Развитие лексико-грамматического строя речи




1. Игра «Где мяч?» Употребление предлогов (по демонстрации действий):

«Мяч под столом. Мяч на столе. Мяч между столами. Мяч за столом».

2. Игра «Сосчитаем до 5». Один диван, два дивана, три … четыре … пять диванов;

одна кровать, две кровати, три … четыре … пять кроватей;

одно трюмо, два трюмо, три … четыре … пять трюмо.

3. «Великан и Гномик». У Великана – стол, а у Гномика – столик. У Великана – стул, а у Гномика … У Великана – кресло, а у Гномика … У Великана – шкаф, а у Гномика … (полка, кровать и т.д.)

4. Упражнение «Из чегокакой?»: А табуретка вспомнила, что когда она была новой,
все обращали внимание на ее красивые блестящие металлические ножки. Закончи предложения.

Ножки табуретки из металла. Они (какие?).... Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?).... Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?).... Столешница стола из дерева. Она (какая?).... Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)....

5. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Шкаф высокий, а тумбочка.... Диван мягкий, а табурет....

Шкаф большой, а полка.... Кресло мягкое, а стол....

6. Игра «Назови правильно». В магазине на витрине стол - один, а на складе- много столов. В магазине на витрине стул - один, а на складе - много стульев. и т.д. (, диван, кровать, табурет, шкаф, комод, тумбочка)

7. Образование сложных слов: пылесос- сосет пыль кофеварка-варит кофе

Мясорубка- мясо рубит электроплита- электрическая плита

8. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один фен, два фена, пять фенов.

(утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка)

9. «Составь предложение» (работа с деформированной фразой)

Мама, чайник, чай, налить, из.

Пылесосить, папа, пылесос, ковер, новый.

Холодильник, брат, из, доставать, колбаса.

В, стиральная машина, ванная комната, стоит.

Пирог, в, разогревать, бабушка, микроволновая печь.

Телевизор, сестра, мультфильмы, по, смотреть, любить.

 

Развитие связной речи

1. Составление описательных рассказов «Стол», «Стул», «Кровать» с опорой на модель.

2. Рассказы по темам:

- Зачем нужны электроприборы? - Помогаю маме.

- Правила пользования электроприборами - Если бы я был утюгом…

 

 

Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК. ЦВЕТЫ»

Чей сегодня День рождения?

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвёл весенний,

Первый мартовский цветок?

Для кого? Для кого?

Догадайтесь сами:

И пирог, и цветок

Мы подарим маме!

 

Пожимают плечами;

прижимают ладони, «пекут пироги»;

соединяют кисти, изображая бутон;

разводят медленно пальцы рук;

руки на поясе, повороты корпуса в одну и другую сторону;

соединяют ладони, затем разводят пальцы;

протягивают руки вперед.

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять!

Постучали,

Повертели –

И работать расхотели!

Делают круговые движения кулачками обеих рук;

ладонями вверх – вниз;

загибают по одному пальчику на обеих руках;

круговые движения кулачками;

стучат указательными пальцами по столу;

водят указательными пальцами;

кладут ладони на колени.

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)

Упражнение для челюсти «Проснулись»

Упражнение для губ «Улыбнулись маме»

Упражнение для языка «Почистили зубки»

Медленно широко зевнуть.

Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.

Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.

См. приложение

Развитие лексико-грамматического строя речи

1. «Скажи ласково». Мама – мамочка, мамуля, матушка; бабушка – бабуля, бабулечка, бабусенька; сестра – сестричка, сестренка.

2. «Какая, что делает? » Мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, красивая, строгая, умная; работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, моет. Бабушка – … Сестра – …

3. Беседа о «женских» профессиях. Дети рассматривают картинки с изображением мужчин и женщин одной профессии и отвечают на вопрос «Кто это?». Учитель – учительница, художник – художница, продавец – продавщица, летчик – летчица, скрипач – скрипачка, пианист – пианистка, спортсмен – спортсменка …

Развитие связной речи

1. «Что можно подарить маме и бабушке?» Составление предложений по образцу: «Маме и бабушке можно подарить много цветов и улыбок».

2. Составление творческих рассказов по теме «Мамочка моя», «Праздник мам», «Любимая бабушка».

3. Заучивание стихотворения: В. Шуграевой «Маме»

 

Лексическая тема «НАША РОДИНА – РОССИЯ. Москва - столица»

 

Выполняемые действия

 

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая поля…

«Едут»;

«летят»;

разводят руки в стороны;

отрицательно качают головой;

приседают, руки вниз;

встают, руки в стороны;

стучат руками перед собой;

руки в стороны, плавные взмахи.

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не растут нигде красивей. Есть и клены, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

 

Загибают по одному пальчику на обеих руках;

руками изображают ветви деревьев;

двумя руками показывают «грибок»;

хлопают, то одна ладонь сверху, то другая;

показывают большой калач.

 

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: