Модуль 1.ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5 глава




Для обеспечения необходимого уровня конкурентной способности производители разработали систему менеджмента качества. Она синтезирована в международную систему, в рамках которой действуют стандарты качества, выдаются соответствующие сертификаты, действуют лаборатории диагностики качества, функционирует нормативная база, мировоззрение. Первоначально менеджмент качества был сосредоточен на конечных результатах деятельности. Однако этого контроля оказалось недостаточно в связи с тем, что ошибки деятельности закладываются еще на этапе проектирования артефактов, технологических процессов. Поэтому менеджмент качества распространил контроль на все этапы деятельности вплоть до реализации продукции, и ее сервисного обслуживания. В Беларуси вопросам внедрения менеджмента качества уделяется значительное внимание, поскольку национальная экономика ориентирована на задачи экспорта.

Направленность развития формируется процессами увеличения функциональных, адаптивных возможностей природных и социальных систем к постоянно изменяющимся условиям их существования. Подобная тенденция в обществе обозначается как прогрессивная. Она сопровождается деградацией отдельных элементов. В экономике рыночного типа периоды подъема сменяются спадом, стагнацией, депрессией, оживлением социальной жизни. Это трудные времена для населения. Их удается преодолевать, поскольку развитие в экономической сфере имеет циклический характер. Это значит, что прогрессивный вектор становится всякий раз доминирующим после временного спада. Философы описывают эти процессы через механизм отрицания отрицания. Этот механизм формулируется в виде закона.

Направленность развития во многом детерминируется кумулятивными механизмами природной и социальной динамики. Эти механизмы действуют на уровне информации, энергии, культуры. Они создают преемственность развития бытия и, соответственно, основу устойчивого существования реальности. Это важная особенность используется в адаптационных целях живыми организмами, также людьми в процессе социальной деятельности. Направленность и преемственность социального развития сформировали механизмы трансформации, модернизации, модификации, научно-технической революции. Беларусь смогла с минимальными последствиями преодолеть мировой экономический кризис благодаря тому, что руководствовалась принципами модернизации существующих отраслей промышленности, аграрного сектора. Это позволило повысить капитализацию производства, усовершенствовать технологические процессы, повысить качество продукции, количественный выход ее за счет меньшего расходования ресурсов. В конечном итоге экономика стала эффективной до уровня решения экспортных задач. Важную роль в решении этой задачи сыграли управленческие, инженерные традиции деятельности.

Категории в диалектике, кроме функций связанных с итерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия, человеческой деятельности, познания социальной сферы. Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить единичное и всеобщеее; сущность и явление; содержание и форму; возможность и действительность; необходимость и случайность; необходимость и свободу; причину и следствие.

Диалектика применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии. Её можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в ХХ веке стала претендовать ещё одна концепция развития – синергетическая. В ней бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем.

Концептуальное оформление синергетики происходило в 60-70-х годах ХХ века. В этой работе участвовали ученые Бельгии, Германии, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого движения относят Г. Хакена, И. Пригожина.

Системный подход значительно дополняет картину развития бытия, поскольку в дополнение к линейным уравнениям вводит нелинейные уравнения, необходимость диалектически совмещает со случайностью в рамках понятия динамического хаоса. Этот хаос обладает конструктивными свойствами архитектора. Он формирует условия для самоорганизации материи в диссипативные структуры открытого типа. Регулятивную роль при переходе от динамического хаоса к порядку выполняют фракталы, аттракторы. Они хранят информацию о базовых принципах организации и разнообразия бытия. При этом аттракторы являются более гибкими архитектурными конструктами, поскольку при определенных критических условиях они могут менять траекторию развития, выходя за существующий набор векторов. В данном случае исследователи сталкиваются с феноменом случайного аттрактора. Диссипативные структуры находятся в режиме постоянного обмена информацией и энергией с окружающей средой. Образующие их элементы обладают значительной автономией, которая позволяет им дистанцироваться от системы в любой момент и вернуться к состоянию динамического хаоса. Здесь они получают возможность для очередной самоорганизации с учетом изменившейся динамики внешних и внутренних факторов.

Синергетика акцентировала внимание производственников на нелинейных процессах, связанных со значением случайных факторов в эксплуатационных характеристиках технических систем. Эти факторы можно при конструировании игнорировать, можно учитывать. Если они учитываются, то речь идет о разработке инженерных систем безопасности технических систем. Особенно это актуально в технических системах, предусматривающих работу с источниками ядерной энергии, химическими веществами. Техногенные катастрофы актуализировали создание системы мониторинга, разработку технологий действия в чрезвычайных условиях. В Беларуси эти задачи возложены на министерство чрезвычайных ситуаций.

Обе концепции не только сосуществуют по принципу дополнительности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причинности. В диалектике большая роль отводится динамическим закономерностям, в которых доминирует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдаемую на уровне диссипативных структур.

Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия.

Выводы по модулю 1 состоят в том, что современная философия рассматривает наиболее актуальные аспекты формирования современной научной картины мира, человека, социальной реальности, методологии деятельности в условиях глобализировавшейся экономики, модернизации. Эта общая синтетическая картина научного мировоззрения позволяет формировать компетенции конкурентоспособного специалиста в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности.

 

 

Модуль 2.ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ

Ключевые слова: наука, научные исследования, методы научных исследований, эмпирический уровень научных исследований, теоретический уровень научных исследований, моделирование, инновационная деятельность, технопарк, инновационная инфраструктура.

Вопрос 13. Наука как форма общественного сознания и социальный институт. Наука как феномен глобализации.

 

Термин «наука» используется в трёх основных значениях:

- как вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных).

- как социальный институт, призванный обеспечить непрерывный прирост знаний. Учёные, научные организации и структуры непосредственно заняты решением этих задач.

- как система знаний, обобщающая и систематизирующая результаты исследовательской деятельности.

Основные формы рефлексивного осмысления научного познания представлены теорией познания, методологией, логикой науки. Теория познания (гносеология)- это раздел философии, который отвечает на вопросы: познаваем ли мир, и если познаваем, то какими средствами (разные представители философской мысли по-своему решают эту проблему). Методология и логика науки – заняты поисками критериев научности, универсальных методов познавательной деятельности, которые были бы приложимы к самым разным отраслям научной деятельности.

Наука играет важнейшую роль в жизни современного общества, через развитие техники увеличивает его жизнеспособность, изучает важнейшие закономерности социального бытия. Наука формирует творческую личность исследователя, ведёт человечество к новым достижениям.

Предпосылки науки создавались в традиционных древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае. В них был накоплен огромный массив эмпирического знания о природе и обществе, возникли «зачатки» астрономии, медицины, математики, геометрии, географии и других наук. Однако познавательная деятельность традиционных цивилизаций была ориентирована на обыденный опыт, носила рецептурный характер. В ней отсутствовала теоретическая организация знаний, их доказательность и обоснованность, формы развития.

Предверием техногенной цивилизации была античная культура. В середине первого тысячелетия до н.э. в античной Греции возникает демократическая форма правления с присущей ей конкуренцией. В натурфилософии появляются первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, физика Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр.

В античности большое внимание уделяется доказательности и обоснованности знания, получившим своё развитие в логике и риторике. Происходит всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, оперирование абстракциями и категориями. Величайшим достижением Аристотеля было то, что правила дедуктивной организации и развития научного знания он связал с фундаментальными принципами бытия – причинностью, иерархичностью, всеобщностью, составляющими ядро объяснительных схем современной науки. Эти принципы и разработанная Аристотелем система категорий служили основанием универсальной гносеологической и методологической ориентации, сформировавшейся в античности – эссенциализма. Эссенциализм – это учение в теории познания, согласно которому итогом правильно организованной познавательной деятельности является постижение сущности вещей как основы, определяющей все их воспринимаемые и возможные свойства.

В средние века оттачивается логический аппарат рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Однако в античности и в средние века в основном имело место философское познание мира. Понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. Все знания существовали в виде единого целого, традиционно называемого философией. В период позднего средневековья (XII – XIV вв.) в различных городах Европы (Болонья, Париж, Оксфорд) возникают первые университеты, создаются школы. В них наряду с изучением традиционных дисциплин грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки, создаются благоприятные условия для развития естественных наук. В трудах Р.Гроссетеста (1175 - 1253), Р.Бэкона (ок. 1214 - 1292), У.Оккама (ок. 1285 - 1349) и других схоластов высказываются идеи о том, что умозрительные науки не могут обойтись без экспериментальных исследований, способных открыть законы Вселенной. В данный период получает распространение магия и алхимия, как специфические формы опытного познания.

Возрождение подготовило научную революцию XVI в., открыло бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, роль активного познающего субъекта. Эти идеи разрабатывали Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Галилео Галилей, И.Кеплер и др. Особое значение для формирования техногенной цивилизации имели:

1) формирование антропоцентрического понимания мира. Человек становится творцом, он наделён свободной волей, способен стать мастером;

2) обоснование гелиоцентрической картины мира, разрушившей антично-средневековое представление о мироустройстве;

3) разработка гипотетико-дедуктивной методологии познания.

Становление новоевропейской науки связано с идеями самодостаточности природы, ведущей роли законов природы, предполагающих не только научное открытие, но и его использование.

Философия эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационализма (Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) разработала принципы, методы, формы эмпирической и теоретической деятельности. Созданная Г. Галилеем и И.Ньютоном классическая механика является первой естественнонаучной теорией и картиной мира. На уровне магистранта, аспиранта наука предстает как система профессиональной деятельности, требующая практического освоения. Знания о самой науке в данном случае сочетаются с компетенциями технологического характера. На уровне кандидатской диссертации наука – это исследования в рамках цели, конкретизированной задачами. Эти исследования предполагают реферативное освоение достигнутых научными и инженерными школами по данной теме результатов, опубликованных в монографиях, научных статьях, тезисах докладов, зарегистрированных в патентах. Соискатель ученой степени кандидата наук должен показать навыки исследования данной темы с позиции собственного вклада и представить эти результаты в соответствии с требованиями Высшей Аттестационной Комиссии, продемонстрировать их в научных публикациях и на конференциях в виде основных и стендовых докладов.

 

Вопрос 14. Междисциплинарно-интегративные тенденции в развитии науки.

 

В ХХ веке наука трансформировалась в системотехническую деятельность, в рамках которой стали преобладать акценты разработки актуальных исследовательских программ на стыке множества дисциплин. Для отражения нового подхода к видению природной и техногенной реальности стали использовать возможности метатеоретического анализа, благодаря которому стали возможными кибернетика, эргономика, генная инженерия, квантовая оптика, нанотехнологии, синергетика, бионика.

Соответственно методологическим задачам разрабатывались основы научной картины природы в форме квантовомеханических, синергетических, микрофизических, термодинамических, инвайронменталистских, ноосферных представлений.

Новую роль в науке начала играть математика благодаря использованию уравнений для практически любых задач, особенно моделирования, эксперимента, измерения, проектирования.

Физика, как лидер естествознания, сформировала междисциплинарные связи с географией, химией, биологией, астрономией, геологией. Каждая из естественнонаучных дисциплин вошла в тесное соприкосновение с научно-техническими дисциплинами, что дало основание говорить о комплексе научно-технических дисциплин, формирующем перечень соответствующих профессиональных компетенций.

Междисциплинарный статус науки указывает на стремление ее к решению комплексных проблем, включая выход в практическую деятельность. Практическая специализация сформировала производственное, экологическое, социальное направления деятельности науки.

Производственное направление деятельности науки связано с реализацией проектов в области нанотехнологий, квантовой оптики, микробиологии, бионики, энергетики, квантовой химии. Эта деятельность в Беларуси реализуется через научно-практические и научно-технические центры. В вузах эти задачи ставятся перед структурами научно-исследовательской части, технопарками.

Экологическое направление деятельности науки акцентировано на изучении последствий антропогенного давления со стороны человечества на биосферу. Разрабатываются технологии снижения этого давления за счет более равномерного распределения антропогенных нагрузок на биологическую среду, очистки и восстановления природной среды, сохранения биологического разнообразия как основного условия устойчивости биосферы. Значительные ресурсы сберегающих технологий заключены в бионике. Инвайронментализм является технологией охраны окружающей среды за счет использования системных характеристик среды. В Беларуси накоплен значительный опыт экологических научных исследований, технологической деятельности на основе бионики. Это позволило стране самостоятельно справиться с проблемами порожденными аварией на Чернобыльской АЭС.

Социальное направление деятельности науки связано с медициной, спортивной инженерией, социальной психологией, педагогикой, менеджментом. В Беларуси медицинские разработки являются приоритетными с точки зрения обеспечения демографической безопасности страны. Не менее важная роль отведена в обеспечении национальных задач спортивно-оздоровительному комплексу. Для государства важны как успехи белорусских спортсменов на международных соревнованиях, так и постоянно действующая спортивная инфраструктура, которой наряду со спортсменами пользуется население страны. Информационный сектор услуг ставит перед наукой задачи повышения эффективности сектора, безопасности социальных сетей. Эти вопросы важны в связи с участившимися случаями использования социальных сетей как инструмента противоправной деятельности. В данной области необходима кооперация усилий юристов, психологов, педагогов, программистов, философов, социологов, политологов.

Многие инженерные разработки осуществляются на стыке междисциплинарных связей. Поэтому магистрантам, аспирантам, соискателям важно овладеть навыками работы с информацией в широком спектре ее значений и не ограничиваться только дисциплинарным подходом.

Вопрос 15. Научная рациональность и ее типы (классический, неклассический, постклассический). Революции в науке как смена типов рациональности.Три типа научной рациональности и смена парадигм в естествознании.

 

Научная рациональность – это соответствие теоретических построений средствам познания, нормам, идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине. Критериями научной рациональности являются логические законыи правила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследовательских задач. Смена типов рациональности связана с характером исследуемых системных объектов и применяемых средств познания, идеалов и норм науки.

Классическая наука (XVII в. – конец XIX и начало XX в.) ориентирована на жёстко детерминистический стиль исследования, исключающий из нормативов научного описания и объяснения всё, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности; формируется в Новое время. Аналогом такой модели является борьба Ф.Бэкона с «идолами познания».

Эти признаки приобрели всеобщую мировоззренческую значимость. Так, Спиноза излагает этическую систему на языке Евклида, сознательно называя метод построения своей системы геометрическим. Полная независимость от чувственного опыта становится критерием не только научного знания, но и всей картезианской дедуктивной философии. Но Декартовское сомнение предполагает возможный выход за рамки механистического детерминизма и существования многовариантных концепций бытия. У Канта это разделение на ноумен и феномен, и неисчерпаемость мира природных форм, ограниченность разума, моральное долженствование.

Второй тип – неклассическая рациональность формируется к началу ХХ века, когда физика вышла на освоение микрообъектов. В соответствии с неклассической рациональностью научное изучение реальности предполагает учёт используемых средств (приборов, систем отсчёта, способов описания и обоснования). Стала очевидной искусственность раздела между естественными и техническими науками. Объекты стали рассматриваться не только в качестве подчинённых законам природы, но и в качестве «естественно-искусственных» систем, поставленных в зависимость от средств исследования.

В работах Н.Беккереля, Дж.Томпсона, М.Планка, Н.Бора, А.Эйнштейна и многих других учёных закладываются основы неклассической рациональности. Их усилиями создаётся квантово-релятивистская картина мира. Неклассический этап в развитии науки длился в течение двух первых третей ХХ столетия.

Третий тип – постнеклассическая рациональность предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и социальными целями и ценностями. Прочный статус приобретают категории – субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип рациональности характерен для сложных саморазвивающихся систем. Методологией исследования таких объектов является синергетика. Она рассматривает мир как взаимодействие порядка (информации) и хаоса (энтропии), которые нестабильны и могут переходить друг в друга. Тенденция роста информации характерна для открытых систем, а энтропии –для закрытых, изолированных систем. Однако понятие «закрытая система» достаточно условно, ибо зависит от выбранной системы координат. В сфере постклассической рациональности формируются знания о современных биотехнологиях (в первую очередь генной инженерии), медико-биологических объектах, крупных экосистемах, биосфере, системах искусственного интеллекта и т.д. Здесь поиск истины затрагивает гуманистические ценности. Особую роль в освоении таких систем играет знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия. Итак, создаётся новая основа для глубокой интеграции естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания.

 

Вопрос 16. Эволюция организационных форм науки от академических структур к технопаркам. Генезис научного познания от протонауки к современным технологиям.

 

Становление и развитие науки как социального института и особой формы человеческой деятельности, направленной на выработку новых знаний об окружающем мире, исторически прошло ряд стадий.

Становление теоретической науки как особого социального института относится к эпохе Древней Греции, где в городах-полисах 5 – 4 вв. до н.э. преобладала демократическая форма правления (в неблагоприятных природных условиях переход к земледелию изначально был связан с развитием ремёсел и торговли).

На протяжении эпохи Возрождения и Нового времени наука как социальный институт постепенно обособилась от религии, стала ориентироваться на развитие техники в условиях промышленного переворота. В 15 – 16 вв. новая христианская конфессия протестантизма взяла за основу принципы индивидуальной веры и свободы совести в демократическом обществе. Католическая церковь и латинизированная схоластика подверглись критике, богослужебные книги переводились на живой народный язык и тиражировались типографским способом. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом около 1440 года явилось важной вехой в развитии науки. К 1500 году в Европе насчитывалось более 250 печатных мастерских, на Беларуси первопечатником стал Франциск Скорина (1517 - 1519), в Москве – Иван Фёдоров (1564). Издавались не только религиозные, но и научные книги; учёные получили возможность оперативно обмениваться информацией, широко популяризировать новейшие открытия.

В 14 – 15 веке в городах Италии, а потом и в других странах Западной Европы появилось большое количество исследователей, которые не являлись представителями католической церкви (как преподаватели средневековых университетов), а средства к жизни добывали, занимаясь наукой, философией, искусством. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микелянджело Буонаротти, Бенвенуто Челлини были разносторонними личностями, которые видели свою цель не только в создании выдающихся художественных произведений, но и в восстановлении античного научного наследия (поэтому историческая эпоха называется Возрождением). Овладев более совершенным инструментарием, наука Ренессанса продвинулась значительно дальше античности; в частности, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей разработали основы гелиоцентрической космогонии (в отличие от геоцентрической системы Птолемея). Через творчество И.Кеплера, И.Ньютона незаметно осуществляется переход к естествознанию современного типа.

Поскольку в университетских центрах в это время всё ещё господствует католическая схоластика, начинают возникать академии, где наука переведена на светскую основу, учёные занимаются изучением природы с помощью экспериментальных методов. Одна из первых – Академия деи Личеи, созданная в 1603 г. в Риме, членом которой был Галилей. В 1660 г. в Англии основано Лондонское королевское научное общество, которое с 1665 г. издаёт журнал «Философские записи», один из наиболее ранних примеров научной периодики. Учёные начинают оперативно публиковать полученные данные, знакомятся в печати с новейшими научными разработками, ведут на страницах специализированных изданий живую полемику по наиболее актуальным вопросам. В России основание первых университетов в Москве (1755) и Санкт-Петербурге, а также Российской Академии наук (1725), связано с преобразованиями Петра I, с деятельностью таких учёных – выходцев из простого народа, как М.В.Ломоносов.

Университеты в Лейпциге, Гейдельберге открывают первые научно-исследовательские лаборатории, где производство научных знаний ставится на коллективную системную основу. Начинают появляться новые научные школы и организации, в 1856 г. создаётся «Союз немецких инженеров». В России в 1872 г. по инициативе А.Г.Столетова учреждается научная лаборатория при Московском университете. Впоследствии многие лаборатории были преобразованы в научно-исследовательские институты (НИИ).

В конце 19 – начале 20 века развитие коммуникации (средств транспорта и связи: пароход, железнодорожное и автомобильное сообщение; телеграф, телефон, радио, позднее – телевиденее, появление компьютерных технологий, сотовой связи и т.п.) поставило мир в условия научно-технической глобализации. Первоначально это привело к росту конфронтации: сложилась колониальная система, технологически развитые страны вступили в борьбу за сферы влияния. Началась эпоха мировых войн и ракетно-ядерного противостояния, появления авторитарных режимов и практики международного терроризма. Все враждующие стороны в равной степени стремились поставить науку под контроль государства, в полной мере использовать её потенциал для разработки новых, всё более разрушительных, типов вооружений. В годы «холодной войны», в частности, Советский Союз уделял большое внимание развитию прикладных исследований, были созданы отраслевые НИИ в стратегических сферах промышленного производства; проводились фундаментальные исследования на академическом уровне. Не отставали и западные страны: в Англии ещё в 1916 г. в условиях Первой мировой войны создаётся «Управление по научным и промышленным исследованиям». Вскоре и в США начинает действовать «Национальный исследовательский совет», координирующий работу государственных, университетских и частных научных учреждений. Такого рода практика давала значительный эффект, помогала инициировать и координировать творческую деятельность учёных.

В 60 – 70 годах эти процессы отразились в понятии «невидимый колледж », которое было введено в философский обиход Д.Берналом, в дальнейшем развёрнуто Прайсом, Крэйн и другими исследователями. Подразумеваются некие неинституализированные группы учёных, которые, тесно общаясь между собой, могут согласованно работать над той или иной общей проблемой. Становление подобных исследовательских программ и направлений можно условно подразделить на четыре стадии:

1) нормальная фаза – характеризуется ещё относительно разобщённой деятельностью отдельных учёных, интересующихся, тем не менее, сходной по смыслу тематикой. Результатом часто становится некий «манифест» (воплощённый в самых разнообразных формах), чётко формулирующий программу будущих исследований и оценивающий их перспективность;

2) фаза формирования и развития сети – предполагает появление научных связей между отдельными исследователями и их группами. Возникает единая система коммуникаций, хотя её ещё нельзя рассматривать в качестве особого научного института, поскольку не получено подлинное признание в мире науки. Энтузиазм молодых учёных поддерживает лидера, продвигающего направление в целом;

3) фаза интенсивного развития нового направления отличается тем, что в рамках созданной коммуникационной сети выделяется сплочённая группа учёных, которая акцентирует своё внимание на небольшом числе наиболее актуальных вопросов (в идеале – ограничивается одной узкой проблемой). Остальные участники проекта при этом обеспечивают детальную проработку менее значимых аспектов по всему фронту исследования;

4) фаза институализации новой специальности завершает процесс становления инновационного научного направления, подводит итог коллективным усилиям открытой группы учёных. Полученные результаты создают базис для формального признания со стороны международного научного сообщества. Участники проекта конституируют свои отношения в общепринятых организационных формах, начинают издаваться научные журналы и бюллетени, возникают университетские кафедры, новые структурные подразделения в академических кругах и т.п. Всё это позволяет продолжить изучение охваченной проблематики уже в «нормальном» режиме.

Параллельно с «невидимым колледжем» появляются технопарки – структурные формы, осуществляющие территориальную интеграцию науки, промышленности и образования, позволяющие оперативно осуществлять экономическое внедрение научно-технических разработок. Их отличительными чертами являются плотная концентрация научных кадров высокой квалификации; развитая исследовательская, информационная и экспериментальная база; прикладной характер изучаемых научных проблем, их тесная связь с производством и экономикой. Небольшие фирмы компактно размещаются возле учебных и промышленных центров, эффективно осуществляют коммерциализацию научно-технических инноваций. Их экономическая деятельность и общие интеграционные связи регламетнируется и стимулируется соответствующими правовыми документами (например, в законодательстве США). Технопарки имеют широкие возможности внедрять передовые научные разработки непосредственно в производство, в некоторых странах (Сенегал, Гондурас и др.) на их основе создаются свободные экономические зоны. На подобных примерах можно видеть, что в современных условиях наука находит всё новые институционные формы, становится важным фактором стабилизации международных отношений, даёт человечеству новые возможности для преодоления глобальных техногенных проблем, для дальнейшего успешного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: