаться по пути и помогать другим еще больше.

Когда мы смотрим на секс с тантрической перспективы, а наш сексуальный партнер просто хочет делить с нами любовь и комфорт, нет нужды считать, что эти два подхода исключают друг друга. Усиление блаженного осознавания пустоты посредством союза с партнером строится на основании взаимной любви и поддержки. Однако, если наш партнер одержим только жадностью и привязанностью к плотским удовольствиям или представлением, что достижение здорового оргазма – это исцеление всей психологической дисгармонии, тогда мы легко можем заразиться подобными эмоциями или идеями и потерять свою перспективу.

Если мы уже имеем сексуального партнера и начали заниматься тантрой, в то время как он или она этим не занимается, тогда, конечно, нам не нужно оставлять этого партнера или заводить внебрачные связи с кем-то другим, держащим тантрические обеты. Также нет нужды обращать своего партнера в буддизм или понуждать ее или его принять посвящение. С другой стороны, нечестно будет эксплуатировать этого человека в своей духовной практике или быть нечестным с ним или с ней относительно своих чувств и неохотно заниматься сексом по обязанности. Эта ситуация призывает нас к доброте, терпению и пониманию, сверх всего прочего, совершенной непретенциозности в отношении своего уровня постижений и практики. Если наш партнер восприимчив, тогда мы можем мягко воодушевить его или ее преодолевать свои недостатки и осуществить потенциалы путем эффективных методик, а не обычного секса. Таким путем, как этот, мы постараемся сделать наши два подхода к сексу если не одинаковыми, то, по крайней мере, более совместимыми.

Другой вторичный тантрический обет состоит в том, чтобы не пребывать в союзе без трех распознаваний: то есть рассматривать свое сознание, речь и тело как не связанные с заблуждением. Без такого подхода блаженство соединения усиливает лишь наши страстные желания и привязанность, а не блаженное осознавание пустоты. Первое означает, что наше состояние ума во время соединения – это блаженное осознавание пустоты, на каком бы уровне мы ни были способны его поддерживать. Мы не затаиваем здесь свои обыденные мысли или заботы, например о том, как наши сексуальные способности соотносятся со способностями других. Второе, - наша речь обозначает феномены так, как они существуют на условном уровне, но не когда воспринимаются сознанием с заблуждением, а как они воспринимаются при блаженном осознавании пустоты. При заблуждении и его спутнике – привязанности мы обозначаем сексуальные органы как желанные объекты для достижения скоротечного блаженства оргазма. Будучи же свободны от заблуждения, мы обозначаем их более чистым образом – как объекты, которые помогают усилить блаженное различающее осознавание пустоты. И третье, тела наши и наших партнеров проявляются в форме образом Будды, которые производит наш ум, одновременно поддерживая на более глубоком уровне блаженное осознавание пустоты. Поскольку сознание, которое зарождает это проявление, не есть сознание, движимое вожделеющим желанием, это мысленное представление вовсе не то же, что воображение себя и своего партнера в виде сексуальных кинозвезд.

Опять-таки, важно помнить, что даже если мы поддерживаем этот чистый способ рассмотрения своего сознания, речи и тела во время сексуального соединения, - если мы расцениваем блаженство оргазменного испускания, переживаемое в этом контексте, как нечто духовное или как средство для достижения Освобождения или Пробуждения, то мы совершаем коренное тантрическое падение. Это случается вне зависимости от того, целенаправленно мы производим оргазм или переживаем его ненамеренно. Более того, даже когда мы визуализируем свое тело и тело партнера в чистой форме образа Будды, существенно не терять взгляда на наше собственное условное существование в качестве личности или на существование нашего партнера. Нам надо оставаться всегда чувствительными к своим собственным чувствам и нуждам и к чувствам и нуждам наших партнеров. Это уместно и в случае, если партнер разделяет наши подходы и визуализации, и тогда, когда он или она не вовлечены в тантрийскую практику.

Другой вторичный тантрический обет, который вызывает наибольшее замешательство, это обет не находиться более семи дней среди шравак. В этом контексте шравака – это любой, кто опошляет тантру или потешается над ней. Нахождение на протяжении длительного времени среди таких людей уводит нас с нашего пути, расхолаживает, в особенности, если они активно враждебны по отношению к нашей медитативной практике. Однако нет погрешности, если мы не имеем выбора, с кем жить. Поэтому в такой ситуации существенно (и когда мы живем в любом не проявляющем поддержки и антипатичном окружении) осуществлять свои тантрические практики и верования совершенно конфиденциально.

Восьмая глава



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: