ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8. Роман (жанр: эпическая проза - роман-эпопея, роман, повесть




1. Русский роман ХIХ века и его экранные прочтения (фильмы «Война и мир» С.Ф.Бондарчука, «Братья Карамазовы» И.А.Пырьева, «Анна Каренина» А.Г.Зархи).

 

Роман (жанр: эпическая проза - роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка) отличается многоплановым сюжетом, широкой панорамой изображаемых событий, большой протяженностью во времени. По словам М.М.Бахтина, именно роман сделался «жанром, идущим во главе процесса развития всей литературы нового времени». В русской литературе роман зародился во второй половине ХVIII века). На развитие жанра оказал мощное влияние «Евгений Онегин» Пушкина — уникальный в своем роде опыт «романа в стихах». Пушкину принадлежат первые опыты исторического романа («Арап Петра Великого», «Капитанская дочка»). В формирование жанра роль сыграли «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Мертвые души» Н.В.Гоголя, хотя авторы не применяли термин «роман». В течение ХIХ века сформировались жанровые разновидности русской романистики: роман исторический («Князь Серебряный» А.К.Толстого, «Ледяной дом» И.И.Лажечникова), философский («Русские ночи» В.Ф.Одоевского), фантастический («Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского), бытовой («Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина), политический («Что делать?» Н.Г.Чернышевского), приключенческий («Петербургские трущобы» В.В.Крестовского). Вершины русской романистики ХIХ века связаны с творчеством И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Роман стал системообразующим фактором отечественной культуры и оказал мощное воздействие на мировой литературный процесс. Первые опыты экранизации произведений романного жанра появились еще в период немого кино: фильмы Я.А.Протазанова и В.Р.Гардина «Анна Каренина» (1914), «Николай Ставрогин» (1915, по роману «Бесы»), «Война и мир» (1915). Самые значительные воплощения романа ХIХ века в отечественном кинематографе: «Война и мир» С.Ф.Бондарчука (1965–1967) – производство 6 лет, буквальное повторение событий романа, новаторский прием съемки панорам батальных сцен; «Анна Каренина» А.Г.Зархи (1967) – считается эталонным, тонкий психологизм – красный цвет во сне Анны, в беспамятстве; «Братья Карамазовы» И.А.Пырьева (1968) – экранизация основной линии романа, яркая эмоциональная, не успел завершить, умерев.

 

2. Основы теории экранного искусства: событие как единица сюжетосложения, фабула и сюжет, структура сюжета, композиция сюжета.

Всё, что происходит, всё, что случается с нами в жизни – это факты. Наше личное отношение к факту, к «случившемуся» может превратить его в событие. Событие это факт, несущий в себе эмоциональное переживание. Переломные моменты в сюжете, после которых герои оказываются в изменившихся обстоятельствах, у них меняется задача и мотивации. В пьесе, сценарии мы сталкиваемся с художественной системой событий, каждое из которых было отобрано субъективной волей автора. Авторский отбор происходит по признаку значимости для сюжета и опирается на отношение автора к фактам. Становиться событием, несёт в себе авторское отношение и авторскую концепцию. Событие - элемент сюжета. Сюжет совокупность событий, которые проявляются в драматическом (развитие конфликта) действии и в которых раскрывается художественное содержание. Кроме термина «сюжет» для анализа драматургического произведения часто используют термин «фабула». Этот термин не имеет утверждённого значения. 1 - Сухое хронологическое перечисление событий. 2 - Сюжет и фабула это синонимы, т.е сухое перечисление событий в произведении. 3 – это драматургический материал, не несущий авторского отношения и, поэтому, фабула это хронология фактов. А сюжет форма для драматургического материала, которая определяется авторским отношением. Поэтому сюжет всегда меньше фабулы из-за процесса авторского отбора. В результате драматургический материал может быть один, как хронология фактов, а сюжетов может быть много и, в зависимости от авторского отношения, эти сюжеты могут быть разных жанров: драма, трагедия, комедия. Структура сюжета: Экспозиция (предлагаемые обстоятельства). Завязка (начало истории, которая стала возможной благодаря предлагаемым обстоятельствам). Перипетии (ряд событий, в которых развивается конфликт). Кульминация (момент наивысшего эмоционального напряжения, перелома, решающее столкновение, после которого дальнейшее развитие конфликта невозможно). Развязка (завершающая часть сюжета, где разрешается и завершается драматургический конфликт произведения). В практике режиссуры эти термины часто заменяются другими, например: «Ведущее предлагаемое обстоятельство», «Исходное событие», «Определяющее событие», «Центральное событие», «Главное событие», «Финальное событие». Композиция сюжета взаиморасположение частей сюжета для определённого автором их взаимодействия - "художественно построенное распределение событий". Такое распределение определяется авторской волей и часто бывает не хронологическим. Может начаться с финала. Примеры «Герой нашего времени» Лермонтова или «Криминальное чтиво» Тарантино.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: