Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана и зарубежных стран
учебно-методический
комплекс
специальности/ДИСЦИПЛИНЫИсториография
Павлодар
Ф.4-63
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана и зарубежных стран
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Историография»
для студентов специальности 5В011400 История
Павлодар
Ф.4 – 66
Утверждаю
Проректор по УМРиНТ
__________ Ж. Мукатаева
_________________20__г.
Составитель: доцент _________ А.Сыздыкова
Кафедра истории Казахстана и зарубежных стран
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Историография»
для студентов специальности 5В011400 История
Рабочая программа разработана на основании рабочего учебного плана и каталога элективных дисциплин специальности 5В011400 История,
утверждена на заседании НМС ПГПИ _________20__г., протокол №_____.
Рекомендована на заседании кафедры__________ 20__ г. Протокол №____.
Заведующий кафедрой ИКиЗС_______________
Одобрена УМС факультета__________ ________ 20__ г. Протокол №____.
Председатель УМС_________________________ Л.Т.Токатова
Согласовано
Декан факультета __________________К.Х.Текжанов______________20_г.
Одобрено УМУ
Начальник УМУ _____________ А. Жакиенова ______________ 20_г.
Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины: формирование научного знания развития исторической мысли и основ исторического исследования, необходимых для дальнейшей жизни и в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- показать студентам основные этапы становления исторической науки запада, России и Казахстана;
- познакомить студентов с основными трудами зарубежных и отчественных историков;
- развивать умение анализировать природу исторических и историографических явлений.
Изучив дисциплину, студент должен
знать:
- историографию первобытного и древнего,
- особенности историографии средневековья и возрождения,
- историографию нового и новейшего времени,
- современные направления историографии,
- иметь представление о том, как использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
уметь:
- правильно использовать термины;
- понимать связь историографии с другими науками;
- раскрыть содержание современных методологических проблем историографии в их органической связи с политическими направлениями;
- приобрести навыки и умения анализировать исторические факты
- сконструировать модель историографической работы.
Компетенции:
– иметь стройную систему исторических знаний, обладать навыками передачи знаний обучающимся,
– использовать информационные технологии в образовательном процессе
– развивать аналитические способности и ответственно выполнять свои функциональные обязанности, развивать самообразование;
– анализировать и использовать соответствующие ситуации инновационные методы технологии;
Пререквизиты: История первобытного общества, история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история, философия, религиоведение.
Постреквизиты: истониковедение, методика преподавания истории и религиоведения, теория и методика преподавания в малокомплектной школе, педагогическая профессиональная практика, дипломные работы
Ф. 4-70
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
лекции | практика | СРСП | СРС | ||
Введение. Теоретические проблемы историографического исследования | |||||
Историческая мысль в Древнем мире. | |||||
Историческая мысль западноевропейского средневековья. Историография средневекового Востока | |||||
Историческая мысль эпохи Возрождения | |||||
Историческая мысль Западной Европы в XVII в и Просвещения. Историографическая традиция Казахстана (XVII -XVIII вв) | |||||
Историческая мысль Западной Европы и России XIX в | |||||
Проблема кризиса исторической науки конца XIX - начала XX вв. | |||||
Историческая школа "Анналов | |||||
Историческая наука Казахстана в период советской тоталитарной системы | |||||
Историческая наука во второй половине XX в. | |||||
Историография независимого Казахстана | |||||
всего | 22,5 | 67,5 |
КОМПОНЕНТЫКУРСА
Перечень тем лекционных занятий
Тема 1 Понятия "историография", "история исторической науки", "история исторической мысли", "история исторического знания". Эволюция понимания предмета историографического исследования: основные подходы. Предмет и задачи курса "Историография всеобщей истории". Соотношения исторической науки и исторического сознания. Методы и принципы историографического исследования.
Тема 2 Проблема возникновения ранних форм исторических знаний, основные подходы. Миф как форма общественного сознания. Основные формы фиксации знаний о прошлом. Историческая мысль Древней Греции классического периода. Оценка творчества Геродота в последующей античной традиции. Принципы и методы рациональной критики источников. Историческая мысль эпохи эллинизма. Влияние походов Александра Македонского на развитие исторической мысли Древней Греции. Теория циклизма политических форм. Принципы работы Полибия с источниками и их значение для развития исторической мысли.
Историческая мысль императорского Рима, общие черты. Официальная традиция. Творчество Тита Ливия. Жизненный путь Тацита. Малые произведения Тацита. "История" и "Анналы". Источниковая база. Историческая мысль позднего Рима. Становление традиции теоретической рефлексии. Лукиан. Творчество Аммиана Марцелина.
Тема 3 Предпосылки формирования христианской традиции историописания. Философия истории Августина Аврелия и ее значение для исторической мысли средневековой Европы. Линейная модель времени. Направление и смысл земной истории как универсального процесса. Периодизации истории. Принцип провиденцио-нализма. Истории германских народов — эволюция концепции и жанровых особенностей. Проблема "востребованности" исторических знаний средневековой культурой в современной историографии. Концепция Б. Гене.
Тенденция усиления рационалистических светских элементов.
Тема 4 Причины формирования нового образа истории в европейской культуре. Основные черты раннегуманистической историографии в Италии. "Секуляризация" исторической мысли. Влияние античных историков и идея "классики". Новая периодизация исторического процесса. Основные школы.
Эрудитекая школа. Творчество Ф. Бьондо. Проблема критического отношения к источнику. Работа Л. Баллы "О подложности Константинова дара" и полемика вокруг нее.
Особенности гуманистической историографии во Франции, Англии, Германии.
Тема 5 Влияние политических процессов на трансформацию исторической мысли в Европе. Изменения картины мира. Становление науки как социокультурной традиции. Критический рационализм как базовый принцип научного познания. "Рассуждение о методе" Р. Декарта.
Основные черты европейской историографии XVII в. Концепция Боссюэ. Эрудитекая школа. Основные центры и формы деятельности. Публикация исторических источников. Светские эрудиты XVII в.
Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Просвещение и историческая мысль Франции. Увеличение общественного интереса к истории. Начало институционального оформления исторической науки. Новое понимание принципов и задач исторического исследования. Основные направления исторической мысли Франции XVIII в.
Тема 6 Изменение институционального положения исторической науки в первой половине XIX в. Историческое знание в образовательной политике европейских государств. Общие тенденции развития исторической науки в Европе. Романтизм в исторической мысли.
Новый "образ средневековья". Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Влияние философии Гегеля на развитие исторической науки. Понятие "классического историзма".
Позитивизм в исторической мысли Европы. Предпосылки и причины формирования и распространения позитивизма. Философия науки О. Конта. Понимание целей, принципов и методов исторического познания в рамках позитивистской философии науки. "Факт" и "закон" в теоретико-методологических представлениях позитивистов. Позитивистское понимание общественной эволюции. Теория "факторов". Значение позитивизма для развития исторической науки. Специфика восприятия идей позитивизма различными национальными традициями исторической науки Европы.
Тема 7 Понятие кризиса науки в современной историографии, основные подходы. Социокультурные, политические и интеллектуальные предпосылки кризиса. Трансформация принципиальных основ "картины мира". Разработка вопросов теории исторического познания в трудах неокантианцев (Г. Риккер, В. Виндельбанд). Историко-теоретические взгляды М. Вебера. Критическое направление в историографии (А. Допш, ф. Мэтланд).
Первая половина XX в. Теоретико-методологические поиски (Б. Кроче, Р.Д. Коллингвуд). Трансформация проблематики исторических исследований. Основные школы и направления в европейской исторической науке.
Тема 8 Предпосылки формирования "парадигмы" "Анналов". Теория исторического познания первого поколения школы. Новое понимание исторического факта и принципов работы исследователя с источником. Творчество М. Блока и Л. Февра. Второе поколение школы "Анналов" Системный подход и структурализм в историческом познании.