Данный режим определяется в специальной литературе следующим образом:
1) «Тоталитарный режим - это система монопольно сконцентрированной власти, объем и пределы которой общество не способно концентрировать правовыми средствами, а отдельные лица не могут легально оспаривать применение власти, когда они нуждаются в защите своих прав и интересов»'
2) «Тоталитарный государственный режим целиком основан на методах физического, психического идеологического принуждения со стороны смежных (по нормам права или фактически) органов партийно-государственной машины»2.
3) «Тоталитарный режим выступает как власть, характеризуемая полным (тотальным) контролем государства над обществом и личностью»3
Феномен тоталитаризма - явление многоаспектное, его нельзя трактовать лишь с учетом современных тенденций политико-правового развития. По верному суждению К. В. Арановского, «тоталитаризм -понятие современное. В этой связи иногда его называют порождением новейшей истории, феноменом XX в. С этим нельзя согласиться. Демократический и тоталитарный принципы организации и осуществления власти неистребимы и существуют столь же долго, сколько сами политически организованные общества. Конечно, в прошлом не было такого арсенала технических средств, каким ныне пользуются властители. Коммунистические режимы и фашизм возникли практически на наших глазах и произвели на современные просвещенные общества шокирующее впечатление. Однако характер управления государством и обществом в Древнем Египте, средневековой католической Испании, восточных деспотиях. Прусском государстве по существу аналогичен тому, что и в новых тоталитарных режимах»4.
Действительно, деспотизм в его различных проявлениях имеет длинную историю, но все же он «традиционен», архаичен по своей сущности, основан на патриархальной легитимации власти (и соответствующей мифологии). Если же говорить о тоталитаризме XX столетия, то он использует современные технические достижения (до определенного предела) в целях контроля за обществом и воспроизводства существующих общественных отношений. Тоталитарный режим в странах Европы (Германия, Италия) возник в результате экономического и политического кризисов, не разрешаемых существовавшей
' Арановский К. В. Указ. соч. С. 226.
2 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 201.
3 Оксамытный В. В. Указ. соч. С. 276.
4 Арановский К. В. Указ. соч. С. 227.
на тот период господствующей группой. Можно, пожалуй, говорить о «консервативной революции», вызвавшей к жизни идеи «крови и почвы», ставшие идеологическим обоснованием притязаний нового режима. Огромную роль в этом процессе играла ментальность значительного количества населения и целенаправленная дискредитация демократических порядков со стороны многих интеллектуалов (особенно в Германии).
Традиционализм обществ, в которых развилась тоталитарная государственность, тем не менее, не был всеобъемлющим. Германия была крупнейшей державой континентальной Европы в экономическом и культурном планах. Поэтому вполне правы исследователи, считающие, что «тоталитаризм действительно характерен для обществ с пережитками традиционализма в сознании и не обладающих укоренившимся демократическим опытом. Но тоталитарные системы гораздо "моложе" традиционных и даже демократических - их время наступило лишь в XX в. Тоталитаризм - это, по сути, реакция слабых политических систем на растущую усложненность гражданского общества, попытка естественную для него конфликтность разрешить насильственными способами»'.
В своем развитии тоталитарный режим проходит несколько последовательных стадий:
• предтоталитарный авторитаризм;
• идеологизированный (агрессивный) тоталитаризм:
• бюрократический (дряхлеющий) тоталитаризм. Идейными источниками тоталитаризма, по мнению К. Поппера,
ведущего родословную этого феномена от Платона через Аристотеля
к Гегелю, выступают следующие воззрения:
• национализм в форме исторической идеи, согласно которой государство представляет собой воплощение духа нации или расы;
• государство как естественный враг других государств утверждает свое право на существование путем войны;
• государство свободно от любых моральных обязательств;
• этическое обоснование войны;
• идеализация героизма2
В принципе на протяжении всей интеллектуальной истории человечества находились мыслители, отвергавшие существовавшую политическую реальность и провозглашавшие собственные утопические построения высшей истиной. «Идеальное государство» Платона -одна из таких утопий, использовавшая ряд реальных черт античной государственности (Спарта). Хотя как раз Спарта тоталитарным режи-
' Козлихин II. Ю. Политология. СПб., 2002. С. 102. ^Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 76.
мом все же не была, в ней дольше, чем в сопредельных странах, господствовала «военная демократия». Тем более нельзя относить к предшественникам тоталитаризма Аристотеля. Да и Гегель, являясь консервативным мыслителем, тем не менее признавал значимость индивида и гражданского общества (правда, под жестким контролем государства). Другой вопрос - насколько адекватной была тоталитарная тенденция в доиндустриальную эпоху и действительно ли есть реальные общие черты у деспотий древности и режимов XX в. Империя инков и Древний Египет являются типичными деспотиями традиционного толка, опиравшимися на определенную мифологию как форму легитимации власти. Мифология эта «выросла» из народных верований вполне органично. Тоталитаризм же осуществляет собственную легитимацию на основе рационально разработанной теории, носящей. к тому же, антирелигиозный характер (место Бога занимает класс -гегемон или нация). Ко всему прочему существенную роль в развитии тоталитаризма играет ментальность населения, его традиции и привычки (в том числе и восприятие власти).
Например, предтоталитарная фаза авторитаризма существовала в Италии в 1922-1945 гг. в период правления Б. Муссолини (который впервые использовал термин «тоталитарное государство»). Получению власти фашистской партией предшествовало несколько лет политической нестабильности (1918-1922 гг.), сопровождавшихся массовой безработицей, аграрными волнениями и правительственной чехардой. Основой будущего фашистского режима являлись недовольные своим положением фронтовики, часть крестьян и городские низы. Движение приобрело силу под лозунгом сильной власти и национального единства. Психологически притягательность фашизма была понятной. По наблюдению И. В. Устрялова, «в то время как французские солдаты возвращались домой героями, в ореоле славы, любви и благодарности, окруженные общим национальным восторгом, и весь мир слышал их поступь на ликующих Елисейских Полях, -ничего подобного не видели, расходясь по домам, воины итальянской армии. Сурово встретила их родина: усталостью, хозяйственной неурядицей, политической неразберихой и заботами, заботами, заботами... Многие находили свои места занятыми и не знали, куда деваться. Ощущалось перепроизводство интеллигенции, нищавшей, как никогда. В университетских городах вследствие дороговизны жизни, и в частности квартир, наблюдалось опустение университетов. Словом, надвигалась жестокая реакция истощения после нечеловеческого подъема и надрыва войны»1. В этой обстановке часть населения подпала под обаяние «сильной личности» (Б. Муссолини) и привела
' УстряловН. В. Итальянский фашизм М., 1999. С. 39. 303
эту личность к власти. Традиционные политические институты не оказали фашистам сколько-нибудь серьезного сопротивления.
Утвердившись за несколько лет, фашистский режим начал осуществлять перестройку системы органов государственной власти. Был ликвидирован парламент, запрещены все политические партии, кроме правящей, а также разогнаны независимые профсоюзы. В социальной сфере новом}7 правительству удалось значительно уменьшить безработицу, технически переоснастить тяжелую промышленность. Эти меры вызвали значительный рост популярности режима. который не отличался повышенной жестокостью по сравнению с Германией и СССР. Массовых репрессий в Италии почти не было, как не фиксировались исследователями и этнические чистки. И еще один аспект деятельности новой власти подлежит упоминанию. По мнению С. Ю. Данилова, «антиправовой и аморальный характер фашистского режима позволил ему развернуть более действенную борьбу с уголовной преступностью, чем предшествовавшим демократическим правительствам, которые были во многом скованы конституционно-юридическими гарантиями и процедурами. Прежде всего фашизм впитал в себя часть уголовных элементов, включив их в дальнейшем в фашистскую милицию, армию, чиновничий и партийный аппарат. Критически настроенные к 4)ашистскому режиму авторы добавляют, что дуче кроме того не терпел внутри Италии ничьей другой власти и не побоялся усилить и ужесточить борьбу против непокорной части сицилийско-неаполитанской организованной преступности»'.
И, наконец, последнее: итальянский фашизм был вынужден сосуществовать с традиционной монархической властью и аристократией. Ликвидировать монархию у фашистов не было политической воли и реальных сил. Савойская династия пользовалась значительной поддержкой населения. Этот факт также не позволил развиться «чистому тоталитаризму».
Возвращаясь к концептуальному анализу тоталитаризма, отметим, что его сущность наиболее ярко выражается на идеологизированной стадии развития. Основными чертами этой стадии являются:
• господство одной партии (принципиальная невозможность легальной деятельности оппозиции), фактическое слияние ее профессионального аппарата с государством и лишение самостоятельности всех государственных институтов:
• тотальная этатизация (огосударствление) всех сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной) и полное подавление автономных (негосударственных) общественных институтов;
' Данилов С. Ю. Правовые демократические государства: очерки истории, Вып. 1.М., 1999. С. 133.
• попытки всеохватывающего социально-экономического планирования и тотального контроля за мыслями и поведением людей с помощью псевдодобровольных организаций и тайной полиции;
• официальное признание и навязывание обществу жесткой моноидеологии, а также идеологическая легитимация власти;
• практическая реализация принципа вождизма, персонификация системы в лидере, обладающем харизмой и поэтому высшей леги-тимностью;
• широкое мобилизационное участие в политике, цели и методы которой определяются не самими участниками, а соответствующими партийно-государственными органами;
• массовый террор, используемый для достижения социального единообразия и единомыслия, а также как средство управления и контроля;
• внеправовые и антиправовые способы регулирования общественных отношений''.
По наблюдениям Р. Арона, тоталитарный режим обладает следующими характеристиками:
• тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность;
• партия имеет на вооружении идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем - и официальной государственной истины;
• для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения;
• большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью;
• идеологический и полицейский террор2.
Таким образом, справедливым будет вывод о том, что «в античных автократиях телос государственного сообщества был глубоко укоренен в традиции. Тоталитарное господство же, напротив, порывает с традицией, общими верованиями, во имя идеологии оно заставляет признать себя в обществе, одновременно взорванном идеологической революцией и отказывающемся развиваться в форме, заданной идеологией. Тоталитарное господство, таким образом, предстает бесконечно более глубоким, нежели все предшествующие формы господства: подкрепленное идеологическими претензиями на создание нового типа человечества, но столкнувшееся с непокорной
' Козлихин И. Ю. Указ. соч. С. 103-104. 2 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. С. 230-231.
реальностью, оно пытается подточить, разрушить восприятие людьми этой самой реальности»'.
Рассмотрим идеологизированный тоталитаризм на примере фашистской Германии. Период пребывания у власти А. Гитлера означал полный разрыв с предшествующей практикой демократической государственности. В течение 1933 г. произошла ликвидация основ либерального конституционализма. Критика этих основ была начата в нацистской литературе еще в середине 1920-х гг. По сути, она сводилась к констатации факта неспособности существующей власти найти достойный выход из кризисного положения в стране. Для изменения жизни к лучшему и преодоления тяжелого положения нацисты выдвинули ряд требований, подлежащих осуществлению в кратчайшие сроки:
• чтобы завоевать массы на сторону идеи национального возрождения, никакие социальные жертвы не являются слишком большими;
• воспитать широкие массы народа в национальном духе можно только на путях поднятия их социального уровня;
• внедрить национальную идею в широкие массы народа невозможно при помощи половинчатых мер;
• завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками поставленных нацистами целей;
• все большие вопросы являются одновременно вопросами дня, но решающей выступает проблема расового сохранения народа;
• немецкое рабочее движение должно быть национальным;
• цели движения требуют наличия политической партии;
• нацистское движение должно завоевать политическую власть;
• открытый антипарламентаризм движения;
• будущее движения больше всего зависит от фанатизма и нетерпимости, с какими его сторонники выступают на защиту своего учения, решительно борясь против всех тех, кто конкурирует с данным учением;
• движение должно воспитывать своих членов так, чтобы борьба не казалась им чем-то тягостным;
• нацистское движение должно систематически воспитывать чувство уважения к выдающейся личности2
Оценки идеологических установок нацистов со стороны специалистов различны, но в целом, по мнению такого известного полито-
\Beнemoн Ф. Указ. соч. С. 185. 2 Hitler A. Mem Kampf. M, 2000. S. 281-295.
лога, как M. Дюверже, «фашизму всегда недоставало той интеллектуальной оснащенности, которую коммунизм получил от Карла Маркса-и того движения мысли, которое создалось вокруг его доктрины. Будучи одновременно философией и логикой, методом и системой мысли, марксизм обладает тем интеллектуальным богатством, которого не хватало фашизму... По существу, нет ни фашистской философии, ни фашистской доктрины: есть ми4>ы, течения, притязания, достаточно разнородные и довольно плохо между собой связанные. Фашизм определенно утверждает примат иррационального и инстинктивного, тогда как коммунизм провозглашает верховенство разума и науки, нередко принимая, кстати, 4>орму сциентизма - со всей той ограниченностью, к которой способна привести подобная парадигма...»'
Таким образом, фашистская идеология, основанная на принципе «крови и почвы», предполагает включение множества бессознательных эмоций, которые выходят на поверхность и начинают определять поведение масс2. Государственный механизм нацистской Германии основывался на партийном контроле над всеми его звеньями. В тоталитарном режиме правящая партия играет особую роль. Она «состоит из двух неравных (и по объему, и по роли) частей. Первая часть — партийный аппарат (номенклатура), построенный по иерархическому принципу и обеспечивающий централизацию всей партийно-государственной власти. Партия аппарата выполняет чисто государственные функции по управлению обществом и принятию общезначимых (политических) решений и в то же время функции, свойственные политическим партиям (политическая социализация, рекрутирование в политику, агрегация интересов и т. д.). Вторая часть - масса рядовых членов партии, которые обеспечивают поддержку принимаемым решениям, т. е. партия поддержки. Она многократно разрастается за счет дочерних организаций: молодежных, женских, творческих, профессиональных и т. п.»3. Следует отметить при этом, что НСДАП при Гитлере никогда не пользовалась всевластием. Помимо собственно партийного руководства существовал разветвленный государственный аппарат, вышколенный и исполнительный, который и осуществлял повседневное руководство страной. Кроме того, нацистская партия
' Дюверже M. Политические партии. M., 2000. С. 329-330. 2 В этом разделе мы осознанно не рассматриваем российский опыт тоталитарной государственности, т. к. ниже будет представлен специальный раздел, посвященный историческому опыту нашего Отечества и его современному состоянию. Сопоставление тоталитаризма в Германии и СССР, разумеется, укажет на ряд общих и особенных черт, но режим Ш рейха значительно менее представлен в научной литературе, и именно поэтому мы рассматриваем его в контексте общетеоретических вопросов тоталитаризма. ^КозпихинИ. Ю. Указ. соч. С. 104-105.
в большей степени может считаться «партией поддержки», чем «партией власти». Функционеры НСДАП после 1933 г. получали государственные посты и собственно партийными вопросами не занимались.
Этому положению способствовало официальное признание «принципа фюрерства» как основы существующего режима. По убедительному мнению О. Ю. Пленкова, «словосочетание "принцип фюрерства" наиболее точно отражает сущность власти в Третьем Рейхе;
фюрер был единственной полномочной инстанцией во всех отношениях и сферах: даже в партии не было единого руководящего центра, а титул "рейхсляйтер НСДАП" был пустым звуком; партийные съезды НСДАП были способом и поводом продемонстрировать мощь и единство движения; до войны часто собирались конференции высших сановников Рейха, предназначавшиеся для оглашения каких-либо новых политических директив, но не для их одобрения»'.
Следует также указать и на тот факт, что централизованное планирование в экономической сфере в период 1933-1945 гг. оказалось достаточно э4)фективным. Современное жилищное строительство и пенсионное обеспечение позволили привлечь на сторону режима широкие слои населения, а планомерное повышение уровня жизни и ликвидация безработицы создали определенный запас прочности системе властвования. И еще одна черта нацистского режима. Массовый террор, свойственный тоталитаризму, в Германии 1933-1945 гг. в основном был направлен на население захваченных территорий и национальные меньшинства внутри самого рейха.
Другая форма тоталитарного режима существует в настоящее время в Китае, Северной Корее и на Кубе. Эти государства используют в качестве идеологической опоры марксизм-ленинизм, «обогащенный» местными идеями («чучхе», «идеи Мао Цзэдуна»). Китайский тоталитаризм, пожалуй, наиболее ярко сочетает в себе черты традиционного восточного деспотизма и современного модернизирующегося общества. Политический режим современного Китая в идеологическом плане заинтересован в том, чтобы «на основе теории строительства социализма с китайской спецификой сконцентрировать силы на социалистической модернизации. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, сохранять курс на реформы и открытость, постоянно совершенствовать различные социалистические институты... »2.
' Пленков О. Ю. Третий Рейх. Нацистское государство. СПб., 2004. С. 67. 2 Конституция КНР // Современное законодательство Китайской Народной Республики. М., 2004. С. 25.
Многие черты «классического тоталитаризма» сохраняются в Китае в полном объеме. К таковым относятся, в частности:
• наличие официальной идеологии;
• контроль за личностью;
• монопольное положение КПК.
Вместе с тем в 1976 г., после смерти Мао Цзздуна, начался период экономической модернизации государства и общества. При этом многие исследователи справедливо отмечают, что «сложившийся в древности и средневековье комплекс факторов, определявших жизнь китайского общества в течение более 20 веков, в той или иной (иногда сильно модернизированной) форме действует до сих пор. И хотя значение этих факторов снизилось (и будет снижаться), они продолжают существенно влиять на обстановку в стране, составляя основу "китайской специфики" на пути модернизации»'.
Если говорить о модернизации правовой системы Китая, то следует отметить сохранение тенденции превалирования запрещающих законоположений, несмотря на проводимую экономическую либерализацию. Практика применения уголовных и административных наказаний остается достаточно жесткой. Сохраняется и широкое применение внесудебных репрессий по отношению к правозащитному движению и иным формам проявления оппозиционности. При этом приверженность социализму не означает, что иная форма идеологической легитимации государственной власти в Китае опиралась бы на более гуманные принципы. Китайская история в целом циклична и заключается в постоянном стремлении правящего слоя любой ценой сохранить деспотическое государство. Право при этом оказывается в чисто служебной роли и лишь реализует идеологические установки власти. Это видно на примере эволюции уголовного законодательства. Уголовный кодекс КНР 1979 г. включал в себя 103 статьи, а к 1999 г. в нем уже насчитывалось 409 статей.
Сфера применения смертной казни не только не сократилась, но, напротив, расширяется, и в среднем за год приводится в исполнение около 2 тысяч смертных приговоров. Некоторые же отечественные исследователи уголовного законодательства КНР слишком уж благодушно настроены, что видно хотя бы из следующего утверждения:
«Конечно, несколько настораживает жесткость санкций в УК, не всегда она кажется оправданной и на практике. В деятельности правоохранительных органов нередко присутствуют нарочитая суровость и демонстративное неприятие подозреваемых в совершении преступлений. Отчасти это рецидивы прошлого, в какой-то степени - порожде-
' Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. М., 1994. С. 40.
ние нынешней атмосферы в обществе. Китаю с его огромным населением для продолжения поступательного движения по пути прогресса жизненно необходим элементарный порядок в стране и законопослушные граждане»'. Китайское уголовное законодательство, по сути, остается репрессивным и по-прежнему направлено на устрашение потенциальных правонарушителей. В частности, ст. 54 и 55 УК КНР детально регламентируют процедуру лишения граждан, совершивших преступление, политических прав. К этим правам законодатель отнес следующие:
• право избирать и быть избранным;
• право свободы слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций:
• право занимать должности в государственных органах;
• право занимать руководящие должности в государственных компаниях, на предприятиях, в непроизводственных единицах и народных организациях.
Лишение политических прав устанавливается на срок от 1 года до 5 лет. Кроме того, это наказание на основании ст. 56 У К КНР может быть применено к лицам, совершившим преступления против государственной безопасности, перечень которых достаточно обширен и расплывчат (например, «серьезное нарушение общественного порядка»). Все это очень напоминает так называемые «резиновые» составы преступлений советской эпохи, активно применявшиеся к инакомыслящим. Как и в СССР, на первом месте в Особенной части УК КНР расположены статьи за преступления против государственной безопасности, наказания за совершение которых носят неопределенный характер. Санкция формулируется следующим образом: «... наказывается пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок десять и более лет»2
Таким образом, заимствуя часто внешне структуру законодательства стран романо-германсной правовой семьи, Китай остается глубоко традиционалистской страной, несмотря на экономические реформы последних десятилетий. Господство традиционализма в политической и юридической практике, а также использование внесудебных репрессий вряд ли способствует реальному применению европейских правовых парадигм. Хотя, конечно, нельзя забывать и о том, что «в силу множества причин экономического, социального, политического характера китайский законодатель предпринимает усилия по соединению традиционализма с возможностями позитивного права, причем
' Ахмедшин X. М., Ахмедшин Н. X., Петухов А. А. Современное уголовное законодательство КНР. Уголовный кодекс КНР. М., 2000. С. 426. 2 Ст. 102УККНР.
приоритет, как и прежде, остается за первым. При первом приближении возникает желание выдвинуть ряд решительных возражений против соединения в социалистическом государстве двух нормативных систем традиционного и позитивного права. Но при более глубоком исследовании проблемы, с учетом того, что принципиально новый для китайского общества правообразовательный процесс находится на начальном этапе развития, а также исключительной сложности адекватного выражения в юридической форме производственных отношений КНР, отличающихся в условиях экономической реформы динамичностью структуры и содержания, появляются все более весомые основания оценивать практические шаги китайского законодателя как реалистические, в достаточной степени социально и исторически обусловленные»'
В политической же сфере, несмотря на проводимую либерализацию, власть Коммунистической партии Китая по-прежнему безраздельна, и это положение сохранится, видимо, и в обозримом будущем. Цикличность китайской истории прекрасно показывает постоянное воспроизводство традиционного образа жизни, при котором огромное значение в масштабах Китая приобретает административный надзор. Все это лишний раз подчеркивает недемократичность политического режима КНР.
Возвращаясь к типологии тоталитарных режимов, следует отметить тот факт, что рано или поздно, но наступает период «старения» этой системы властвования и она приобретает новые черты, отличные от прежних. К новым чертам можно отнести:
• одряхление представителей политической власти (результат действия принципа кооптации) и стремительное усиление роли бюрократии (результат всеобщего планирования и контроля);
• распад господствующей идеологии и утрата режимом легитим-ности в глазах народа;
• иммобилизм, т. е. малоподвижность системы, ведущая к экономическому упадку2.
По справедливому суждению ряда исследователей, «тоталитарный режим в конце концов сам себя толкает к гибели, рано или поздно обнаруживает свою неэффективность, нецелесообразность, несоответствие человеческой природе. В каких бы конкретных формах распад дряхлеющего тоталитарного режима ни происходил, он предполагает высвобождение из-под тотального контроля и регламентации какой-либо сферы общественной жизни: экономической, духовной
С. 40.
' Эмин Э. 3. Уголовное право Китайской Народной Республики. М., 1990.
^КозлихинИ. Ю. Указ. соч. С. 109-111 311
социально-политической, где и начинают формироваться зачатки, элементы и структуры гражданского общества, причем приоритет отдается общечеловеческим, демократическим нормам и ценностям»'.