IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




 

Учащиеся ещё раз рассказывают о переносном значении слова и перечисляют те изобразительно-выразительные средства, которые создаются на основе способности слов иметь переносное значение.

Чтобы подготовить учащихся к выполнению домашнего упражнения, потренируем их в определении видов тропов: предложим поработать со стихотворными строфами под цифрами 1, 4.

 

Д. з.: 1) выучить наизусть текст на стр. 34;

2) упр. 652 (2, 3, 5).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 15 мин., III этап – 12-20 мин., IV этап – 5 мин.

 

Резерв – упр. 647.

 

Урок 115.

Тема. Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор (§ 45).

 

Цель урока: 1) закреплять умение опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте;

2) познакомить с планом лексического разбора и формировать умение проводить лексический анализ слов.

 

I. Закрепление умения опознавать, различать виды тропов и определять их роль в художественном тексте (проверка домашнего задания, упр. 653 (1), упр. 655).

 

Выполняя задние упр. 655, учащиеся сравнивают художественный и научный тексты, объединённые общей темой -- листопад. Эта работа поможет пятиклассникам понять, что на одну и ту же тему можно писать по-разному, в зависимости от ситуации и целей общения.

Цель первого текста – создать яркий образ -- картину листопада -- и произвести на читателя сильное впечатление, цель второго текста -- кратко сообщить важную информацию, объяснить причины изменения цвета листьев и возникновения листопада.

Для создания художественного образа необходимы тропы: метафоры (золотой дождь, пёстрый смерч и др.), олицетворения (лопочут, скребутся, скачут (листья)) и др. Для написания текста научного используются термины (хлорофилл, пигмент).

 

II. Формирование умения употреблять тропы в собственной речи и тренировка в умении пользоваться словарём эпитетов (упр. 654, 656).

 

III. Знакомство с планом лексического разбора и формирование умения проводить лексический анализ слов (упр. 658).

 

IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся ещё раз делают вывод о том, что тропы используются в художественных текстах с целью создания ярких и выразительных художественных образов.

В качестве домашнего пятиклассники получают задание, аналогичное тому, что выполняли в классе на 1-ом этапе урока – сравнение художественного и научного текстов (упр. 653 (2)).

 

Д. з.: упр. 653 (2), по желанию – упр. 657.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15-20 мин., II этап – 10 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 3 мин.

 

Резерв – упр. 653 (3).

 

Урок 116.

Тема. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами (§ 46).

 

Цель урока: 1) закреплять умение опознавать и различать тропы и определять их роль в художественном тексте;

2) повторить сведения о синонимах, антонимах и омонимах и развивать умение опознавать в тексте эти группы слов;

3) формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями.

 

I. Закрепление умения опознавать и различать тропы и определять их роль в художественном тексте (проверка домашнего задания, упр. 659 (1, 2)).

 

II. Повторение сведений о синонимах, антонимах и омонимах (чтение и пересказ текста на стр. 37-38, задания учителя).

 

Работу с текстом можно организовать следующим образом: ученики каждого из трёх рядов получают задание подготовить для подробного пересказа одну из трёх частей параграфа. Затем представители рядов рассказывают свою часть параграфа одноклассникам и отвечают на их вопросы.

В сильном классе отвечающие также могут предложить одноклассникам небольшие задания, которые проверяют, как был понят пересказ.

После этого в слабом классе и в классе средней успеваемости предлагаем ученикам каждого ряда для подготовки пересказа ту часть, которую они не читали, и через три-пять минут снова выслушиваем отвечающих.

 

Учебная игра. «Аукцион». Кто последний назовёт синоним к словам удивительный, маленький, большой?

 

Задание. Запишите строчки песни, подчеркните антонимы.

 

Мы поссоримся – и помиримся.

«Не разлить водой!» -- шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придёт на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг.

(Из мультфильма «Тимка и Димка». Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)

Дополнительное задание. Сжато перескажите содержание мультфильма, в котором прозвучала эта песенка.

III. Формирование умения определять стилистическую окраску синонимов (упр. 662).

 

IV. Тренировка в умении опознавать антонимы (упр. 664).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: