II. Условия реализации программы




Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аудио аппаратурой. В связи с тем, что работа с учащимися балалаечниками предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепьяно). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса балалайки (примы) только хорошего качества.

Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.

Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.

Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе балалайки должен быть художественный репертуар –народные песни, произведения русских классиков, оригинальные произведения современных авторов.

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.

Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.

Правильная аппликатура является одним из элементов игры на балалайке. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники балалаечника, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение. Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.

III. Содержание учебно – тематического плана

Класс

Исполнительское развитие · Правильная и удобная посадка за инструментом. · Формирование игрового аппарата, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, организация рациональных игровых движений. · Осмысленное представление – звуковое и мышечное - об основных способах звукоизвлечения. · Развитие слухового контроля, умение слушать себя, свое звучание. · Приемы игры- pizz большим пальцем правой руки, арпеджиато. · Последовательное подключение пальцев левой руки в игру, точность фиксирования лада (особенно мизинцем). · Воспитание начальных исполнительских навыков. · Освоение штрихов – легато, стаккато · Освоение простых ритмических формул (сочетание половинных, четвертей, восьмых), выработка координации движений. · Понятие аппликатуры. · Хроматическая аппликатура. · Освоение приемов уверенной ориентировки на грифе до 5 лада «слепым методом» (тактильная ориентировка рук) и игры по открытым струнам. · Развитие интонационного, тембрового, звуковысотного слуха путём простейшего анализа несложного музыкального материала: определение лада, движения мелодической линии (вверх, вниз). · Чтение с листа несложных пьес в 1 позиции с простым ритмическим рисунком в тональностях до трех знаков включительно. · Знание знаков альтерации, динамических оттенков. · Умение объяснить знаки нотного сокращения (реприза, вольта), построение пьесы (в такт или из-за такта), паузы, темп. Технический комплекс: · во 2 полугодии - ознакомление с однооктавными мажорными гаммами до 2 - х знаков, арпеджио. · Этюды с простым ритмическим рисунком. Количество пройденных произведений за год: 3- 4 этюда, 15-20 попевок и пьес разного характера, 10-12 пьес для чтения с листа.
Нотная грамота, развитие музыкального кругозора · Исторические сведения об инструменте. · Ознакомление с инструментом в адаптированной форме, соответствующей возрасту ребёнка с использованием иллюстративного материала, средств мультимедиа. · Устройство балалайки. · Строй инструмента, обозначения струн, расположение нот на грифе до 7 лада. · Знакомство с понятиями тембр, темп, динамика, штрихи. Их роль в создании музыкального образа. · Работа с музыкальной информацией в виде ассоциативных иллюстраций на исполняемые пьесы. · Интеллектуальное и творческое развитие (умение словесно охарактеризовать исполняемое произведение). · Работа над характером произведения. · Изучение основных музыкальных терминов и нотной грамоты. · Объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте. · Вопросы на размышление: что такое музыка, кто такие музыканты (исполнители, композиторы), для чего человеку нужна музыка; знакомство с различными музыкальными инструментами (с помощью дидактических иллюстративных материалов, материалов мультимедиа, компьютерных игр. · Слушание музыки, определение характера, жанра, содержания. · Осознание ритмического своеобразия жанров. · Воспитание навыков самостоятельной работы. · Подготовка к концертному выступлению. · Воспитание внимательного слушателя, контроль за посещением ребёнком различных концертных мероприятий, проводимых в школе (и не только) и ориентированных на его возраст.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: