На счетах бухгалтерского учета регистрируются из-
менения в объектах учета, которые произошли в ре-
зультате хозяйственных операций. Для обобщения
всех изменений в целом по организации и проверки
правильности ведения учета составляются оборот*
ные ведомости.
Оборотная ведомость - это свод сальдо и оборо-
тов по всем счетам. Оборотные ведомости составляются как по синте-
тическим, так и по аналитическим счетам. Оборотные ведомости по аналитическим счетам
составляются по данным аналитических счетов, от-
крытых к конкретному синтетическому счету. По каж-
дому конкретному синтетическому счету, который
имеет аналитические счета, составляется отдельная
оборотная ведомость по аналитическим счетам. Су-
ществуют две формы оборотных ведомостей по ана-
литическим счетам:
1) для счетов, в которых применяется только де-
нежный измеритель. Они имеют форму, аналогичную
оборотной ведомости по синтетическим счетам;
2) для счетов, в которых применяются натураль-
ные и денежные измерители. Они составляются по
активным счетам, учитывающим материальные цен-
ности.
46.Оценка и калькуляция как элемент метода БУ.
Предметом бухгалтерского учета является кругооборот хозяйственных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В кругообороте имущества организации выделяются три взаимосвязанных процесса: снабжение, производство, реализация.
Два из них (снабжение и реализация) происходят в сфере обращения, один – в сфере производства. На всех стадиях кругооборота хозяйственных средств бухгалтерский учет должен отражать затраты организации, т.е. осуществлять стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Стоимостное измерение производится на двух элементах метода бухгалтерского учета: оценке и калькуляции.
Оценка – способ выражения хозяйственных явлений в денежном измерении. Величина оценки определяется количеством трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление или приобретение учитываемых объектов.
К оценке, как к одному из элементов метода бухгалтерского учета, предъявляются два основных требования: она должна быть реальной и единой.
Под реальностью оценки понимается объективное соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине. Реальность и правильность оценки объектов учета – необходимое условие построения всей системы бухгалтерского учета. Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета.
Под единством оценки понимается ее единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково во всех организациях в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования.
Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
В зависимости от характера операций и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Ответственность за своевременное и правильное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию подлежат обязательной проверке. Выделяют следующие виды проверок первичных документов:
1) проверка по форме предполагает проверку полноты и правильности оформления документов, заполнения реквизитов;
2) арифметическая проверка направлена на проверку правильности подсчета сумм;
3) проверка по содержанию состоит в определении законности документальных операций.
Внесение исправлений в кассовые (приходные и расходные кассовые ордера) и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
П
27.План счетов бухучета,его содержание и роль в обеспечении единой методологии учета.
План счетов бухгалтерского учета - перечень
синтетических счетов, отражающий систематизиро-
ванную группировку необходимой информации о все-
сторонней хозяйственной деятельности хозяйствую-
щего субъекта и определяющий такую организацию
бухгалтерского учета, которая позволяет получать
эту информацию для оперативного руководства и
управления, повседневного контроля в интересах
собственников, других заинтересованных лиц, орга-
нов государственной и исполнительной власти.
План счетов бухгалтерского учета является осно-
вой системы организации учета. В нем приведены
наименования и коды синтетических счетов (счетов
первого порядка) и субсчетов (счетов второго по-
рядка).
Для учета специфических операций предприятия
могут по согласованию с Министерством финансов
(или другим соответствующим органом) вводить при
необходимости в План счетов дополнительные син-
тетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, ис-
пользуются исходя из требований анализа, контроля
и отчетности. Предприятия могут уточнять содержа-
ние отдельных из них, исключать и объединять их, а
также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавли-
вается предприятием, исходя из положений и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета
основных средств, производственных запасов и т.д.).
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответ-
ствии с Инструкцией по его применению бухгалтер-
ский учет должен быть организован на предприятиях
всех отраслей народного хозяйства и видов деятель-
ности (кроме банков и бюджетных учреждений) неза-
висимо от подчиненности, формы собственности,
организационно-правовой формы, ведущих учет ме-
тодом двойной записи.
Инструкция регламентирует вопросы, имеющие от-
ношение к основным методическим принципам веде-
ния бухгалтерского учета. В ней приведена краткая
характеристика синтетических счетов и открываемых
к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначе-
ние, экономическое содержание обобщаемых на них
фактов, порядок учета наиболее распространенных
операций. Описание счетов бухгалтерского учета по
разделам приводится в последовательности, преду-
смотренной Планом счетов.
В Инструкции после характеристики каждого синте-
тического счета дана типовая схема корреспонден-
ции его с другими синтетическими счетами. В случае
возникновения фактов хозяйственной деятельности,
корреспонденция по которым не предусмотрена в ти-
повой схеме, предприятия могут дополнять ее, со-
блюдая основные методические принципы ведения
бухгалтерского учета.