ЭССЕ по дисциплине «Экологическое право»
Студент Положий С.Д., гр. Юб 2004
Тема: ФОРМЫИ МЕТОДЫПУБЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Таможенные органы, их задачи и функции.
2. Полномочия таможенных органов в области обеспечения экологической безопасности.
3. Формы и методы деятельности таможенных органов в области охраны окружающей среды.
4. Основные таможенные проблемы России в области экологии (контрабанда), примеры, пути решения.
Литература и иные источники, использованные в эссе
ВЫВОД
Приложение (иллюстративный материал)
ВВЕДЕНИЕ
В данном эссе я рассмотрю возложенные на таможенные органы функции в области охраны окружающей среды и природопользования.
Охрана окружающей среды – нынешняя необходимость, связанная с развитием индустриализации. Природа тесно связана с человеком, с его здоровьем и духовным состоянием. Важно проводить комплекс мер, предназначенных для предотвращения, или хотя бы ограничения отрицательного влияния деятельности человека на окружающую среду.
Существует множество законов об охране окружающей среды, в частности те, которые возлагают ответственность на таможенные органы. Например, транзитные перевозки растений, животных, и других особо ценных организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации.
Таможенные органы, их задачи и функции
Таможенное право, являясь относительно молодой отраслью современного права, нуждается в теоретическом исследовании юридических особенностей и закономерностей таможенных процессов, включая и такую теоретико-правовую категорию, как форма таможенного управления.
Форма деятельности таможенных органов представляет собой внешнее выражение воздействия их должностных лиц на подчиненных субъектов управления (участников внешнеторговой деятельности, лиц оказывающих услуги в области таможенного дела, физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу и т.д.). Кроме того форма по отношению к профессиональной деятельности таможенных служащих считается способом проявления юридической основы и цели их деятельности.
В рамках реализации определенных в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон об охране окружающей среды) правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды на органы государственной власти, в частности на таможенные органы, возложенные следующие функции государственного управления:
- осуществление отдельных методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
- экологическими видами нормирования, лицензирования и сертификации;
- проведение оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;
- обеспечение установленных правовых режимов при природопользовании и осуществлении иной хозяйственной деятельности;
- объявление и установление режима зон экологического бедствия, установлением защиты окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение установленных правовых режимов охраны природных объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;
- осуществление государственного экологического мониторинга и государственного экологического надзора;
- выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде;
- определение мер за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Особенностью таможенного дела является его сложный функциональный характер. В силу чего при научном изучении и теоретическом выявлении закономерностей, присущих таможенному администрированию, возникает очевидная потребность в осуществлении систематизации его форм.
Анализируя положения действующих актов таможенного права (национального и интеграционного) становится очевидным, что в отношении таможенных органов нормативно закреплен широкий спектр задач и функций. В связи с чем, выбор каждой формы осуществляется должностными лицами данных органов индивидуально в зависимости от особенностей конкретного дела, характера действий, ситуации и требований таможенно-правовых норм. Нарушение правил выбора формы влечет незаконность (ничтожность) акта управления.
Полномочия таможенных органов в области обеспечения экологической безопасности.
Контроль таможенными органами законности оборота экологически чувствительных товаров (ЭЧТ) является одним из важнейших направлений природоохранной деятельности Федеральной таможенной службы. Традиционно к данной категории товаров относятся либо экологически опасные товары, являющиеся источниками экологических рисков (озоноразрушающие вещества, радиоактивные, пестициды, опасные отходы и т.д.), либо экологически охраняемые товары (лесоматериалы, виды исчезающих либо находящихся под угрозой уничтожения животных и растений, их дериваты).
Федеральный закон об охране окружающей среды содержит прямую норму, закрепленную в п. 3 ст. 60 («Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов»), согласно которой ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Согласно другой прямой норме, закрепленной в п. 2 ст. 69.1 Федерального закона об охране окружающей среды, государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется на основе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в части, касающейся ввезенного в Российскую Федерацию и вывезенного из Российской Федерации количества озоноразрушающих веществ.
Еще большее число направлений деятельности (функций) таможенных органов в области охраны окружающей среды и природопользования, регламентируемых в Федеральном законе об охране окружающей среды, выявляется с учетом отсылочного характера многих его норм.
В частности, механизмом реализации ст. 17 Федерального закона об охране окружающей среды («Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды»), помимо установления налоговых и иных льгот, может быть освобождение от уплаты таможенных сборов. Исходя из этого, можно определить, что таможенные органы осуществляют (участвуют в осуществлении) отдельных методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
К важнейшим полномочиям ФТС России в области администрирования законности оборота экологически чувствительных товаров относятся следующие управленческие функции:
— осуществление контроля трансграничного перемещения ЭЧТ;
— проверка соблюдения запретов и ограничений, установленных для данной категории товаров и в общем экологически-ценных товаров;
— выявление, расследование правонарушений и привлечение лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил, установленных международными актами и национальным правом в отношении данной категории товаров.