Модуль 1.ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4 глава




Феномен глобализации требует осмысления в свете тенденции к экономическому и научно-техническому единству мира, которое угрожает цивилизационному многообразию. Это означает ослабление значимости ценностей национально-государственного уровня, а также усиление фрагментации и сегментации всех сфер общественной жизни. Два наиболее общих сценария развития мирового культурного пространства предполагают либо уменьшение социальной дифференциации и разделение всеми индивидами единых универсальных ценностей, либо рост внутреннего неравенства в развитых странах и подъем этнической идентичности. Развитие множества этнических культур, часто несовместимых с доминирующей национальной культурой, может также привести к возрождению культурного фундаментализма.

Глобализацию как процесс не нужно путать с глобализмом. Этот термин характеризует динамику процессов в современном геополитическом пространстве, где актуальной остается проблема мирового лидерства. На современном этапе эта проблема формулируется как борьба двух геополитических стратегий. Одна формулируется как стратегия однополярного мира. Эту стратегию представляют США и их союзники по НАТО. Другая геополитическая стратегия - многополярного мира акцентирована на сосуществовании в политическом пространстве нескольких центров силы. Позиция многополярности мира предпочтительнее, поскольку она создает механизм баланса интересов и снижает риски выхода геополитической ситуации из под контроля.

Глобализм и связанные с ним проблемы национальной безопасности предполагают постоянное внимание военно-промышленному комплексу, вооруженным силам, как сдерживающему фактору в условиях наличия потенциального противника. В Беларуси эти вопросы находятся в центре внимания государства. Страна участвует в региональной кооперации евразийских государств по вопросам военной безопасности. На территории Беларуси действует совместная с российскими вооруженными силами военная инфраструктура, которая уравновешивает геополитическую ситуацию в Европе.

 

Вопрос 10. Коэволюция и проблема устойчивого развития социокультурных систем. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ. Гуманизм как мера духовного и ценностного измерения общественного прогресса.

 

Термин «коэволюция» в научный оборот введен экологами в 60-х годах ХХ века, и обозначал первоначально взаимное приспособление видов, основанное на взаимовыгоде (мутуалистическая коэволюция) и паразитизме (немутуалистическая коэволюция).

В социальной экологии коэволюция связывается с проблемой налаживания взаимовыгодного сосуществования на Земле биосферы и техногенной деятельности человечества. Для решения этого вопроса необходимо знать некие аналоги оптимального сосуществования разнородных структур. Аналог может быть выработан исходя из организации биосферы как глобальной экосистемы, занимающей часть земной коры (литосферы), водное пространство (гидросферу), атмосферу. С точки зрения производственной культуры биосфера относится к системам безотходного типа. Она аккумулирует значительные ресурсы в виде углеводородистого и других видов сырья. Эффективность биосферы определяется постепенным потреблением возобновляемых видов энергии, в первую очередь солнечной, а также многократным использованием её в циклических обменных процессах. В идеале техногенные цивилизации должны стремиться к подобной эффективности ресурсопотребления. Но человечество в условиях начала ХХІ века находится только в начальной стадии техногенного развития с точки зрения эффективности биосферы. Поэтому коэволюция между техногенной реальностью и биосферной есть, но она находится в начальной стадии развития.

Стратегия перехода на мутуалистическую коэволюцию сформулирована в 1992 году в Рио-де-Жанейро в рамках ООН и обозначается как стратегия устойчивого развития человечества, в пределах которой основные производители выбросов, вредных веществ должны найти консенсус по ключевым программам экологической стабилизации планеты.

В понятии «коэволюция» отражаются процессы взаимной зависимости, взаимовлияния на уровне неживой, живой природы, общества. Имеется в виду совокупность связей в форме взаимозависимого развития. Если значимость модернизации и менеджмента качества не подвергается сомнению, то отношение к инвестированию в охрану окружающей среды является неоднозначным, что и подтвердил международный форум, проходивший в 2010 году в Копенгагене. В декабре 2010 года на международной конференции по изменению климата, проходившей в Канкуне на территории Мексики были достигнуты соглашения о дифференцированном вкладе государств мира в экологические проекты. Но не все страны одобрили это решение. Однако никто уже не отрицает наличия мощной социальной базы у сторонников сбалансированного развития. Эта особенность сказывается и на содержании модернизации и стандартах менеджмента качества. Поэтому существует необходимость в более пристальном анализе процессов взаимодействия человечества и природы, живой и неживой природы в контексте эволюции и современных тенденций на мировом рынке. Коэволюция выделена как предмет специального изучения первоначально была на уровне взаимодействия живых организмов и среды и стала предметом изучения биологов и экологов. Затем ее особенности были спроецированы на взаимодействие живой, неживой природы и общества. Такой подход открыл путь к разработке междисциплинарной концепции коэволюции. По итогам научных исследований стало очевидным, что коэволюция создает между системами устойчивые процессы обмена веществом, энергией, информацией. Результатом этих процессов являются новые формы неживой и живой природы, техногенной деятельности человечества.

Наиболее известная модификация коэволюции на уровне молекулярных структур представлена биоминерализацией. Эта модификация сделала возможным образование минералов молекулами и тем самым получила развитие вторичная минерализация планеты, продуктом которой стали такие минералы как магнетит, целестин, гипс. Геологическая структура планеты разнообразилась карбонатными осадочными породами, залежами джеспиллитов, золотосодержащих, медноколчеданных, полиметаллических руд. Коэволюция в форме контролируемой биоминерализации обеспечила поступление в организмы минералогической основы для формирования скелета, что резко повысило устойчивость живой природы за счет разнообразия видов и эффективной роли формообразующей функции скелета. Биотические и абиотические молекулы и атомы через механизмы коэволюции создали эффективную технологию формирования разнообразных жизненных функций и ресурсов для человечества. Этот аспект важно изучать с точки зрения геологии и развития горнорудной промышленности в стране.

Коэволюция стала предметом активного изучения на уровне внутренних процессов биосферы. В первую очередь интерес вызывают модификации сингенеза. Они изучаются в форме взаимоотношений хозяин – паразит, хищник - добыча, насекомое – растение. Формирование взаимосвязей между популяциями в процессе эволюции шло в географической среде. Биологи выявили три основных механизма взаимодействия популяций, основанных на узкой специализации, генерализации, симбиозе.

Узкая специализация обеспечивает доступ популяции к веществу, энергии, информации на основе формирования определенного образа жизни (ночного, дневного), адаптации к пищевому рациону, состоящему из одного вида организмов, что неизбежно сказывается на трансформации тела и его рабочих органов. Генерализация отражает стремление популяции выжить в географической среде путем расширения разнообразия пищи, всеядности, миграции. Симбиоз вырабатывает взаимодействие, связанное не только с пищей, но и безопасностью. Получаемые учеными знания об основных механизмах коэволюции используются для развития ветеринарной науки, повышения эффективности селекционной работы, борьбы с паразитами.

Механизмы социальной коэволюции используются человечеством с ранних периодов истории. Первоначально использовался механизм репродуктивных возможностей животного и растительного миров. Этот тип культуры в основном зависел от наличия биологического разнообразия пищевой направленности, успешной охоты, рыбалки, собирательства. Такой тип социальной коэволюции не гарантировал устойчивость жизни сообществ первобытных охотников. Поэтому человечество сделало шаг к освоению биотехнологий одомашнивания диких животных, селекции растений, использования природных материалов.

Коэволюция человечества с модифицированным им же биологическим разнообразием планеты стала новым этапом, в рамках которого ресурсы общества многократно возросли, что сделало возможным формирование аграрных цивилизаций, возникновение городской культуры. В условиях интенсивного роста населения, его потребностей, обусловленных становлением светской культуры, рассматриваемый исторический тип коэволюции стал недостаточным с точки зрения потребностей западноевропейского населения. Не смогла решить возникшую проблему даже массовая миграция европейцев на другие континенты. В результате начали формироваться исторические механизмы коэволюции общества и природы, в которых особая роль отведена машинно-орудийной ингрессии, взаимно изменяющей человека и внешнюю природу посредством техногенной деятельности.

Техника в форме машин и научно организованного труда позволила обществу многократно увеличить производительность деятельности и обеспечить производство прибавочной стоимости. В результате возникла основа для существования либеральной экономики. В ее основе лежат механизмы регулирования через спрос и предложение, общественное разделение труда между городом (основной потребитель биологической продукции) и селом (потребитель орудий труда и товаров промышленной группы). Для обеспечения производства машин, систем коммуникаций понадобилась дополнительная ресурсная база в виде угля, железной руды, что обусловило бурное развитие горнорудной промышленности и вызванное этим развитием нарушение устойчивости природно-ландшафтных комплексов (запыление атмосферы, выветривание поверхностных пород, загрязнение подземных вод, эрозия плодородных почв). Промышленные разработчики стали конкурировать с традиционными пользователями земли (сельскохозяйственное, лесное производство). Развитие транспортных коммуникаций привело к дополнительному изъятию из сельскохозяйственного оборота земель.

К концу Х1Х века индустриальное общество усилило техногенное давление на природу через активное развитие энергетики, автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности. Потребление ресурсов распространилось на дополнительные резервы аккумулированные в виде полезных ископаемых. Отработанные породы стали накапливаться в промышленных отвалах, стоках. Среда не успевала адаптироваться к таким объемам вещества. Фактически деятельность человечества вышла за пределы репродуктивных возможностей биосферы, поскольку речь стала вестись о возможном исчерпании углеводородистого сырья, других ресурсов. Ограниченность ресурсов подтолкнула крупнейших производителей и потребителей к формированию мировоззрения геополитического контроля над территориями потенциально богатыми полезными ископаемыми. Мировой энергетический кризис восьмидесятых годов ХХ века показал человечеству, что необходима новая историческая форма коэволюции, в основе которой должны лежать принципы устойчивого развития общества и внешней природы с позиций потенциала высокотехнологичной модернизации. Интересы природы и экономической рентабельности соединились в пункте инновационной стратегии формирования наукоемких производств, основанных на технологиях глубокой и эффективной переработки сырья, вторичного использования ресурсов, безотходных процессов. Стала очевидной необходимость перестройки инженерного мышления. Эта перестройка происходила в рамках формирования культуры системотехнического проектирования территориальных структур, урбанизированных пространств. В рамках рассматриваемого подхода стали решаться задачи обеспечения гигиенических условий жизнедеятельности населения путем рационального природопользования, охраны окружающей среды, модернизации инфраструктуры и коммуникаций, оптимизации воздушных, транспортных, водных потоков (канализационных структур).

Макропроектирование в качестве территориальных единиц избрало регион, агломерацию. Микропроектирование акцентировано на средних и малых городах. Главный параметр коэволюции во всех видах системотехнического проектирования определяется понятием экологического равновесия, которое достигается в границах ландшафтно-природного комплекса обеспечением территориально-биосферного разнообразия, перераспределением техногенных нагрузок. Речь идет о создании биоценозов, способных к саморегулированию в условиях техногенной среды. Для решения этой задачи необходимо знать базовые биологические взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость биоценозов в данном регионе. Классификация биологического разнообразия планеты по подобному критерию мировой наукой только начата. Устойчивость биоценозов определяется в значительной степени саморегулированием и воспроизводством атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, лесных и парковых зон, а также геохимической и физической активностью ландшафтов, балансом биомассы.

Важную роль в развитии коэволюционной методологии играют методы географии, в частности, климатологии, метеорологии, биогеографии, ландшафтоведения, геохимии ландшафтов, социально-экономической и медицинской географии. Геохимические описания территорий позволяют прогнозировать их устойчивость к антропогенным нагрузкам. Эти нагрузки проецируются также на второго участника социоприродной коэволюции - человека с точки зрения учета 1) предельно допустимых концентраций химических элементов в атмосфере, воде, почве; 2) критериев зонирования; 3) ограничений; 4) нормирования санитарных разрывов, очистки производственных выбросов и сточных вод, утилизации, обеззараживания мусора. Большие планы человечества в русле решения этих задач связываются с модернизацией и инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность решает задачи 1) совершенствования технологий очистки сточных вод, 2) сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ, 3) переработки твердых промышленных и коммунальных отходов; 4) внедрения малоотходных технологий; 5) создания экологически чистых видов транспорта, безопасной энергетики, систем эффективного водоснабжения и водоотведения, оперативной связи; 6) внедрения новых методов инженерной подготовки территорий; 7) использования бесшумных видов транспорта; 8) прогрессивных методов водоподготовки; 9) современных методов защиты от воздействия электромагнитных колебаний, радиации, теплового загрязнения; 10) технологий прокладки инженерных коммуникаций, 11) оптимального размещения инженерно-технических систем на территории.

Вопрос 11. Глобализация и проблема сохранения цивилизационной идентичности. Философия культуры. Методология науки и культуротворчества

 

Глобализация социальной реальности приобрела устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества очевидны и для Беларуси как транзитного государства. Производители стремятся максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку. Универсализация экономической жизнедеятельности человечества неприменима к сферам политической, культурной, духовной жизни, где доминирует разнообразие интересов, ценностей, традиций. В условиях глобализации это разнообразие политической, культурной, духовной жизни соединилось в феномене идентичности.

Политические основы идентичности представлены ценностями независимости страны, жизни в национальном государстве, идеологическими традициями религиозной веры в пределах данного государства, исторической роли определенных этнических групп в создании данного государства и культуры. Внешние попытки давления, проникновения в пространство идентичности с иными культурными ценностями воспринимаются как настораживающиеся и при определенной критической массе внешних элементов, как тревожные, что активизирует защитные механизмы национального пространства на уровне радикальных политических движений. Все это требует сбалансированной политики в вопросах миграции, прав мигрантов, ассимиляции, интеграции мигрантов в ценности новых для них обществ. В Беларуси вопросы национальной идентичности находятся в центре внимания, поскольку исторически в формировании белорусской нации участвовали многие этнические группы, которые создали собственные национальные государства пограничные с нашим государством. Так, большинство этнических поляков проживает на территории польского государства. Они является гражданами этого государства. По разным причинам часть этнических поляков оказалась на территории Беларуси. Эти люди являются гражданами белорусского государства. Этот факт не дает оснований политикам Польши спекулировать на карте поляка, поскольку нация формируется консолидированными экономическими интересами. Эти интересы обычно разделяют несколько этнических групп. В этой консолидированной основе заключена идея нации как экономической системы с конкретными интересами и участием в международном разделении труда. Ни одна нация не согласится на распространение на ее территории законодательства другого государства. Единым признается только международное право, которое отражает не этнические, а гуманитарные аспекты жизни людей.

Культурные основы идентичности нации формируются художественным творчеством народа, выражающимся в фольклоре. Материальные формы творчества представлены ремеслами, технологиями традиционной деятельности, связанными с земледелием, охотой, рыболовством, собирательством, бортничеством, национальной кухней. Художественные формы творчества представлены инструментальной, голосовой, музыкальной, хореографической, карнавальной, праздничной культурой, обычаями, обрядами, изобразительным искусством, народной архитектурой, дизайном, соответствующей стилистикой народного костюма, головного убора, обуви, предметов хозяйской утвари. Духовные формы творчества отражают внутренний мир народа, особенности его менталитета. Это устное народное творчество, письменная культура, религиозные традиции, национальный характер. Белорусы отличаются признаками толерантности, веротерпимости, трудолюбия, приверженности предкам. родной земле, христианству.

Несколько исторически близких наций формирует цивилизационную идентичность регионального уровня. Такая общность возникает под воздействием общих интересов решения проблем безопасности, человеческих контактов, интенсификации внутренних ресурсов на основе кооперации усилий хозяйствующих субъектов. Для европейцев ключевой идеей, отражающей суть их исторического родства, является идея европейского дома. Для евразийских государств ключевой идеей является идея патриотического единства, основы которого были заложены в советский период истории. Так, в решающем сражении в 1941 году под Москвой сражались русские, украинцы, белорусы, казахи, киргизы. Панфиловская дивизия сражалась под Москвой так, как будто это была Алма-Ата. 20 панфиловцев совершили подвиг сопоставимый с подвигом спартанцев.

Имея необходимый арсенал защитных средств, ресурсов цивилизационная общность культивирует свою идентичность и даже стремится к освоению трансграничных цивилизационных пространств. В этом смысле цивилизационная активность напоминает тектоническую. Каждая из цивилизаций имеет свою плиту и эти плиты иногда находятся в очень активном сопряжении.

Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что устойчивость ее испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные неоднозначной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям. В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм, который может пользоваться технологиями терроризма. Если в региональной цивилизации начинаются процессы распада, связанные с потерей периферии, то ядро цивилизации также может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызванной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон).

Философия культуры изучает широкий спектр проблем, начиная от структуры материальных, художественных, духовных форм деятельности людей, заканчивая динамикой структурных образований на уровне цивилизаций.

Структурно-функциональный подход к культуре выделяет ее как социальную реальность, связанную с материальными, художественными, духовными формами деятельности людей. Этнографический подход фиксирует структуры быта, семьи, фольклора, брака, мифа. Социологический подход выявляет особенности народной, массовой, элитарной культур. Психологический подход объясняет механизмы поведения людей в условиях массовой культуры, когда проблемы общественной безопасности приобретают ключевое значение. Этика дополняет психологию анализом поведения людей в условиях массовой культуры с точки зрения категорий морали, нравственности. Эстетика демонстрирует культуру как определенный образ мира, формируемый людьми на основе стиля, вкуса, религиозных традиций. Религиоведение показывает особенности духовной культуры человечества. Археология и история формируют артефактную основу реконструкции древних цивилизаций на уровне архитектурных комплексов. Они обеспечивают музеи поступлениями. Информация с мест раскопок используется философами для разработки теории культуры. Важную роль в понимании культуры играет архивная деятельность.

Философию культуры интересуют вопросы связи научно-технического прогресса с ценностями творчества. Этот интерес обусловлен тем, что техника регламентирует жесткие технологии деятельности, доводящие роль человека до механических функций. В гигантской социальной машине теряется значение индивидуальности. Тем самым уменьшается значимость человека. К нему формируется отношение как любому другому артефакту. Особенно явными такие ситуации становятся в экстремальных условиях современных войн, где преобладают чисто тактические задачи нанесения удара по противнику, ликвидации инфраструктуры, коммуникаций. Судьба мирного населения при этом не принимается во внимание. Оно гибнет в результате массовых ударов авиации, ракетных обстрелов. Оно становится основным способом демонстрации силы, пропаганды идеологии. Чем больше убитых мирных жителей, тем больше внимания к инициаторам агрессивных акций. Все эти особенности функционирования современного информационного общества создали порочную практику, в основе которой лежит погоня за эффектным событием. Эта погоня провоцирует аморальные технологии не только агрессивных действий, но и зарабатывания денег на публиковании материалов жертв насилия. Все это говорит о том, что философия массовой культуры практически полностью упустила из виду ключевые категории этики, права, творческой свободы. В более узком смысле речь должна идти о философии поп-культуры не выполняющей свою критическую функцию анализа популярных виртуальных образов сериалов, компьютерных игр. Средства массовой информации в лице желтой прессы вносят огромный деморализующий эффект в массовое сознание. Отмеченные тенденции развития массовой культуры стали видны в начале ХХ века. Они сформировали настроения упадка культуры, гибели техногенных цивилизаций. Об этом писали Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс. Изобразительными средствами эту проблему показали футуристы, экспрессионисты, кубисты. Постепенно ресурс изобразительного искусства трансформировался в обслуживание коммерческой рекламы, пропаганду потребительской культуры, поп-арт. Альтернативные движения студенческой молодежи не смогли ничего конструктивного в противовес этой трансформации предложить. Поражение было обусловлено отсутствием собственных идей, бездумным копированием восточной философии. Мнимое увлечение восточной культурой вскоре стало частью коммерческих технологий современной массовой культуры, шоу-индустрии. Сценический экстремализм образов стал дополняться наркотической зависимостью, алкоголизмом. Симптомы деградации подавались как творческий надрыв. Однако творчество не может быть деструктивным с психологической точки зрения. Речь должна идти о коммерческом надрыве, предполагающем скандалы, нестандартный образ жизни как часть рекламы, имиджа поп-исполнителя, актера. Экзистенциалисты назвали бы деятельность в сфере шоу-индустрии как пограничную, где граница между жизнью и смертью становится условием коммерческого успеха. Звезды умирают от передозировок. Это делает их популярность более прочной. Однако за этими отдельными смертями стоит определенный образ жизни, который воспринимается молодежью как естественный. В результате шоу-индустрия ускорила формирование теневого рынка наркотиков. Пользователи наркотических средств представляют в основном поколения подросткового возраста, а также студенческую молодежь. Люди старших поколений не попали под это влияние, поскольку они находили еще в массовой культуре ответы на реальные социальные проблемы.

Методология науки акцентирована на механизмах культуротворчества с целью формирования воспитательного, образовательного, профессионального пространства деятельности художников, музыкантов, скульпторов, дизайнеров, архитекторов, писателей, поэтов, хореографов, композиторов, режиссеров, операторов, танцоров, солистов. Эти люди могут рассчитывать в рыночной среде только на коммерческий успех. Для некоторых видов творчества эта ситуация выглядит как крайне сложная задача. Многие художники, писатели, певцы при жизни оставались бедными людьми. Слава их произведений становилась возможной только спустя столетия, десятилетия. В Беларуси государство оказывает значительную поддержку одаренной творческой молодежи. Работают школы с творческим уклоном, средние специальные и высшие учебные заведения. На телевидении создан специальный канал, посвященный вопросам культуры. Значительные ресурсы выделяются на реконструкцию зданий театров, дворцовых комплексов, городской застройки. Организуются фестивали, создается под них соответствующая инфраструктура, выделяются значительные дотационные ресурсы, делающие культуру доступной для массового зрителя. В рамках развития аграрного туризма воссоздается инфраструктура традиционной культуры славян. В этой области могут себя проявить многие дарования. Интерес к традиционной культуре постоянно растет. Распространению этого интереса среди молодежи способствуют этнографические, исторические, патриотические клубы, проводимые ими фестивали.

Вопрос 12. Диалектическая и синергетическая концепции развития бытия. Диалектическая логика как методология научного познания.

 

Философия рассматривает природную и социальную реальность в развитии. Речь идет об изменениях направленного характера, разной интенсивности, конфигурации. Одни философы в развитии бытия большее значение отводят линейным характеристикам систем, преемственности, другие - механизмам самоорганизации систем в нелинейных условиях.

Линейное представление бытия оформилось в диалектическую концепцию развития природных и социальных систем. Эту работу последовательно осуществили Гераклит, Платон, Аристотель, Кант, Гегель. К. Маркс, Ф. Энгельс трансформировали диалектику в методологию научной и практической деятельности. Диалектика описывает механизмы развития посредством категорий, принципов, законов. В ней находят отражение ответы на три основных вопроса об источнике всякого развития, механизме развития, направленности и преемственности развития.

Источник всякого развития видится диалектикам в наличии в природной и социальной реальности противоречий, структуру которых формируют противоположности, обладающие свойствами тождественности и различия, и связанные с их присутствием взаимодействия и взаимопереходы. Так, разнообразие физического мира создают четыре основные взаимодействия - гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное, сильное ядерное. Разнообразие биологического мира создают геофизические, химические, геологические, генетические, коэволюционные взаимодействия. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на взаимосвязь условий тождественности и различия противоположностей. Если во взаимодействии противоположностей начинают доминировать различия, то противоречие переходит в стадию конструктивной борьбы, связанной с обнаружением коэволюционного ресурса развития, повышающего устойчивость системы к внешним воздействиям. На этапе тождества противоположностей противоречие использует потенциал противоположных источников энергии за счет взаимоперехода их друг в друга. Эту особенность демонстрирует закон сохранения энергии.

Механизмы развития бытия заключены в количественных и качественных изменениях, находящихся во взаимной связи меры и содержания определенных процессов. Мера характеризует показатели оптимальной функциональной среды развития систем, их экстремальный предел, на границе которого система трансформируется в новое качество, соответственно изменившимся условиям развития бытия. Оптимальная функциональная среда формируется под влиянием физических, химических характеристик взаимодействий. В пределах Земли комплекс физических, химических, геологических, органических взаимодействий сформировал оптимальную среду в виде биосферы. Она подходит как живым организмам, так и человечеству для реализации социальных программ. Люди дополнительно к оптимальным характеристикам географической среды вводят оптимальные показатели вводимых в оборот промышленной деятельности ресурсов. Эти показатели обозначаются как квоты. Вводя количественные ограничения на потребляемые ресурсы в экономической сфере человечество преследует цель поддержания рентабельности горно- и нефтедобывающих отраслей, эффективного использования ресурсов на основе конкуренции производителей за счет качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: