СВ. ФЕОФИЛ ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ




По сведениям, сообщаемым Евсевием (IV,20) и блаж. Иеронимом, Св. Феофил был 6-ым или 7-ым, если Ал. Петра считать первым, - епископом Антиохийским, и занимал кафедру с 163 по 186 гг. О его жизни известно следующее: был язычник, получил эллинское образование, в христианство обратился после знакомства со Священным Писанием уже в зрелом возрасте.

Евсевий и Иероним называют ряд сочинений Феофила, из которых сохранились лишь его "Три книги Автолику" о вере христианской, написанные в разное время.

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕХ КНИГ К АВТОЛИКУ

Книги представляют собой три разновременно написанных сочинения (при Космоде 180-183), впоследствии объединенных в одно по общности адресата и содержания. Первая книга является как бы ответом на возражения образованного язычника Автолика, знакомого Феофилу. Феофил:

1. защищает христианское учение о Боге;

2. подвергается критике язычество;

3. говорит об имени христиан и о воскресении мертвых.

На требование Автолика показать ему Бога, Феофил высказывает глубокий взгляд, разделяемый и другими отцами, о зависимости или возможности познания Бога от нравственного состояния человека. "Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат... Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света. И хотя слепые не видят, свет солнечней все-таки существует и светит... Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало... Бог не открывается тем, кто... наперед не очистит себя от всякой скверны" (гл.2,с. 128-129). Познание Бога возможно из созерцания Его действия и промышления.

"Как душа в человеке невидима и незрима для людей, но познается чрез движение тела, так и Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его произведений и действий" (гл.5,с. 130-131).

И дальше приводятся основы космологического доказательства бытия Божия, развиваемые впоследствии многими богословами и мыслителями.

Таким образом, уже в этом мире можно познать Бога, а еще яснее будет это познание по достижение бессмертия в будущей жизни.

Т. к. Автолик не верит ни в Бога невидимого, ни в воскресение мертвых, то Феофил говорит о необходимости веры вообще. Вера необходима во всяком деле.

"Или не знаешь, что во всех делах предшествует вера? Какой земледелец может получить жатву, если прежде не вверит земле, семена? Кто может перейти море, если прежде не доверится

кораблю и кормчему? Какой больной может излечиться, если прежде не доверится врачу? Какое искусство или знание можно изучить, если прежде не отдадим себя, не доверимся учителю? Итак, земледелец верит земле, мореплаватель - кораблю, больной - врачу, а ты не хочешь довериться Богу, имея от Него столько залогов?" (гл.8, с. 133).

Слова о воскресении мертвых проникнуты большой силой убеждения.

"Ты не веруешь в воскресение мертвых. Когда оно совершится, - уверуешь волею-неволею, но вера твоя вменится в неверие, если ты не уверуешь" (гл.3,с.133). Феофил вполне удовлетворил бы требование Автолика показать ему воскресшего мертвеца, но не делает этого потому, что он все равно не поверит и приводит другие основания.

В этой же книге Феофил обличает многобожие, показывает нелепость и безнравственность языческих мифов.

В начале 3-й книги Феофил говорит о своем намерении показать в ней Автолику древность писания "в кратком изложении", чтобы Автолик "не обременился прочитать его и увидел пустословие прочих сочинителей" (гл.1).

Здесь он раскрывает ничтожество языческой литературы, писателей, философов. В противоположность описывается вера христиан в Единого Бога и их справедливая жизнь (9-15), древность их писаний.

На основании сравнения данных Библии и летоисчисления египетского, финикийского и римского Св. Феофил указывает год от сотворения мира 5695, что помогает определить год написания книги (5695-5508=187).

Книга заканчивается советом: "Если ты хочешь, прилежно читай эти книги мои, чтобы тебе иметь советника и залог истины" (гл.30, с. 191).

УЧЕНИЕ

Св. Феофил стоял под влиянием Филона, у которого позаимствовал и аллегоризм. Во взглядах на философию и эллинскую культуру Феофил приближается к Татиану; у философов он видит одни несообразности и противоречия. Но допускает и следы истины у поэтов и Философов и объясняет это либо зависимостью их от пророков, либо временным их освобождением из-под власти демонов, дающим возможность раскрыться естественному стремлению человека к познанию Бога. Главным источником вероучения считает пророков, хотя пользуется и новозаветными книгами.

В учении своем Феофил касается только общерелигиозных тем. Специально христологических элементов у него мало: нет учения об искуплении, даже имя Христа не упоминается и название христиан производится от помазания елеем при крещении.

УЧЕНИЕ О БОГЕ

Феофил высказывает общее всем апологетам высокое учение о Боге.

Вид Бога неописуем и неизъясним, ибо не может быть видим плотскими глазами. Его слава бесконечна, величие необъятно, высота непостижима, могущество неизмеримо, благость неподражаема, благодеяния неизреченны. Ибо если назову Его светом, то я скажу об Его творении; назову ли Его Словом, скажу о Его мудрости; назову ли Духом, скажу об Его дыхании; назову ли мудростью, скажу об Его порождении; назову ли крепостью, скажу об Его могуществе; назову ли силою, скажу об Его деятельности; назову ли Промыслом, скажу об Его благости; назову ли царством, скажу об Его славе; назову ли Господом, - назову Его судьею; назову ли судьею - назову Его праведным; назову ли Отцом, - скажу об Его любви... Бог безначален, потому что Он не произошел, - неизменяем, потому что бессмертен. Он называется Богом, потому что положил все в Своей крепости"(1,3-4,с. 128-130). Бог есть всемогущий Творец всего из ничего и Промыслитель".

УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ

В учении о Логосе Феофил различает два момента Его бытия - Логос эндлафэтос, внутреннее Слово Божие в до-мирном бытии, и Логос профорикос произнесенное Слово для творения мира (Филоновский термин). В том и другом случае он считает Его личные существом.

Слово рождено для творения и выступало также во всех богоявлениях.

УЧЕНИЕ О СВ. ДУХЕ

Святого Духа - называет часто Премудростью. Говорит, что Бог сотворил все Словом и Премудростью и к Ним обращался за советом о создании человека (П. 18, с. 153).

УЧЕНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ

Во II кн. Феофил первый упоминает термин "Троица" в ношении к Богу: "Три дня, которые были прежде светил созданы, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости" (гл.15,с.151).

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Бог "сотворил человека ни смертным, ни бессмертным", а средним, "способным к тому и другому" (11,27). Нарушив заповеди, человек стал сам виновником своей смерти. Учение о первородном грехе, как порче природы, выражено у Св. Феофила довольно ясно.

Грех повлек за собой и смерть, для животных одичание. Как потерял человек свое блаженство через неповиновение, так и возвратить себе вечную жизнь, может, через повиновение воли Божией и исполнение заповедей.

Как писатель, Феофил принадлежит к числу лучших апологетов: слог его простой, непринужденный и не лишен изящества.

ЕРМИЙ ФИЛОСОФ

Ермий известен только по сохранившемуся его сочинению "Осмеяние языческих философов". В рукописных кодексах его сочинений дается ему название философа.

По главной мысли сочинения и приемам изложения Ермий близко подходит к Св. Иустину и особенно Татиану. В его сочинениях можно видеть более подробные раскрытия сочинений Татиана: "Ты следуешь учению Платона, и вот эпикурейский софист открыто восстает на тебя. Опять ты хочешь следовать Аристотелю, и тебя ругает какой-нибудь последователь Демокрита" и т. д. ("Речь против эллинов").

Резко полемическое отношение Ермия к философии язычества и взгляд на ее происхождение напоминает первые времена борьбы христианства с язычеством. Поэтому большинство ученых издателей и исследователей творений древности относит Ермия к писателям-апологетам П-го или начала Ш- го в.

Сочинение Ермия вполне соответствует своему заглавию. В нем он подвергает критике философию, указывая противоречие философов в решении вопроса о душе человека и о начале всех вещей. Критика ведется довольно поверхностно, философские тезисы берутся вне своей связи, сопоставляются часто без системы, представляются в карикатурном виде, но при этом Ермию нельзя отказать в силе иронии и одушевленности речи. Слог его простой и непринужденный.

Начинается сочинение указанием на слова Ап. Павла: "Премудрость мира сего есть глупость в очах Божиих" (I Кор.). Параллельно ставится тезис, что философия получила свое начало от падения ангелов. Все это доказывается на основании разногласия философов.

Так, душу одни признают за огонь, другие - за воздух, третьи - за ум, четвертые - за движение, испарение, воду, кровь и т. д. Одни считают бессмертной, другие - смертной, превращают ее из одного вещества в другое.

"Признаюсь - такие превращения поражают во мне отвращение. То я бессмертен, и радуюсь; то я становлюсь водой, становлюсь воздухом, становлюсь огнем; то я не воздух и не огонь, то меня делают зверем, или превращают в рыбу, и я делаюсь братом дельфинов. Смотря на себя, я прихожу в ужас от своего тела, не знаю, как назвать его, человеком ли, или собакой, или волком, или быком, или птицей, или змеем, или драконом, или химерою. Те любители мудрости превращают меня во всякого вида животных; в земных, водяных, летающих, многовидных, диких или домашних, немых или издающих звуки, бессловесных или разумных. Я плаваю, летаю, парю по воздуху, пресмыкаюсь, бегаю, сижу. Является, наконец, Эмпедокл, и делает, из меня растение /гл. 2, с. 198/.

Еще несуразнее мнение всех философов о начале всех вещей. Ермий говорит, что все это способно только вскружить голову, но не ведет к истине. Является Пифагор, изменяет огонь, воду, мир. Эпикур же предлагает исчислить и другие бесчисленные миры. Так без конца тянется мрак невежества, заблуждения.

Следовательно, бесполезна и недостижима цель усилий философов, которая "не оправдываемая ни очевидностью, ни здравым разумом" человека.

Сочинение Ермия - это острый своеобразный ответ на насмешки философов над кажущейся простотой христианства.

МИНУЦИЙ ФЕЛИКС

Один из первых церковных писателей, писавших на латинском языке. Сведения о нем имеются у Лактанция (начало IV-ro века) и у блаж. Иеронима. Марк Минуций Феликс (2-я пол. II в. - начало III-го в.) по образованию и деятельности адвокат, принял христианство в зрелом возрасте, перевел "От ночи лжи к свету истины". Жил в Риме, но сохранил тесную связь с провинциями в Северной Африке, может быть, там родился.

Из его сочинения сохранился диалог "Октавий" - сочинение, написанное в защиту христианства в распространенной в то время форме философских диалогов, где отдельное лица высказывают свои мысли по какому-либо философскому вопросу. Возможно, что участники диалога Минуция Феликса были реально существовавшие лица; - сам автор (Марк), Цецилий - язычник, и Октавий - христианин.

В начале диалога рассказывается, что три его участника, воспользовались свободным временем, совершают прогулку на живописный берег моря в Остию. Сама прогулка живо описана. В то время Октавий заметил, что Цецилий по язычески приветствовал Сераписа (поцеловал свою руку). Свое удивление Октавий высказал своим спутникам. Это стало причиной для разговора о христианстве. Цецилий высказал все обвинения против христиан, которые были распространены в то время. Октавий в том же порядке возражал ему, поэтому композиция диалога простая. Главные мысли Цецилия - это:

A) трудность богопознания;

Б) необходимость отечественной религии;

B) чудовищность нравов и учения христиан.

Цецилий скептик считает, что "необразованные" и "невежественные" не должны рассуждать о сущности вещей и Божестве, тем более что везде и во всем господствует "решительный случай", проявляется "таинственная природа". Поэтому удобнее держаться старины, религии предков. После таких соображений Цецилий переходит к прямым обвинениям христиан - "жалкой и запрещенной секты" (гл. 8) - в преступных извращениях, якобы совершающихся в Христианских собраниях. "Ужасные святилища этого общества умножаются и наполняются по всему миру. Надо его искоренить, уничтожить" (гл. 9). Особенно возмущает Цецилия, что христиане "не боятся смерти, но бояться умереть после смерти. Так обольщает их обманчивая надежда и заглушает в них всякий страх".

После этого начал Октавий отвергать все шаг за шагом. Осмотрев противоречия Цецилия, сомневается в бытии Бога и считает необходимой религию предков. Октавий призывает к исследованиям себя самих и всего мира, указывая на разум, данный человеку, чего не имеют животные, "наклоненные и обращенные к земле, неспособные ничего видеть кроме пищи" (гл. 17). На основании признания разумности устройства мира, животных и человека, говорит о Боге; высказывает взгляды, общие христианским писателям того времени. "Бог-Отец всех вещей, не имеет ни начала, ни конца... Он несущее вызвал к бытию Своим Слово, привел в порядок Своим разумом, совершил Своей силой. Он выше чувств, бесконечен, неизмерим, и во всем Своем величии; известен Самому Себе" (18 гл.) и др. С таким мнением о Боге - начале всего, сходятся высказывания наиболее глубоких философов. В противоположность этому языческие мифы только "басни и заблуждения, которые мы наследовали от невежественных отцов" (22 гл.).

Переходя к возражениям против обвинений христиан в различных преступлениях, Октавий говорит: "Как несправедливо вы поступаете, когда судите о том, чего не знаете... Сколько времени не находилось человека, который заявил бы об этом, хотя мог бы рассчитывать не только на прощение, но и на награду за свое открытие: такова невинность христиан, что они не стыдятся и не краснеют, когда их осуждают, но жалеют только о том, что раньше не были такими" (28 гл.). Все подобные обвинения - только басни, изобретенные демонами.

Также как и др. писатели-апологеты, Октавий говорит о "будущем воскресении" и отвергает веру в судьбу: "Чтобы ни делала судьба, у человека душа свободна, и в нем судится действие, а не внешнее положение".

Воодушевляясь, все более и более, Октавий доказывает; что христиане не так несчастны, как думал Цецилий. "Что мы по большей части слывем бедными - это не позор для нас, потому что душа как расслабляется от роскоши, так укрепляется от умеренности. Да и как может быть беден тот, кто не имеет недостатка, не жаждет чужого, кто богат в Боге? Скорее беден тот, кто имея многое, домогается еще большего... Как путешественнику тем удобнее идти, чем меньше он имеет с собою груза, так точно на этом жизненном пути блаженней человек, который облегчает себя по средством бедности и не задыхается от тяжести богатств. Если бы мы считали бы их полезными, то просили бы их у Бога, и Он, без сомнения мог бы дать сколько-нибудь, потому что все принадлежит Ему... Мы более стремимся к невинности сердца, более желаем терпения, более стараемся быть добрыми, нежели расточительными... Посему не думайте, чтобы Бог не был силен помочь нам или оставил нас, ибо Он управляет всем и любит Своих; но Он подвергает каждого для испытания; Он смотрит на его нравственное расположения в опасностях и следит до последнего вздоха за волей человека, зная, что у Него ничего не может погибнуть. Таким образом, мы испытываемся несчастьями, как золото огнем" (гл.36).

Особо сильное впечатление производит христианин, не боящийся мученичества: "Какое прекрасное зрелище для Бога, когда христианин борется со скорбь, когда он твердо стоит против угроз, пыток и казней, когда он смеется над страхом смерти и не боится палача; когда он сохраняет свет, свободу пред царями и владыкам, и преклоняется только пред Богом, Которому он принадлежат; когда он, как торжествующий победитель смеется даже над тем, кто приговорил его к казни... Чего нам больше желать, когда в наше время открылось познание истинного Бога? Будем пользоваться нашим благом, будем держаться правила истины. Да прекратится суеверие, да посрамится нечестие, да торжествует религия!" (гл. 37,38).

По окончании речи наступило минутное молчание. Его прервал Цецилий, который сказал: "Мы оба победили; и я по справедливости приписываю себе победу; ибо Октавий победил меня, а я одержал победу над заблуждением. Что касается до сущности вопроса, то я исповедую Провидение, покоряясь Богу, и признаю чистоту религиозного общества, которое отныне будет и моим" (гл. 40).

"После чего, - заканчивает диалог, - радостные и веселые мы отправились в путь. Цецилий радовался тому, что уверовал, Октавий - что разрешил его заблуждения; а я - обращению Цецилия и победе Октавия" (41 гл.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: